Тесты для детей 3, 4, 5 лет

Тесты для детей 3, 4, 5 лет

Психологические тесты для дошкольников

Предложите ребенку пройти простые тесты. Для него это будет новым видом игры. А пока он будет «играть», вы займетесь исследовательской работой и расшифровкой внутреннего мира своего малыша. Какой он, этот мир? Что радует ребенка? Что огорчает? Есть ли у него страхи и неуверенность? Любит ли он фантазировать? Не испытывает ли он одиночества в семье?

Тест «моя семья»

У детей свои представления о семье, своя теория о «ячейке общества». Хотите узнать, что ваш ребенок думает о взаимоотношениях с ближайшими родственниками? Дайте ему альбомный лист, цветные карандаши, достаточно времени и попросите: «Нарисуй нашу семью».

НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

◈ Желательно, чтобы вас не было рядом, когда малыш выполняет задание. Он должен быть свободен и раскрепощен, у него не должно быть установок: нарисовать как можно лучше, чтобы понравилось.

◈ Пусть это будет развлечение для малыша, а для вас — материал для исследования.

◈ Если у ребенка плохое настроение, он был свидетелем семейного конфликта накануне, отложите тест для более подходящего момента.

◈ Если ребенок задает вопросы типа: «А как рисовать?», «А что рисовать?» или «С чего начать?», это говорит о том, что, по сути, он не знает, что же это такое — «семья». Это камушек в ваш огород. Нужно выяснять и устранять причины такого неведения. Конечно, это работа для всей семьи.

◈ Обязательно обсудите готовый рисунок с малышом, даже если вам «все и так понятно». Важно проговорить вслух, уточнить некоторые моменты, малыш вам поможет в этом и охотно поделится своими размышлениями. Задавайте вопросы: «А кто это? А рядом кто? А сколько у него пальцев на руках?»

РАСШИФРОВКА ТЕСТА

1. Все ли на месте? Прежде чем приступить к толкованию теста, вы должны знать, что ничего лишнего и случайного в детском рисунке не бывает. Все важно, все несет свой смысл и имеет эмоциональную окраску (нажим карандаша и цвет в том числе). Если ребенок не включил в рисунок кого-то из членов семьи, он не просто «забыл». Он вытесняет этого человека на уровне подсознания. Насколько это глубоко и каковы причины? Возможно, эти отношения можно скорректировать самостоятельно, а, возможно, понадобится помощь специалиста. Если ребенок забыл изобразить себя на рисунке, на это указывают, как минимум, две причины: «я никому здесь не нужен» или «мне и без этой компании неплохо живется».

2. Размер изображения. Здесь работает простой закон: чем больше нарисованный персонаж, тем значимее он для ребенка. Если братик или сестричка получились великанами, а мама с папой — лилипутами, признайте, что родители для малыша в данный момент играют второстепенную роль.

3. Чужаки среди своих. Случается, что дети дорисовывают вымышленных персонажей или даже технику. В их представлении они являются полноправными членами семьи. Это могут быть приятели, соседи, животные (реальные и несуществующие), сказочные персонажи, машины. Наличие подобных персонажей говорит о том, что ребенку не хватает общения, понимания, эмоциональной близости в семье, и он ищет это вне дома.

4. Выше-ниже. Обратите внимание, как расположены персонажи на рисунке. Чем выше изображение, тем больше власти. Соответственно, чем ниже на листе образ, тем меньше у него прав и полномочий. У вас есть возможность узнать, кто же правит балом в вашей семье (если вы еще об этом не знаете ©).

5.  Расстояние между персонажами. Это важная деталь в детском рисунке, которая указывает на психологическую дистанцию между ребенком и разными членами семьи. Близкое расположение персонажей друг к другу или их прикосновения говорят о взаимопонимании между родственниками.

