Блокада Ленинграда. Беседы для младших школьников

Тематические занятие в начальной школе на тему «Блокада Ленинграда»

Педагог. Давным-давно, 300 лет назад, царь Петр I заложил на пустынных берегах Невы город. Назвал он его своим именем. Так появился Петербург. Постепенно он рос, обретая привычный нам облик. Ажурные мосты и блестящая рябь рек и каналов, роскошь дворцов и музеев, свежесть и прохлада парков и садов, размах и красота пригородов — Пушкина, Гатчины, Павловска, Петродворца...

Петербург несколько раз менял название. Название Санкт-Петербург он сменил сначала на Петроград, а затем на Ленинград. Именно это имя навсегда останется в памяти людей как символ мужества и патриотизма. Именно Ленинград первым в Европе не сдался без боя гитлеровской армии. Он сдержал натиск немцев и остался непокоренным и неприступным на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Немецкая армия прошагала по Европе, не встречая почти никакого сопротивления. Париж и другие европейские столицы впускали вражеские войска, надеясь сохранить свои культурные и исторические ценности. Радужные мечты рассеялись словно дым. Немецкая армия, как саранча, уничтожала все на своем пути. Города были разграблены.

Когда фашисты напали на Ленинград, Гитлер был уверен, что и этот город после нескольких недель осады словно спелое яблоко упадет к его ногам. После захвата города фашисты собирались устроить банкет в гостинице «Астория» и были настолько уверены в своей победе, что даже выпустили пригласительные билеты на это торжество. И просчитались! Город остался неприступным, немцы не смогли взять его штурмом. Началась блокада.

Как вы думаете, ребята, почему ленинградцы не сдали свой город немцам?

Дети высказывают предположения.

Педагог. Кто из вас, ребята, слышал это слово — блокада? Как вы думаете, что оно означает?

Дети высказывают предположения.

Педагог. Немцы окружили непокорный город, лишив Ленинград возможности общения с внешним миром. Именно это и называется блокадой.

Сейчас все происходившее тогда кажется страшной сказкой. Нельзя было поехать на выходные в Петергоф и Пушкин, Павловск и Гатчину — погулять по паркам, посидеть на берегу Финского залива, полюбоваться на дворцы. Все это было в руках врагов. Каждый день тысячи матерей и жен провожали своих сыновей и мужей на фронт, который располагался в нескольких трамвайных остановках от дома. Немцы подошли настолько близко, что с крыш высоких домов можно было увидеть их позиции.

Проверяя ленинградцев на прочность, немцы не только лишили их пропитания, но и вели постоянные обстрелы, которые иногда длились двадцать шесть часов подряд. Ленинград лишился всего — отопления, воды, электричества, но продолжал бороться. Жители героического города сносили тяготы, не допуская даже мысли о том, чтобы сдаться Гитлеру. Они готовы были умереть, но не сдаваться в плен, в рабство к фашистам.

Кто из вас, ребята, знает, как ленинградцы жили во время блокады, как они смогли справиться с трудностями осажденного города?

Дети делятся своими знаниями.

Педагог. Ленинградцы не желали сдаваться врагу и боролись за свою свободу всеми силами. Каждый день они вели тяжелую схватку со смертью, сражаясь за собственную жизнь. И кроме фашистов на осажденный город, лишенный воды, отопления, электричества и продуктов, наступала зима — в этот год неожиданно суровая и морозная.

Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах «буржуйки» — небольшие, нещадно дымящие железные печки. В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель и даже книги — все, что могло гореть. Но тепла все равно не хватало. Стены комнат покрывались инеем, а в разбитые очередной бомбежкой окна ветер задувал колючий, мелкий, больше похожий на лед снег.

Ребята, как вы думаете, как дети и подростки помогали взрослым во время блокады?

Дети высказывают предположения.

Педагог. За водой приходилось ходить к Неве, к специально прорубленным полыньям. Люди поскальзывались на льду, падали, но все равно упорно шли дальше. К самой полынье часто спускались дети. Набрав небольшой чайник мутной грязной воды, они спешили к ждущим их матерям, чтобы вылить добытую воду в ведро и вернуться назад к скользкой полынье.

И ночью осажденный город не засыпал. Дети, подростки, женщины спешили на свою вахту — на ленинградские крыши и чердаки. Там проводили они бессонные ночи, пристально глядя в небо и выслеживая траекторию полета вражеских бомбардировщиков. Чтобы избежать пожаров, люди специально приготовленными щипцами, а иногда и голыми руками скидывали зажигательные бомбы с крыш и чердаков, засыпали горящие фитили песком.

Но все-таки главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба — небольшой (125 граммов) кусочек в день. Конечно, этого не хватало. Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков. Более 800 тысяч человек скончались от голода в блокадном Ленинграде.

