Половое воспитание детей в семье

Половое воспитание детей в семье

Половая социализация детей

Половая социализация происходит еще до рождения ребенка. С замиранием сердца мама и папа ждут первого исследования. Кто у них? Мальчик или девочка? В этом ожидании социальная заданность половых ролей ребенка. Общество практически сразу же после рождения предлагает ребенку определенное закрепленное за ним место в системе половых отношений. Ты — мальчик! И ты должен делать то- то и так-то именно потому, что ты мальчик. А ты девочка. У тебя совершенно другое предназначение в мире. Никого не удивляет в обществе высказывания типа: «У нас женщины делают мужскую работу!»; «Теперь уже не различишь, где юноша, а где девушка: оба стриженые, в брюках и с сигаретой в зубах!».

Общество очень четко выстраивает отношение к выполнению индивидом своих половых ролей. Родившемуся ребенку общество в лице самых близких людей, родителей предлагает адаптироваться в этом мире в строго отведенной ячейке половой принадлежности. Уже к трем годам ребенок четко осознает свою половую принадлежность, и если правильно вести половое воспитание, особых трудностей может и не возникнуть. Но они возникают! Значит, не все в порядке, по планете ходят мужеподобные девушки и женственные юноши. В нашу задачу не входит оценивать это положение. Скорее мы призваны обсудить другую важнейшую тему в половом воспитании, связанную с нравственной половой адаптацией ребенка. Комфортность пребывания его среди себе подобных и отличающихся по половому признаку во многом зависит от того, насколько правильно и своевременно ребенок узнает о себе с половой точки зрения. Почему он отличается от другого? Для чего так созданы люди? Как вообще он появился на свет? Эти вопросы крайне важны для ребенка. Они очень пугают взрослых. Некоторые родители стараются уйти от объяснений или объясняют путано и неубедительно, что сразу же у ребенка вызывает дополнительное любопытство, которое при неумелом удовлетворении может перерасти в болезненное.

Обычно эта тема стыдливо замалчивается взрослыми. В педагогической среде ходит такой анекдот: Мама, заметно волнуясь, говорит своей дочери-пятикласснице: «Танечка, пришло время поговорить о тайне зачатия ребенка». «Что ты хочешь узнать, мамочка?» — отвечает дочь. Смешно? Было бы смешно, если бы не было так грустно. Беспомощность самых близких к ребенку людей просто пугает. Такие понятия, как секс, сексуальное влечение, либидо, прочно вошли нашу жизнь. Каждый день по телевизору дети видят и слышат о сексуальной жизни звезд, о сексуальных маньяках, о сексапильных красотках. Я уже не говорю о таких программах, где открыто обсуждают эти темы. И идут эти программы не глубокой ночью, и не по закрытым от ребенка каналам. Плюс к этому неограниченные возможности Интернета. Даже не имея компьютера, любой ребенок видит «привлекательные» картинки в любом ларьке на автобусной остановке или в метро. А журналы? Кто наблюдает за тем, в каком именно возрасте ребенок покупает эту «клубничку»? Раньше, лет 15-20 назад, журнал «Плейбой» считался порнографическим изданием, и вполне можно было заработать статью за его распространение. Так вот, по сравнению с нынешними изданиями «Плейбой» просто альбом для использования в детском саду.

Вот такое «академическое» сексуальное образование получает практически каждый ребенок России. Как же защитить его от информационного насилия? К примеру, в Америке, на которую так любят равняться с некоторых пор, существует государственная социальная программа, защищающая ребенка от порнографии. Программы, по которым можно увидеть подобного рода передачи, оплачиваются владельцем телевизора отдельно, и они закрыты для свободного использования. Таким образом, ребенок без взрослого не может посмотреть передачи и фильмы, несущие сексуальную нагрузку. Плохо не то, что ребенок смотрит передачи о взаимодействии полов. Плохо то, что увиденное и услышанное ложится на неокрепшую душу тяжелым и грязным комом. Но помимо организованного государством распространения, так сказать, сексуальной культуры существует еще один мощный по своему воздействию на ребенка, институт — УЛИЦА! Это самые распространенные «университеты», где обучаются практически без исключения все дети в большей или меньшей степени. Можем ли мы, взрослые, противостоять этой агрессии? Да, можем. Для этого необходимо сначала разобраться в вопросах взаимодействия полов, отличия мальчиков от девочек, а потом уже отвечать на вопрос «Что делать?».

