Конспект урока психологии в 4-5 классе

Уроки психологии для школьников

Автор: Дяченко Анна Анатольевна, ГБОУ ДПО «Региональный социопсихологический центр», педагог-психолог г. Тольятти.

Конспект урока психологии «Другие, какие они?»

Актуальность: Конфликты между детьми в пределах школы, класса чаще всего основаны на личной неприязни и не понимание друг друга. Данный урок направлен на формирование толерантного отношения к другим детям.

Адресат: учащиеся 4-5-х. классов.

На данном уроке рассматривается понятие различие и  вытекающие из него последствия. Детям наглядно показывают индивидуальность мышления каждого из них. В групповой работе, ребята размышляют над восприятием людей отличий. Делают выводы о трудностях в понимание «отличных» от нас культур и людей. И учатся находить общее, между  совсем непохожими народами. Что способствует формированию толерантного отношения к «другим» людям.

Цель: сформировать толерантное отношение к «другим».

Задачи:

1.  познакомиться с различиями восприятия разных людей;

2.  помочь детям увидеть в отличии других ресурсы для себя.

Необходимые материалы:

1.     бумага формата А4 на каждого учащегося

2.     2 листа бумаги формата А3

3.     ножницы

4.     2 ватмана

5.     заготовки писем

6.     листочки для описания сходств и различий

7.     цветные карандаши

Содержание занятия:

Ритуал приветствия.

Каждый из участников говорит несколько слов о себе (самочувствие, настроение и ожиданиях от занятия).

Упражнение 1. «Снежинки».

Для выполнения этого упражнения вам потребуется один лист бумаги. Вы должны спокойно выполнять все инструкции учителя. Оценки за это упражнение не ставятся, поэтому постарайтесь при работе не смотреть на одноклассников. Никому не разрешается спрашивать, как делать упражнение!

Далее буквально выполняйте команды:

1.     Возьмите листок бумаги.

2.     Сложите его вдвое.

3.     Оторвите верхний правый угол.

4.     Снова сложите бумагу вдвое.

5.     Оторвите верхний правый угол.

6.     Снова сложите бумагу вдвое.

7.     Оторвите верхний правый угол.

8.     Снова сложите бумагу вдвое.

9.     Разверните листки бумаги.

У многих детей получатся разные снежинки. Как вы думаете почему?

Упражнение 2. «Барготы и Рутеры».

Класс делится на 2 подгруппы. Первая команда становится жителями Рутрии, а вторая жителями Барготии. Обе команды получают письма от своих соотечественников с описанием неведомого им народа. После чего, ребятам даётся задание,  нарисовать портреты типичных жителей этих народов,  найти и написать их сходства и различия. Затем презентация рисунков и текстов (выступление Рутеров о Барготах и о Барготах о самих себе, затем выступление Барготов о Рутерах и Рутеров о самих себе). Обсуждение различий в рисунках. Презентация упражнения «Те же самые различия», обсуждение сходств.

Письмо Рутеров:

Барготы живут в стране, которая называется Баргония. Эта страна находится на другом конце земли и расположена между островами Цейтер и Требония. Дети там редко играют вместе, большую часть времени они проводят в одиночестве или за компьютером. А взрослые большую часть времени проводят на работе, а не с детьми. Едят в Баргонии однообразно, но много.

Другое дело наша страна Рутрия!  Жители Рутрии - замечательные люди. Все дети  дружат, часто играют друг с другом. Родители правильно воспитывают своих детей. Взрослые все решения принимают совместно.Рабочий день очень разумно продуман, можно и отдохнуть и хорошо поработать.

Письмо Барготов:

Рутеры живут в другой стране, которая называется Рутрия. Эта страна находится на другом конце земли и расположена между островами Бильбо и Треблин. Жители Рутрии - очень плохие люди. Дети всегда орут друг на друга и дерутся. Взрослые часто ссорятся и бывают недовольными. На работе взрослые ничего не делают, они там спят и кричат вместо того, чтобы работать.

В стране Баргония живут Барготы. Наша страна находится на другом конце земли и расположена между островами Цейтер и Требония. Жители Баргонии - замечательные люди. Дети у нас редко дерутся, а взрослые спокойно работают. Питаются в Баргонии в основном рисом, но тарелки барготов никогда не бывают пустыми.

Каждой команде даётся по листу бумаги формата А3, разделенный на две половины. Детям нужно нарисовать портреты типичного баргота в левой части листа и типичного рутера в правой части листа. Так же дается задание найти на основе написанного в письме 3 сходства и различия между Барготами и Рутерами. 

Команда Барготов

Три сходства между нами и РУТЕРАМИ:

1.

2.

3.

Три различия между нами и РУТЕРАМИ:

1.

2.

3.

Команда Рутеров.

Три сходства между нами и БАРГОТАМИ:

1.

2.

3.

Три различия между нами и БАРГОТАМИ:

1.

2.

3.

Нередко случается, что различия преувеличиваются, а сходство недооценивается. Почему? Обсуждение.

Объективное знание о себе человек получает, не только опираясь на внешнюю оценку, и на собственную оценку себя, но и на сравнение этих двух картин.

Ритуал прощания.

В конце занятия все участники аплодируют, таким образом, выражая благодарность друг другу за совместную работу

Рекомендуем посмотреть:

Психологические тренинги, тесты, 7-9 класс

Психологические игры для подростков

Тренинговые занятия для подростков

Психологические тренинги, тесты, 8-10 класс

Светлана Викторовна Артюшина # 24 февраля 2014 в 19:07 0
Хорошая разработка урока с учетом возрастных особенностей детей. Ведь ребятам 10-12 лет очень нравится стиль фэнтези. Скорее всего они с интересом участвуют в предложенной работе. Я могу толко предполагать, т.к. с такой игрой столкнулась впервые. Весьма интересно. Спасибо.
Надежда Николаевна Бузыкина # 13 октября 2014 в 14:13 0
Затронутая Вами тема толерантности очень актуальна в современное время, ведь очень часто встречаются подростки, которые не принимают других подростков, и на этой почве возникают конфликты между ними. В предложенном уроке по психологии предусмотрено все и возрастные особенности учащихся и подобраны интересные упражнения. С уважением Надежда Николаевна.