После войны весь мир узнал о дневнике маленькой девочки Тани Савичевой. Вся ее семья, шесть человек, погибла от голода. Таня писала: «Бабушка умерла 25 января», «Дядя Алеша 10 мая...», «Мама 13 мая...», «Умерли все. Осталась одна Таня». Таню спасли от голодной смерти. Ее вывезли из Ленинграда. Недолго прожила Таня. Голод, стужа, потеря близких подорвали ее здоровье. Таня умерла.

После долгой, очень долгой зимы наконец в Ленинград пришла весна. Голодные люди съедали свежие зеленые листочки с деревьев, а сами деревья сгорали от ночных налетов фашистских бомбардировщиков.

Ленинградцы превращали свои чудесные городские парки и сады в огороды с неуклюжими грядками. Они выращивали на них овощи, чтобы не умереть с голода. И даже в это голодное время делились последним куском хлеба, последней картофелиной с умирающими от голода, совсем незнакомыми людьми.

Ребята, посмотрите на эту картину.

Какое место на ней изображено? Что делают люди перед Исаакиевским собором? Для чего ленинградцы разводили огороды в парках, в центре города?

Дети высказывают предположения.

Педагог. Однако, несмотря на все трудности, люди находили в себе силы работать на заводах и фабриках, выпускали для фронта танки, пулеметы, мины, гранаты и другое вооружение, строили заградительные сооружения. Трудились все, кто еще мог передвигаться и держать инструмент в обессилевших руках. Старшеклассники бросали школы, чтобы ухаживать за ранеными бойцами и ослабевшими жителями города и помогать оборонять Ленинград.

Гитлеровская армия не смогла сломить сопротивление ленинградцев. 900 длинных дней и ночей длилась блокада. Многие и многие тысячи людей погибли в той схватке между жизнью и смертью. Но те, кто выжили, могли с гордостью за великий героический город сказать: «Мы — ленинградцы!»

Нам от тебя теперь не оторваться.

Одною небывалою борьбой,

Одной неповторимою судьбой

Мы все отмечены. Мы — ленинградцы.

Нас по улыбке узнают. Нечастой,

Но дружелюбной, ясной и простой.

По вере в жизнь. По страшной жажде счастья,

По доблестной привычке трудовой.

Да будет сердце счастьем озаряться

У каждого, кому проговорят:

— Ты любишь так, как любят ленинградцы. —

Да будет мерой чести Ленинград.

Нам от него теперь не оторваться.

Куда бы нас не повела война —

Его величием душа полна,

И мы везде и всюду — ленинградцы.

О. Берггольц

Ребята, как поэт называет свой город? Какими чертами Ольга Берггольц, поэтесса, пережившая блокаду, наделяет своих земляков — ленинградцев?

Дети отвечают.

Педагог. Как вы думаете, какие чувства испытывал автор, когда писал эти строки? Дети высказывают предположения.

Тематическое занятие. Тема «Дорога жизни». Прорыв блокады

Педагог. Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и сопереживала им. Со всех концов огромной России люди посылали в Ленинград подарки — продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это все адресатам — немцы не давали приблизиться к Ленинграду. Единственная лазейка оставалась у наших воинов. Восточнее Ленинграда находится Ладожское озеро. Фашисты не смогли полностью захватить его — узкая полоска воды принадлежала нашей армии, именно здесь — по льду Ладожского озера решено было проложить дорогу, которая свяжет осажденный Ленинград с остальной страной. Наши бойцы с нетерпением ждали морозов. Они ударили в середине ноября и крепчали день от дня, словно сама природа торопилась помочь попавшим в беду ленинградцам. Сначала на лед озера вышла разведывательная группа. Самые опытные бойцы метр за метром исследовали будущую дорогу и, вернувшись, с радостью сообщили, что лед достаточно крепкий, чтобы выдержать конную повозку с не очень тяжелым грузом.

Ледовая дорога была открыта. Гитлеровцы еще продолжали хвастаться своей блокадой, через которую будто бы птица не пролетит. Обеспокоенная Родина еще ничего не знала и по-прежнему тревожилась за оказавшихся в беде ленинградцев, и даже сами ленинградцы еще только надеялись на помощь, а по льду Ладожского озера уже начали свой путь в Ленинград первые дары.

Если бы не эта ледовая дорога, не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Так велико было значение этого пути, что прозвали ленинградцы его «дорогой жизни».

Тяжелой, опасной была ледовая дорога. В солнечный морозный день она казалась необычайно красивой. Ослепляюще ярко блестел снег, ледяные глыбы переливались всеми цветами радуги, а выкрашенные в белый цвет машины выглядели очень нарядно. Но первое впечатление было обманчиво. Всякий, кто в те дни оказывался на Ладожском озере, чувствовал, что «дорога жизни» полна опасностей и тревог. По хмурым сосредоточенным лицам шоферов, по их воспаленным от бессонницы глазам, по множеству черных, наполовину сгоревших или затонувших остатков грузовиков, можно было без труда понять, насколько серьезен и труден путь по «дороге жизни».

