Гиперактивный ребёнок

Гиперактивный ребёнок

Гиперактивный ребёнок. Что делать родителям?

У Ларисы к вечеру голова идет кругом: в доме все вверх дном, ее шестилетний сын беспрерывно меняет род занятий, только с десятого раза слышит просьбы и совсем не реагирует на замечания. В детском саду воспитатели регулярно жалуются на то, что мальчик кого-то обидел, ударил или что-то разбил.

Очень часто родители приходят к психологу именно с такими проблемами, сетуя на то, что самостоятельно справиться с ребенком они не могут. Чем вызвано подобное поведение и как можно помочь малышу? В медицине и психологии таких детей называют гиперактивными.

Гиперактивность в детском возрасте — это совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Обычно она диагностируется у малышей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью, — такие дети быстро отвлекаются, их одинаково легко и обрадовать и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно сконцентрироваться на выполнении каких-либо задач, поэтому родители и воспитатели испытывают трудности в общении с ними.

Гиперактивность начинает проявляться уже с младенческого возраста и отчетливо заметна в 2—4 года. Однако все ее отрицательные стороны наиболее ярко проявляются в начальной школе. Невнимательность, непоседливость, агрессивность и непризнание каких-либо ограничений — вот неполный список бед школьного периода. Но гиперактивность имеет и позитивные стороны: ребенок в интеллектуальном развитии часто опережает сверстников, он любознателен, много знает и умеет.

Гиперактивность в настоящее время встречается достаточно часто, особенно среди мальчиков. Специалисты считают, что в 70 % случаев она проходит к подростковому возрасту. Тем не менее родительская позиция «ничего, с возрастом пройдет» тут абсолютно неприемлема. Если дети сохранят подобные качества и в подростковом возрасте, то велика вероятность появления социально опасного поведения (нередко подростки имеют в своем «послужном списке» эпизоды агрессивного поведения и насилия, задержания правоохранительными органами, попытки покончить с собой). Безусловно, гиперактивному ребенку нужна своевременная и квалифицированная помощь.

Гиперактивность поддается коррекции, и многие ее проявления можно сгладить. Для начала хотелось бы выделить общеизвестные признаки.

О гиперактивности ребенка можно говорить, если:

— он находится в постоянном движении и не в состоянии себя контролировать (даже если устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил, будет закатывать истерики и плакать);

— быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает, задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них;

— его невозможно уложить спать, а если спит, то беспокойно; часто наблюдаются кишечные расстройства, иногда различные аллергические реакции;

— малыш неуправляемый, абсолютно не реагирует на запреты и ограничения, в любых условиях (дом, магазин, детский сад, детская площадка) ведет себя одинаково активно;

— часто провоцирует конфликты, не контролирует свою агрессию (дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни);

— не способен надолго сосредоточиться даже на интересном для него занятии;

— избегает «скучных» заданий, а также тех, для решения которых необходимы умственные усилия;

— подвержен частым и резким сменам настроения;

— стремится сразу (здесь и сейчас) получить поощрение за какой-либо хороший поступок или успешно выполненное задание.

Если вы обнаружили у своего малыша хотя бы 6 из перечисленных выше признаков, то можно говорить о наличии у него гиперактивности.

Что надо делать, чтобы помочь гиперактивному ребенку

• Прежде всего необходимо создать дома спокойную психологическую обстановку. Не должно быть спешки, при малыше нельзя кричать, нервничать и резко менять планы. Чем вы будете более организованы сами, тем легче будет ребенку.

• Общаясь с малышом, следует избегать приказных безапелляционных интонаций.

• Надо стараться придерживаться четкого режима дня. Если ребенок маленький (до 6 лет), ему необходим дневной сон. Обязательны прогулки на свежем воздухе с хорошей физической нагрузкой (бег, велосипед, ролики и прочее).

• Гиперактивного ребенка бесполезно ругать и наказывать — его поведение от этого только ухудшается. Необходимо спокойно объяснять ему, что можно делать, а что нельзя.

• Учите малыша управлять своим настроением. Негативные эмоции могут появиться у каждого, поэтому надо предложить ему занятия, где есть возможность выплеснуть агрессивную энергию. Лучшим вариантом будет спортивная секция, выбранная в соответствии с интересами и способностями ребенка.

• Прививайте любовь к чтению, рисованию, лепке. Давайте небольшие задания, постарайтесь заинтересовать малыша и добивайтесь завершения работы.

• Самое главное — чаще хвалите ребенка за любые, даже маленькие, достижения. Высокая самооценка поможет ему стать успешным.

• Очень эффективны при гиперактивности игры и упражнения на релаксацию. Лучшим психотерапевтическим эффектом обладает вода. Постелите на полу (столе) клеенку, поставьте емкость с водой, выберите вместе игрушки, пригодные для игр с водой. Подключите фантазию, это поможет вашему ребенку снять высокую возбудимость и раздражительность.

