Восприятие информации детьми

Восприятие информации детьми

Восприятие информации ребёнком. Типы

Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Получив знания об особенностях восприятия ребенка, родители сами могут подбирать соответствующие способы обучения.

Известно, что человек имеет слуховое (аудиальное), зрительное (визуальное), тактильное (кинестетическое), вкусовое и обонятельное восприятие. Основными у человека являются первые три канала восприятия информации. В зависимости от того, какой из трех будет ведущим, каждого человека относят к аудиалам, визуалам или кинестетикам. Особенности того или иного вида восприятия проявляются достаточно рано в поведении ребенка. Приведем краткую характеристику каждого из трех.

Аудиал. Такой ребенок лучше всего воспринимает информацию на слух, для него важны интонации, тембр голоса, то есть не то, что говорят, а то, как говорят. Дети-аудиалы легко узнают людей по голосу. Еще до того, как их сверстники начинают говорить, они уже имеют большой словарный запас. Любят слушать, когда им читают, как правило, знают много стихов, рано проявляют интерес к самостоятельному чтению, задают много вопросов, любят сочинять разные истории и небылицы, охотно слушают аудиозаписи.

Визуал. Визуальное восприятие — зрительное. Эти дети ориентируются прежде всего на образы, картинки. С раннего детства любят разглядывать предметы, наблюдать за людьми. Они, скорее, будут разглядывать иллюстрации в книжках, чем слушать то, что читает взрослый. Охотно играют в настольные игры, любят пазлы, рисовать и лепить. Дети-визуалы обычно замечают любые изменения во внешности человека, в окружающем пространстве, хорошо запоминают лица.

Кинестетики. Дети, которые все воспринимают через ощущения, чувства и движение, рано начинают ползать и ходить, все стремятся исследовать на ощупь. Предпочитают активные игры, где можно бегать и прыгать. Плохо концентрируются и могут быть невнимательными. Часто что-то теребят в руках, стремятся дотронуться до собеседника, любят обниматься и целоваться. Бывают капризны в отношении одежды: колючая, колется, жесткая и пр. У них хорошо развита моторная память. Чтобы, например, запомнить какую-то информацию, ребенок должен ее сам записать.

Редко можно встретить человека с одним ярко выраженным видом восприятия, у большинства людей он смешанный. Но доминирующий способ восприятия остается на всю жизнь. Родителям с раннего детства важно знать, какой тип восприятия у их ребенка, это поможет им правильно выстроить процесс обучения. Допустим, пришло время учить ребенка чтению. Для аудиала важно, чтобы книга звучала: можно проговаривать буквы, слоги, пропевать их, слушать диски с текстами. Дети- аудиалы хорошо запоминают стихи, сказки на слух. Для визуала приоритет имеют картинки, иллюстрации в книгах. Поэтому, обучая чтению, постарайтесь рисовать и писать буквы, можно разыграть маленький спектакль с кукольными персонажами, посмотреть видеоролики в Интернете. Ребенку-кинестетику надо дать возможность самому нарисовать или вылепить буквы, слоги.

Существует точка зрения, что все дети — кинестетики. В определенной мере это справедливо. Большинство дошкольников и младших школьников очень подвижны и эмоциональны. Однако наблюдая за особенностями поведения детей, вы точно обнаружите различия.

Американские психологи Л. Брэдвей и Б. Алберс Хил разработали тест для определения способа познания у детей младшего школьного возраста. Данная анкета заполняется родителями.

Инструкция. Внимательно посмотрите, какое из нижеприведенных утверждений больше всего относится к вашему ребенку. Подчеркните его.

1. Общение

• Когда моему ребенку хочется выразить свои мысли, он пользуется простыми фразами (3).

• Мой ребенок неправильно произносит некоторые звуки и слова (3).

• Мой ребенок редко сам вызывается отвечать (3).

• Мой ребенок правильно использует глагольное время (С).

• Моему ребенку нравится разговаривать со взрослыми (С).

• Мой ребенок любит сочинять и рассказывать вымышленные истории (С).

• Мой ребенок говорит короткими, прямыми фразами (Д).

• Мой ребенок невнятно произносит некоторые звуки (Д).

• Мой ребенок может рассказывать что-нибудь непоследовательно (Д).

2. Любимые игрушки и занятия

• Моему ребенку нравятся калькуляторы и компьютеры (3).

• Моему ребенку нравится рукоделие и моделирование (3).

• Мой ребенок любит читать вслух, и ему нравится, когда ему читают (С).

• Моему ребенку нравится придумывать игры (С).

• Моему ребенку нравится заниматься спортом и играть в подвижные игры (Д).

• Мой ребенок любит кататься на велосипеде и ходить в походы (Д).

• Мой ребенок любит ухаживать за домашними животными (Д).

3. Микромоторика

• Мой ребенок правильно выводит буквы, точно в границах строки (3).

• Для письменных работ моего ребенка характерна аккуратность (3).