Вопросы взаимодействия полов очень важны. Они определяют место индивида в системе половых ролей. Кроме этого ясно видна социальная опосредованность этих ролей. Место мужчины и женщины в системе общественных отношений формируют культуру потребления, если можно так выразиться, противоположного пола. В отношениях полов можно выделить две составляющие — биологическую и социальную. Биологическая характеристика пола выражается в совокупности анатомо-биологических особенностей индивида. Во многом, данная доминанта в половом портрете ребенка начинается еще во время оплодотворения и, проходя ряд эволюционных изменений, определяет будущую генетическую программу каждого индивида. Законы этого становления объективны и реализуются без активного воспитательного участия человека. Социальные аспекты половой принадлежности ребенка формируются прежде всего в семье, а уж затем в школе и «на улице».

Осознание ребенком принадлежности к определенному полу приходит к ребенку в 1—1,5 года и практически оформляется, как мы уже говорили, к трем годам. Впервые увидев себя и сестренку (братика, папу, маму, бабушку) раздетыми, малыш начинает интересоваться, почему он не похож на сестренку (братика, папу, маму, бабушку). И во многом дальнейшее протекание половой идентификации и зависит как раз от первого объяснения этих различий. То, что различия есть, это сомнений не вызывает. Но в чем именно они проявляются? Попробуем разобраться. Итак, каждый организм, индивидуально развиваясь, содержит или маскулинное начало (принадлежность к мужчинам), или фемининное (принадлежность к женщинам). Эта принадлежность отнюдь не отрицает содержания маскулинного начала в девочках и фемининного в мальчиках. Вспомним, как мы наблюдали за игрой детей дошкольного возраста в песочнице, на детской площадке. Мальчики с упоением играли с куколками, а девочки с машинками. В этом возрасте нет строгого полоролевого различия. Но уже в начальной школе дети начинают отстаивать свою половую принадлежность. Они стараются сбиваться в стайки по половому признаку, обижаются, если их вводишь в группу девочек, к примеру. «Что я девчонка?» — злится второклассник на просьбу учителя вырезать и раскрасить наряды для кукол. Девочки более терпимы к выполнению подобных заданий. Они, может, с меньшим энтузиазмом, но, не сопротивляясь, раскрашивают машины и другие «мужские механизмы».

Социализируясь, ребенок приобретает более выраженную половую роль. Прежде всего это начинается в семье, когда родители сами дают установку ребенку на мужскую или женскую роль в семье. Сын, как правило, пытается помогать отцу, хотя года три назад он с таким же энтузиазмом пытался овладеть «женской» домашней профессией. Все без исключения родители знают, как маленький ребенок пытается помогать по дому — вымыть посуду, помочь маме со стиркой белья. И только с помощью взрослых для ребенка наступает деление деятельности на мужскую и женскую. Дочке, которая с интересом наблюдает за тем, что делает отец, и пытается ему помочь, как правило, говорят: «Это не женское дело забивать гвоздь, работать с отверткой» и пр. А мальчику внушают, что мыть полы и готовить обеды — не мужское дело. Вот таким образом и происходит половая дифференциация детей в семье, а уже потом все переносится в общество. Придя в школу, ребенок уже подготовлен к усвоению своих мужских и женских ролей. Он старается соответствовать идеалам маскулинности и фемининности, который ему предлагает школа. Мужчина — сильный, смелый, выносливый, энергичный, малочувствительный и не склонный к слезам. Женщина — нежная, мягкая, понимающая, ласковая.

Но информационное поле, в котором постоянно находится школьник, достаточно жестко корректирует предложенную школой и семьей модель. Мужчина помимо черт, отмеченных выше, должен быть жестким, а возможно и жестоким, а женщина — хитрой и изворотливой. Ведь именно к этому призывают многочисленные блокбастеры и компьютерные игры. На девочек обрушивается чудовищная по своей силе пропаганда красоты, их призывают стать моделями, а мальчикам вбивается с помощью жанров, имеющих огромную эмоциональную направленность, идея о сверхмужчине, которому подвластны любые обстоятельства.