• Оберегайте малыша от переутомления. Не стоит устраивать вечерние кинопросмотры или походы в гости. Избегайте большого скопления народа и игр с другими гиперактивными детьми. Компьютерные игры лучше перенести на первую половину дня.

Рекомендуем посмотреть:

Детские страхи

Как вести себя родителям, когда у ребёнка истерика

Разрешение конфликтов с детьми

Как успокоить ребёнка непоседу

Конспект коррекционного занятия со старшими дошкольниками, имеющими признаки агрессивности

Елена Кустова # 1 июня 2013 в 21:19 +1
Очень хороший и полезный материал.Вода, действительно, очень помогает гиперактивным детям. Очень многое зависит и от поведения родителей, и то, как вынашивала мамочка своего ребенка.И, конечно, многое зависит от того, какой педагог работает с ребенком.Грамотный, спокойный человек вселяет и в родителей, и в детей уверенность и позитив.
Ирина Рудакова # 15 августа 2013 в 08:58 +1
Есть у меня в классе такой суперподвижный ребёнок. На уроках "в стуле дырку вертит", на переменах чуть ли не по стенам и по потолку бегает. Порицания на него не действуют, он просит прощение, и тут же опять за своё. Так вот я ему стала давать разные дополнительные задания и поручения, чтобы у него меньше свободного времени оставалось. С каким удовольствием он их выполняет, просит дать новое поручение. И у меня проблем поубавилось: и дело сделано, и мой гиперактивный мальчик успокоился.
Ирина
Светлана Викторовна Колесникова # 22 декабря 2013 в 12:37 0
Гиперактивных детей становится все больше, общению с ними нужно учиться. Спасибо за материал.Полезно для родителей и учителей.
Галина Николаевна Смайлис # 8 января 2014 в 12:06 0
Я соглашусь с комментариями, что таких детей становится  все больше.
Ещё в 1963 году отечественным учёным О.В. Богдановым было сделано следующее открытие. Если в процессе развития ограничить поступление в мозг восходящей от мышц афферентации, то нейроэпителиальная ткань его не только не развивается, но и подвергаются обратному развитию – деградации. Воспитание и обучение детей в режиме «педагогической усидчивости» – это и есть заглушение поступления в мозг восходящей афферентации от нижних конечностей. Итог – нарастающая эпидемия так называемого синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Не только мы, но и за рубежом раньше нас показали: в основе СДВГ лежит неумолимое обратное развитие лобных (очеловечивающих людей на этапе детства) отделов мозга. И все эти процессы во многом уже необратимы. Так что были правы мечтатели-фантасты: всеобуч и эпоха так называемого просвещения породят большую голову. Только в этой голове всё больше и больше благородная нейроэпителиальная ткань мозга будет замещаться на соединительную.
Айгуль # 10 февраля 2014 в 11:35 0
Очень интересеная статья и комментарии. Спасибо! Проблема есть и в школе, и в саду. Конечно, деткам тяжело, и поэтому родителям и педагогам нужно приложить максимум усилий, чтобы эта особенность ребенка не мешала ему развиваться. Советы дельные. спасибо!
Вера Александровна Полушкина # 13 июля 2015 в 02:22 0
За последние 10 лет в школах количество таких детей резко возросло.На мой взгляд- это проблема современного общества.Как справиться с подобными детками? Сложно, и ваши советы во многом являются решением проблемы. Но за частую виноваты генетика, семейное воспитание и вседозволенность
Раиля Бадртдиновна Батырова # 6 ноября 2015 в 08:57 0
Гиперактивные дети встречаются в каждом классе, поэтому ваши рекомендации по работе с такими детьми очень актуальны.
Ольга Васильевна Анциферова # 22 января 2016 в 20:21 0
В своей педагогической практике впервые встретила гиперактивного ребенка. И на данный момент я в поисках на вопросы: как организовать образовательную деятельность в детском саду с 20 детьми и плюс гиперактивный малыш, или прогулку??? У меня пока сложилось мнение что это возможно только если в группе находятся, постоянно, 2 педагога. В вашей статье я в очередной раз прочитала рекомендации на индивидуальное общение с ребенком... Вообщем я в поисках)
Наталья Александровна Дулина # 2 марта 2016 в 12:38 0
Гиперактивных детей все больше. Ваш материал актуален и дает полезные практические советы, как взаимодействовать с такими детками. Обязательно воспользуюсь рекомендациями для родителей.
Татьяна Александровна Мурзаханова # 30 октября 2016 в 09:17 0
Гиперактивность ребенка создает больше всего проблем в детском саду и затем – в школе. Ученые утверждают, что никакая другая особенность мозговой деятельности ребенка не доставляет и ему, и окружающим столько хлопот. И вместе с тем я думаю, что если ребенок-дошкольник будет окружен любящим вниманием родителей с первых лет своей жизни, к 6-7 годам синдром гиперактивности можно успешно преодолеть.