Воспитание и развитие ребенка. Воспитание одаренного ребенка. Методика воспитания Масару Ибука

Воспитание и развитие ребенка. Воспитание одаренного ребенка. Методика воспитания Масару Ибука

МАСАРУ ИБУКА: «ПОСЛЕ ТРЕХ УЖЕ ПОЗДНО»

Уважаемые родители, если единственная цель вашего раннего развития ребенка — дать ему такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым, тогда ваши цели полностью совпадают с целями раннего развития ребенка Масару Ибука — инженера, основателя корпорации Sony и автора книг по раннему детскому развитию. Масару Ибука не был ни врачом, ни психологом, ни педагогом. Но его методика в буквальном смысле подняла Японию из руин.

Методика Масару Ибука предполагает обучение малыша буквально еще до того, как он родится. Будущей маме нужно едва ли не сразу после зачатия крохи слушать приятную музыку, смотреть на красивые произведения искусства, читать вслух, рисовать, гулять и получать положительные эмоции.

✏ Масару Ибука считает, что раннее развитие не должно ставить перед собой цель — воспитать гениев, что главная цель раннего развития — дать ребенку хорошее образование и воспитание. И с ним может согласиться каждый из вас.

Глен Доман, директор Института ускоренного развития ребенка (Филадельфия, США), считает, что у родителей есть все основания доверять советам Масару Ибука, так как:

• он не специалист в педагогических теориях и в системе образования, следовательно, не знает, что можно, а что нельзя по педагогическим канонам, а это необходимое условие для совершения значительного прорыва в достаточно устоявшейся педагогической сфере;

• он, безусловно, гений, так как был одним из первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера;

• он не только говорит — он делает. В качестве исполняющего обязанности директора Ассоциации раннего развития и директора организации «Обучение талантов» в Мацумото Масару Ибука в настоящее время дает возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал в своей книге;

• теория Масару Ибука делает возможным уничтожение таких реалий, как невежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, может быть, принесет, в свою очередь, уменьшение бедности, ненависти и преступлений.

Одаренность ребенка — результат  усилий родителей

Моцарт исполнил свой первый концерт в три года. В том же возрасте будущий английский мыслитель и экономист Джон Стюарт Милл уже читал классическую литературу по-латыни. В пять лет Том Блинд играл на пианино левой и правой руками одновременно две разные мелодии, насвистывая при этом третью. Физик Л. Ландау стал студентом университета в 13 лет.

«Гении падают с неба» — так утверждал Дидро. «Одаренность ребенка — результат целенаправленных усилий родителей и правильной окружающей среды», — считает Масару Ибука.

Интерес Масару Ибука к методикам детского развития не случаен. Заниматься разработкой методики воспитания он начал, когда его собственный ребенок стал отставать в развитии. Сын был болен аутизмом, поэтому отец посвятил много времени изучению различных корректирующих методик. Кроме того, Масару Ибука видел, что творится в стране — посто­янные бунты и недовольство народа. Он понимал, что корень проблем кроется в системе образования. Заботливый отец тро­их детей, горячо любивший свою родину, стремившийся к тому, чтобы Япония стала по-настоящему передовой страной, Масару Ибука понял, что будущее его родины за детьми.

По мнению Масару Ибука, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. Он считает, что взрослые иногда ленятся учиться, тогда как дети го­товы учиться всегда.

Только Масару Ибука убежден, что для всего есть свое время и нужно эти временные рамки соблюдать: «Согласно последним исследованиям, к трехлетнему возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70— 80 %. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?»

Новаторский метод Масару Ибука родился из его собственного опыта воспитания детей и, конечно, выводов таких корифеев педагогики, как Мария Монтессори, Глен Доман и Шиничи Сузуки. Но настоящим вдохновителем Масару Ибука стал японский скрипач Шиничи Сузуки, часто повторявший: «Нет отсталых детей — все зависит от метода обучения». Уче­ники Сузуки уже в возрасте трех лет исполняли сложные скри­пичные произведения и, главное, играли с радостью, интере­сом и удовольствием.

Система Масару Ибука стала популярной не только в Японии, но и далеко за ее пределами. Ибука выпустил книгу «После трех уже поздно», в которой доказывает, что с рождения до трех лет происходит закладывание основ, а усвоенные в этот период знания остаются на всю жизнь.

В книге Масару Ибука сделал упор на важности всестороннего раннего развития ребенка: физического, интеллектуального и нравственного. Он подчеркивает важность связи физических тренировок с интеллектуальным развитием. Благодаря его книге, фраза: «После трех уже поздно» — звучит как утверждение, не тре­бующее доказательств.

Расцвет способностей ребенка — главная задача родителей

Главная задача родителей по Масару Ибука — не дать способностям ребенка зачахнуть, а постараться способствовать их расцвету. «Меня часто спрашивают, — писал Масару Ибука, — помогает ли раннее развитие воспитывать гениев? Я отвечаю: нет. Единственная цель раннего развития — дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым».

Автор методики критикует японские принципы воспитания, когда в раннем возрасте ребенку предоставляется полная свобода, которая затем сменяется жестким режимом. Ведь именно тогда, когда ребенка нужно учить, родители практикуют невмешательство.

Масару Ибука считает, что если родители желают вырастить смышленого, умного ребенка, необходимо заниматься с ним с первых же дней его жизни. Он отрицает возможность перегрузки ребенка, то есть лишения его детства. Мозг крохи в это время необычайно восприимчив, он впитывает информацию словно губка, и его нельзя перенасытить, наоборот, нужно не беречь мозг от лишней нагрузки, а давать ему «пищу» для работы.

Именно поэтому маленькие дети обучаются всему намного быстрее. Никто не рождается гением. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка — до трех лет.

Но в любом случае, считает Масару Ибука, родители должны учить ребенка не для того, чтобы он поступил в престижный садик или стал выдающимся пианистом. Главная задача — раскрыть безграничные потенциальные возможности ребенка, чтобы он был счастлив. Родители должны уделять максимальное количество времени и внимания при развитии ребенка в раннем возрасте, укреплять в нем уверенность в себе, помогать определяться с интересами, способствовать раскрытию его природных талантов и навыков. Масару Ибука считает, что главное — это введение нового опыта вовремя. Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день (а обычно это мама), Может распознать это время. «Матери должны больше полагаться на себя и быть более последовательными в выборе системы воспитания. Уверенность в себе, твердость характера очень важны для воспитания ребенка. Вырабатывайте свой подход к воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегченных методов».

Рекомендуем посмотреть:

Плюсы и минусы методики Масару Ибука

Волшебная Вальдорфская система воспитания и развития детей

Занятия по методике Макото Шичида. Флеш-карточки Макото Шичида

Методика Глена Домана. Противоречия в методике Глена Домана

Воспитание детей. Методика воспитания детей Бенджамина Спока

Елена Анатольевна Жукова # 20 февраля 2014 в 17:27 0
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического.
Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления – одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности.