Внеклассное мероприятие 9 -10 класс. Беседа психолога со старшеклассниками

Правило 5. Переформулируйте аргументы оппонента, переведите их на понятный вам язык, выделяя главное.

Правило 6. Проявляйте достаточную активность, сохраняя при этом спокойный эмоциональный тон общения.

Участники объединяются в пары: один выступает в роли обиженного, другой - в роли обидчика. Участники разыгрывают предложенные ситуации. Используя предложенные правила, обиженный пытается достойно выйти из ситуации.

Примеры ситуаций для разыгрывания

1. Мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду. Как ему поступить?

2. Вы поделились секретом со своим лучшим другом, а позже узнали, что он рассказал обо всем знакомым. Как вы себя поведете?

3. Мама не отпускает вас на улицу, а друзья уже ждут. Вы им давно обещали помочь. Как вы поступите?

4. Вас несправедливо наказал учитель и вызывает родителей в школу. Какой будет ваша реакция?

Образец. Ситуация 1

1 - Начните разговор с конкретного описания ситуации, которая вас не устраивает: «Когда мама накричала на меня при друзьях...»

2. Выразите чувства, возникшие в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к вам: «...я почувствовал себя неудобно».

3. Скажите человеку, как бы вам хотелось, чтобы он поступил. Предложите ему другой вариант поведения, устраивающий вас: «Пожалуйста, в следующий раз не высказывай свои замечания в присутствии моих друзей...»

4. Скажите, как вы себя поведете, если человек изменит свое поведение: «.. .тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».

В процессе обсуждения участники группы высказывают свое мнение о том, чей выход из ситуации оказался наиболее удачным. Группа приходит к выводу, что культура поведения в споре предполагает необходимость внимательно выслушивать другую сторону, с уважением относиться к иной точке зрения.

Упражнение 4. Датский бокс

Задача: научить конструктивно выражать агрессию при отстаивании интересов в споре.

Процедура проведения: участники разбиваются на пары и встают напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сжимают руку в кулак, отогнув большой палец, и прижимают его к кулаку своего партнера. Стоят так, словно привязаны друг к другу. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх, затем начинают бокс. Побеждает тот, чей большой палец прикоснулся к руке партнера хотя бы на секунду. После этого можно начать следующий раунд. IV. Подведение итогов беседы

Психолог. В заключение нашей беседы мне хотелось бы прочитать вам советы известного педагога В.А. Сухомлинского. Надеюсь, они помогут вам в жизни правильно строить взаимоотношения с другими людьми.

Будь терпим к отдельным человеческим слабостям и непримирим к злу. Терпимость и непримиримость - это очень важные элементы духовной культуры. Иногда надо уметь делать вид, что не замечаешь человеческих слабостей в своих ближних, особенно у стариков, в этом выражается твоя нравственная воспитанность.

У отдельных людей личная жизнь складывается неудачно. Умей чувствовать и понимать особую ранимость такого человека и не выставляй напоказ перед ним свое счастье и благополучие. Скромность и мера в радости и благополучии - очень ценная черта, свидетельствующая о твоей порядочности.

Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла и неудобства людям? Делай так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

Дополнительный материал

Тест «Уровень конфликтности личности»

Ребята! При ответе на вопрос выберите один вариант ответа, под конкретной буквой, запишите букву после номера вопроса.

1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, т. е. к тому, чтобы подчинить своей воле других?

а) нет;

б) когда как;

в) да.

2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят?

а) да;

б) ответить затрудняюсь;

в) нет.

3. Кто вы в большей степени?

а) пацифист;

б) принципиальный;

в) предприимчивый.

4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

а) часто;

б) периодически;

в) редко.

5. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности;

б) изучил бы, кто есть кто, и установил контакт с лидерами;

в) чаще советовался бы с людьми.

6. В случае неудач какое состояние для вас характерно?

а) пессимизм;

б) плохое настроение;

в) обида на самого себя.

7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

а) да;

б) скорее всего, да;

в) нет.

8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

а) да;

б) скорее всего, да;

в) нет.

9. Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе:

а) раздражительность;

б) обидчивость;

в) нетерпимость критики других.

10. Кто вы в большей степени?