• Моему ребенку особенно нравится раскрашивание (3).

• Мой ребенок аккуратно пишет печатными буквами (С).

• Мой ребенок диктует или читает самому себе во время занятий (С).

• Мой ребенок часто просит помочь при выполнении творческих заданий (С).

• Моему ребенку трудно писать на разлинованной бумаге (Д).

• Мой ребенок путает порядок букв и слов (Д).

• Мой ребенок сильно нажимает на карандаш или кисточку (Д).

4. Навыки поведения в коллективе

• Мой ребенок чувствует себя одиноко в группе детей (3).

• Мой ребенок редко сам заводит разговор, он отвечает, когда его спрашивают (3).

• Индивидуальные занятия нравятся моему ребенку больше, чем групповые (3).

• Мой ребенок очень разговорчив (С).

• Мой ребенок обычно первым начинает разговор (С).

• Моему ребенку часто делают замечания за то, что он слишком много говорит на уроках (С).

• Мой ребенок более общителен на игровой площадке (Д).

• Моему ребенку легче выражать мысли с помощью жестов (Д).

• Мой ребенок выступает в роли лидера на игровой площадке (Д).

5. Память

• Мой ребенок запоминает то, что видит (3).

• Мой ребенок читает, вспоминая значение слов (3).

• Мой ребенок легко усваивает математические правила (С).

• Мой ребенок читает, узнавая слова по их звучанию (С).

• Моему ребенку нелегко вспомнить то, что он видел и слышал (Д).

• Моему ребенку нужна помощь, чтобы научиться читать (Д).

6. В школе

• Мой ребенок аккуратно одевается (3).

• Мой ребенок отвлекается, обращая внимание на цвета и движущиеся предметы (3).

• Мой ребенок следит за порядком на своем рабочем месте (3 .

• Внешний вид моего ребенка ни аккуратный, ни чрезмерно опрятный (С).

• Мой ребенок легко отвлекается на звуки и голоса (С).

• Мой ребенок ведет дискуссии и часто сам вызывается отвечать (С .

• Мой ребенок часто выглядит довольно неопрятно (Д).

• Мой ребенок чрезмерно активен и часто отвлекается (Д).

• Моему ребенку трудно усидеть на своем вместе (Д).

Каждый ответ соотносится с определенным способом познания, на что указывает буква в скобках после каждого варианта ответа:

3 — «зритель» или визуал

С — «слушатель» или аудиал

Д — «деятель» или кинестетик

Скорее всего, ответы будут сосредоточены в одной или двух колонках. Преобладание ответов по какому-либо варианту будет указывать, каким способом познания преимущественно пользуется ребенок.

По материалам книги Е. И. Шапиро «Как пробудить у ребенка интерес к учёбе»

Рекомендуем посмотреть:

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Какая мама нужна ребёнку?

Если ребенок чего-то боится. Что делать?

Как обеспечить безопасность ребенка дома до 3 лет

Как определить ребёнок левша или правша?

Наталья Владимировна Павленко # 27 июля 2014 в 18:31 0
Я знала о том как воспринимают материал, на эта статья помогла лучше понять эту тему. Спасибо, буду использовать в работе с дошкольниками.
Елена Александровна Иваненко # 1 сентября 2014 в 19:54 0
спасибо за интересный материал,теперь знаю как детки воспринимают информацию
Яна Викторовна Копысова # 14 октября 2014 в 14:18 0
спасибо, буду использовать на своих занятиях)
Татьяна Владимировна Воронова # 15 октября 2014 в 13:15 0
Очень познавательная информация. Думаю данная статья пригодится не только воспитателя детских садом, но и сами родителям. Ведь очень важно понимать к какому типу относится ваш ребенок.
Татьяна Юрьевна Анисимова # 26 октября 2014 в 00:46 0
Материал очень интересный. Правда данный тест подходит для детей младшего школьного возраста. А вот хотелось бы знать, как определить, к какому типу относится ребенок дошкольного возраста. Ведь это зачастую сложно определить наверняка.
Зиля Ихсанова # 30 октября 2014 в 19:27 0
В копилку интересующихся данным вопросом, порекомендовала бы книгу "Как говорить чтоб дети слушали, и как слушать, чтоб дети говорили" Фабер Адель. Нестандартные подходы к общению с детьми.
Ирина Ионасовна Шестакова # 5 мая 2015 в 20:38 0
Вооружилась этой статьей и проанализировала развитие своего ребенка. Мне теперь понятна его гипер активность.
Анна Юрьевна Копылова # 23 июля 2015 в 07:40 0
Повторение-мать учения! Спасибо за статью. Актуализировала свои знания в работе с дошколятами. Я бы порекомендовала воспитателям и родителям воспитанников, которым небезразлична судьба ребенка, почитать книгу Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?" Очень интересная книга.)))
Сатеник Вагеевна Аветисян # 27 июля 2015 в 16:49 0
Каждый ребенок-это целый мир. Собственный ребенок иногда ведет себя непонятно, не знаешь, как к нему подойти, как объяснить, как достучаться...Жалко, что на ребенка времени не так уж много остается, чтобы все успеть сделать именно так, как хотелось бы.
Очень полезная статья, прочитав вспомнила многое, дополнила для себя картину развития своего ребенка, вспомнила о своих некоторых сложных учениках, о дифференцированном подходе, о многом другом...
Спасибо большое!
Анна Александровна Решетина # 4 августа 2015 в 03:20 0
Спасибо! Довольно несложное тестирование поможет определить канале восприятия вашего ребенка, а также для информации родителям.
Екатерина Николаевна Груздева # 13 сентября 2015 в 17:24 +1
Интересно! Такой тест,несомненно, полезен родителям. Чтобы донести информацию до ребенка,всего лишь нужно узнать,к какому типу ребенок относится и выбрать нужный метод. Я бы такой тест давала и учителям начальных классов,чтобы было легче начинать обучение и знать,кокой подход необходим каждому ребенку.
Ольга Михайловна Завалишина # 29 октября 2015 в 12:11 0
интересная и полезная информация, о которой многие родители не знают, да и некоторые учителя.Действительно не сложное тестирование,которое несомненно нужно применить и к начальным классам, чтобы верно строить обучение ребенка с первой ступени обучения в школе.Обязательно попробую протестировать своих деток.
Елена Николаевна Кашникова # 31 октября 2015 в 19:25 0
Данная информация очень полезна и интересна.Её можно использовать в качестве темы для проведения родительского собрания.
Елена Валентиновна Токаева # 2 ноября 2015 в 19:09 0
Хорошая статья, спасибо, но не всегда обучение строиться так как нужно, а информация действительно полезная
Раиля Бадртдиновна Батырова # 6 ноября 2015 в 09:51 0
Подобный тест можно предложить родителям.
Виктория Адамовна Топчиева # 7 января 2016 в 14:01 0
Полезная информация, но все учесть просто не возможно.
Елена Валерьевна Флягина # 8 февраля 2016 в 16:45 0
Всегда интересовалась психологией. Статья интересна и воспитателям, и учителям, и родителям.
Любовь Ивановна Машоха # 21 февраля 2016 в 23:45 +1
Очень полезная информация не только родителям,но и учителям. Особенно когда в школе нет психолога,а тебе предстоит работать с 1 классом. Спасибо автору.
mashulik # 22 марта 2016 в 23:04 +1
Нужная информация.Обязательно родитель должен пройти данный тест. Обращаю внимание, что в последнее время дети все сложнее улавливают информацию на слух. Элементарные просьбы или задания необходимо повторять по несколько раз. Обязательно применю данный тест
Наталья Викторовна Дьяченко # 16 июня 2016 в 17:24 0
Очень полезная информация.Полезный материал для воспитателей, родителей,педагогов. Спасибо.
Лада Геннадьевна Попова # 8 августа 2016 в 22:39 0
Замечательная информация. Можно разделить детей на уроке на три группы: аудиалы, визуалы, кинестетики и предложить им исследовать учебную информацию в разных формах соответственно, выполняя определенные задания. В итоге группы с информацией работают коллективно. Очень результативная форма работы!
Елена Петровна Краснова # 8 октября 2016 в 21:00 0
Для повышения уровня образования и воспитания детей немаловажную роль играет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения этих отставаний.А эта статья может быть хорошим подспорьем в работе. Спасибо!
Людмила Васильевна Семенова # 30 октября 2016 в 16:02 0
Воспользуюсь этой информацией для проведения первого родительского собрания в следующем учебном году, когда буду набирать 1 класс. В нашей школе нет психолога, поэтому спасибо.
Ольга Алексеевна Иванилова # 12 декабря 2016 в 21:54 0
Спасибо. Материал изложен четко, структурировано и понятно. Буду использовать в работе.
Елена Александровна Рыженко # 26 декабря 2016 в 20:09 0
Еще одна хорошая идея и для беседы с родителями, и для использования в практике работы. Обязательно попробую предложить на родительском собрании мамам и папам. Несмотря на то, что дети уже в 5 классе, дума, материал многих заинтересует. Проблема лишь в том, что педагоги вряд ли смогут учитывать эти особенности системно.
Педагог ДОУ # 20 февраля 2017 в 13:09 +1
Эта статья хороша, для того, что бы более точно найти индивидуальный подход к детям! очень важно это понимать и определять к какому же типу относится тот или иной ребенок!)
Ольга Александровна Зубатова # 10 июля 2017 в 10:23 0
Спасибо за полезную статью!"Продиагностировала" некоторых своих воспитанников, теперь понимаю, как в корне нужно изменить принципы работы с некоторыми из них.
Екатерина # 16 октября 2022 в 21:55 0
Спасибо за статью. Очень вовремя попалась она мне, очень кстати