Консультация для родителей. Музыкальное воспитание в семье младшего дошкольника

Музыкальное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста в семье

В раннем и младшем дошкольном возрасте важно накапливать первоначальный опыт восприятия музыки разных эпох и стилей и народной музыки, доступной возрасту (весёлая, спокойная, светлая грусть, нежная, бодрая и пр.), и побуждать детей к эмоциональной отзывчивости в совместной со взрослым деятельности (пение-подпевание, движения, действия с музыкальными игрушками), для того чтобы привлечь внимание к самой музыке, заинтересовать и увлечь.

Музыка — едва ли не единственный вид искусства, доступный восприятию ребёнка раннего возраста. Колыбельная песня несёт в себе народную мудрость, красоту. Через колыбельную у ребёнка возникает потребность в художественном слове, музыке, общении со взрослым. Музыка может звучать в семье во время укладывания ребёнка (колыбельная) и в часы бодрствования; она создаёт радостное настроение или успокаивает.

Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают музыку И.-С. Баха, А. Вивальди, В.-А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов — спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку (танцевальную, марлевую) они реагируют непроизвольными движениями («комплекс оживления»).

Первые эмоциональные проявления малышей являются оценкой их впечатлений. Дети реагируют на радостную, танцевальную музыку непроизвольными движениями, возгласами, а спокойная музыка действует на них умиротворяюще. Взрослый помогает малышу ощутить ритм и характер музыки. Для этого он управляет движениями ребёнка (например, берёт его руку с погремушкой в свою и ритмично встряхивает ею или держит его за ножки и побуждает «танцевать» лежа). Дети очень любят «танцевать» на руках у взрослых. Танцевальная музыка В.-А. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, «Танцы кукол» Д. Шостаковича очень подходят для этого. Однако «занятия» не должны быть продолжительными (2—4 минуты), чтобы ребёнок не устал и не перевозбудился.

В раннем возрасте большое значение имеют подражательные движения. На первом году жизни малыша родители показывают ему несложные движения под музыку (хлопки в ладоши, взмахи руками и др.). На втором-третьем году все движения дети выполняют совместно со взрослыми, но некоторые из малышей могут проявить самостоятельность. Для активизации малышей используют игрушки (мишек, зайцев, кошек, собачек и др.), которые в руках взрослого начинают «разговаривать», двигаться, танцевать и играть с детьми, вызывая у них положительные эмоции и желание действовать. В процессе игры взрослый подсказывает, когда нужно присесть, спрятаться, покружиться, похлопать в ладошки и т. п. Малыши испытывают потребность в движениях, однако их действия пока неуверенны, недостаточно ритмичны и согласованы с музыкой. Детей учат различать марш и танец, самостоятельно менять движения в зависимости от звучания и динамики частей музыкального произведения (громко — тихо).

В возрасте двух-трёх лет появляются первые высказывания о характере музыки (весёлая, нежная и др.). Дети могут различать темп музыкального произведения (быстрый, медленный), динамику (громкая, тихая), тембры некоторых инструментов и игрушек (барабан, палочки, колокольчик). Они учатся петь с помощью взрослого, воспроизводят знакомые и новые движения, показанные им, могут менять движения в двух- и трёхчастном произведении с контрастными частями.

В музыкальных играх преобладают простые, доступные им движения, передающие характер, настроение музыки, образы животных и птиц, звуки природы. Малыши хлопают в ладоши, притопывают, покачиваются с ноги на ногу, делают пружинящие приседания.

Знакомство детей с музыкальными инструментами можно начинать уже в раннем возрасте (с группы ударных инструментов и игрушек, не имеющих звукоряда). Взрослый играет на инструментах, контрастных по тембру, под соответствующую по характеру музыку (например, палочки и колокольчик), привлекая внимание малышей к различной окраске их звучания.

Когда дети способны маршировать под музыку, взрослый может дополнить звучание марша игрой на бубне, барабане или палочках, чтобы подчеркнуть чёткий ритм, разнообразить звучание. Бег сопровождается игрой на деревянных палочках и ложках, а для танцевальной музыки подойдут звуки бубна и других инструментов, соответствующих характеру произведения.

Как только дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, они могут сами играть на этих инструментах. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой), потом их действия становятся всё более самостоятельными.

На третьем году жизни малыши охотно подпевают окончания музыкальных фраз в народных песенках («Петушок», «Зайчик» и др.). Дети раннего и младшего дошкольного возраста уже могут различать музыку, контрастную по характеру, и по-разному реагируют на произведения разных жанров (колыбельная, плясовая).

Степень участия взрослого в работе с детьми определяет успешность их развития. Это касается и выбора произведений, доступных по продолжительности, возрастным возможностям и опыту маленького ребёнка, и поведения взрослого во время звучания музыки (улыбка, сосредоточенность, выражение глаз). Взрослый даёт ребёнку эталоны поведения во время слушания музыки, побуждает его к эмоциональным реакциям, показывает различные способы действий под музыку в привлекательной для ребёнка игровой форме.

Все виды музыкальной деятельности в раннем и младшем возрасте тесно связаны и осуществляются в интегрированном виде (слушание в сочетании с движениями, подпевание, игра на музыкальных игрушках и инструментах, театр игрушки).

Каждый ребёнок обладает своеобразным сочетанием способностей. Задача родителей — заметить и развить всё лучшее, что заложено в малышах от природы, с учётом их интересов и склонности к различным видам музыкально-художественной деятельности.

Рекомендуем посмотреть:

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Как определить ребёнок левша или правша?

Восприятие информации детьми

Какая мама нужна ребёнку?

Как обеспечить безопасность ребенка дома до 3 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!