Конспект психологического занятия для младших школьников

Конспект психологического занятия с детьми  «Путь к дружбе»

Автор: Асоскова Светлана Алексеевна, педагог - психолог ГБОУ СОШ №519 г. Москва.

Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект психологического занятия с детьми младшего школьного возраста, в форме тренинга. Такая форма проведения позволяет детям почувствовать себя более комфортно и легко познакомиться с теми качествами человека и правилами, которые позволяют стать хорошим другом.

Цель: познакомить детей с правилами, которые способствуют  созданию дружеских отношений.

Задачи: коррекция и развитие процесса общения  и взаимоотношений детей, развитие понимания личностных особенностей каждого человека, осознание восприятия себя окружающими людьми, получение навыка выстраивания дружеских отношений.

Стимульный материал: заготовка силуэтов мальчика и девочки без выражений лица по количеству человек, палочки разных цветов, магнитофон с музыкой: «Настоящий друг», «Лебединая песня»,  цветные карандаши, картинки с написанными правилами, плакат с надписью «Дружба», вырезанные из бумаги облачка.

Содержание конспекта:

По длинной, дикой, утомительной дороге шел человек с собакой. Шел он себе, шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним - оазис! Прекрасные ворота, за оградой - музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.

"Что это такое?" - спросил путешественник у привратника.

"Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему".

"А есть там вода?" - "Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны..."

"А поесть дадут?"

- "Все, что захочешь".

"Но со мной собака".

- "Сожалею сэр, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь".

И путешественник пошел мимо.

Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.

"Я хочу пить" - попросил путешественник.

"Заходи, во дворе есть колодец"

"А моя собака?"

- "Возле колодца увидишь поилку".

"А поесть?"

- "Могу угостить тебя ужином".

"А собаке?"

- "Найдется косточка".

"А что это за место?"

- "Это рай".

"Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай - там".

- "Врет он все. Там ад".

"Как же вы, в раю, это терпите?"

- "Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей".

Скажите, а у вас есть друзья?

Что значит дружить??

Как много важных слов вы сейчас назвали.

Скажите,  а дружбе можно научиться?

А чтобы чему-то научиться, что мы сначала должны узнать? (правила)

Вот сегодня мы с вами и постараемся узнать эти правила.

А начнем мы пожалуй со знакомства.

Упражнение на знакомство «веник».

На столике вы видите цветные палочки. Каждый участник  берет одну палочку. Каждый участник называет свое имя и рассказывает, почему выбрал этот цвет.

А теперь попробуйте сломать свою палочку.

Ну как легко сломалась???

А теперь посмотрите, у меня в руках 8 палочек? как вы думаете, так же легко будет их сломать…

Как вы думаете на какое правило дружбы похоже то, что мы сейчас делали??

Правила:

Оказывать помощь.

Уважать право друга иметь других друзей кроме себя.

А вы когда – нибудь обращали внимание,  когда утки летят на юг, как они крякают? Как вы думаете зачем??

Утки криками подбадривают летящих впереди, чтобы они не сбавляли скорости.

Скажите а как люди,  т.е. мы с вами можем друг-друга подбадривать??

Сейчас я предлагаю вам попрактиковаться в этом и сыграть в игру «Комплимент».

Упражнение «Комплимент».

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу.

Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнеры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Приятно ли  вам было слушать комплименты в свой адрес? Что было приятнее говорить или принимать комплимент? Как  часто в жизни вы и вам говорят комплименты?

Правила:

Стараться чтобы другу было приятно в твоем обществе.

Радоваться вместе с другом успехам, победам.

А сейчас я снова предлагая вам сыграть в игру.

Упражнение «Слепой и поводырь».

МУЗЫКА

По комнате раскладываются предметы и препятствия. Участники группы делятся на пары. Один закрывает глаза. Второй становится поводырем. Он должен провести партнера по всей группе, обходя при этом препятствия. Затем участники пары меняются ролями.

Скажите, а что должен испытывать «слепой», чтобы спокойно следовать за повадырем?

Правила:

Доверять.

Но доверять мы можем не только свою жизнь, но и тайны.

Знаете, в животном мире множество примеров дружбы, которым нам подчас можно только позавидовать.

МУЗЫКА

А сейчас прослушайте отрывок из одной песни, которая называется «Лебединая верность»

Насколько самоотверженно поступает он по отношению к своей подруге.

И вот, например те же самые гуси, когда  заболевает один из них, или кого-то ранят. То 2 гуся сопровождают и охраняют его до последнего момента, пока тот либо не выздоровит, либо не умрет. И лишь потом летят либо отдельно, либо прибиваются к другой стае, чтобы догнать своих.

А как это происходит у людей?

Упражнение «Облака»

МУЗЫКА

Облачка раскладываются  на определенном расстоянии друг от друга , но так, чтобы можно было перешагнуть с одного на другое без помощи. Детям предлагается пройтись по облакам. Затем облачко убирается и расстояние становится больше, затем еще одно и так далее пока расстояние не станет таким, что без помощи товарища они не смогут переступать.Дети должны догадаться о том, что нужно помочь товарищу, если они не догадываются, то ведущий намекает на то, что чтобы преодолеть сложность нужно взяться за руки.

