Конспект психолого-педагогического занятия в подготовительной группе

Из опыта работы педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении по психодиагностике семейных отношений

Автор: Луковникова Виталия Викторовна, педагог-психолог МБДОУ ЦРР – детский сад №42 «Родничок», г. Видное Московская область

Описание материала: Предлагаю Вам материал по психодиагностике семейных отношений на занятии с детьми подготовительной группы (возраст: 6-7 лет). Использование данного материала может привлечь не только специалистов, но и педагогов для разрешения спорных моментов в детско-родительских отношениях. Занятие проходит в игровой форме, что способствует интересу детей.

КОНСПЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ЦЕЛИ: диагностика семейных отношений; снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Оборудование: карандаши, подготовленные листы формата А4 с заданиями, мягкая игрушка.

Ход занятия

1. Упражнение «Ласковое имя»

2. Диагностика семейных отношений.

3. Релаксация

Занятие начинается на ковре.

Психолог: Здравствуйте! Сегодня мы с вами вспомним, как называют нас родители, поработаем за столами и успеем побывать в сказочной стране. А для начала вспомним несколько правил на занятии. У нас в гостях Пуфа (мягкая игрушка). Помните его?

Дети: Да!

Психолог: Когда Пуфа попадает к вам в руки, говорите только вы. Сейчас Пуфа находится у меня в руках. Кто говорит?

Дети: (показывают пальцем на педагога)

Психолог: Молодцы! А остальные, молча, слушают. А теперь давайте вспомним, как родители называют вас ласково по имени. Меня зовут Виталия Викторовна. Родители называют меня Виточка. А тебя?

Упражнение «Ласковое имя».

Передаю игрушку следующему. Дети по очереди называют свое имя в уменьшительно-ласкательной форме.

Психолог: Спасибо! Теперь я знаю, как вас называют ваши родители, потому что вы для них самые родные и любимые. Предлагаю вам присесть за столы.

Дети рассаживаются за столы. Достают цветные карандаши. Педагог раздает подготовленные задания.

Диагностика семейных отношений (адаптированная методика Рене Жиля)

Психолог: Посмотрите внимательно! Вам раздали листы с заданиями. Найдите задание №1. Здесь изображен круглый стол. За ним сидят мама, папа, брат, сестра, бабушка и дедушка (вся инструкция сопровождается уточнением с помощью указки на доске). Возьмите карандаш зеленого цвета. Поставите «крестик» туда, где вы хотели сидеть.

Посмотрите задание №2. Видите круглый стол?! За ним никто не сидит. Поставьте «крестик» красного цвета и обозначьте свое место.

Продолжаем далее. Задание №3. Здесь изображен стол с пятью посадочными местами. За ним сидят ваши мама и папа,  а также три незнакомых человека. Вы их не знаете. Куда бы вы присели? Обозначьте «крестиком» желтого цвета.

Последнее задание. Возьмите синий карандаш. Найдите задание №4. За столом сидят мама и папа. Обозначьте место, куда бы вы сели.

Молодцы!!! (подписываются работы). И мы снова возвращаемся на ковер. Ложитесь на ковер.

Релаксация

Психолог: Сильно сжимает ладони в кулачки. Один, два, три, четыре, пять… Расслабляем. (3 раза). Напрягаем ноги. Один, два, три, четыре, пять… (3 раза). Закрываем глаза и внимательно меня слушаем. Представьте себе, что вы попали в сказочный лес. Высокие зеленые деревья. Голубое небо. Ярко светит солнце. Вы идете по тропинке. И вдруг видите водопад. Свежий-свежий. Голубой-голубой. Он сильно журчит. Вы чувствуете капельки на своем лице. Вдруг сквозь водопад выходит старенький-старенький волшебник. У него длинная седая борода. Он подходит к вам и тихо говорит: «Ты можешь загадать желание, которое обязательно сбудется, если ты веришь в меня…» Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять… Вы поворачиваете голову, а волшебник уже исчез. Вы снова видите водопад, возвращаетесь по тропинке обратно. Сквозь лес… Один, два, три… Открываете глаза, вы снова в группе. Смотрим на потолок, вправо влево. Поднимаемся!

Далее психолог предлагает обсудить, что понравилось. Дети по очереди, держа в руках мягкую игрушку, рассказывают о своих впечатлениях.

Психолог: А мне понравилось сегодня, как вы себе вели, внимательно слушали меня и отлично справились со всеми заданиями. Молодцы!

По завершению занятия заполняются психологические тетради, в которые вклеивается задание для родителей.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе «Дружба – это хорошо!»

Авторская программа «Арт-психология как средство профессионального и личностного становления»

Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Антистрессовые игры с элементами музыкотерапии для подростков

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Зоопарк»

Олеся Вайцель # 29 октября 2013 в 19:12 +1
Я тоже использую в работе эту методику диагностики семейных отношений. Интересен и полезен Ваш опыт! Теперь буду применять методику и в рамках занятия с детьми. Спасибо Вам!!!
Виталия Луковникова # 6 ноября 2013 в 13:20 0
Рада обмениваться различными способами работы)))
Спасибо за добрые слова!)))
Кадрия Фяритовна Антошкина # 9 ноября 2016 в 19:56 0
Замечательная находка по развитию эмоциональной сферы дошкольников. Присоединяюсь ко всем комментариям. Беру на заметку и голосую. Желаю успехов и новых творческих идей.
Алена # 30 октября 2013 в 22:40 +1
Спасибо за опыт! Напомнили об этой методике.
Виталия Луковникова # 6 ноября 2013 в 13:21 0
Спасибо)
Удачи в работе!
Татьяна Гришанова # 22 декабря 2013 в 23:46 +1
Вы раскрыли мне возможности проведения данной методики в рамках занятия. Согласна с вами, что игровая форма,дружеская атмосфера способствует  раскрепощению детей.
Светлана Андреевна Пятницкая # 6 февраля 2014 в 01:40 0
Хоть я и имею доп.образование детского психолога, но с таким вариантом социограммы не знакома. Спасибо вам, Виталия (какое у Вас необычное имя!))) за любопытную методику, которую я обязательно заимствую (с Вашего позволения) в свой опыт работы!
Людмила Петровна Иващенко # 5 марта 2014 в 13:18 0
Очень интересная методика. Спасибо! ПОПРОБУЮ!
Наталья Александровна Жаровских # 12 сентября 2014 в 19:07 0
Виталия Викторовна, здравствуйте. Я впервый раз вижу такую методику. Она, оказывается очень удобная и простая в использовании. Но у меня вопрос, а все ли дети подготовительной группы смогут подписывать своих родственников под кружочком? Ведь не все дети могут писать что-либо другое кроме своего имени?
Наталья Евгеньевна Хохлова # 31 октября 2014 в 18:28 0
Виталия Викторовна, доброе время суток! Хочу сказать вам спасибо за такую находку. Очень интересная методика. Вижу ее впервые, но очень хочу взять себе на вооружение.
Татьяна Евгеньевна Головунина # 7 ноября 2014 в 13:08 0
Здравствуйте, Виталия Викторовна.Мы на занятии еще играем в игры малой подвижности.Спасибо за предложенную Вами методику Рене Жиля.
Оксана Анатольевна Баженова # 9 января 2015 в 22:04 0
Какая замечательная находка: использование методики в рамках занятия! Отличная идея!
Минажат Курбанмагомедовна Магомедова # 22 января 2015 в 13:38 0
Добрый день Виталия Викторовна!Прочла ваш конспект занятия и очень понравилось.Хотела бы его провести в нашем садике,но вы сдесь не указали как надо расшифровать этот тест.В интернете разные нашла ответы,но там много вопросов в таком тесте где-то 11,а у вас сдесь 4 вопроса.Дайте мне ответ как вы поставили баллы детям,и как понять в конце у вас там тетради какие-то и задания для родителей,это что за задания для родителей?Вам удачи желаю для вашего творчества.Буду очень благодарна если дадите мне ответ.Спасибо
Татьяна Николаевна Ночвей # 10 февраля 2015 в 08:55 0
Здравствуйте, интересное построение занятия, если позволите, небольшой совет,релаксацию можно построить на построении образа счастливой семьи или мамы, и отнести к изучению и закреплению лексической темы "Моя семья". Можно использовать сюжетно - ролевую игру "Семья" и в качестве вспомогательного метода диагностики, и в качестве уточнения представлений о семейных взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста.
Наталья Владимировна Табунщикова # 19 марта 2015 в 11:17 0
Добрый день!прочитав ваш конспект,я поняла ,что есть чему научится,например данную методику я не проводила .
И мне очень понравилось правила занятия: "А для начала вспомним несколько правил на занятии. У нас в гостях Пуфа (мягкая игрушка). Помните его?
Дети: Да!
Психолог: Когда Пуфа попадает к вам в руки, говорите только вы. Сейчас Пуфа находится у меня в руках. Кто говорит?" ит.д. -здорово придумано,попробую так же.
Но на мой взгляд,есть недочетики,не хватает задач . И я считаю,что методика если используется в ДОУ ,то нужно работать индивидуально с каждым,ведь они ни читать, ни писать не умеют.
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Лидия Михайловна Казанцева # 6 мая 2015 в 21:11 0
Здравствуйте. Замечательный материал по психодиагностики семейных отношений. Может помочь в работе с дошкольниками и их родителями.
Светлана Викторовна Еремина # 30 сентября 2015 в 17:10 0
Интересный вариант проведения диагностической процедуры - здорово - и детям интересно и к родителям на консультацию есть с чем выйти, если "нарисовалась" проблема.
Евгения Ивановна Орлова # 6 октября 2015 в 06:57 0
Занятие понравилось! Если посмотреть результаты диагностики и сделать анализ, то можно увидеть проблемы в детско-родительских взаимоотношениях и дальше уже работать с родителями этих детей (беседы, консультации и т.д.)Материал хороший.
Татьяна # 19 мая 2016 в 09:13 0
Большое спасибо, проводить эту методику со всей группой одновременно не пробовала. Любопытный материал
Елена Викторовна Боднар # 18 августа 2016 в 23:02 0
Очень интересная идея для проведения занятия с элементами анкетирования и диагностики, так как это поможет внести в программу дополнительные необходимые занятия для коррекции.
Инна Николаевна Титаренко # 16 октября 2016 в 05:06 0
Интересное занятие! Спасибо за публикацию!