6. Какой я? Если малыш рисует себя маленьким, в углу рисунка, это говорит о его низкой самооценке. Если же он нарисовал себя гигантом, занимающим большую часть пространства, у него хорошее мнение о себе, любимом. В принципе, у детей дошкольного возраста самооценка нередко завышена: они ведь «принцы и принцессы». Со временем, когда детский эгоцентризм растворится, этот налет «избранности» у большинства детей сотрется.

7. Домашние животные. Если ваш ребенок нарисовал вашего четвероногого члена семьи рядом с собой, не обижайтесь: это самый родной «человек» и самый близкий друг. Ведь он ничего не требует, не заставляет мыть руки перед обедом, складывать игрушки, не ругает за грязные штаны и т. д. Ему ничего не надо, он просто машет хвостом от радости и дарит свою животную, но такую бескорыстную любовь. Слишком большая эмоциональная привязанность к домашним животным может говорить о том, что ребенок не получает достаточно внимания со стороны людей.

8. Кнопка тревоги. Тот персонаж, который нарисован с большим нажимом, обведен несколько раз, заштрихован, вызывает у «художника» наибольшую тревогу. Тревожность может спровоцировать кто угодно в семье. Нередко взрослые (особенно старшего поколения) неосознанно устанавливают свои программы и табу, а для ребенка они могут нести негативную информацию и страх. Тревожность также может выражаться несмелыми движениями карандаша, слабыми линиями и штрихами.

9. Голова и глаза. Самый большеголовый член вашего семейства — самый умный. Особое внимание обратите на зеркало души человека — глаза. В психологии эта часть лица отражает наше эмоциональное состояние, это источник слез, печалей или радости. Если глаза огромны, — это крик о помогци, высокая тревожность, необходимость в ласке и поддержке. Если же они наоборот маленькие (в виде точек или щелочек), здесь можно прочитать запрет на выражение эмоций, сдержанность, страх проявить себя, слабость, неуверенность, подавленность.

10. Уши. Огромные уши говорят о желании прислушиваться к чужому мнению. Тот, у кого самые большие уши, самый покладистый и покорный. Для него важно «общественное мнение», критика окружающих, похвала или порицание. Если ребенок нарисовал себя с большими ушами, это может отражать качества аудиала: он воспринимает мир с помощью слуха, и это является его ведущим информационным каналом. Кроме того, большие уши могут говорить о настороженности, тревожности: малыш, как радар, все время улавливает подозрительные сведения о себе и мире.

11. Рот. Обратите внимание на размер рта. Если он большой, открыт, заштрихован, — это источник крика, обид, неудовлетворенности, агрессии, причем выраженной. По большому счету, это даже хорошо: лучше выражать и выплескивать свои чувства, чем копить и сдерживать их. Если рот нарисован в виде маленькой черточки, точки или вообще отсутствует, значит, у персонажа есть табу на выражение своих эмоций, в первую очередь, негативных. Такой человек боится высказывать собственное мнение, полагается на волю других, ему лучше выполнить приказ, чем взять инициативу в свои руки. Наличие зубов говорит о том, что персонаж защищается путем нападения.

12. Шея. Эта часть тела является связующим звеном между разумом и чувствами. В японской духовной традиции, например, есть понятие «кокоро» — место, где встречаются ум и сердце, их гармоничное слияние. Возможно, шея и является этим местом. Если она нарисована, значит, у персонажа есть здравый смысл, рациональный ум, воля над чувствами. Отсутствие шеи — знак бесконтрольных эмоциональных проявлений.

13. Руки. Это наши проводники в мире отношений, свершений, целей, устремлений. Ими мы «прощупываем» наши возможности, с их помощью мы реализуем наши способности и таланты. Обратите внимание на наличие и количество пальцев на руках. Если они есть, это говорит об уверенности в своих силах, возможности максимально проявлять себя в мире. Пальцы левой руки отражают связи в кругу семьи, пальцы правой — за ее пределами. Большие руки говорят о широте взглядов, смелости и могуществе.

