Младшим школьникам о вреде никотина, алкоголя, наркотиков

Тематическая беседа для учащихся 4 класса о вреде никотина, алкоголя, наркотиков

Цели: способствовать формированию здорового образа жизни детей.

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели занятия.

Раздать детям листочки и ручки для участия «викторине.

II. О вреде никотина.

1. Рассказ «Табак завоевывает мир».

1) Действительно, табак родом из Америки. И хотя на старинных китайских вазах встречаются рисунки с изображениями курящих людей, все же до открытия Колумба табака в Старом Свете не знали. История приобщения европейцев к курению началась так. 12 октября 1492 года матрос Родриго Триана с корабля «Пинта» знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба закричал: «Впереди земля!» Грянул пушечный салют. На кораблях убрали паруса, и они медленно двигались к неведомой земле. Колумб полагал, что перед ним восточный берег сказочной Индии. Местные жители называли свою землю, оказавшуюся островом, Гуанахани. Колумб дал ей новое имя - Сан-Сальвадор. Это название с тех пор носит один из Багамских островов. В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушеные листья растения «петум». Они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочки.

В поисках золота Колумб направился дальше к югу и 27 октября 1492 года высадился на побережье Кубы. Жители встречали пришельцев с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро». Дым этой травы, по образному выражению Колумба, они «пили». При курении «каждый делал из нее три-четыре затяжки, выпуская дым через ноздри».

2) Растение, получившее название от имени провинции Табаго острова Гаити, начало свое победоносное шествие по странам и континентам. После второго похода Христофора Колумба (1493— 1496) семена табака были завезены в Испанию. Затем они попали в соседние европейские страны и в период великих открытий морскими и караванными путями были доставлены практически во все уголки земного шара. В середине 30-х годов XVIII века знаменитый шведский естествоиспытатель Карл Линней, создавший классификацию животного и растительного мира, присвоил табаку родовое название «никотиана» в честь Жана Нико, начавшего первым культивировать табак в Европе. Итак, к концу XVI века курение проникло в Испанию, Португалию, Францию, Англию и Голландию. Тридцатилетняя война способствовала распространению курения в Германии и Швеции. В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск, а затем начал широко культивироваться на российской земле. Нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал всюду. По религиозным (и экономическим) мотивам в ряде стран, например в Италии, табак был объявлен «забавой дьявола».

2. Курение: социально-опасное явление.

1) По данным фармакологов, при выкуривании одной пачки сигарет средней крепости с общей массой табака 20 г, образуется 0,0012 г синильной кислоты, приблизительно столько же сероводорода, 0,22 г пиридиновых оснований, 0,18 г никотина, 0,64 г (0,843 л) аммиака, 0,92 г (0,738 л), оксида углерода (II) и не менее 1 г концентрата из жидких и твердых продуктов горения, и сухой перегонки табака, называемым табачным дегтем. В последнем содержится около сотни химических веществ, в том числе бензопирен, бензатрацен, радиоактивный изотоп калия, мышьяк и ряд ароматических полициклических, углеводородов канцерогенов. Некоторые курильщики полагают, что сигаретные фильтры, освобождая дым от содержащихся в нем частиц, делают его безвредным. К сожалению, это не так. Коварно и действие синильной кислоты: проникая в кровь, она снижает способность клеток воспринимать кислородное голодание и нервные клетки первыми страдают от действия синильной кислоты. При большой дозе синильной кислоты вслед за сильнейшим возбуждением центральной нервной системы наступает ее паралич, прекращается дыхание, а затем останавливается и сердце.

