Как определить ребёнок левша или правша?

Как определить ребёнок левша или правша?

Рекомендации родителям для определения преобладающей руки у ребёнка.

Советы и упражнения по развитию мелкой моторики левой руки.

Автор: Пучеглазова Елена Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ № 46 «Детский сад компенсирующего вида» г. Кемерово.

Многие родители проявляют беспокойство, когда заметят, что их дети пишут или рисуют не правой рукой. Чтобы вашему ребёнку было легче овладеть навыками письма, проведите тест для определения преобладающей руки у ребёнка, ответив на простые вопросы.

1. Ваш ребёнок рисует:

а) правой рукой;

б) левой;

в) обеими руками.

2. Ложку он держит обычно в:

а) правой;

б) левой;

в) любой руке.

3. Работать с ножницами в левой руке:

а) абсолютно не может;

б) у него замечательно получается;

в) ему всё равно, в какой руке ножницы.

4. Играя в мяч, Ваш ребёнок будет ловить его:

а) правой;

б) левой;

в) попеременно обеими руками,

5. Обычно телефонную трубку он поднимает:

а) правой;

б) левой;

в) каждый раз разными руками.

6. Ваш ребёнок рисует или пишет зеркальным образом, переворачивая изображение в другую сторону:

а) никогда;

б) часто;

в) редко.

7. В игре с кубиками, конструктором чаще использует:

а) правую руку;

б) левую руку;

в) обе руки в равной степени.

8. При аплодисментах более активна:

а) правая;

б) левая;

в) обе руки.

9. Переплетая пальцы в замок, большой палец правой руки у него оказывается:

а) всегда сверху;

б) всегда снизу;

в) каждый раз по-разному.

10. Ваш ребёнок раскручивает пузырёк:

а) правой;

б) левой;

в) обеими руками

Если количество «+» преобладает в строке (а), то Вашего ребенка можно назвать «правшой». Впоследствии его правая рука будет, как и сейчас доминирующей.

Если количество «+» преобладает в строке (б), то Ваш ребенок – левша.

Если количество «+» одинаково в строках (а) и (б) или преобладает в строке (в), то это свидетельствует о наличии двурукости (амбидекстрии). Ваш ребенок одинаково хорошо владеет как правой рукой, так и левой. Советуем не переучивать ребенка ни в каком из трех случаев.

Как заниматься с ребёнком левшой

Леворукость не определяется как патология и для беспокойства нет причин.

Преимущественное  владение рукой зависит от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.

Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (пренатальный период).

Переучивать леворуких детей не следует, так как принудительное изменение доминантности ведет к нежелательным последствиям. Переучивание ребенка влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость, невротические реакции, заикание). У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма.

Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно ею.

Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать и о правой, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности.

Развить мелкую моторику левой руки помогут следующие упражнения:

- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

- запускать пальцами мелкие «волчки»;

- разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

- сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»;

- делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;

- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

- махать в воздухе только пальцами;

- собирать все пальцы в щепотку;

- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

- завязывать узелки на шнурке, веревке;

- застегивать (расстегивать) пуговицы;

- играть с конструктором, мозаикой;

- складывать матрешки;

- рисовать в воздухе;

- мять руками поролоновые шарики, губки;

- рисовать, раскрашивать, штриховать;

- резать (вырезать) ножницами;

- плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

- шить, вышивать, вязать;

- выполнять аппликации.

Как правило, «левши» очень быстро адаптируются и не испытывают никаких затруднений. Родителям такого ребенка важно не подчеркивать его особенности и не предпринимать никаких попыток что-либо изменить.

Литература

1. Бачина  О. В,  Самородова  Л. Н.  Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи - Москва,  «ТЦ Сфера», 2009.

2. Хасанов А. Е.  Тесты для родителей - Минск, Харвест, 1999.

Рекомендуем посмотреть:

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Как обеспечить безопасность ребенка дома до 3 лет

Какая мама нужна ребёнку?