Сложно ли было перешагивать одному, и как когда в помощь пришел товарищ?.

Правила:

Не критиковать.

Поддерживать в трудные минуты

Смотрите сколько правил дружбы мы открыли

МУЗЫКА

Запомните, что особое место, в развитии каждого человека играет дружба. Когда вы обретаете друзей, вместе преодолевая трудности, насмешки, непонимание, вы на самом деле поднимаетесь на следующую, новую ступенечку развития.

Плакат «Дружба».

В качестве рефлексии детям раздаются силуэты  мальчиков и  девочек, но без изображения лица. Они дорисовывают эмоции, которые испытывают сами, по окончании занятия. Затем создается общий плакат «Дружба».

Посмотрите внимательно на плакат и на лица, которые вы изобразили. Какие эмоции преобладают на нем. Вот видите, что дружба приносит положительные эмоции.

Запомните, что учиться дружить никогда не поздно!!!

Рекомендуем посмотреть:

Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»

Ирина Рудакова # 5 сентября 2013 в 23:16 +2
Светлана Алексеевна, спасибо за разработку занятия. Для нашего времени тема дружбы очень актуальна. К сожалению, многие дети сейчас растут индивидуалистами и эгоистами. Они не умеют не только дружить, но и, элементарно, общаться друг с другом. Мы в силах исправить эту ситуацию.
С уважением, Ирина.
Оксана Георгиевна Проскуровская # 17 декабря 2013 в 17:14 +1
По опыту могу сказать, что ребятам всегда интересны различного рода игры и упражнения, которые выходят за рамки школьной жизни. Они всегда с охотой принимают участие. И главное: они умеют показывать свои чувства, говорить открыто. Такие занятия необходимы. Лично я буду их использовать в рамках классного часа. Спасибо.
Людмила Чучадеева # 1 марта 2014 в 16:45 +1
Каждый классный руководитель много работает над проблемой дружеских отношений в классе.Детям почему-то трудно сказать друг другу доброе,ласковое слово, но их, как бы это трудно не было, нужно этому учить.Данное занятие на интересных упражнениях позволяет детям сблизиться в коллективе, относится друг к другу более положительно.Обязательно проведу такое занятие в своём классе.Спасибо!
Регина Сириновна Сабирзянова # 19 июня 2014 в 02:15 +1
Светлана Алексееевна! Ваше психологическое занятие "Путь к дружбе" в интересной форме позволяет ребятам раскрыться. посмотреть на себя и других с другой стороны, подружиться. После тренинговых упражнений ребята станут терпимее, добрее. Спасибо Вам! +1!
Татьяна Юрьевна Анисимова # 29 октября 2014 в 12:12 0
Очень хороший конспект урока. Упражнение "Облака" - очень наглядно демонстрирует уровень межличностных отношений в классе. А для упражнения "Слепой и поводырь" очень важно учителю проконтролировать, кто с кем встает в пару, иногда в некоторых классах есть изгои и изолированные, с которыми другие ребята не хотят вставать в пары.И это задача педагога найти пару каждому ребенку так, чтобы данное упражнение пошло на пользу, а не во вред участникам.
Татьяна Шеремет # 7 ноября 2014 в 19:14 0
конспект психологического занятия с детьми младшего школьного возраста, в форме тренинга. Такая форма проведения позволяет детям почувствовать себя более комфортно и легко познакомиться с теми качествами человека и правилами, которые позволяют стать хорошим другом.
Татьяна Викторовна Шеремет # 8 ноября 2014 в 12:04 0
Конспект психологического занятия с детьми младшего школьного возраста, в форме тренинга. Такая форма проведения позволяет детям почувствовать себя более комфортно и легко познакомиться с теми качествами человека и правилами, которые позволяют стать хорошим другом
Юлия Дмитриевна Вагина # 7 февраля 2015 в 17:48 0
Интересная разработка, спасибо за ваш труд! Взяла на заметку!!!
Наталья Николаевна # 19 декабря 2015 в 12:41 0
Интересные упражнения. Но. на мой взгляд,песня "Лебединая верность" для более старших ребят,так же как и притча.
Оксана Анатольевна Азарова # 6 апреля 2016 в 11:33 0
Очень познавательная разработка.замечательная притча, но мне кажется её лучше использовать с более старшими детьми.Тема весьма актуальна в наше время. Современные дети слишком компьютеризированы и не умеют дружить, им сложно сказать что-либо приятное друг другу. Здорово, что вы поднимаете столь важную тему.
Ксения Александровна Демченко # 8 апреля 2018 в 22:43 0
Интересно выстроено занятие. думаю, оно способствует тому что бы дети задумались о том а как они себя ведут, а также при помощи взрослого можно по-новому на кого-то взглянуть.
С притчей только нужно поаккуратней, не все родители одобрят тему рая и ада, и не вся администрация позволит упомянуть о смерти.
Марина Владимировна Валеева # 15 апреля 2018 в 13:31 0
Хороший материал, однако я бы его дополнила диагностикой (индивидуальной и групповой): как дело обстоит с дружбой; рекомендациями (набором рекомендаций на разные варианты исхода занятия). Также хотелось бы уточнить возрастную категорию - все же дети в 1 и 4 классе сильно отличаются.