2) При массовом распространении курение становится социально опасным явлением. Ведь курящие отравляют атмосферу, повышают концентрацию канцерогенных веществ в воздухе, ведут к учащению пожаров в быту, на производстве и в лесу. Некурящие люди буквально в принудительном порядке вынуждены дышать «выхлопными газами» курящих. Головная боль, головокружение, сердцебиение, разбитость - вот частые жалобы некурящих, которым приходится подолгу находиться в прокуренных помещениях, фактически подвергаясь тем опасностям, что и курящие. При курении в окружающем воздухе образуются иногда такие уровни содержания оксида углерода (II), которые превышают допустимые концентрации его на рабочих местах в промышленности. Такая насыщенность вредными веществами воздуха помещений снижает производительность труда, сказывается на здоровье людей. У некурящих из-за обкуривания их курящими могут возникать приступы астмы, развиваться аллергия, обостряться течение ишемической болезни сердца. Дети курящих родителей в большей степени подвержены заболеваниям органов дыхания, чем дети некурящих. В частности, у таких детей удваивается частота бронхитов и воспаления легких. Наличие полония, радиоактивного свинца и висмута в табачном дыме дает право считать, что табачный дым опасен не только тем, кто курит, но и всем, кто дышит этим дымом, прежде всего детям. Расстройства сна и аппетита, нарушения деятельности желудка и кишечника, повышенная раздражительность, плохая успеваемость и даже отставание в физическом развитии - вот перечень явлений, причина которых в пачке сигарет.

3) Употребление табака женщинами всегда считалось признаком дурного тона и осуждалось. Так, у А. С. Пушкина есть обращение к красавице, которая нюхала табак:

Ты любишь обонять не утренний цветок,

А вредную траву зелену,

Искусством превращенну

 В пушистый порошок!

А что бы написал поэт по отношению к курящим дамам - неизвестно, ибо в его времена женщины не курили, а только нюхали табак. Курение среди русских женщин началось только в середине- конце XIX века. Но до самых последних лет курящих женщин было очень мало.

3. Чтение рассказа «Том Сойер учится курить».

После вкусного обеда, состоявшего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком...

Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:

- Да это совсем легко! Знай я это раньше, я уж давно научился бы.

- И я тоже, — подхватил Джо. — Плевое дело!..

Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще... Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий. У Джо выпала трубка из ослабевших пальцев, у Тома тоже... Наконец Джо выговорил расслабленным голосом:

- Я потерял ножик... Пойду, поищу...

Том дрожащими губами произнес, запинаясь:

- Я помогу тебе. Ты иди в эту сторону, а я туда... к ручью... Нет, Гек, ты не ходи за нами, мы сами найдем.

Гек снова уселся на место и прождал целый час. Потом он соскучился и пошел разыскивать товарищей. Он нашел их в лесу далеко друг от друга; оба были бледны и спали крепким сном. Но что-то подсказало ему, что теперь им полегчало, а если и случилось им пережить несколько неприятных минут, то теперь уже все позади.

За ужином в тот вечер оба смиренно молчали, и, когда Гек после ужина, набив трубку для себя, захотел набить и для них, оба в один голос сказали: «Не надо», так как они чувствуют себя очень неважно.

В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен весьма выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения.

Что же произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак? Какие действующие начала табака приводят к столь резким реакциям - сердечно-сосудистой (побледнение кожных покровов) и нервной системы (тошнота, головокружение, слабость мышц), наконец, органов пищеварения (рвота)?

Какова химическая структура табачных листьев и что именно особенно сильно влияет на организм?

Физико-химический механизм курения состоит в том, что через подожженный и медленно тлеющий табак (в трубке, папиросе, сигарете) всасывается воздух. Кислород, содержащийся во вдыхаемом воздухе, проходя через слой тлеющего табака, усиливает его горение, и продукты возгонки вместе с оставшейся частью воздуха

поступают в легкие. Для выкуривания папиросы (сигареты) обычно требуется 12-18 затяжек.

Табачный дым представляет своеобразную физико-химическую систему, состоящую из воздуха и взвешенных в нем продуктов горения табака, находящихся в виде твердых частиц и капелек жидкости, размеры которых составляют доли микрометра, а число частиц измеряется десятками и сотнями тысяч миллиардов от одной сигареты! И все эти частицы направляются в легкие!

4. Викторина «Сигарета».

Выберите правильный ответ.

• Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?

1) Сигареты с фильтром.

2) Сигареты с низким содержанием никотина.

3) Нет. +

• Сколько вредных веществ содержится в табачном дыме?

1) 20-30.

2) 200-300.

