Яблочный спас

Яблочный спас

19 августа – Яблочный спас

Интересная и полезная информация о яблочном спасе для детей и взрослых. Яблочный спас: традиции, обряды и приметы.

В конце пути земной жизни Господь Иисус Христос открыл Своим ученикам, что Ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и в третий день воскреснуть. Он возвел трех апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору Фавор близ города Назарета и преобразился пред ними: лицо Его просияло, как солнце, одежды же сделались ослепительно белыми, как свет. Преображение Господне сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии, которые говорили с Господом о Его близком отшествии. Изумление апостолов достигло предела, когда гору и всех, кто на ней находился, осенило светлое облако и из него раздался глас Бога Отца, свидетельствовавший о Божестве Христа: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его и слушайте» (Мф. 17; 5). Ученики в испуге упали на землю, закрыв свои лица. Иисус же подошел к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Поднявшись на ноги и открыв глаза, апостолы никого, кроме Иисуса Христа, не увидели. Когда они сходили с горы Фавор, Господь Иисус Христос запретил им говорить о виденном, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».

По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов. Поэтому в народе этот день называют Вторым, или яблочным, Спасом. Кое-где он именуется «Спас на горе», видимо, под влиянием Священного Писания, хотя гору Фавор (Фагор-гора, Фагорская гора) русские люди знали и по духовным стихам, в первую очередь благодаря известнейшей «Голубиной книге», где утверждается:

Фагор-гора всем горам мати.

Почему же Фагор-гора всем горам маги?

Преобразился там сам Исус Христос,

Двунадесять он апостолам,

Двунадесять он учителям,

Показал славу великую ученикам своим;

Со матушки со Фагорской горы

Вознесся он свет на небеса,

Потому Фагор-гора всем горам мати. [Духовные стихи, 35]

 

Встреча осени. Осенины.

Каков Второй Спас, таков и январь.

В этот день провожают закат солнца в поле с песнями.

Считалось, что на Преображение природа начинает преображаться — желтеет листва, становится холодно к ночи.

Второй Спас всему час — шубу припас.

На Второй Спас бери галицы (рукавицы) про запас.

В Первый Спас («на воде») олень обмакивает копыто, во Второй Спас («на горе») — обмакивает хвост (от этого вода еще больше холодеет).

Первые журавлиные стаи отлетают на юг. В Новгородчине отлет журавлей на теплые воды определялся праздником Преображения Господня:

Кто как хочет, а журав со Спаса.

Наблюдается и начало перелета лебедей, что служит предзнаменованием скорого наступления холодов:

Лебедь на хвосте несет зиму.

Второй Спас — срывают спелые яблоки.

На Второй Спас освящают в церкви яблоки, мед и горох в стручках.

До Второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.

Со Второго Спаса едят яблоки.

На Второй Спас и нищий яблочко съест.

С раннего утра паперти церквей бывали заставлены столами, на которых громоздились горы яблок, гороха, картофеля, огурцов, репы, брюквы, стояли посудины с зернами ржи, ячменя. После обедни плоды нового урожая священник благословлял, и прихожане ссыпали всего понемногу в специальные корзины — в пользу причта. Затем, перекрестясь, каждый разговлялся яблочком. Священник передавал яблоки нищим, детям и тем, у кого не было своих садов. Вернувшись из церкви, крестьяне сразу приступали у себя к сбору яблок (кроме, разумеется, поздних сортов). Тот, у кого сад был большим и составлял значительную часть сельскохозяйственных угодий, перед сбором яблок приглашал священника. Хозяин выносил икону Преображения Господня и ставил ее под деревья, где и служился благодарственный молебен. Только после этого приступали в спешном порядке к снятию яблок. Спешили, потому что верили — собранные в этот день яблоки лучше сохраняются, лучше выглядят (имеют лучший товарный вид); к тому же впереди было еще много работы — уборка других фруктов и овощей, продолжалась жатва ярового хлеба, подходила пора сеять озимые. Все это надо было успеть до осенних ненастных дней. Не случайно говорили:

После Второго Спаса дождь — хлебогной.

В деревнях Новгородской, Вологодской, Псковской и некоторых других губерний в день Преображения Господня устраивали так называемые столованья. На площади перед церковью ставили длинный ряд столов, женщины выносили всевозможную снедь, прежде всего пироги и ватрушки с яблочной начинкой, яблочный квас, так что вся окрестность наполнялась ароматом свежих яблок и выпечки. Народ собирался у этих столов, угощался и нахваливал хозяек.

Существовала вера, что на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не ели яблок, раздают яблочки, а тем, чьи родители пробовали яблоки до этого срока, не дают. Поэтому взрослые, особенно те, у кого умирали дети, считали за великий грех съесть яблочко до Второго Спаса.

С этого времени — самый лучший посев ржи, если погода тому благоприятствует.

Со Второго Спаса засевай озими.

Рожь, посеянная при северном ветре, родит крепче и крупнее.

Посей под погоду, будешь есть хлеб год от году.

В лесу поспевают дикие яблоки.

Ко Второму Спасу поспевает яровое (нижегород.).

Убирай лук, а то сгниет (вят.).

Рекомендуем посмотреть:

Сценарии летних праздников для школьников

Народные приметы на август

Яблочный спас. Сценарий

Православные праздники лета и народные приметы для дошкольников

Третий спас

Нет комментариев. Ваш будет первым!