а) независимый;

б) лидер;

в) генератор идей.

11. Каким человеком считают вас ваши друзья?

а) экстравагантным;

б) оптимистом;

в) настойчивым.

12. С чем вам чаще всего приходится бороться?

а) с несправедливостью;

б) с бюрократизмом;

в) с эгоизмом.

13. Что для вас наиболее характерно?

а) недооцениваю свои способности;

б) оцениваю свои способности объективно;

в) переоцениваю свои способности.

14. Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми?

а) излишняя инициатива;

б) излишняя критичность;

в) излишняя прямолинейность.

Обработка результатов тестирования. Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и посчитайте их общую сумму.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А

1

3

1

3

3

2

3

3

2

3

2

3

2

1

Б

2

2

3

2

2

3

2

2

1

1

1

2

1

2

В

3

1

2

1

1

1

1

1

3

2

3

1

3

3

Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:

14-17 баллов - очень низкий; 18-20 баллов — низкий;

21-23 балла - ниже среднего;

24-26 баллов - ближе к среднему;

17-29 баллов — средний;

30-32 балла - выше среднего;

33-35 баллов - выше среднего;

36-38 баллов - высокий;

39-42 балла - очень высокий.

Рекомендуем посмотреть:

Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»

Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

Классный час для 7-8 классов на тему: «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы»

Классный час: Толерантность, 8 класс

Стихи о преодолении эмоциональных состояний

Страницы: 1 2
Светлана Викторовна Артюшина # 11 февраля 2014 в 20:30 0
К сожалению не поняла, кто автор данной статьи. Очень хорошо проработана теоретическая часть занятия, но не понятен итог данного мероприятия. Извините, но это лично мое мнение.
Елена Сергеевна Кузнецова # 20 февраля 2014 в 21:20 0
Мне кажется, эту разработку необходима, раскрыть полностью. Идея хорошая, только добавить полным материалом нужно. Педагогических успехов!
Рафиля Равильевна Гилязова # 26 февраля 2014 в 08:51 0
Упраднения интересные. Я помню в институте с нами проводил психолог такие практические занятия. Было очень интересно и помню как я сама в них участвовала. А как проходят с ребятами такие упражнения не знаю. Думаю что с результатом.
Ольга Владимировна Герасименко # 10 апреля 2015 в 11:06 0
Спасибо за материал. Соглашусь материал действительно, довольный интересный и разноплановый. но действительно не хватает концовки, да и рефлексию можно добавить.
Галина Валентиновна Крымова # 20 января 2016 в 22:30 0
Хорошо, что вы поднимаете тему толерантного отношения к окружающим. Старшеклассники должны понимать мир, в который они войдут после школы. Это и терпимое отношение, и внимание, и безконфликтность, и альтруиз , и чуткость - всё то, что необходимо для общения и взаимодействия. СПАСИБО.
Гульнара Амержановна Шайхисламова # 16 февраля 2016 в 21:16 0
Начало интересное, тема актуальная и интересные игры, но резко прерывается и ощущение незаконченности, думаю, что надо немного доработать.
Cауле Амангалиевна Кушербаева # 23 мая 2016 в 06:59 0
Тема занятия очень интересная, актуальная в наше время. Этапы занятия хорошо проработаны, но на мой взгляд нужно провести рефлексию, что же дети уяснили для себя.
Анатолий Дмитриевич Бабухин # 20 марта 2017 в 08:50 +1
С большим удовольствие бы использовал этот материал, как часть занятия. Подведения итога не хватает. Где выводы, где главные акценты. Модное слово толерантность привлекает, хотя на мой взгляд - все выше сказанное, обычные правила поведения, взаимопонимания и отношения между людьми. Хотелось ты не зацикливаться на этом понятии, а вложить в детей умение управлять своими эмоциями, правильно оценивать эмоциональные ситуации и грамотно выходить из них. Полезно будет воспользоваться этим материалом.
Иван Иванович # 13 ноября 2021 в 12:43 0
Все интересно, но я абсолютно не понимаю, почему только "интолерантная" личность может уважать дисциплину. И, извините, странно говорить школьникам, что считать политиков великими плохо, а артистов - хорошо. Что такого эти артисты для мира сделали, кроме самовосхваления? Не понимаю