3) Свыше 4000. +

• У кого наибольшая зависимость от табака?

1) У тех, кто начал курить до 20 лет. +

2) У тех, кто начал курить после 20 лет.

3) Табачная зависимость не связана с возрастом, в котором человек начал курить.

• Какие заболевания считаются наиболее связанными с зависимостью от курения?

1) Аллергия.

2) Рак легких. +

3) Ангина.

• Что такое пассивное курение?

1) Нахождение в помещении, где курят. +

2) Когда куришь за компанию.

3) Когда не затягиваешься сигаретой.

III. О вреде алкоголя.

1. Рассказ «Похититель рассудка»

...Пьянство есть упражнение в безумии. Пифагор.

1) Похититель рассудка - так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э. - с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда; плодовых соков и дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков.

2) Пьянство на Руси.

Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: «Веселие на Руси есть пити». Но это клевета на русскую нацию. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н. И. Костомаров (1817-1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10°. Чара пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. Обычай пить из одной чаши означал полное доверие друг к другу и единомыслие, поэтому отказа не могло быть. Из одного так называемого кругового ковша каждый сидящий обязан был отпить свою долю. При этом все пили за каждого, а каждый пил за всех.

Водка стала проникать в страну вначале из-за границы, а потом появилось и собственное винокурение. Правительство, начиная с Ивана III, стремилось сохранять за собой право изготовления и продажи водки в учреждаемых кабаках (слово «кабак» в переводе с татарского означает «постоялый двор»). Широко насаждались царевы кабаки при Иване Грозном. Если население не выпивало на планируемую государством сумму, недоимка раскладывалась на всех. Ограничение продажи водки состояло в том, что кабаки открывались и закрывались в определенные часы, не торговали в великий пост, воскресные дни, праздники.

В кабаках в XVII веке висело объявление: «По указу царя и Великого князя Алексея Михайловича всея Руси великие и малые - питухов от кабаков не отзывать, не гоняти - ни жене мужа, ни отцу сына, ни брату, ни сестре, ни родне иной, покуда оный питух до креста не пропьется».

В 1895 году царское правительство ввело казенную монополию на продажу водки, мотивируя эту меру заботой о народном здравии. Но и казенная монополия не устранила пьянства, шинкарства, когда водка отпускалась по повышенной цене в любое время дня и ночи кому угодно.

Таким образом, на протяжении столетий в народе насаждалось пьянство, правящие круги заботились только о том, чтобы больше получать дохода от продажи водки.

3) Влияние алкоголя на организм.

У опьяневшего ухудшается способность к активному сосредоточению внимания. Он легко отвлекается от выполняемого дела, часто переключает внимание на случайные малозначительные объекты. У него ухудшается способность к запоминанию, преобладают поверхностные ассоциации.

При нарастании степени опьянения у человека продолжают снижаться функциональные способности зрительного и слухового анализаторов, увеличивается время, необходимое для опознания предъявляемых сигналов, принятия решения, осуществления двигательной реакции. В большей мере нарушается координация движений. Увеличивается количество ошибок при решении задач, при выполнении привычных рабочих операций.

Тяжелая степень опьянения характеризуется появлением симптомов глубокого отравления алкоголем. Часто наступает бессознательное состояние, которому могут предшествовать головокружение, тошнота, рвота, звон в ушах, чувство онемения различных участков тела, глубокое нарушение координации движений, снижение тонуса мышц.

Бессознательное состояние - алкогольная кома - не всегда заканчивается благополучно. Для этой стадии опьянения характерен, внешний вид больного. Он не реагирует не только на окрик, но даже и на болевые раздражения, его лицо приобретает вначале багро- во-красный, а затем бледно-синюшный цвет.

Алкоголь вызывает беспричинные изменения настроения, взрывы радости и злобы иногда по самым незначительным поводам и в то же время безразличие к действительно волнующим событиям.

4) Хмельное отравление у детей.

