День Петра и Павла

День Петра и Павла

До рассвета звучали песни. Сугубо петровских песен известно очень мало. Вообще же пели про любовь, про березку, измену и тоску, про погубление мужа; пели песни, где встречается образ кукушки.

Петровская ночка,

Ночка невеличка.

А рельё, ладо,

Невеличка!

 

А я молодая

Не выспалася,

А рельё, ладо,

Не выспалася!

 

Не выспалася,

Не нагулялася.

А рельё, ладо,

Не нагулялася!

 

Я с милым дружком

Не настоялася

А рельё, ладо,

Не настоялася!

 

Не настоялась,

Не наговорилась,

А рельё, ладо,

Не наговорилась!

 

Я пришла до дому,

С печали свалилась.

А рельё, ладо,

С печали свалилась!

 

А пока, молода,

У сени войду.

А рельё, ладо,

У сени войду!

 

В сени войду,

Постель постелю.

А рельё, ладо,

Постель постелю!

 

А ложуся спать,

Слезой обольюсь.

А рельё, ладо,

Слезой обольюсь!

В припеве песни отражен еще один обычай Петрова дня, даже всего Петровского поста — устраивать в лесу, на поляне возле леса качели (старинное название качелей — «рели»).

Обычно качаться на качелях начинали с весны, последним же «качельным» сроком было Петровское заговенье — восьмое воскресенье по Пасхе. На Воло- годчине, к примеру, в этот день девушки качались на круговых качелях (типа «гигантских шагов»), платя качающим их парням крашеными яйцами. Качались, как правило, после обеда и до самой ночи, а иногда и до утра.

Как ни сторонись, девка, а на петровских качелях с пареньком покачаешься!

Петровы качели — девичье веселье.

На Петров день качались, к Покрову свадьбу справили.

И. П. Калинский в своей книге приводит слова секретаря голштинского посольства — Адама Олеария, посетившего Московию в 1630-е годы: «У всех русских и москвитян около Петрова дня отправляется старинное зрелище. Хотя они строги и безвыходно держат жен в своих домах, так что редко пускают их в церковь или гости, но в некоторые праздники позволяют женам и дочерям своим ходить на приятные луга; там оне качаются на круглых качелях, поют особенные песни, сводятся одна с другою за руки, водят круги или пляшут с рукоплесканиями и притаптывают ногами» [Калинский, 153].

В районах развитого скотоводства, где особое внимание уделялось нанимаемому на весь период выпаса пастуху, в Петров день последнему приносили хлеб и масло, а также выплачивали часть денег. Это вторая плата (первая при договоре, третья — по окончании пастьбы), в Архангельской губернии она называется «петровщиной».

Помня о том, что апостол Петр до встречи с Иисусом Христом был простым рыбаком, население тех мест, где рыболовство играло значительную роль в хозяйстве, считало Петры-Павлы своим «профессиональным» праздником. Вообще же апостол Петр повсюду почитался покровителем рыбаков и рыбного промысла, а среди приречных и приозерных жителей установился обычай собирать «Петру-рыболову на мирскую свечу», которая и ставилась в храме перед его образом [Максимов, 393]. Рыбаки на Северной Двине, готовя ловушки для рыбы, говорили: «Первоверховные апостолы Петры и Павлы, молите Бога за нас!» На Ангаре в день Петра и Павла принято было варить уху (щербы) из свежей рыбы, преимущественно красной, как наиболее вкусной. Праздничный обед «сопровождался почтительным „пригласьем", читаемым громко одним из старших членов семьи: „Петры-Павлы! Садитесь хлеба-соли кушать: вам каша, нам чаша; вам рыбка, нам щерба"» [Макаренко, 66].

В Петров день может произойти встреча с водяным. Любопытный рассказ, который воспринимался и слушателями, и рассказчиками как подлинный случай, записан был в деревне Будогоща Петербургской губернии в начале XX века: «Рассказывают, будто однажды омутник из Кривого омута на реке Пчевже явился просить помощи у будогожских мужиков. Дело было так. В Петров день были будогожские мужики в часовне. Выходя оттуда, видят они старичка, который говорит им: „Помогите мне, добрые люди!"

— Кто ты такой? — спрашивают мужики. — И чего тебе нужно?

— Я здешний омутник,— отвечает старичок.— Забрался в мой омут чужой омутник, житья мне от него нет. Помогите, выгоните его из моего омута.

Забоялись они, спрашивают:

— Как же мы его выгоним?

А он им:

— Возьмите стажьё и идите к омуту. Подымется, пойдет на берег вал, за ним другой, так вы по первому и бейте стяжьём, а второго не троньте — это я буду.

Собрались, пошли, стали на берегу. Набежал первый вал — ударили по нем мужики, а один-то промахнулся да во второй и угодил. Глядь — стоит в воде тот свой омутник, и палка у него в глазу торчит. Обругался омутник: „Куда,— говорит, — бросаешь!" — и палку назад мужику выкинул. Так и прогнали чужого омутника, а свой вышел из воды на берег, много им из кисы на берег серебра насыпал и говорит:

— Берите, ребятушки, сколько кому нужно!

Мужики отказались, не взяли. „Мы, — говорят,— не за деньги брались выгонять, а так, своему хотели помочь". И хорошо сделали, что не взяли ничего... все равно деньги в черепье дома обернулись бы. А омутник за такое бескорыстие их обещал, что не будет народ тонуть у них на перевозе» [Перетц, 9].

На протяжении многих столетий сохранялся культ «синего камня» на берегу озера Плещеево в землях Ростова Великого. Ежегодно в день всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Павла происходило поклонение этому камню, вероятно представлявшее собой отголоски языческого культа с жертвоприношениями умершим.

В Петров день и накануне активно проявляет себя и другая нечистая сила. По верованиям курских крестьян, русалки выходят из воды, расчесывают волосы и следят за теми, кто работает в неурочное время — защекочут. Великолуцкие жители придерживались правила не купаться до Петрова дня, а если и купаться, то «с опаской» — русалки могут защекотать. Чтобы такого не случилось, брали полынь-траву, подвязывали ее под мышки и тогда входили в воду.

Новгородцы говорили, что перед Петровым днем домовой бесится, колдуны колодцы замыкают, пережины делают, урожай и скотину портят, а утром в праздничный день могут выходить в поля ведьмы-закликухи, отнимающие молоко у коров. Закликух они представляли в виде нагих женщин с крынками-горшками за спиной. Для защиты от колдунов и закликух под порог хлева клали «узелки с холстины», а дверь подпирали осиновым колом [Власова, 147, 177, 247].

С XVI века известны Петровские торги — местные ярмарки.

Рекомендуем посмотреть:

Народный календарь на 12 июля

Страницы: 1 2 3 4
Игорь # 9 июля 2017 в 08:02 0
Очень понравились пословицы. Не знаю, почему, но особенно-роса траву точит.