Наблюдения за социальной жизнью разнополых детей фиксируют, что девочкам свойственна более высокая степень социальной активности, чем мальчикам. Любой учитель начальных классов скажет, кто более ответственно подойдет к порученному делу, конечно, девочка. Хотя тот же учитель скажет, что и бывают исключения. А мы добавим, которые подтверждают правило. Девочки более эгоистичны. Как правило, мотивы их деятельности направлены на их «Я», они демонстрируют более гибкое по сравнению с мальчиками поведение, «подстраиваясь» под ожидания взрослых. Для девочек очень важно быть принятыми учителем. То есть они некоторым образом вводят учителя в структуру своих отношений. Для мальчиков же достаточно группы сверстников, чтобы чувствовать себя комфортно. Хотелось бы подтвердить этот довод примерами из своего учительского опыта.

Если играют девочки и учитель проявит интерес к игре, они сразу же пытаются включить в нее учителя. Если же играют мальчики, то они не стараются завладеть вниманием учителя, зато их эмоциональность повышается. Они стараются произвести на учителя лучшее впечатление.

Мальчиков характеризуют беспечность и склонность к риску. Они нетерпеливы, легко возбудимы; реалистичны, практичны и полагаются только на себя; независимы и напористы. У мальчиков хуже выражены функции самоконтроля, им тяжелее в коллективе сверстников. Девочки же благоразумны, рассудительны и осторожны. Они неторопливы и сдержанны; послушны, зависимы и уступчивы. Как правило, девочки добросовестны, исполнительны и ответственны. Они чувствительные, нежные, расслабленные, спокойные и невозмутимые. Девочкам легче найти свое место в социальной нише, им легче дается реализация функции самоконтроля. К примеру, если заболел учитель и надо убежать с урока, не дожидаясь замены, кто предлагает, как правило, это сделать? В основном мальчики. Девочки же проявляют осторожность в решении подобной задачи, так как больше мальчиков опасаются последствий подобного поведения.

Конечно, в повседневной жизни много мальчиков и девочек, у которых смешены подобные характеристики. Ведь «портрет» ребенка зависит не только и не столько от половой принадлежности. Может статься, что мальчик воспитан осторожным, исполнительным и ответственным, а девочка, наоборот, «сорвиголова».

Большую роль в половом воспитании ребенка играют эмоции. Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста в принципе эмоционален. Но действие положительных и отрицательных эмоций на мальчика и девочку разное, и оно зависит от половой принадлежности. Эта разница определяется разными физиологическими механизмами. Девочки более эмоционально воспринимают ярко окрашенные события. К примеру, если в фильме присутствуют мелодраматические нотки, герои плачут, то девочки плачут тоже. У девочек мозг реагирует на сильные эмоциональные «картинки». Мальчики же реагируют скорее на передачу событий. Если герои плачут, мальчики, как правило, нет. А вот при прослушивании эмоционально окрашенного рассказа активность мозга мальчиков повышается, и они более активно сопереживают героям.

Т.П. Хризман и В.А. Еремеева, проводя исследования реакций детей на различные эмоциональные воздействия, приводят интересный пример разной реакции мальчиков и девочек на предъявляемый фильм.

«...Очень по-разному дети реагировали на фильм-сказку «Красная Шапочка». Анализ электроэнцефалограммы позволил установить, что у девочек уровень активности мозга повышается, как только Красная Шапочка входит в лес. Причем активизируются все структуры мозга. Высокая активность сохраняется, и когда девочка встречает волка, и когда волк стучит в домик бабушки, и когда говорит волк, и когда говорит бабушка.

У мальчиков же все не так. Пока нет события, нет и высокой активности. Начал говорить волк — резкая реакция мозга. Говорит Красная Шапочка — все опять приходит в норму. Волк пришел к бабушке — опять всплеск активности. Проглотил ее — снова исходный уровень активности. (Что переживать, когда бабушка все равно уже съедена.)».