У здорового ребенка не может быть влечения к спиртному. Напротив, вкус и запах алкоголя вызывают у него отвращение. К употреблению хмельных напитков детей толкает любопытство. Психологически точно пишет об этом Джек Лондон в повести «Джон-Ячменное Зерно»: «В первый раз я налился, когда мне было пять лет. День был жаркий, мой отец пахал в поле за полмили от дома. Меня послали отнести ему пива. «Да смотри, не расплескай по дороге!» - наказали мне на прощание. Пиво было, помнится, в деревянном ведерке, с широким верхом и без крышки. Я нес его и плескал себе на ноги. Я шёл и размышлял: почему это пиво считается такой драгоценностью? Небось, вкусно! А то почему мне не велят его пить? Ведь все, что родители запрещают, всегда очень вкусно. Значит, и пиво тоже... Я сунул нос а ведро и принялся лакать густую жидкость! Ну и дрянь же! Все-таки я пил. Не может быть, чтобы взрослые так ошибались! Трудно сказать, сколько я выпил тогда: я был карапуз, а ведро казалось огромным, а я все хлебал не отрываясь, погрузив лицо по самые уши в пену. Но глотал я, признаться, как лекарство: меня тошнило, и хотелось скорее покончить с этим мучением....Я проспал под деревьями до вечера. На закате отец разбудил меня, и, с трудом поднявшись, я побрел за ним. Я был еле жив: ноги казались свинцовыми, резало в животе, к горлу подступала тошнота. Я чувствовал себя отравленным. Собственно говоря, это и было самое настоящее отравление».

2. Викторина «Пьянству - бой».

• На сколько лет сокращает свою жизнь человек, употребляющий алкоголь?

1) На 3-6 лет.

2) На 10-20 лет. +

3) На 30-50 лет.

• В основном семья распадается, если родители:

1) Курят.

2) Пьют. +

3) Не работают.

• Можно ли стать алкоголиком, употребляя только пиво?

1)Да. +

2) Нет.

3) Это не алкогольный напиток.

• Что, как правило, толкает подростка к употреблению алкоголя?

1) От нечего делать. Скука.

2) Друзья, одноклассники, от которых не хочется отставать. +

3) Нравится на вкус.

IV. О вреде наркомании.

1. Сообщение врача-нарколога.

Наркотики гоже являются спутниками человечества с давних пор. За 1600 лет до рождества Христова некий врач, имя которого осталось неизвестным, рекомендует давать детям мак как «лечебное средство для прекращения чрезмерного крика». Анализ находящийся в Каирском музее мумии маленькой принцессы позволил обнаружить у нее во рту остатки опиума. Вполне возможно, что это дитя фараона умерло от передозировки лекарства.

Вначале наркотики и наркомания были распространены в тех странах и регионах, где в больших количествах произрастали растения соответствующими свойствами. Фактически только в XIX в. с развитием торговли навык употребления проник в Европу, где одна из первых вспышек наркомании возникла в XIX в. в связи с публикацией «Исповеди курильщика опиума» английского поэта Томаса де Куинси. Пытаясь избавиться от алкоголизма, он стал принимать наркотики. Куинси, поэтически описал свое эйфорическое состояние, тем самым, породив широкий круг подражателей.

У нас в стране исстари традиции использования наркотических веществ приписывались Средней Азии. Действительно, именно там строились специальные дома, где каждый мог насладиться, покуривая при помощи кальяна опиума. Однако с посетителями таких домов никто не поддерживал дружеских отношений, как с людьми второго сорта, не заключали торговых сделок, ни один уважающий себя отец не давал согласия на брак дочери с курильщиком опиума. Таким образом, с древних времен рабы дурмана оказывались изгоями.

2. Викторина «Наркомания».

• Что происходит с физическими возможностями человека, который употребляет наркотики?

1) Они повышаются.

2) Они не меняются.

3) Они понижаются. +

• Верно ли, что в большинстве стран модно употреблять наркотики?

1) Никогда не было модно. +

2) Очень даже модно.

3) Мода в странах прошла.

• Как влияет употребление наркотиков на работу сердца?

1) Заставляет учащенно биться.

2) Замедляет его работу. +

3) Не влияет.

• Если человек начал употреблять наркотики в 15 лет, на сколько в среднем уменьшается продолжительность его жизни?

