Послушный ребёнок - это родительское счастье или непоправимая ошибка?

Послушный ребёнок - это родительское счастье или непоправимая ошибка?

Статья – размышление, в которой рассматриваются различные варианты судеб людей, детство которых прошло в чрезвычайной строгости и жёсткости со стороны родителей. Вывод напрашивается такой: прежде, чем выбрать строгость в воспитании как метод, сто раз родителям стоит продумать всё и взвесить.

Автор: Селищева Лидия Михайловна, клинический психолог, АРТ-терапевт  «Логос – речевой центр» г. Липецк

Давно ушло в прошлое понятие о том, что воспитание малыша заключается в его регулярном наказании, как физическом, так и моральном. Держать ребёнка в ежовых рукавицах не значит вырастить из него счастливого человека, сильную личность. Конечно, если дитя, воспитываемое в строгости, делается «шёлковым», послушным – это очень удобно для взрослых. С таким ребёнком почти нет никаких проблем.

Но частенько они появляются в подростковом периоде, когда у созревающей личности возникает в душе чувство протеста против такого отношения к себе. Именно из этих послушных детей вдруг вырастают настоящие монстры, которые сбиваются в стаи и начинают крушить всё подряд.

Кстати, в большинстве фильмов откровения маньяков и садистов как раз чаще всего сходятся на том, что в детстве строгие родители их подвергали наказаниям и унижениям. Всем известный Чикатило тоже из этой же когорты: муж – подкаблучник, незаметный в коллективе и не поднявшийся по карьерной лестнице обычный учитель.

Другой вариант более мягок. Подросток также продолжает оставаться положительным во всём. Он и став взрослым никому не создаёт проблем: прекрасный исполнитель на работе, мягкий домашний супруг. Превосходно, если у такой личности не возникает бунтарское чувство и в этот период. Однако известны случаи, когда уже на склоне лет увенчанный сединой мужчина вдруг начинает «беситься». Он будто бы бросает вызов обществу, своим родным, совершая самые неадекватные поступки.

Стоит побеседовать с опустившимися бомжами, и обязательно встретится один из тех, который как раз попал в эту яму по причине запоздалого всплеска нигилизма. Некоторые же попросту начинают сильно пить и спиваются до самого крайнего предела. А иные даже становятся во время алкогольного опьянения злобными и необузданными.

Всё дело в том, что жёсткость, проявленная по отношению к ребёнку в детстве, обязательно что-то ломает в его психике, роняя в душу чувство неудовлетворённости и в какой-то мере злобы из-за этой неудовлетворённости. Это зёрнышко когда-то всё равно найдёт себе пищу и начнёт произрастать. И если не в детстве либо юности, то во взрослом или даже старческом возрасте.

Конечно, не у всех бунтарские чувства выражаются в пьянстве либо уходе в бомжатскую стаю. Немало и других вариантов, когда взрослый мужчина вдруг бросает семью и женится на совсем юной девчушке. Общество не понимает его поведения, родные и соседи часто отворачиваются. Но самому индивидууму этого только и нужно: он чувствует, что единственный раз в жизни поступил «не по правилам», которые ему постоянно все навязывают.

Да и в карьерном росте детское послушание играет не лучшую роль. Не умея спорить и отстаивать своё собственное мнение, страшась принимать серьёзные решения, такой человек так и останется навечно в подчинённых. Хотя бывают единичные случаи, что именно желание вырваться вперёд на работе вспыхивает совместно с бунтарским духом. В этом случае слияние этих двух порывов неожиданно для всех выдают обществу мудрого и понимающего руководителя, как, например, в фильме «Служебный роман» меняется на глазах зрителя затюканный и безвольный герой, которого играет Мягков.

Другой вариант судьбы послушного ребёнка может быть положительным во всех отношениях. Мальчик и в школе хорошо учится, и родителей почитает, и по дому помогает. Идиллия. После школы, законченной с золотой медалью, юноша поступает в институт и заканчивает его. Женится, правда, рановато – сразу после окончания высшего учебного заведения, и с молодой женой сразу же уезжает по распределению далеко на север.

Только много позднее родители узнают, что он сам туда напросился – подальше от «любимых» мамы и папы. Нет, он и теперь их не забывает, даже иногда навещает: раз в три, а то и в пять лет. И опять совершенно случайно старики узнают, что их кровиночка-то, оказывается, частенько бывает в родных местах, но старается сделать это так незаметно, чтобы как можно реже встречаться со своими «предками».

Неизвестно, как бы закончилась жизнь этих горе – родителей, если бы у них е было ещё других детей. Тем выпала доля более мягкая, поэтому такого чувства, как старший сын, они к своим родным не испытывали. Под старость строгую мать парализовало, она лежала пять лет и мечтала о встрече с любимым сынулей. А он не успел прилететь даже на её похороны – так получилось.

Нередки случаи определения стариков в дома престарелых детьми, которые вроде бы были положительными во всех отношениях. Общество, конечно, осуждает их за неблаговидный поступок. Но кто может заставить полюбить людей, которые с самого детства ломали характер и судьбу своего ребёнка? Никто. Поэтому прежде, чем выбрать строгость в воспитании как метод, сто раз стоит родителям продумать всё и взвесить.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание чувств ребенка. Развитие эмоциональной сферы у детей

Что означает Арт - терапия

Студия арт-терапии «Беби – АРТ»

Арт-терапия для детей

Сказкотерапия для дошкольников

Елена Капитонова # 2 апреля 2013 в 16:26 +4
Спасибо, статья очень интересная. Использую её на родительском собрании.
Марина Репина # 29 апреля 2013 в 10:25 +8
Хорошая статья! Бесспорный факт, что даже маленький ребёнок должен иметь своё мнение и право выбора- только тогда он вырастет полноценной личностью.
Наталья Геннадьевна # 15 мая 2013 в 19:59 0
Мне понравилось!Спасибо! Статья интересная!
Ольга Стреж # 20 мая 2013 в 19:14 +1
Хорошая статья. Необходимо говорить родителям, что послушный ребенок - это конечно же чаще всего в будущем проблемы. Согласна, что ребенок - это личность и он должен иметь свою точку зрения и право на нее.
Елена Кустова # 21 мая 2013 в 21:15 +1
Проблемная статья. Есть о чем поразмыслить и обсудить. Не все так однозначно.Жизнь порой преподносит такие сюрпризы!
Галина Царенко # 29 июля 2013 в 16:25 0
Немного не соглашусь, что послушный ребенок - проблемы. Все дело в воспитателях. Очень хочу, чтобы мой ребенок имел свою точку зрения и она совпадала бы с моей.
Розалия Винокурова # 23 августа 2013 в 14:26 +2
Согласна с тем, что данная статья - размышление. В беседе с родителями часто замечаешь, что каждый из них считает свой метод воспитания самым правильным.Нередко слышишь совет: с детьми нужно построже, их нужно держать в ежовых рукавицах. Но ведь школа, особенно современная, требует новых подходов, когда сотрудничество учителя и ученика построено на взаимном уважении.
Ирина Рудакова # 23 августа 2013 в 15:10 +2
Определение "послушный ребёнок" можно растолковать двояко. Это может быть воспитанный в строгости, покладистый, не проявляющий инициативу ребёнок, без собственной точки зрения и своего "я". Он всегда делает так, как говорят люди, имеющие для него авторитет. Сначала - это родители, потом - учитель, а в подростковом возрасте - друзья.
Послушным ребёнком можно называть и правильно воспитанного, культурного ребёнка с собственными взглядами и суждениями, умеющего прислушиваться к людям, готового контактировать и сотрудничать. Воспитать такого ребёнка гораздо сложнее.
С уважением, Ирина.
Светлана Викторовна Колесникова # 22 декабря 2013 в 12:32 0
Я с вами полностью согласна, Ирина. Воспитать такого ребенка сложно, но нужно и можно. Терпения и такта родителям и педогогам.
Тамара Владимировна Насунова # 4 февраля 2014 в 21:50 0
Недавно детские психологи выяснили, чем может грозить стремление родителей воспитать послушного ребёнка. Оказывается, если ребёнок будет во всём беспрекословно слушаться родителей, то это может привести к тому, что он начнёт скрывать свои шалости, вести двойную жизнь и даже станет безразличным ко всему.
Чадо не имеет своего мнения, подавляет свои желания и порой боится совершить тот или иной поступок, так как родители на него могут негативно отреагировать. Такая апатия и безучастие превратят ребёнка во взрослого без собственных желаний и мнения. Но как быть? Нужно найти золотую середину. От ребёнка не нужно требовать повиновения, его нужно просить, договариваться с ним, объяснять, почему так делать нельзя, также нельзя забывать об уважении. Только тогда воспитание будет правильным.
Раиса Даниловна Окунева # 14 февраля 2014 в 17:32 0
В стать говорится о строгости с физическим и моральным насилием,конечно, в этом случае можно ожидать самого худшего, а бывает наоборот  ребенка холили, лелеяли, а из него вырос настоящий монстр. Строгость должна быть в пределах разумного. Ребенок должен понимать, что такое хорошо, что такое плохо и при этом иметь свое мнение. Если ребенок ошибается, задача родителей и педагогов вместе с ребенком сделать правильный выбор.
Екатерина Глинская # 21 февраля 2014 в 08:43 0
Читала недавно похожую статью, вроде бы "Удобный ребенок" называется. О том, как родители стремятся, чтобы их ребёнок был послушным всегда и во всем. Что в итоге из него вырастает человек неуверенный в себе, который идет по накатанной дорожке и не пытается как-то выделится и сделать что-то по-своему, иначе, чем остальные. Такой человек не умеет противостоять трудностям. Или такой был момент в статье - женщина хвасталась подруге: "Как удобно, что у меня такая послушная старшая дочь! Она во всем мне помогает, следит за детьми, убирает дом, сама делает уроки!" Получается, что при таком бесспорном послушании ребенок жертвует своими интересами.
Вера Викторовна Виноградова # 1 октября 2014 в 19:09 0
Да действительно статья для размышления. Хорошо когда родители способны пересмотреть свои подходы в воспитании. А когда нет?...
Анна Борисовна Кирий # 23 октября 2014 в 13:30 0
Спасибо, Лидия Михайловна! Но все черты личности формируются от рождения ребенка. И что вырастет из малыша, который до 6 лет был с нянями и бабушками, затем пошел в детский сад, в то время, как мама зарабатывает деньги.
Какие эмоции он видит от окружающих его взрослых? Какие черты личности он приобретет?
Лариса Афанасьевна Карбовская # 6 ноября 2014 в 22:40 0
Тема меня очень заинтересовала.Обычно мы ведем беседы о непослушных детях, а тут....Сразу же решила. что возьму себе на заметку для классного часа.Спасибо за материал.
Каратаева Ирина Николаевна # 29 ноября 2014 в 21:31 0
Актуальная статья. Как часто нам приходится слышать жалобы родителей на то, что их ребенок слишком подвижен и непослушен: «Это просто вихрь какой-то!». А вот представьте родителей, горько сетующих: «А мой-то такой тихий и послушный, даже страшно!..» Смешно? И, правда, кто бы не хотел иметь послушного, спокойного, благовоспитанного, в общем, беспроблемного ребенка? Но всегда ли это хорошо — послушный ребенок? Психологи уверены: несмотря на то, что с «правильным» ребенком очень удобно «обращаться», полное послушание таит в себе опасность. Если ребенок слишком послушный, нужно убеждать ребенка, что вы любите его просто за то, что он есть, что не разлюбите, если он сделает что-то плохое. Нужно позволять ему иногда быть «плохим». Стараться давать больше свободы (прежде всего, свободы выбора), предлагать самому подумать над решением какой-то проблемы, но не оставлять его с ней один на один. «Родители помогут», — это замечательно. Но ребенок должен осознавать: «Родители не сделают это за меня». Надо приучать сына или дочку к «самостоятельному плаванью». Спасибо.
Ирина # 30 ноября 2014 в 14:27 0
Актуальная статья. Как часто нам приходится слышать жалобы родителей на то, что их ребенок слишком подвижен и непослушен: «Это просто вихрь какой-то!». А вот представьте родителей, горько сетующих: «А мой-то такой тихий и послушный, даже страшно!..» Смешно? И, правда, кто бы не хотел иметь послушного, спокойного, благовоспитанного, в общем, беспроблемного ребенка? Но всегда ли это хорошо — послушный ребенок? Психологи уверены: несмотря на то, что с «правильным» ребенком очень удобно «обращаться», полное послушание таит в себе опасность. Если ребенок слишком послушный, нужно убеждать ребенка, что вы любите его просто за то, что он есть, что не разлюбите, если он сделает что-то плохое. Нужно позволять ему иногда быть «плохим». Стараться давать больше свободы (прежде всего, свободы выбора), предлагать самому подумать над решением какой-то проблемы, но не оставлять его с ней один на один. «Родители помогут», — это замечательно. Но ребенок должен осознавать: «Родители не сделают это за меня». Надо приучать сына или дочку к «самостоятельному плаванью». Спасибо.
Наталья Михайловна Балакина # 3 декабря 2014 в 17:56 0
Спасибо за полезную информацию для родителей. На ближайшем родительском собрании обязательно использую ее.
Виктория Владимировна Зотова # 5 декабря 2014 в 00:36 0
Статья очень понравилась: познавательна, содержательна. В своей работе сталкиваюсь и с послушными детьми, которые не приносят никаких проблем, и с детьми, которые заставляют использовать весь свой педагогический опыт, чтобы найти к ним подход. Материал можно использовать при подготовке к родительскому собранию. Спасибо за полезную информацию.
Елена Петровна Воронова # 25 января 2015 в 14:43 0
Статья мне понравилась, есть над чем задуматься и поразмышлять. На родительском собрании воспользуюсь вашим материалом.
Кириллова Людмила Анатольевна # 29 сентября 2015 в 23:32 0
Интересная статья, прочитав ее, задумалась, обращаюсь ли я со своим ребенком, как с равным, не ущемляю ли его "я", ведь это очень важно, чтобы у ребенка была свобода выбора.Вообщем, есть над чем подумать.
Ирина # 30 октября 2015 в 03:00 0
Статься хороша. Я поощряю своих детей, покупаю им что-то не очень дорогое. Например, журнал "Пізнайко". Дети очень его любят. Журнал показывает нашу Украину с разных ракурсов, но всегда сохраняя ракурс с точки зрения патриота. Это мне и нравится.
Ирина Михайловна Куликова # 26 января 2016 в 16:56 0
Совершенно с Вами согласна "Держать ребёнка в ежовых рукавицах не значит вырастить из него счастливого человека, сильную личность" Со своими детьми часто обращалась строго, а вот внуки изменили отношение к данному вопросу.
Мария Павловна Иванова # 8 декабря 2017 в 08:08 0
Я начала приучать дочь принимать решения с очень маленького возраста. По возможности допускала принимаемые (с моей точки зрения) неправильные решения, если конечно это не несло риска ее здоровью. Важно, чтобы она сама делала выводы о правильности принятых решений. Считаю это необходимым этапом воспитания ответственности у ребенка