День Петра и Павла

День Петра и Павла

12 июля православная церковь чтит память апостолов Петра и Павла.

История праздника Петра и Павла. Традиции и обряды дня Петра и Павла. Об это мы вам и расскажем.

Апостолы Петр и Павел называются первоверховными за особо ревностное распространение веры Христовой. Апостол Петр был простым рыбаком, но стал одним из ближайших учеников Иисуса Христа. Он проповедовал Слово Божие в разных странах и при этом совершал великие чудеса — воскрешал мертвых, исцелял больных. Петр написал два Соборных Послания. Он был первым епископом Римским. За веру Христову в Риме его распяли на кресте вниз головой в 67 году.

Апостол Павел до обращения в веру назывался Савлом и был гонителем христиан. Сам Господь чудесно призвал его к апостольству. Перу апостола Павла принадлежат 14 Посланий. За распространение веры Христовой в разных странах апостол Павел перенес много страданий и был в Риме обезглавлен в том же 67 году.

Петров день — последние проводы весны.

В Нижегородской губернии, по данным Т. А. Бернштам, в петровское заговенье «хоронили весну: делали куклу, клали ее на носилки, несли в поле и там трепали» [Бернштам, 1988; 176].

Лето уже не на пороге, а на дворе. Соответствуют этому и приметы, и поговорки:

Как придет Петро, так будет и тепло.

В Петровки сухо, и день велик.

Петр-Павел жару прибавил. Правда, худое порося и в Петровки зябнет.

Женское лето по Петров день.

Утешили бабу Петровские жары голодухой. «Голодухой» — потому что к Петрову дню еще ничего не созрело на полях, в лесу; да и на огороде, кроме зелени, нечего взять. Отсюда и поговорка: «Спасовка лакомка, а Петровка голодовка», сравнивающая два поста.

Обычаи и характеристики Петрова дня во многом перекликаются с купальскими, оно и понятно: меньше недели отделяет один праздник от другого, особых перемен в погоде и природе еще не наблюдается, люди заняты теми же делами, хотя, конечно, жизнь не стоит на месте и даже несколько дней что-то меняют, превращают начинания в завершения, являют новую фазу чего-то и т.д.

Начинают темнеть ночи: Петр и Павел день убавил.

К Петрову дню вода в реках умеженится, то есть войдет в свои берега, достигнет обычного уровня после весеннего разлива.

Не успело лето войти в свои права, а осень уже напоминает о себе первым пожелтевшим опавшим листиком:

Придет Петрок — сорвет листок.

Прошли Петровки, опало по листу; прошел Илья — опало и два.

Петров день, по наблюдению земледельцев многих губерний, заставляет замолкать кукушку и соловья (другие птицы, как мы помним, перестают петь на две недели раньше, где-то около Тихонова дня — 29 / 16 июня).

После Петрова дня кукушка перестает куковать.

Заколосились яровые — кукушка перестала куковать.

Кукушка на Петров день подавилась мандрыкой (ватрушкой).

Недалече кукушечке до Петрова дни.

Кукушка ячменным колосом давится — умолкает, когда заколосится житарь (ячмень).

В костромских деревнях по реке Ветлуге существовало поверье, будто после Петрова дня «кукушка обращается в ястреба» и садится на яйца — детей высиживать [Завойко, 1914; 129].

Соловей поет до Петрова дня.

Интересно, что упомянутый выше нижегородский обряд похорон куклы — олицетворения весны — мог называться «похороны соловушки». В других местах «на Петра девки крестят кукушку (кумятся за яичницею в лесу)» [Даль. Послов., 887].

Тема дождя продолжает волновать крестьянина.

На святого Петра дождь — урожай недурной, два дождя — хороший, три — богатый.

В среднерусских и северных районах к Петрову дню приурочена поговорка, которая в южных губерниях отнесена к Ивану Купале:

Если просо в Петров день в ложку, то будет его и на ложку.

Это касается нивы, роста и созревания зерна. А для сенокоса дождь — вовсе не подарок.

Если на Петра и Павла дождь, то жито уродится, но весь сенокос будет мокрым.

В Петров день дождь — лето будет гнилым и сено сгниет (вят.).

На Петров день вёдро — сенокос хороший.

В Петров день нет дождя — в Ильин день тоже сухо (вят.).

Переклички Петрова дня и Ильина (2 августа / 20 июля) отнюдь не случайны: время между этими праздниками называлось «Петровщина» и воспринималось как единый отрезок, единый праздничный цикл. Интересно, что даже про грозу в Петров день говорят: Петруша на телеге катается, явно имея в виду сравнение с настоящим громовержцем — Ильей пророком, который разъезжает на огненной колеснице.

Связь Петрова дня с грозой привела к тому, что в Вятском крае Петры-Павлы считались «сердитым праздником»: нельзя, говорили, в этот день сено метать. Здесь же отмечены запреты и на другие работы. Например, на шитье. Заготовка банных веников тоже кончалась после Петрова дня: Лист не ломают: Петр оплевал [Вят. ф-р НК, 114].

Петровки — самый разгар сенокоса.

Доставай косы и серпы к Петрову дню.

Одна пора в году сено косить.

В цвету трава — косить пора.

Прежде Петра не суй носу, а после Петра берись за косу (урал.).

Когда трава ковыль побелеет, то пора косить сено (воронеж.).

Всего четырьмя словами охарактеризовано это время, но как емко и образно! — Красное лето, зеленый покос.

Сенокосу и значению сена в крестьянском хозяйстве посвящено немало пословиц, поговорок, мудрых сентенций.

Худое лето, коль сена нету.

Не хвались травой, хвались сеном.

Не хвались, баба, что зелено, а гляди, каков день Петров.

С косой в руках погоды не ждут.

Коси, коса, пока роса; роса долой — и ты домой.

Роса косу точит.

На травах роса — легче ходит коса.

С плохими косцами плох и укос.

Большой лужок, а сена накосил мешок.

Перестоялась трава — ни сено, ни труха.

Страницы: 1 2 3 4

Нет комментариев. Ваш будет первым!