Как приучить ребенка к дисциплине? Бесконфликтная дисциплина. Подсказки и рекомендации для родителей от Б. Спока

Как приучить ребенка к дисциплине? Бесконфликтная дисциплина. Подсказки и рекомендации для родителей от Б. Спока

«Необходимо последовательно прививать ребенку определенные правила, при этом не унижая его, но и не заискивая перед ним», — говорил Б. Спок.

Серьезная роль в методике Б. Спока отводится дисциплине. Хотя слово «дисциплина» у многих ассоциируется с жесткой структурой, правилами и наказаниями, на самом деле оно происходит от латинского слова, означающего «обучение». И чтобы это «обучение» было результативным, предлагаем вам несколько правил, которые помогут наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.

Правило первое. «В любом возрасте — будь малышу годик или двенадцать, ребенок должен знать, что есть определенные границы допустимого поведения, которые должны быть раз и навсегда установлены взрослыми. Внимание и уважение к ребенку не означают вседозволенности» (Б. Спок).

В жизни каждого ребенка обязательно должны быть правила (ограничения, требования, запреты). Этого особенно необходимо придерживаться тем родителям, которые стремятся в период раннего детства (от 1 до 3 лет) как можно меньше огорчать детей, избегая с ними конфликтов, и потому в их лексиконе не существует настоятельного «нет» для ребенка.

Правило второе. Правил (ограничений, требований и запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Это правило предостерегает от другой крайности воспитания — в духе «держания в ежовых рукавицах» (авторитарного стиля общения). Если ребенка постоянно дергать: «этого нельзя, и этого тоже...», то вскоре он превратится в запуганное существо с парализованной волей. А если ему будет позволено абсолютно все, то он превратится в маленькое чудовище. Поэтому в процессе воспитания дисциплины выбирайте золотую середину между готовностью понимать — и быть твердым, гибкостью — и непреклонностью.

Правило третье. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Нередко родителям досаждает «чрезмерная» активность детей: почему им надо непременно бегать, прыгать, шуметь, лазать по деревьям, ходить по лужам, влезать в самую грязь, бросать камни, рисовать на стенах и т. д. Но ведь это и многое другое — проявление естественной и очень важной для развития детей потребности в движении, познании и упражнении. Запрещать подобные действия — все равно что пытаться перегородить полноводную реку.

Правило четвертое. Правила (ограничения, требования и запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

Знакома ли вам ситуация, когда мама говорит одно, папа — другое, а бабушка — третье? В таком случае ребенку невозможно освоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он лишь привыкает добиваться своего, раскалывая ряды взрослых. Кстати, отношения между взрослыми членами семьи от этого лучше не становятся...

Правило пятое. «Строгость не должна превращаться в грубость, а мягкость — исходить из беспринципности. Учитывайте возраст и индивидуальность вашего ребенка. Когда вы воспитываете дисциплинированность у вашего ребенка, вы развиваете в нем привычку умения владеть его чувствами и поступками, одним словом, вы развиваете в нем самообладание. Вы помогаете развивать социально приемлемое поведение в вашем ребенке» (Б. Спок).

Тон, которым сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Благодаря дисциплине, ваш ребенок научится контролировать свои эмоции и управлять своими реакциями. Вы так­же научите его, как надо относиться к окружающим.

Важно, чтобы все то, что вы внушали ему о дисциплине, глубоко засело в нем и закалило его характер, если вдруг по каким- либо причинам вы не окажетесь с ним рядом в какой-то момент. И имейте в виду, что у вас не всегда будет возможность находиться рядом с ребенком, чтобы наблюдать за ним, и что он не всегда будет маленьким и беззащитным. Лучший способ помочь вашему ребенку развить самодисциплину состоит в том, чтобы с младенческого возраста воспитывать в нем дисциплинированность.

Теперь вопрос к вам, родителям. А разве вы, взрослые, совершенны? Разве вы в своей взрослой жизни совсем не допускаете ошибок? Разве вы всегда были дисциплинированны, правдивы, ничего не били, не ломали и не проливали, делали все вовремя и никогда не откладывали на завтра то, что можно сделать сегодня? Почему же от своих детей, плоти и крови вашей, вы требуете невозможного — быть идеальным ребенком? Воспитывая дисциплинарные навыки у своего малыша, помните об этом и идите путем бесконфликтной дисциплины.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание дисциплины у школьников старших классов

Воспитание детей. Педагогические идеи Платона

Воспитание детей. Педагогические теории Аристотеля

Почему же бывают избалованные дети? Как воспитать неизбалованного ребенка?

Воспитание детей. Методика воспитания детей Бенджамина Спока

Ирина Рудакова # 12 августа 2013 в 22:24 +2
Те же правила можно использовать и учителю для поддержания дисциплины в классе, особенно если много гиперактивных детишек. У них, как известно, часто возникают проблемы с поведением.  Сложно приучить таких детей к порядку, но возможно. Главное - проявить терпение, твёрдость и быть справедливым.
Ирина Рудакова
Маргарита Германовна Котовщикова # 16 августа 2016 в 10:49 0
Теперь вопрос к родителям? А разве мы, взрослые, совершенны? Разве мы в своей взрослой жизни совсем не допускаем ошибок? Разве мы всегда правдивы, ничего не бьем, не ломаем и не проливаем, делаем все вовремя и никогда не откладываем на завтра то, что можно сделать сегодня? Разве никогда не хитрим и не выкручиваемся, и вообще, все всегда делаем строго по предписанным правилам? Почему же от своих детей — плоть и кровь нашу — мы требуем невозможного — быть идеальным ребенком?! Я согласна, что говоря о воспитании, нельзя обойтись без наказаний, но каким оно должно быть? Можно ли найти пути к бесконфликтной дисциплине ребенка? Думаю, что о такой дисциплине мечтает каждый родитель.
Татьяна Александровна Мурзаханова # 29 октября 2016 в 14:05 0
Прочитала все пять правил, и могу, как говорится, подписаться под каждым словом. Невероятно полезная статья, написанная в доступной и понятной форме. В ближайшее время ознакомлюсь с работами этого автора более детально.