Немецкие самолеты и артиллерия постоянно обстреливали и бомбили ледовую дорогу. Многие снаряды достигали цели, и грузовики ярким отсветом зари вспыхивали на белой глади озера. Движение ненадолго прекращалось. Люди оттаскивали с дороги сгоревшие машины, увозили раненых, и сложный, для многих последний путь по «дороге жизни» продолжался.

Перед вами фотография военных лет

Что вы на ней видите?

Дети отвечают.

Педагог. Работать в те дни на ледовой трассе могли только люди, превыше всего ставившие свой долг перед Отчизной. Они знали, что Ленинград обязательно переживет тяжелые дни, что только они могут спасти жителей великого города от мучительной смерти. И они гнали свои грузовики вперед, через пургу и стальную метель фашистских обстрелов, стараясь как можно быстрее довезти так необходимые ленинградцам продукты.

О шоферах, работавших тогда на «дороге жизни», рождались легенды, которые часто оказывались правдой. Одна из них рассказывает о водителе, которого застигла на Ладожском озере пурга. Казалось, все ветры мира решили дуть ему в лицо, и все вражеские войска открыли огонь по его грузовику. Но он упорно продолжал вести машину сквозь метель, думая о своих голодных детях и о том, сколько людей может спасти тонна черного хлеба, которую он вез. Наконец, мотор грузовика не выдержал мороза и ураганного ветра и замолчал. Напрасно пытался завести его водитель — мотор не хотел оживать. Тогда шофер скинул свою меховую рукавицу и, облив бензином, поджег ее. Огонь лизал его пальцы, но он не бросил пылающую словно факел рукавицу. Мотор в конце концов завелся, и водитель, сжимая руль локтями, так как обгоревшие пальцы отказывались его слушаться, доставил в город тонну хлеба.

Педагог. Что везли на грузовиках в город?

Дети отвечают.

Педагог. Какими были люди, которые везли грузы на этих машинах?

Дети высказывают предположения.

Педагог. Как вы думаете, ребята, как спасли Ленинград?

Дети высказывают свои мысли.

Педагог. «Дорога жизни» не была односторонней. Из осажденного города грузовики вывозили совсем ослабевших людей — стариков, детей и женщин. За зиму по ледовой дороге из Ленинграда было вывезено около полумиллиона человек. Так же вывозили по Ладожскому озеру культурные ценности, промышленное оборудование, сокровища искусства — все, что могло пострадать во время бомбежек и что непременно надо было успеть сохранить. Легендарная «дорога жизни» просуществовала до середины апреля, до того момента, когда Ладожское озеро окончательно растаяло. Последний груз в Ленинград — 6 вагонов лука — водители, которым запретили выезжать на лед, перенесли в город на собственных плечах.

Только через два с половиной года Ленинград был освобожден от вражеской блокады. 19 января 1944 года наши войска под командованием генерала Леонида Александровича Говорова перешли в наступление, в ожесточенном бою победили гитлеровских солдат и погнали их прочь от города. Солдаты входили в знаменитые пригороды Ленинграда — Павловск, Пушкин, Стрельну — и на глаза суровых воинов наворачивались слезы. Они видели перед собой пустыню. Все, что могло гореть, горело. Вековые деревья лежали словно мертвые великаны, осколки мрамора и фарфора валялись в грязи. Лоскутья уникальных образцов парчи, шелка, обрывки картин носил ветер. Статуи без голов были разбросаны и растоптаны тяжелыми немецкими сапогами. Вокруг не осталось ничего живого. Но осталось главное — свобода. Город не сдался в рабство. Ленинград выстоял свои самые длинные 900 дней и ночей.

Ленинградское кольцо

Враги кричали: «Нет конца

У ленинградского кольца!»

Мечом рассек его боец —

И вот кольцу пришел конец. ...

... Я прохожу по улицам твоим,

Где каждый камень — памятник героям.

Вот на фасаде надпись: «Отстоим!»

А сверху «р» добавлено: «Отстроим!»

С. Маршак

Все дальше отступали войска от Ленинграда, все глуше слышались разрывы бомб, гитлеровские войска отступали от города, так и не сумев сломить его. И вот 27 января 1944 года Военный совет Ленинградского фронта издал приказ, в котором поздравил ленинградцев с их великой Победой. В этот же вечер над городом вспыхнул салют. 324 орудия дали залп в честь великого города и его героических жителей. Люди выходили на улицы, обнимали друг друга, плакали и смеялись, смотрели, как все — шпиль Петропавловского собора, Исаакий, набережные, Невский, корабли на Неве, — освещается вспышками торжественной радости, и не могли поверить, что действительно смогли дожить до этого прекрасного дня.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Блокадный хлеб», 1 класс

Классный час на тему: Великая Отечественная война, 11 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!