Женщины в годы войны. Рассказы для школьников

Тут уж и думать нечего было, чтобы на ту сторону пробиться. Из-за дыма да из-за огня даже не видно было, что на той стороне делается.

Вдруг мне послышалось, будто на том берегу теленочек закричал. А потом колокольцы как будто звякнули. Потом слышу: коровы мычат.

А уж в толпе кто-то кричит:

— Стадо идет! Стадо идет! Куда они? Гоните их! Ведь сгорят! Живые сгорят...

А я хоть и на цыпочки встала и шею вытянула, а никакого стада не вижу. Только дым и огонь вижу и только слышу все ближе и ближе: «Му-у-у-у! М-у-у! М-у-у-у!»

Да так жалобно, так печально, что и не хочешь плакать, а заплачешь.

ПЛОТИНА

«Ну, — думаю, — пропала моя Ноченька». И тут я вспомнила о Стахеевской мельнице. «А что? — думаю. — Попробовать разве?» Я даже не подумала о том, что Стахеевская мельница далеко, что туда полчаса бежать надо.

«Ничего, — думаю. — Как-нибудь добегу. Через плотину переберусь, корову найду и обратно. Бандиты еще и подойти не успеют». Но до мельницы мне добежать не пришлось. Только я из толпы выбралась, не успела на дорогу выйти, вижу — навстречу Вася идет. А с ним еще человек пять комсомольцев.

Вася и рта раскрыть не успел, я уж я ему говорю:

— Не ругайся, Васенька! У нас беда.

— Что такое?

— Ночка у нас на той стороне осталась. Он побледнел. Потом говорит:

— Плевать. Ничего с ней не будет. Я говорю:

— Как это так ничего не будет? А если ее подстрелят?

— Ну и пусть, — говорит, — подстрелят. Не в этом счастье... Беги домой. Сейчас у них тут стрельба начнется. Бандиты подходят.

Тут я не выдержала и говорю:

— Нет, ты как хочешь, Васька, а я домой не пойду. Я лучше к Стахеевской мельнице побегу.

— Это зачем еще? — говорит. А один комсомолец языком прищелкнул и говорит:

— Опоздала, девочка!

— Как это опоздала?

— Да так. Опоздала трошки. Наши ребята только что побежали плотину взрывать.

ДЯДЯ ФЕДОР

Что же мне делать было? Домой бежать? Нет, не могла я домой бежать — ноги не шли.

На берегу уж никого не осталось, все куда-то попрятались. Только я одна сидела у самой воды и смотрела на тот берег. А мост все еще горел. И вода вокруг него была красная, огненная, блестящая. Пар над водой клубился. Что-то шипело, ломалось, трещало... И мне все чудилось, что на той стороне коровы мычат. А может быть, и не чудилось, может быть, они и правда мычали.

Вдруг где-то близко-близко захлопали по воде весла.

Я голову подняла — вижу: лодка плывет. А в лодке знакомый старик — дядя Федор, охотник.

Он меня тоже заметил, положил весла и кричит:

— Эй! Кто там? На берегу! Тетенька!

А я и ответить не могу. Отвернулась и поскорей слезы глотаю.

Тогда он к берегу пристал, поглядел и узнал меня.

— О! — говорит. — Тетенька-то знакомая. Ты чего ревешь, тетка?

Ну, я ему все рассказала — сквозь слезы-то. Он помолчал, веслом поиграл и говорит:

— Жалко корову.

Потом еще подумал, в затылке почесал, крякнул и говорит:

— Э, была не была! Давай садись поскорей в лодку. Поедем твою буренушку спасать…

У меня сразу и слезы высохли. Я сама лодку от берега отпихнула, на ходу вскочила; дядя Федор ударил по воде веслами, и наша лодочка на всех парах полетела на тот берег.

УСПЕЕМ ИЛИ НЕ УСПЕЕМ?

Я все думала: «Успеем или не успеем?» И все на тот берег поглядывала. А там у самого берега очень густой кустарник рос. И вот, я помню, думаю:

«Если мы там, у этих кустов, пристанем, — это хорошо. Там можно и лодку спрятать, и самим притаиться, если надо будет».

Дядя Федор изо всех сил веслами работал. А мне все казалось — тихо плывем. Я, помню, даже подгоняла его:

— Дядя Федор, давай нажмем! Дядя Федор, поскорей, пожалуйста...

А он только покряхтывал да головой кивал: дескать, ладно, не торопись, успеем...

Вот уж до того берега совсем близко осталось. Вот уж травой запахло. Уж листики на кустах видно стало.

Я на носу сидела. Мне не стерпелось, я встала; думаю — сейчас соскочу на берег. Уж и место себе глазами выбираю посуше.

Вдруг что-то как хрустнет. Я думала — это днище о песок задело. А потом слышу:

— Стой! Кто такие?

Дядя Федор лодку с разгону как повернет. Зубами как заскрипит.

А я — не знаю, что со мной сталось, откуда у меня храбрость взялась. «Нет, — думаю, — уж коли так случилось, назад не поеду».

Взяла да и прыгнула в воду.

И — бегом к берегу.

А уж над головой у меня пули свистят. Одна, другая, третья.

Оглянулась, вижу: дядя Федор далеко. Саженей двадцать уже отмахал. Лодка у него, как моторная, бежит. Пена вокруг. А весла над головой так и мелькают, так и мелькают, будто крылышки стрекозиные...

ДОПРОС

Я когда в воду прыгала, мне не страшно было. А как увидела этих бандитов, — ноги затряслись.

Их там не много было: человек пять или шесть. Но я хоть и раньше о них слыхала, а все-таки не думала, что эти бандиты такие страшенные.

Все они с ног до головы оружием обвешаны: бомбами, кинжалами, револьверами. Одеты не по-военному, а как-то чудно, будто на маскарад вырядились. Кто в офицерской шинели, кто в бушлате, кто в шубе овчинной. У одного на голове фуражка без козырька, у другого — папаха, у третьего — этакий, как у нас говорят, бриль соломенный. У одного — косынка шелковая в полосочку, а еще у одного — так Целая дамская шляпа с пером и с вуалькой.

У меня голова завертелась, когда я на них посмотрела.

Мне бы бежать надо, пока они там в дядю Федю стреляли. А я — не могу. Ноги не двигаются. Стою по колено в воде и смотрю, как наша лодка от бандитов удирает.

Дядя Федор так и ушел от них невредимый. Рассердились бандиты. Плюнули. Заругались. И сразу на меня накинулись.

— Ты кто, — говорят, — такая? Тебе что здесь требуется?

А я забубнила чего-то, заплакала. Потом говорю:

— Я, дяденьки, за Ночкой приехала.

— Ты зачем врешь? — говорят. — За какой дочкой? Какая у тебя может быть дочка?

— Да не за дочкой, а за Ночкой. Это корова у нас так называется...

Который в шляпе с пером приставил к моему носу наган и говорит:

— А это вот нюхала? А ну, говори правду, а не то зараз дух вышибу...

И так наганом нажал, что носу больно стало. Я еще громче заплакала и говорю:

— Я вам правду сказала.

— Нет, ты неправду говоришь! Ты врешь! Отвечай: кто тебя сюда послал?

Я говорю:

— Никто меня не посылал. Я за коровой приехала. Пустите меня, пожалуйста, у меня корова с утра недоенная ходит.

Они друг на дружку посмотрели, головами покачали и говорят:

— Ловко придумано. Ничего не скажешь...

А потом этот, который в шляпе, взял меня за плечо, сдавил его со всей силы и говорит:

— А ну, пошли к атаману. Разберемся...

КОРОВЫ

Я всю дорогу плакала. Да так еще плакала, так орала, что даже бандиты не вытерпели. Один какой-то с бородой, в бриле соломенной, остановился и говорит:

— Тьфу! Не могу. Все уши заложило от ее крика.

Тут и другие остановились. Говорят:

— А ну ее! Таскаться с ней... Может, она, и верно, за коровой приехала!

А тот, который в шляпе, ногой топнул и говорит:

— Бросьте! Знаем мы, какие тут у них коровы. Никаких тут коров нема! Тут...

И только сказал «тут» — будто назло ему где-то впереди как загудит:

— Му-у-у-у!..

Я сразу очухалась и плакать перестала.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Людмила Валерьевна Фаузетдинова # 24 декабря 2013 в 16:32 +1
у меня бабушка ветеран войны, много нам историй и стихов рассказывает, сердце замирает.
ЛЮБОВЬ ЮРЬЕВНА ВОСТРИКОВА # 7 июня 2014 в 08:21 +1
жаль, что нынешнее поколение не оценивает героизм наших дедов, бабушек. тех, кто отстоял мир на земле.
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 29 июня 2014 в 18:03 +1
Очень познавательный рассказ. Он и о крестьянском труде, и о военных действиях, и о детских воспоминаниях, которые мы сохраняем на всю жизнь.
Юлия Геннадьевна Цыганкова # 12 сентября 2014 в 20:32 +1
Очень трогательно. На таких рассказах нужно воспитывать наших детей. Печально, что все чаще уходят от нас участники ВОВ.
Надежда Ивановна Сластенина # 25 сентября 2014 в 12:52 +2
Согласна с мнением, что наше молодое поколение не ценит героизма прошлых лет. Значит, надо больше внимания уделять этому вопросу, развивать в школьниках чувство уважения к своим предкам, к истории народа. И похожие литературные произведения очень помогают в этом. Помогают и встречи с ветеранами, которые проводятся у нас в школе. Конечно, их все меньше и меньше становится.
Трусов Александр Анатольевич # 29 ноября 2014 в 18:36 +1
Спасибо за полезный материал
Зарема Кадыровна Мамутова # 29 ноября 2014 в 21:46 +1
К сожалению, нынешних учеников не растрогаешь такими рассказами: не развиты у них чувства. Наша задача и есть их развивать таким материалом. Спасибо большое!
Оксана Николаевна Савельева # 29 января 2015 в 06:45 +1
Очень поучительный рассказ. Заставляет детей думать и мыслить о судьбе своей Родины. Дети должны знать историю страны.
Мария Александровна Селькова # 4 февраля 2015 в 21:53 +1
спасибо. Очень познавательный и актуальный материал.
Олеся Владимировна Самодурова # 5 мая 2015 в 10:56 +1
Прочитала рассказы. Затронуло.Решила дать ученикам домой почитать, по реакции поняла, что прочли далеко не все... Прочитала сама вслух на классном часе. Очень долго обсуждали и дискутировали по данной теме.
Ольга Викторовна Дмитриченко # 9 октября 2015 в 17:13 +1
Очень важно поднимать тему ВОВ. Это знают все. Тем более, когда она от нас все дальше и дальше по времени, когда остается все меньше свидетелей и участников тех событий, когда в современном мире такая обстановка, когда история искажается в угоду политике, когда то и дело по городам проводят марши националисты и неонацисты. Народную память нужно поддерживать с самого детства. Нужно говорить о ВОВ и ее героях, вспоминать об этом, чтобы не утратилась связь поколений, чтобы такая трагедия не повторилась, чтобы ничто и никто не был забыт.
Юлия Олеговна Игнатюк # 4 марта 2016 в 02:47 0
Очень полезный материал. Практически на всех уроках использую эти рассказы, также прививаю любовь к чтению русской литературы, что очень важно в настоящее время. Дети узнают много интересного, расширяют свой читательский опыт, делятся друг с другом впечатлениями.
Елена Анатольевна Камаева # 12 мая 2016 в 21:56 0
Добрый вечер! Я считаю, что тема ВОв будет актуальной всегда. Но наши дети, к сожалению, знают об этих страшных событиях очень мало. Ваши рассказы интересны, полезны для подрастающего поколения. Спасибо.