14. Ноги. Это наша опора, уверенность, сила, твердость. Крепкие ноги с большими стопами говорят о том, что персонаж хорошо заземлен и чувствует мощную поддержку своего рода. Тонкие, повисшие в воздухе ноги указывают на оторванность от мира, страх перед неизвестностью, неуверенность в себе. Кроме того, ноги символизируют открытие новых просторов, возможность передвижения в жизни, перемены и трансформации в психическом пространстве человека.

Рекомендации психологов

Глаза человека, если в них смотреть по-настоящему, а не вскользь, несут много информации. Заглядывайте как можно чаще в глаза вашему ребенку. Делайте это не с целью — «а ну-ка скажи правду», — ас любовью. Когда вы беседуете с малышом, присядьте, опуститесь на его уровень. Это поможет вам установить отношения типа «ребенок-ребенок», а не «родитель-ребенок». Чем чаще ваш «внутренний ребенок» будет выходить на связь с вашим малышом, тем больше у вас будет шансов понять природу детского сознания и принять ее такой, какая она есть.

Грустный факт

Результаты многочисленных тестирований психологов говорят о том, что современные дети все чаще ленятся изобретать, мыслить творчески, фантазировать и мечтать. Если попросить ребенка нарисовать что-нибудь просто так, он, чаще всего, изображает примитивные вещи: точки, палочки, кружочки. Этому есть объяснение. Дети сильно ориентированы на оценивание со стороны взрослых, на результат и похвалу, а не на процесс ради удовольствия.