1) На 5-6 лет.

2) На 7-10 лет.

3) На 15 лет и более. +

• Кто страдает в первую очередь от того, что подросток - наркоман и почему?

1) Улица, друзья.

2) Семья, родители (идет на все ради денег). +

3) Школа.

3. Викторина «Здоровый образ жизни».

• Что необходимо делать, чтобы быть здоровым?

1) Пить пиво.

2) Заниматься спортом, делать зарядку. +

3) Учить уроки.

• Назови игру, которая не является видом спорта?

1) Бадминтон. +

2) Футбол.

3) Баскетбол.

• На сколько продлевает свою жизнь человек, занимающийся спортом?

1) На 1-2 года.

2) На 10-20 лет. +

3) На 30-40 лет.

• С какого возраста можно заниматься спортом?

1) С рождения.

2) С 2 лет. +

3) С 6 лег.

• Назовите спортивные игры, в которых встречается мяч (сколько названо игр, столько очков получает команда).

V. Напитки, дарящие бодрость.

1. Душевный разговор за чаем или кваском.

Издревле на Руси наряду с квасом, напитками из мёда были популярны цветочные, травяные и ягодные чаи, которые готовились из молодых нежных листьев земляники и ежевики, медуницы и первоцвета, малины и смородины, из цветков липы, бузины, лобазника, черемухи, из плодов черники и шиповника, цветущей травы зверобоя, кипрея и других растений с добавлением пахучих: чабре- па или душицы.

В. Даль в «Толковом словаре» отмечает растения - традиционные заменители китайского чая: базан-чигирский, или монгольский чай; лапчатка кустарниковая - курильский чай; солодка - калмыцкий чай.

М. Шатен в книге «Новый способ лечения» указывает «Из смеси трёх сортов листьев (земляники, ежевики, ячменника) можно приготовить напиток, который по вкусу и аромату не уступит китайскому чаю».

В книге «Атлас лекарственных растений» Я. Мацку и И. Крейча указывают: «...домашние травяные чаи вкусны. Если они хорошо составлены, то равны настоящему китайскому чаю, а ценностью и полной безвредностью даже превышают его».

В отличие от кофе, чая черного, какао цветочный чай является более универсальным напитком. Этот чай - одна из наиболее рациональных форм введения в организм биологических: активных веществ с лечебной и особенно профилактической целью. Его состав может быть легко изменен путем добавления соответствующих растительных компонентов применительно к потребности организма в данный момент. Таким образом, каждый из нас в виде цветочного чая как одного из компонентов пищи может и должен получать нужные вещества.

2. Практикум «Давайте приготовим чай».

Чай из цветков и листьев земляники - отличный жаждоутоляющий напиток, приятный, слегка вяжущий на вкус, с нежным тонким ароматом.

Чай из зверобоя. Его, словно пылающие, золотисто-желтые цветки, настоянные в кипятке, отдают воде свою живительную силу. Получается чудесный ароматный напиток цвета янтаря, приятный на вкус, обладающий большой целебной силой. Он улучшает работу сердца, несколько успокаивает центральную нервную систему, оказывая общеукрепляющее тонизирующее действие на организм человека. Этот чай стимулирует деятельность большинства органов и систем, укрепляет его защитные силы.

1,5-2 столовых ложки измельченной травы зверобоя вместе с цветками залить литром воды, довести до кипения и настоять 30- 40 мин в теплом месте. Полученный настой отцедить через марлю и пить, добавляя по вкусу сахар или мёд.

Липовый чай - 2 столовые ложки цветков липы залить литром кипятка и настоять. Такой чай приятен на вкус, имеет нежный аромат, обладает потогонным и противовоспалительным действием и регулирует обмен веществ в организме.

Чай из листьев черной смородины хорошо утоляет жажду. Надо добавить листья малины и ежевики.

Плодово-ягодные чаи.

1-й состав. Плоды шиповника 1 часть, плоды смородины черной - 1 часть, сухие плоды измельчить и, взяв из расчета 1 чайная ложка смеси на стакан воды, довести до кипения, настоять в течение часа, отцедить и добавить во вкусу мёд или сахар. Получается чай поливитаминный.