Практики-учителя знают, что наиболее ярко эмоциональность ребенка проявляется во взаимодействии с людьми. Ребенок от рождения включен в различные связи типа «ребенок—родители», «ребенок—сверстники», «ребенок — старшие ребята», «ребенок — младшие ребята» и др. Значимость этих связей для младшего школьника очень высока, поскольку именно в этом возрасте формируется у ребенка мотивационно-потребностная сфера. Качество подобных связей обеспечивает развитие познавательного и волевого направления личности младшего школьника, значительно обусловливает поведение ребенка в соответствии с его полоролевой позицией в этих системах связи.

Теперь настало время ответить на главный вопрос: «Когда надо начинать половое воспитание ребенка и каковы его воспитательные цели?»

Начинать надо тогда, когда ребенок пытается проявлять интерес, но подготовительные мероприятия могут уже тянуться из детства. Говоря о половом воспитании, мы имеем больше вопросов, чем ответов. Когда и как отвечать на вопросы ребенка о тайне своего рождения? Когда следует начинать обсуждение этой темы с детьми. Есть ли какие-то требования и возрастные ограничения? Как современный ребенок относится к понятию «секс»? И вообще интересны ли ему разговоры на «сексуальную» тему? Интересоваться этой темой осознанно дети начинают в младшем школьном возрасте. Основная ошибка, которую допускают родители в этом вопросе, это представление сексуальной жизни как нечто постыдное, знать о чем ребенку еще рано. Они в большинстве своем беспомощны в освещении подобных вопросов, стараются не поднимать подобных тем, или мямлят что-либо невразумительное, или же начинают стыдить ребенка за его интерес и предлагают подрасти. Хотя как раз в младшем школьном возрасте подобные знания дети должны получать прежде всего от родителей, поскольку именно в семье они знакомятся с такими явлениями, как рождение братика или сестрички, или малыша у знакомых, обсуждение беременности мамы (подруги мамы, родной тети и т. д.). Это, естественно, вызывает интерес у ребенка. Да и разговоры со сверстниками, живущими в асоциальных семьях, тоже подстегивают любопытство детей.

Теперь несколько слов о целях полового воспитания ребенка. Хотелось бы выделить главную системообразующую цель полового воспитания — это интеграция ребенка в социум с учетом его половых особенностей. Система задач направлена на реализацию данной цели. К ним можно отнести следующие задачи:

* Готовить ребенка к взрослой жизни, ее осознанию и пониманию.

* Содействовать процессу половой социализации ребенка.

* Готовить ребенка к семейной жизни, половым различиям членов семьи.

* Использовать социальный опыт ребенка в половом просвещении.

* Использование художественных средств в нейтрализации искаженного представления о взаимодействии полов.

Задачи могут быть расширены и могут касаться всех аспектов полового воспитания. Мы привели несколько в качестве примера.

Нам представляется, что данная тематика имеет две стороны: одна биологическая. Она представляет собой систему знаний, которые получает ребенок в ходе учебного процесса на уроках ознакомления с миром и на внеклассных формах, посвященных вопросам биологии, возникновения зародышей, оплодотворении и т. п. Вторая же сторона, этическая, доступна семье.

Ребенок характеризуется подражательностью, и если родители, отвечая на вопросы половой принадлежности и взаимодействия полов, подадут это красиво, как необходимое для ребенка явление, ему и в голову не придет связать полученную информацию с чем-то дурным.

Создается впечатление, что девочки более подготовлены к получению знаний «полового» характера. Этому способствует наступление менструального цикла и необходимость объяснения этого явления. Если девочка не подготовлена, она может испугаться, что в дальнейшем, несомненно, повлияет на ее половую социализацию. Что и произошло с героиней известного романа «Поющие в терновнике», когда она подумала, что умирает с приходом менструации. Мать не подготовила девочку к изменению ее биологического статуса. А это сделать необходимо, поскольку приход менструации венчает кризис развития девочки. Она испытывает дискомфорт, выраженный в смене настроений, в подавленности или, наоборот, в гиперактивности. Происходит огромный гормональный сдвиг, что, несомненно, влияет на психику ребенка. С приходом менструации девочка переходит на качественно новый социальный уровень, у нее формируется новый тип сексуально-ролевых отношений со сверстниками. Она начинает себя ощущать «маленькой женщиной». Не зря же исследователи замечают значительное взросление девочек по сравнению с мальчиками именно в младшем школьном возрасте.

Девочка уже при рождении более зрелая. Она, как правило, раньше мальчика начинает ходить, а к периоду половой зрелости разница в биологическом созревании достигает двух лет. Вспомним начальную, даже среднюю школу. Высокие, женственные, развитые девочки и субтильные, невысокие, в основе своей мальчики. Разница ощущается не только в физическом, но и в поведенческом аспекте. Девочки уже более взрослые, они легче социализируются, тем более, что школы изобилуют женским учительским влиянием.

Главное в половом просвещении ребенка не пропустить момент, когда он заинтересуется подобными темами. Обычно ребенка вначале интересует, что лежит в животе у беременной женщины и как именно ребенок появляется на свет, а уж потом, как он попадает в животик к маме. Нет необходимости родителям самим поднимать эти темы. Наступит момент, и ребенок сам заинтересуется. Причем это может произойти как в три года, когда ребенок увидит, что все устроены по-разному, и в десять лет. Просто до этого момента его не интересовали вопросы разности пола. И в том и другом случае необходимо спокойно объяснить ребенку физиологическую составляющую его рождения и отличия от мамы или бабушки. Только если подобный разговор будет спокойный, доверительный, без лишней эпатажности и лицемерия, в этом случае ребенок получит необходимые для его полового развития сведения.

Советы бывалого педагога

В родительский блокнот

❀ Говоря с ребенком о проблемах пола, ведите себя сдержанно, не выставляя напоказ свою застенчивость в этих вопросах.

❀ Способствуйте усвоению морально-этических понятий маскулинности и фемининности, таких, как девичья гордость, стыдливость, мужское достоинство, порядочность и т. д.

❀ Показывайте ребенку примеры «половой учтивости».

❀ Не заостряйте специально внимания детей на интимных сторонах проблем пола, старайтесь дать такие сведения в контексте.

❀ Никогда не отмалчивайтесь и не мотивируйте свой отказ обсуждать с ребенком проблемы пола его возрастом.

❀ Обсуждая вопросы половых различий и взаимоотношений, обращайте внимание на нравственную сторону вопроса.

❀ В обсуждении вопросов полового характера будьте откровенны с детьми, но при этом помните — это еще дети!

На заметку бабушке и дедушке

❀ Лучше не обсуждать с ребенком «половые» темы, чем делать это брезгливо и с назиданием.

❀ Читайте ребенку больше сказок и детских рассказов, где основной акцент сделан на отношении родителей к ребенку, а не на сексуальной стороне семейной жизни.

❀ Если ребенок задает такой вопрос, как «Откуда он взялся?», не надо выдумывать сказки об аисте и капусте. Современный ребенок в это не верит. Скажите просто «Твоя мама тебя родила».

❀ Чем меньше тайн и запретов, тем больше безразличия у ребенка к вопросам сексуальной тематики.

Рекомендуем посмотреть:

Ребенок и улица. Роль семьи в формировании личности ребенка

Ответственность родителя и педагога в жизни ребёнка

Консультация для родителей «Общение детей со сверстниками»

Почему ребёнок вредничает?

Адаптация младших школьников к обучению в среднем звене

Зарина Александровна Кантеева # 26 июня 2018 в 01:06 0
деликатная тема всегда требует особой подачи.очень полезные советы.тема действительна актуальна
Ганна Михайловна Гуцуляк # 19 января 2019 в 15:01 0
Материал целостный, подача в доступной форме, будет интересен как педагогам, так и родителям. Спасибо за полезные советы.
Оксана Константиновна Бородяева # 7 июня 2020 в 21:35 0
Соглашусь . Материал деликатный. Но с подростками говорить об этом надо. Они с родителями говорить стесняются, да и не каждый родитель захочет об этом говорить. А лучше всего эти темы обсуждать в тренинге и отдельно с мальчиками и отдельно с девочками