Восприятие информации детьми

Развитие мелкой моторики у детей

Екатерина Чобанова # 10 июня 2013 в 01:59 +2
Спасибо, Елена Анатольевна, за полезные и подробные советы, за интересные упражнения. Тест очень емкий, дает точный результат, прекрасно диагностирует. А сколько Вы подобрали упражнений для развития мелкой моторики левой руки! Это просто замечательный труд! Причем все эти упражнения настолько просты, их можно выполнять дома с ребенком в непринужденном обстановке, за обычными делами.
Елена Анатольевна Пучеглазова # 10 июня 2013 в 19:06 +1
Екатерина, буду рада если моя консультация Вам пригодится.
Алёшина Марина Леонидовна # 13 января 2014 в 18:57 +1
Спасибо за интересную статью!!У меня к вам появился вопрос!Я занимаюсь с девочками рукоделием и очень трудно показывать приемы вышивки лентами левой рукой.Что мне предпринять , чтобы облегчить этот процесс?
Елена Анатольевна Пучеглазова # 2 февраля 2015 в 13:43 0
Вам можно порекомендовать посадить девочек напротив себя и пусть они повторяют Ваши движения и приёмы в зеркальном отражении. Вышивание помогает совершенствовать моторные функции и зрительную координацию.
Елена Анатольевна Пучеглазова # 14 января 2014 в 15:59 0
Спасибо Вам за внимание. На Ваш вопрос отвечу личным сообщением.
Любовь Анатольевна Судьбина # 24 августа 2014 в 12:06 +1
Спасибо за полезные рекомендации. Хотелось бы узнать Ваше мнение о том, влияет ли развитие второй руки на развитие творческих способностей ребенка? И как Вы смотрите на мнение некоторых , что леворукий ребенок изначально считается более творческим?
Елена Анатольевна Пучеглазова # 2 февраля 2015 в 14:27 0
При доминировании левого полушария ведущей, как правило,является правая рука. При доминировании правого полушария-левая. У третей части людей ни одно из полушарий не доминирует. Оба полушария способны к восприятию образов и к их переработке, но эти процессы протекают в них по-разному. Левое полушарие вербальное, логическое. Правое полушарие невербальное, образное, зрительное. Применительно к процессу обучения можно сказать,что правое полушарие обеспечивает образное мышление, ориентировку в пространстве и чувственное восприятие мира, в то время как левое отвечает за абстрактное мышление и словесно- логический характер познавательного процесса. Дети при доминировании правого полушария, обычно, художественно одарённые и очень эмоциональные. Они уже с трёх лет лучше других детей рисуют и лепят из пластилина. У этих детей развиты музыкальные способности и абсолютный слух. Но, в то же время им свойственны задержка речи и нарушения в произношении звуков.
Елена Александровна Иваненко # 1 сентября 2014 в 19:56 +1
спасибо,сразу поработала со своим ребёнком и убедилась что он правша
Анна Борисовна Кирий # 23 октября 2014 в 10:23 +1
Спасибо, Елена Анатольевна! Часто родители ребенка-дошкольника задают вопрос о том, как определить какая рука ведущая. Очень простой тест для определения преобладающей руки. Рекомендую его родителям. Хорошие советы для развития мелкой моторики.
Светлана Светлана # 21 января 2015 в 14:55 0
Вот нашла: Левша ребенок или правша статья по теме
Ольга Васильевна Булычева # 30 января 2015 в 22:01 +1
Елена Анатольевна! Я всегда считала, что мой ребенок - правша. Но вот пошли мы в 1 класс, и логопед сказала, что он "скрытый" левша (иногда начинает читать слова из середины,потом исправляется). Есть ли такое определение, что делать, как это отразится на чтении и особенно на письме? Спасибо.
Елена Анатольевна Пучеглазова # 2 февраля 2015 в 15:18 0
Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Поскольку письмо и чтение взаимосвязаны, нарушения письма, как правило, сопровождаются нарушениями чтения. Возможно причины в другом. Дисграфия и дислексия возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка. Дети недостаточно различают на слух фонемы, близкие по артикуляционным и акустическим признакам. Возможно не сформировано зрительное восприятие. Ребенок не знает понятия " начало", "середина" и "конец" слова. Заочно, не зная ребенка, трудно сказать в чем причина. Логопедическое обследование должно установить степень усвоения навыков звукового анализа, письма и чтения, состояние устной речи в целом. Хорошо, что Вы консультируетесь у школьного логопеда.
Елена Васильевна Сачук # 18 августа 2015 в 22:21 +1
Спасибо за очень интересный материал.Очень хороший тест для диагностики ведущей руки , обязательно буду использовать в работе.
Екатерина Николаевна Груздева # 13 сентября 2015 в 18:05 +1
Полезный практический материал,буду использовать в работе. Понятно и просто написано,а главное написаны причины,по которым не нужно переучивать леворукого ребенка писать правой рукой.
Ирина Михайловна Куликова # 26 января 2016 в 16:53 +1
У меня 2 внука - левши. спасибо за материал. просто и понятно. многое прояснила для себя. Теперь понятно , как заниматься с левшой.
Наталья Петровна Преорчук # 10 ноября 2016 в 11:39 +1
Очень полезный практический материал, будет интересно для родителей в качестве консультации. Спасибо