2-й состав. Плоды шиповника - 1 часть, плоды боярышника - 0,2 части, отжатые плоды облепихи (жом, полученный после удаления сока) - 1 часть. Приготовлять и употреблять также как и в первом составе, обладает действием, как и первый состав, и благотворен при сердечно-сосудистых заболеваниях.

3-й состав. Сухие листья земляники, ежевики, кипрея, малины - по одной части, листья смородины черной - 0,3 части, цветки липы, зверобоя - по одной части, трава чабреца - 01-02 ч. Приготавливать, как первый состав. Поливитаминное средство, обладающее обменным, общеукрепляющим, противосклеротическим действием.

Растения - одно из наиболее удивительных и совершенных творений природы. Исстари использовали их в качестве питания и для лечения различных недугов. Несмотря на бурное развитие химии, интенсивный рост производства эффективных синтетических препаратов, целебные растения, или, как их ещё называют, и «травы жизни», занимают, и будут занимать почетное место среди лекарственных средств.

Дело в том, что вещества, накапливаемые в растениях, действуют на организм человека мягче, чем синтетические препараты, физиологическая их активность шире.

В мире известно более 12 тысяч видов лекарственных растений, многие из которых применялись в народной медицине с глубокой древности. Считается, что из 21 тысячи видов сосудистых растений, произрастающих в нашей стране, примерно 2,5 тысячи видов имеют лекарственное значение. В научной медицине официально разрешены к применении около 150 видов лекарственных: растений, относящихся к различным семействам. Лишь около 30 видов таких растений выращивают на плантациях, остальные заготавливают в естественных местообитаниях.

Сборы утверждены фармакологическим комитетом Министерства здравоохранения. Цифры означают весовое соотношение компонентов в частях.

1. Витаминный чай: шиповник, плоды - 2; черная смородина, ягоды - 2. Заваривают и пьют как чай.

2. Витаминный чай: шиповник, плоды — 2; рябина, плоды — 2. Столовую ложку смеси заварить 2 стаканами кипятка, кипятить

10 мин, настаивать 4 ч в плотно закупоренной посуде, процедить через марлю и пить по полстакана 2-3 раза в день.

3. Мягчительный сбор: ромашка, цветки — 1; донник, трава — 1; алтей, лист - 1. Равные по весу массы ромашки, алтея и донника заварить кипятком и, поместив затем в ткань (марлю), горячими прикладывать к больному месту.

4. Потогонный чай: липа, цветки - 1; малина, плоды - 1. Две столовые ложки смеси заварить двумя стаканами кипящей воды, кипятить 5 мин процедить через марлю и пить отвар горячим, как чай.

5. Потогонный чай: малина, плоды - 2; мать-и-мачеха, лист - 2; душица, трава -1.2 столовые ложки смеси, заварить двумя стаканами кипящей воды, настаивать 20 мин, процедить через марлю и пить отвар горячим, как чай.

6. Сбор для полоскания горла: липа, цветки - 2; ромашка, цветки - 3. Столовую ложку смеси заварить в стакане кипятка, настаивать в течение 15-20 минут, процедить через марлю, остудить и полоскать несколько раз в день.

7. Сбор для полоскания горла: дубовая кора - 3; ромашка, цветы - 2. 2 столовые ложки смеси заварить в стакане кипятка, настаивать в течение 2-3 мин, процедить через марлю, остудить и полоскать несколько раз в день.

8. Успокоительный чай: мята перечная, лист - 2; трифоль, лист - 2; валериана, корень - 1; хмель, соцветия - 1. Две столовые ложки смеси заварить двумя стаканами кипятка, настаивать 20 мин, процедить через марлю и принимать 2 раза в день и на ночь по полстакана.

9. Аппетитный чай: полынь горькая - 4; тысячелистник, трава-1. Столовую ложку смеси заварить в стакане кипящей воды, настоять 20 мин, процедить через марлю и принимать за 10—15 мин до еды по столовой ложке.