Страницы: 1 2

Маргарита Елистратова # 5 апреля 2013 в 19:32 +2
хорошие тесты для детей, которые могут дать многое в исследовании.
Ольга Важова # 27 апреля 2013 в 15:30 +1
Обязательно внучку протестирую, спасибо
Лариса Дорогина # 21 августа 2013 в 11:27 +2
Небходимый материал для работы не только психологам но и воспитателям, родителям. Интересные задания для малышей. Обязательно проведу такие тесты. Спасибо за ценный материал. dance
Олеся Александровна Степанюк # 23 сентября 2013 в 03:08 +2
Считаю материал полезным и познавательным. С помощью тестов можно увидеть разностороннего ребенка, его понимание семьи и т.д. Тесты соответствуют возрастным особенностям. Спасибо за предоставленную возможность в использовании.
Евгения Алексеевна Медведева # 24 декабря 2013 в 18:03 +2
Статья просто необходима для родителей! К первому тесту могу еще привести пример методику "Дом. Дерево. Человек.". Суть задания в принципе такая же. Можно нарисовать как один рисунок так и все сразу. Также у этого теста есть своя интерпретация (в интернете эта информация доступна). Мне очень понравился тест "Путешествие", я слышала что подобные существуют, но никогда не доходили руки поискать! Спасибо за информацию!)))
Людмила Петровна Иващенко # 5 марта 2014 в 13:23 0
Обязательно протестирую детей в группе и внука тоже.
Мария Владимировна Морозова # 5 апреля 2014 в 19:44 +1
Очень актуально! С детьми маленькими сложно работать. Например, кажется, что у него проблемы, а оказывается, что родители забыли рассказать о том, что чадо утром отвели в поликлинику сдавать кровь (после того, как пальчик укололи, как ждать позитивного мышления и развития воображения?). Мне нравится еще детям сказки рассказывать, с "забыванием" части сюжета и наводящими вопросами. Показательно, например, если ребенок из полной семьи говорит о зайке-маме и зайке-сыночке. ("А папа зайка у сыночка есть?"/ "Есть, но он уезжает все время в другой лес"),
Ольга Михайловна Подгорных # 28 апреля 2014 в 03:59 0
Очень актуальный материал! Доступный в применении, а результаты дает адекватные. Спасибо за подробную расшифровку каждого теста!
Татьяна Николаевна Сумарокова # 19 мая 2014 в 12:55 0
Здравствуйте. Спасибо, за интересные тесты, а самое главное - подробную расшифровку. Сейчас очень много тестов на визуализацию, но не всегда найдешь интерпретацию Обязательно воспользуюсь тестом "Путешествие", причем его можно использовать не только с детьми, но и со взрослыми.
Наталья Евгеньевна Хохлова # 31 октября 2014 в 18:45 0
Спасибо за очень ценную подборку материала. С вашего позволения беру все тесты себе в копилку. С тестом "Путешествие" знакома давно. Очень интересно использовать его и со взрослыми.
Людмила Владимировна Курьянова # 20 ноября 2014 в 23:44 0
Интересный и доступный в применении материал. Спасибо за интерпретацию, которую не везде возьмешь.
Анастасия Владимировна Костюхина # 4 февраля 2015 в 19:05 0
Спасибо, попробую протестировать дочку
Захарьева Татьяна Николаевна # 26 февраля 2015 в 14:59 0
Обращаюсь к мамам не имеющим специальность педагог-психолог: не тестируйте своих детей, даже психолог не имеет такого права, то есть тестировать своих детей, детей родственников и друзей, по этическим и не только соображениям.
Инна Георгиевна Волик # 11 мая 2015 в 10:54 0
Поддержу вас, Татьяна Николаевна, насчет тестирования своих детей. Будьте осторожны, мамочки и бабушки, с информацией, которую вы получаете. Во-первых, она очень интимная (да, у вашего ребенка тоже есть места, куда без приглашения входить нельзя). Во-вторых - "топорное" ее использование может нанести вред ребенку и вашим с ним отношениям. В-третьих, лучше оставьте тесты и интерпретации для специалистов. А автору спасибо за лаконичное описание методики.
Наталия Александровна Чупахина # 30 августа 2015 в 18:29 +1
А вот я даже являясь профессиональным психологом очень осторожно отношусь к таким тестам, так как они имеют очень много вариантов трактовок, а тем более дети до 5 лет могут еще очень плохо прорисовывать отдельные детали на которых может строиться психологический анализ. Поэтому использую их только в дополнении к другим методам.
Елена Сергеевна Ищенко # 3 декабря 2015 в 19:27 0
В детском саду пригодиться точно этот материал. Диагностика эмоциональной сферы обязательно, если имеются какие-либо проблемы, особенно с поведением.
Антонина Васильева # 11 марта 2016 в 02:04 0
Рисунок - хороший диагностический инструментарий, который позволяет увидеть различные межличностные, эмоциональные и интеллектуальные особенности развития ребенка.
Марина Витальевна Федосеева # 3 апреля 2016 в 18:27 0
Эта тема мне интересна, в первую очередь, как маме 3-х летнего ребенка, спасибо за подобранные тесты.Очень хочется узнать, какой внутренний мир у моей крохи.Спасибо автору.
Татьяна Алексеевна Бондаренко # 10 апреля 2016 в 19:26 0
Французские психологи составили тест, который раскрывает некоторые наши предрассудки в подходе к воспитанию мальчиков и девочек. Каждый родитель или педагог может проверить, насколько верны его представления о воспитании.
Вам предлагается 5 утверждений, с которыми нужно выразить свое согласие либо несогласие.
1. Девочки более послушны, чем мальчики.
2. Девочки лучше относятся к природе.
3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.
4. Мальчики испытывают большее желание отличиться.
5. Мальчики больше одарены в математике.
Ответы :
1. В раннем детстве девочки действительно более послушны.
2. Нет достоверных свидетельств того, что девочки больше склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте 6–9 лет.
3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи не хуже мальчиков.
4. До 10–12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников). Но позднее девочки проявляют большую целеустремленность, они больше, чем мальчики, думают о будущем.
5. Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы их ориентируем, хотя и считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше.