Речевое развитие ребенка до 3 лет

Речевое развитие ребенка до 3 лет

Как происходит развитие речи у детей до 3 лет

Развитие речи детей раннего возраста

Про речевое развитие детей

— Как кричит коровка ?

— Му-у-у...

— Правильно! А бычок?

— А бычок... вздыхает на ходу!

Самая распространенная проблема взрослых — это попытки сравнивать речевые достижения своего ребенка с успехами его сверстников. Ведь как это так: Вася из соседней квартиры, ровесник вашего ребенка, уже говорит вовсю, «как молоточек», а ваш «застрял» на 20—30 основных словах и молчит, «как партизан».

Дело в том, что дети в раннем возрасте развиваются «скачкообразно». Они как бы копят знания и умения, тренируются, а потом выдают все разом. И сегодня ваш ребенок говорит 20 слов, а завтра — уже 100. Сегодня четко произносит 10 звуков, а завтра — 25.

Развитие речи имеет два основных направления: восприятие чужой речи и становление собственной. До определенного времени число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. Так, например, к году ребенок может произносить 6-8 слов, а понимать уже 30-50. И взрослые о нем говорят: «Все понимает, а сказать не может».

Задача родителей — активно развивать «пассивный словарь». Ведь пассивный словарный запас — это основа активной речи. Для этого нужно много разговаривать с ребенком, объяснять то, что он видит, рассказывать ему сказки, читать стихи, вместе рассматривать книги и т.п.

Чтобы реально оценивать ситуацию, ребенка нужно сравнивать не со сверстниками, а с ним самим. Если его словарный запас в 1 год был 15 слов и в 1,5 года — 15 слов, это, безусловно, повод задуматься о том, что вы что-то делаете не так. А если день ото дня наблюдается прогресс, пусть, на ваш взгляд, и незначительная, но все-таки есть положительная динамика, то особых поводов для беспокойства нет. У каждого ребенка своя программа развития!

То же касается и постановки звуков. Не буду скрывать, меня тоже периодически тревожит вопрос: «А все ли в порядке с речью у наших детей?», и поэтому я регулярно читаю, что по этому поводу пишут, в том числе и в Интернете.

Как-то на одном из сайтов я прочитала следующее: «Многие родители задаются вопросом, когда ребенок начинает говорить звук “Р” — и по каким причинам он не может самостоятельно справиться с этой задачей. Считается, что именно этот звук — последний в списке освоения детьми и справиться с ним малышам труднее всего. Возраст 5—6лет — это оптимальное время для глубокого освоения звука “Р”».

Наш Дениска, напротив, научился произносить звук «Р» достаточно рано — уже в 2 года и 10 месяцев, причем сам. Но на этом фоне он не выговаривал другие более «ранние» звуки. Например, звук «X» ему не поддавался до 3 лет. Да и потом еще некоторое время он не мог называть его в словах. (К примеру, слово «хлеб» звучало у него как «себ».)

На мой взгляд, какой-то четкой последовательности в том, какие звуки ребенок должен научиться произносить сначала, а какие — потом, не существует. Так, в возрасте 1,5 лет у Дениса «любимыми» звуками были «Д» и «Т». Танюша же в этом возрасте чаще произносила слова со звуком «К». Кстати, «КА» она вставляла везде, где только можно. Я до этого даже и не задумывалась, как много слов с этим слогом: «водичКА», «птичКА», «рыбКА», «КАшка», «ниКАк» и т.п. (И поди догадайся, о чем она просит, говоря свое «КА».) Это еще раз убеждает в том, что все дети индивидуальны!

Однако я ни в коем случае не советую вам «расслабиться» и ничего не делать: если вас что-то смущает в речевом развитии вашего ребенка, то лучше перестраховаться и обратиться к специалисту. Для этого они и существуют!

Когда я обратилась к знакомому логопеду с тем, что мой ребенок в 2 года не произносит звуки «С» и «Ш», а звук «В» произносит невнятно, то она объяснила, что до 3 лет такая ситуация с произношением (и не произношением) определенных звуков является нормальной и особо волновать не должна.

Но при этом она посоветовала помочь малышу в постановке звуков. Для этого необходимо было делать дыхательную и артикуляционную гимнастику. Это не занимает много времени (не более 5 минут в день), но при регулярных занятиях помогает тренировать мышцы артикуляционного аппарата и делать большие успехи в правильном произношении звуков и слов.

Приведу пример таких упражнений. (Поскольку упражнения предназначены для ребенка, то они, конечно, в игровой форме)

Сказка о веселом язычке

Жил-был Веселый Язычок (улыбнитесь и высуньте язык как можно дальше). Утром рано он вставал, делал зарядку (коснитесь языком уголков рта, затем дотянитесь до носа и до подбородка), чистил зубы (проведите язычком вправо-влево по верхним и нижним зубам), причесывался (зубки сожмите, просуньте язычок между ними вперед и назад). Затем он выходил на свое крылечко полежать на солнышке (удерживайте язык неподвижно на нижней губе под счет до десяти). Потом садился на лошадку (цокайте, с силой прижимая язык к небу), ехал в гости к киске. Киска выгибает спинку (надо упереться кончиком языка в нижние зубы с внутренней стороны, выгнув язык «горкой»), У киски пили чай с вареньем (облизните верхнюю губу сверху вниз), пекли блинчики (просуньте язык между губами и пошлепайте им: «пя-пя-пя») и катались на качелях (язык попеременно поднимайте к верхней губе и опускайте к нижней), Наступил вечер. Язычок снова сел на лошадку и поехал домой. Он останавливал лошадку вот так(с силой выдувайте воздух на сомкнутые губы: «тпр-ру»).

Кроме того, очень хорошо выполнять вместе с детьми творческие задания: рисование, аппликацию, лепку, конструирование и другие варианты развития мелкой моторики, что, как известно, способствует активизации речевых центров в мозгу.

Однако иногда бывает и так: вроде и занимаетесь регулярно с малышом дыхательной и артикуляционной гимнастикой, и лепка — его любимое занятие, и дома все обклеено его аппликациями, и пальчиковые краски только успеваете покупать, потому что из-за большого количества творческих работ ребенка они быстро заканчиваются, а все равно он говорит невнятно, а то и вовсе на «языке жестов».

На это могут быть 2 основные причины.

1. Ребенок ленится выговаривать слова, ведь вы его и так прекрасно понимаете.

2. Ребенок не хочет разговаривать. И это уже более серьезная проблема. В ее основе — протест малыша

против не устраивающей его психологической обстановки в семье (конфликты родителей, несогласованность слов и действий «поколений»: бабушка говорит одно, папа — другое и т.д.; уход одного из родителей из семьи и т.п.).

Тут стоит задуматься! Как бы там ни было, все решается. Для устранения первой причины достаточно перестать быть «переводчиком» и «шифровальщиком». Ребенку, безусловно, это не понравится, но даст стимул произносить слова более понятно (иначе же он не получит то, о чем просит). Улучшение психологического климата в семье поможет в решении второй проблемы.

Детский возраст тем и хорош, что многое еще можно откорректировать. Было бы желание и стремление «держать руку на пульсе».

И еще один немаловажный момент, связанный с развитием речи. Когда ребенок научается говорить, родители начинают прислушиваться к тому, ЧТО он говорит, какие слова употребляет. А говорит он то, что когда-либо сам слышал.

Мне вспоминается один забавный случай, который произошел с маленьким сыном моей подруги. Я, собственно, была непосредственно «виновницей» случившегося. Как-то я пришла в гости к своей подруге. Ее сын Антон с упоением мне что-то рассказывал и показывал свои игрушки. Я кивала головой и восторженно повторяла: «Ух, ты! Четко!» (То есть я хотела сказать, что мне интересно.) На другой день во время прогулки со своей мамой Антон, показывая ей что-то, заинтересовавшее его, сказал: «Мама! Посмотри, какая ЧЕТКА!»

Так что, как говорит моя мама, «фильтруйте» свою речь!

По материалам книги Светланы Арсентиевой "Маленькие детки-маленькие бедки"

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание детей. Воспитываем спартанцев (Воспитание детей в Спарте)

Воспитание детей. Педагогические идеи Платона

Воспитание детей. Педагогические теории Аристотеля

Вальдорфская школа

Вальдорфский детский сад

Анастасия Прохорова # 29 сентября 2014 в 05:07 0
Актуальная тема как педагогам, так и родителям. Как часто слышно о проблемах речи! Выложена интересная гимнастика для язычка, которую оценят и самые привередливые детишки. Спасибо. Мой голос.
Яна Викторовна Копысова # 14 октября 2014 в 14:17 0
Это очень хорошо, что вы добавляете такие материалы, редко когда родители сами что либо делают правильно, а так будут следовать Вашим предписаниям.
Ольга Васильевна Пустошинская # 1 октября 2014 в 19:57 0
Прочитала статью очень интересно вспомнила как моя дочь начинала говорить.Но с дочкой моей было все интересно и сразу все получалось,особенно буква р.Были проблемы с буквой "с" и "з",а здесь для родителей мнтодика и гимнастика для ребенка подобрана не сложная...
Татьяна Владимировна Воронова # 15 октября 2014 в 13:19 0
Сегодня у многих детей наблюдаются проблемы с речью, поэтому статья довольно актуальна. Очень интересно написано, к тому же есть практические задания.
Юлия Юрьевна Дятлова # 17 октября 2014 в 12:51 0
Статья как раз мне в тему, дочка лениться произносить правильно быкву -р-, будем теперь по сказке учиться ставить звуки. Спасибо!
Людмила Васильевна Гавричкова # 24 октября 2014 в 14:24 0
Обязательно воспользуюсь статьёй на ближайшем родительском собрании.Я часто грешу на лень родителей в этом вопросе.А ваши предписания вполне легки и выполнимы.
Ирина Николаевна Кочнева # 3 ноября 2014 в 21:48 0
Говорю вам спасибо! У меня тоже у дочки есть проблемы с произношением, обязательно попробую ваши упражнения с язычком, мы конечно уже выполняем, но таких у нас ещё не было.
Татьяна Шеремет # 7 ноября 2014 в 19:44 0
Развитие речи очень важный компонент в развитии ребёнка.В статье представлены прямые рекомендации для родителей.
Елена Васильевна Зинина # 28 ноября 2014 в 00:48 0
Спасибо!Материал на доступном и понятном языке.Это вполне по силам родителям.Главное не сидеть и не ждать, когда все звуки появятся самостоятельно.Нужно придерживаться активной позиции.Артикуляционная гимнастика в игровой форме творит чудеса, а как её проводить можно позаимствовать у Вас.
Ирина Александровна Ашканова # 3 декабря 2014 в 17:10 0
Очень актуальная тема. Дети нового поколения имеют больше проблемы с речью, чем предшествующее поколение детей. С чем это связано, можно предполагать , но нам нужно помочь своим детишкам. В данной статье очень хорошее упражнение приведено, будем его использовать. Спасибо!
Мещерякова Елена Владимировна # 23 декабря 2014 в 21:49 0
Говорят не "трогайте" речь детей до 3 лет. А ведь потом будет уже поздно! Уважаемые родители! Уделите внимание этой статье. Пожалуйста.
Елена Владимировна Мещерякова # 24 декабря 2014 в 17:02 0
Говорят не "трогайте" речь детей до 3 лет. А ведь потом будет уже поздно! Уважаемые родители! Уделите внимание этой статье. Пожалуйста.
Елена Владимировна Мещерякова # 24 декабря 2014 в 22:20 0
Мы встаем перед зеркалом и "кривляемся": язычком достаем до носа, подбородка. С губ слизываем варенье. Медленно лижем мороженое. И цокаем язычком. Эти нехитрые упражнения помогли нам выговаривать звук "р, л"
Анна Дмитриевна Амоскова # 4 января 2015 в 18:30 0
Очень хорошая статья, написана доступным языком. Большой плюс в том что показаны примеры гимнастики. Родители, которые ничего не знают по логопедии могут без проблем применять эти упражнения. Спасибо.
Елена Петровна Воронова # 25 января 2015 в 14:31 0
Интересный материал, ведь последнее время всё больше детей имеют проблемы с речью, обязательно возьму себе на заметку ваши рекомендации и донесу их до сведения родителей своих детей.Спасибо.
Елена Александровна Крапивко # 16 февраля 2015 в 15:21 0
Актуальный консультационный материал - является одной из форм дифференцированной работы с семьей. В содержании консультации видна одна из особенностей культуры педагогического труда педагога.Идет четкое и интересное обоснование особенностей и новизны проблемы речевого развития дошкольников в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области, что радует. Спасибо!
Усманова Римма # 28 февраля 2015 в 20:07 0
Прочитала статью "Речевое развитие ребенка до 3 лет" и поняла, как важно не упустить это время для формирования языка как средства общения. Приведены действенные игровые упражнения. Некоторые из них проделали с детьми.Спасибо Вам огромное!
Мачаева Зарета # 10 марта 2015 в 19:47 0
Спасибо от матери ПЯТЕРЫХ детей!!!Я тоже столкнулась с данной проблемой,речь у ребенка отставала от сверстников.Теперь буду следовать вашим рекомендациям,упражнениям.
Татьяна Евгеньевна Рыскалина # 21 марта 2015 в 08:57 +2
Статья не плохая, но следует добавить, что есть еще одна причина того, что ребенок не говорит.

В статье указаны две: лень и протест. Еще одна серьезная причина - задержка психического развития ( дефект развития). И , к сожалению, в нашем мире это не менее распространённая причина, чем указанные в статье. Кроме того, является спорным выражение:" нужно сравнивать уровень развития речи и успехи ребенка не со сверстниками, а с его личными достижениями..." Это называется - личностная динамика развития.. Для того, чтобы отслеживать уровень развития ребенка нужно сравнивать его с нормой!. Существует немало источников с описанием базового набора навыков, умений и т.д. по каждому возрасту. Именно на это нужно нацеливать родителей,серьёзно занимающихся своим ребенком.
Ведь не секрет: чем раньше обнаружена причина - тем больше шансов помочь своему ребенку.
Наталья Юрьевна Мешалкина # 24 апреля 2015 в 19:34 0
Статья хорошая, но до этого как раз спорного пункта про 2 основные причины. Если речь ребенка остается невнятной - бегом к неврологу, а потом с его заключением - к логопеду. Это может быть свидетельством серьёзной проблемы и не только речевой. Кстати, протест против речевого общения - это мутизм, который также является диагнозом и требуется работа со специалистом..
Черкасова Елена # 30 марта 2015 в 21:11 0
Спасибо за такую содержательную статью. Моему ребенку сейчас 2,5 года и меня, конечно, беспокоит развитие речи. Я часто сравниваю младшую дочь со старшей, которая гораздо раньше начала говорить, почти все звуки произносила правильно уже к 2 годам. Но, действительно, все дети индивидуальны, и до 3 лет не стоит сильно переживать о правильности речи.
Марина Николаевна Бронзова # 16 апреля 2015 в 23:09 0
Как логопед благодарна маме за статью! Ведь часто родители не обращают должного внимание на развитие ребёнка.А если и обращаются к логопеду за помощью, то считают, что одних занятий с логопедом достаточно.А ведь ребёнку необходимо,прежде всего, общение с близкими.Чтобы мама почитала сказку, а с папой можно поиграть в лото и т.д.
Аристова Альбина Григорьевна # 24 апреля 2015 в 21:58 0
Одно понятно: речи ребенка надо уделять побольше внимания. И поэтому такие статьи для родителей очень нужны.
Оксана Валерьевна Змочинская # 8 мая 2015 в 05:37 +2
Проблема по развития речи сегодня очень распространенная. Родители сегодня так заняты работой и зарабатыванием денег, что совершено не уделяют внимание детям должным образом. Стыдно слышать выпускников подготовительной группы,которые совершено не умеют правильно говорить.Они совершенно не понимают, что если сами не будут заниматься и говорить с детьми, то логопеды им мало чем помогут.
Оксана Александровна Вурста # 14 мая 2015 в 16:26 0
Статья довольно актуальна. Спасибо за статью, полезная информация, особенно если нет логопедов. поэтому эту обязанность переключили на психологов.
Анна Юрьевна Копылова # 1 июля 2015 в 08:04 0
Овладение речью — одна из самых сложных проблем детской психологии и педагогики. Ещё К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Для того, чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. Ребёнок должен: быть психически и соматически здоровым;иметь нормальные умственные способности;иметь полноценный слух и зрение;обладать достаточной психической активностью;обладать потребностью в речевом общении;иметь полноценное речевое окружение.Хорошая статья, актуальная. Спасибо)))
Елена Васильевна Сачук # 18 августа 2015 в 19:49 +1
статья очень актуальна для современных родителей, у которых общение с детьми сводится к просмотру детьми мультиков по телевизору и играх в компьютере.Пропало живое общение : чтение потешек, сказок, маленьких стихов, побуждение к произнесению первых звуков и слов. В своей работе всегда использую артикуляционную гимнастику в виде сказок и рекомендую ее родителям. А вот если родители занимаются и речь не появляется , то с написанными причинами не соглашусь. Как правило это проблема , которая требует вмешательства невролога и логопеда.
Елена Юрьевна Лаврова # 23 сентября 2015 в 21:09 0
Спасибо за статью. Нашей дочке еще 2, но я как логопед стала рано задумываться над тем, почему мой ребенок отказывается говорить. Как оказалось, не возникало необходимости, мы и так ее прекрасно понимали. Вот тогда и пришлось прибегнуть к хитрости. Мы с мужем договорились, что не понимаем ее "немые" просьбы, а сами старались в это же время проговорить их между собой. И сработало - через несколько дней дочка стала просить пить, есть, что-то дать. Дальше - больше: стали говорить предложениями.
Кириллова Людмила Анатольевна # 29 сентября 2015 в 22:33 0
Очень полезная статья, с сыном имею те же проблемы. Очень понравилась сказка, я ее скопировала, будем теперь заниматься. Сейчас эта проблема очень актуальна, буду рада, если подобных статей будет больше.
Оксана Олеговна Рогалева # 20 октября 2015 в 13:35 0
Интересная статья! Постоянно использую творческие занятия в комплексе с пальчиковыми и артикуляционными гимнастиками. Такие занятия действительно оказывают потрясающее воздействие на речь ребенка.
Татьяна Викторовна Рыжкова # 3 ноября 2015 в 16:36 0
Спасибо за советы и подсказки как развивать правильно речь у ребёнка материал доступный и понятный как родитель приу к сведению.
Надежда Сергеевна Васбиева # 17 ноября 2015 в 22:50 0
Хоть и понимаю что все уникальны,но невольно постоянно сравниваю своих детей на определённых этапах развития.Младшей сейчас 1,3года, постоянно использует "ка",больше толком ничего не разобрать,средняя в это время уже стихи наизусть читала,как тут не насторожиться?Невролог говорит,что всё в норме.
Елена Вячеславовна Лиманова # 1 декабря 2015 в 04:26 0
Легко читаемый и понятный для родителей материал на доступном и понятном языке.Это вполне по силам родителям.Главное не сидеть и не ждать, когда все звуки появятся самостоятельно. Сейчас очень много детей с задержкой речевого развития и важно знать как должна развиваться речь в норме. Артикуляционная гимнастика в игровой форме творит чудеса, а как её проводить можно позаимствовать у Вас.
Ольга Яковлевна Глушкова # 10 января 2016 в 12:38 0
Статья нацелена на родителей, которые не всегда понимают сущность проблемы, а для этого есть специалисты, которые в свою очередь, корректно все расскажут и покажут! Спасибо за статью!
Анна Вадимовна Бородихина # 30 января 2016 в 19:17 0
Спасибо за интересную публикацию. Моей дочери 3,5 года, у нее есть проблемы с речевым развитием, статья нам будет полезна.
Мария Васильевна Скопина # 30 января 2016 в 23:05 0
Спасибо за статью!
Уверена, она будет в помощь многим родителям. Материал изложен грамотно и будет понятен "неспециалисту". Родители, желающие помочь ребенку в развитии речи, найдут ценную информацию и ключи к действию.
Елена Юрьевна Шайхелисламова # 15 февраля 2016 в 11:30 0
Замечательный материал для консультации родителей. Обязательно использую в своей работе. Спасибо.
Галина Геннадьевна Шинкарева # 16 февраля 2016 в 17:27 +1
Огромное спасибо! Мне ОЧЕНЬ!!!!! понравился материал. Эта тема мне близка (внук учится говорить очень трудно). Сейчас прочитали сказку про язычок, ему понравилось))) Попробуем тренировать язык постоянно. О результате расскажу позже)))
Ольга Александровна Акчурина # 1 марта 2016 в 22:10 0
Спасибо. Хорошая консультация для родителей. Часто они не могут понять, почему их ребенок не произносит звуки, когда как другой ребенок этого же возраста говорит их четко и правильно. и вот здесь пригодится данная статья. Родитель может применить ее к своему ребенку, понять причины и как данные дефекты можно устранить, возможно не прибегая к помощи специалистов. А еще родителям очень хочется сказать слова автора " фильтруйте! свою речь!
Маргарита Аркадьевна Енокян # 11 марта 2016 в 10:29 0
Дело в том, что дети наблюдают за родителями. Дети, они губки. Надо постоянно с ними говорить, надо делая домашние дела, КОММЕНТИРОВАТЬ. Они будут все это запоминать. Надо непосредственно говорить в глаза. Дети смотрят на губы и пытаются повторить движение. Очень хорошее упражнение для губ. Поцелуйчики - улыбочки. Сперва складываем губы в поцелуй, затем резко улыбаемся. И так несколько раз. Затем усложняем задание. При поцелуях пытаемся "промычать", при улыбочке говорим "миии". Губки начинают разогреваться.
Елена Алексеевна Суворова # 14 марта 2016 в 13:34 0
Очень актуальная консультация. Большинство родителей потешаются над речью детей вплоть до пятилетнего возраста, всерьез не задумываясь какие проблемы ждут в школе этих детей. Как правило - это дети дисграфики, а то и еще хуже - объекты для насмешек. И, как отметила автор, родителей больше всего беспокоит, когда же их чадо произнесет звук "р", не понимая того, что сонорные - это не самые сложные для постановки звуки. Ваша консультация и подобные ей доносят до родителей всю серьезность темы. Спасибо.
Татьяна Алексеевна Максутова # 1 апреля 2016 в 11:14 0
Удачно зашла на вашу работу, т.к. являюсь мамой ребенка этого возраста. Для себя взяла на заметку гимнастику для язычка, а просмотрев комментарии коллег увидела еще несколько упражнений. Всем спасибо за советы.
Любовь Сергеевна Корнилова # 21 июня 2016 в 20:42 0
Спасибо за статью. Очень интересно и познавательно. Гимнастика для языка - прелесть, спасибо.Обязательно буду использовать в своей работе.
Ирина Эдуардовна Пономаренко # 26 ноября 2016 в 15:34 0
Отличная гимнастика для языка! обязательно применю на работе