VI. Подведение итогов занятия.

- Какую пользу вы извлекли для себя с нашего сегодняшнего классного часа?

- Конечно, каждый выбирает для себя все - и книги, и увлечения, и напитки... - все, из чего складывается образ жизни. А образ жизни, следует заметить, мы строим себе в соответствии с образом наших мыслей. Правильно, красиво, здраво мыслить - значит и жить так!

Анкетирование среди ребят.

1. Какое, по вашему мнению, отрицательное воздействие оказывают сигареты, алкоголь, наркотики на молодой организм?

а) вредное влияние в целом;

б) способствует развитию умственной отсталости;

в) вредно влияет на потомство;

г) ведет к развитию хронического алкоголизма;

д) не оказывает вредного воздействия.

2. Что вы знаете о влиянии алкоголя, курения и применения наркотиков на потомство?

а) рождается мертвый ребенок;

б) рождается ребенок с различными уродствами;

б) рождается психически неполноценный ребенок;

г) не знаю;

д) рождаются нормальные дети.

3. Где вы узнали о вредном влиянии алкоголя, сигарет и наркотиков на ваш организм?

а) на уроках;

б) дома;

в) на лекциях и из бесед медицинских работников;

г) через телевидение и радио;

д) через печать.

5. Проводилась ли с вами в школе разъяснительная работа о вредном влиянии алкоголя, сигарет и наркотиков на организм?

а) на уроках;

б) беседы во внеурочное время с учителями;

в) лекции медицинских работников;

г) работа не проводилась.

6. Считаете ли вы, что учащиеся не должны курить сигареты, употреблять наркотики и алкоголь?

а) считаю, что не должны;

б) не считаю.

7. Наркотики - друзья или враги человеку?

8. Когда вы узнали в первый раз вкус алкоголя и выкурили первую сигарету?

а) до школы;

б) в 1-3 классе;

в) в 4-7 классе;

г) не пробовал.

9. Употребляете ли вы алкогольные напитки?

а) не употребляю;

б) употребляю иногда;

в) употребляю.

10. Знают ли ваши родители, что вы курите, употребляете спиртные напитки?

(Знают, не знают, догадываются.)

11. Как родители реагируют на то, что вы употребляете алкогольные напитки, курите?

(Никак, осуждают, пьют и курят вместе со мной.)

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 4 классе. Познай себя

Классный час 4 класс. Символы государства

Классный час в 4 классе. Здоровый образ жизни

Классный час 4 класс на тему Лидерство

Классный час на тему «Права человека», 4 класс

Марина Николаевна Кучма # 31 октября 2014 в 16:18 0
Очень хороший материал,с межпредметной связью,с вашего разрешения обязательно применю в своей практике и буду рекомендовать социальному-педагогу и классным руководителям.
Анна Сергеевна Колесова # 8 ноября 2014 в 08:00 0
Очень хороший материал для школьников. Я считаю, что такую полезную информацию доносить до детей обязательно нужно. Так как это все таки связано с дальнейшей жизнью ребенка. Порекомендую вашу статью своим коллегам так как я считаю что и классные руководители могу провести такую беседу.
Татьяна Владимировна Колесникова # 24 ноября 2014 в 18:55 0
интересный материал, обязательно порекомендую его своим коллегам - социальным педагогам!
Татьяна Владимировна Львова # 27 ноября 2014 в 20:19 0
Материал подойдет не только социальному педагогу, но и классным руководителям, ведущим активную работу, пропагандирующую здоровый образ жизни. Спасибо)
Надежда Викторовна Кузьмина # 23 февраля 2015 в 16:57 0
Содержательное занятие. Обязательно использую во внеклассной работе. Спасибо!
Юлия Владимировна Кучурина # 26 февраля 2015 в 11:10 0
Глубокое познание материала детьми, все расписано доходчиво, содержательно! Вы настоящий пропагандист ЗОЖ!
Елена Геннадьевна Луценко # 8 марта 2015 в 15:30 0
Очень интересный и содержательный материал! Обязательно использую в своей работе!Спасибо!
Мадина Гаджиметовна Рамазанова # 26 марта 2015 в 17:01 +1
Тетя, учитель начальных классов, попросила помочь с разработкой ее классного часа для третьего класса по вредным привычкам. Ваша методразработка стала основой, я лишь дополнила ее красочными презентациями и небольшими тематическими стихами.
Спасибо Вам.
Ольга Алексеевна Микешина # 27 марта 2015 в 23:16 +1
Очень нужный материал для пропаганды здорового образа жизни. В доступной форме детям рассказывается о вреде пагубных привычек.
Ирина Ионасовна Шестакова # 5 мая 2015 в 20:32 0
Я как классный руководитель беру этот материал на заметку. Мы постоянно проводим конкурсы агит-плакатов и рисунков "альтернатива есть", а теперь еще и такой материал. большое спасибо автору!!!
Майя Михайловна Копыльцова # 5 августа 2015 в 21:41 0
Данный материал очень поможет мне при организации классных часов по тематике ПАВ (психо-активные вещества). мы в обязательном порядке включаем в план классного руководителя несколько классных часов по профилактике курения, алкоголизма и наркомании.
Нина Владимировна Кошкина # 13 августа 2015 в 07:42 0
Злободневный материал! Побольше бы такого материала! Обязательно запланирую такую беседу в 4 классе. Спасибо автору!
Татьяна Владимировна Трубанова # 1 октября 2015 в 20:43 0
Я обязательно возьму себе на замету данный материал и при первом мероприятие классного часа по ЗОЖ воспользуюсь им
Инна Александровна Медникова # 18 октября 2015 в 21:34 +1
Очень интересный материал. у меня как раз сейчас четвёртый класс, обязательно им воспользуюсь. Интересная информация, разнообразные виды работы, хорошие викторины. Очень понравился практикум, из него для себя взяла новую информацию. Нужный и полезный материал. Спасибо большое! Творческих удач!
Елена Виниаминовна Алейникова # 21 октября 2015 в 21:22 0
Материал содержит большой объем информации, которую можно использовать для проведения аналогичного мероприятия и в среднем звене. Содержание оправдывает цель по формированию ЗОЖ у детей.
Евгения Викторовна Паринова # 5 ноября 2015 в 15:41 0
Обширнейший материал. Здесь и исторический экскурс, и доступные дл детей рассказы, анкеты, викторина. Можно провести серию классных часов. Огромное спасибо , очень понравился материал.
Ольга Валерьевна Сибирцева # 23 ноября 2015 в 16:27 0
Очень хорошая подборка интересных рассказов и викторин по теме!Подведен итог тематической беседы в виде анкетирования.Спасибо за интересный и полезный материал!
Светлана Владимировна Шестакова # 29 декабря 2015 в 07:30 0
Материал на очень актуальную тему в данное время!Сейчас всё чаще и чаще встречаются случаи курения и алкоголизма среди подростков и даже детей! Порой уже не знаешь как привлечь их к здоровому образу жизни! А такой материал очень доступен для объяснения в начальной школе!
Владимировна # 22 января 2016 в 07:58 0
Богатый материал рассказами и анкетами. Обязательно проведу такое занятия на своих детях.
Татьяна Викторовна Лабутина # 3 февраля 2016 в 20:53 0
Материал объемный, годиться для ребят 5-6 класса.Будет здорово, если разбавить его практическими опытами. Для детей помладше можно разбить на несколько занятий.
Любовь Ивановна Машоха # 21 февраля 2016 в 16:58 0
Моя тема по самообразованию"Здоровьесберегающие дисциплины" Часто беру материал из разных источников.Этот материал для меня находка.Большое Вам спасибо за него.
Шальнова Олеся Владимировна # 4 апреля 2016 в 15:50 0
Материал познавательный,объемный,интересный.Многое возьму для своей работы.Спасибо.
Светлана Владимировна Полякова # 25 сентября 2016 в 16:14 0
Очень богатый и познавательный материал по формированию здорового образа жизни у детей. Тема актуальна. Отвечая на вопросы викторины, учащиеся проверят свои знания о вреде курения, алкоголизма и наркомании. Большое спасибо за информацию о чае и лекарственных травах.