Классный час «Сталинградская битва», 4 класс

Классный час в начальной школе, посвященный победе в Сталинградской битве «...но выдержал железный тот солдат, но выстоял бессмертный Сталинград»

Цели: изучать историю своего родного края, формировать патриотические чувства, воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны.

Предварительная работа. На классный час приглашаются ветераны Сталинградской битвы, труженики тыла, дети военного Сталинграда. Оформляется газета «Они сражались за Родину»; класс украшается цветами. Среди учащихся незадолго до праздника проводится заочная викторина «Сталинградская битва».

Ход классного часа

I. Вопросы к викторине «Сталинградская битва».

1. Назовите дату начала Сталинградской битвы. (17 июля 1942 года)

2. Когда закончилась Сталинградская битва? (2 февраля 1943 года)

3. Назовите самый страшный для города день. (23 августа 1942 года, фашистские бомбардировщики совершили более 2 тысяч вылетов самолетов)

4. Сколько дней длилась Сталинградская битва? (200 дней и ночей)

5. За какой срок Гитлер хотел овладеть городом? (За 2 недели)

6. Какие армии защищали город? (62 армия, 64 армия, 65 армия, 6-я танковая бригада)

7. Где находится то место, которое защитники Сталинграда называют главной высотой России? (Мамаев курган)

8. Назовите высоту Мамаева кургана. (102 метра)

9. Когда началось контрнаступление советских войск под Сталинградом? (19 ноября 1942 года)

10. Кто был главнокомандующим немецкой армии? (Фельдмаршал Паулюс; 31 января 1943 года - массовая сдача в плен)

11. Какие улицы нашего города названы именами защитников Сталинграда? (Ул. Рокоссовского, проспект Жукова, ул. Чуйкова, ул. Шумилова, ул. Паникахи, ул. Богунская, ул. Таращанцев (имени Богунского и Таращанского полков), ул. Танкистов, ул. им. 62-й армии, ул. им. 64-й Армии, ул. им. 7-й Гвардейской дивизии, ул. им. 39-й Гвардейской дивизии и др.

12. Чем известен дом Павлова? (Небольшой гарнизон защитников держался в нем 58 дней, не пропустив фашистов к Волге. Возглавлял оборону сержант Павлов. Его именем назван этот дом. У убитого гитлеровца нашли не отправленное в Германию письмо. Он жаловался: «Нам остался километр до Волги, но мы не можем его пройти. Мы ведем борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию»)

13. Какое здание осталось не восстановленным со времен Сталинградской битвы? Почему? (Мельницa: в память о событиях и как возможность увидеть чудовищные разрушения, оценить ярость боев)

14. Назовите самые большие памятники защитникам Сталинградской битвы. (Мамаев курган - мемориальный памятник- ансамбль; музей-панорама «Сталинградская битва»; Дом солдатской славы - Дом Павлова; руины мельницы; братские могилы с Вечным огнем на площади Павших борцов, стелла генерала Родимцева и др.)

15. Каково значение Сталинградской битвы? (После победы в Сталинградской битве наступил коренной перелом в Великой Отечественной войне)

16. Чем награжден город за эту битву? (Орденом Ленина и Золотой Звездой Героя)

II. Слово учителя. (Рассказ может быть дополнен воспоминаниями приглашенных. Звучит фонограмма песни «Вставай, страна огромная!»)

Потерпев поражение под Москвой, Гитлер приказал своим генералам летом 1942 года прорваться к Волге и захватить Сталинград, таким образом очищая себе дорогу на Кавказ, богатый нефтью - сырьем для топлива.

Враг был сильный и опасный. Перебросив на южное направление 90 дивизий, фашистские генералы в середине 1942 года прорвали оборону нашего Юго-Западного фронта и двинулись к Сталинграду.

Фашистские генералы получили приказ стереть с лица земли город на Волге. И 23 августа 1942 года тысячи самолетов с черными крестами обрушились на Сталинград. Гитлеровским войскам удалось прорваться в центр города. Бои шли за каждую улицу. В середине сентября противник, получив свежие резервы, усилил атаки. Немецко-фашистским войскам удалось выйти к Мамаеву кургану, закрепившись на отдельных высотах.

Фашистские генералы понимали, что если им удастся овладеть Мамаевым курганом, то они смогут простреливать Сталинград по всем направлениям, а затем окончательно захватить город.

Командование Сталинградским фронтом из резерва Ставки выделило в помощь защитникам города 13-ю гвардейскую дивизию генерал-майора Родимцева. С воздуха гвардейцам помогали летчики под командованием генералов Голованова и Руденко.

Бойцы-гвардейцы Родимцева успешно переправились на правый берег и неожиданной контратакой отбросили прорвавшегося в центр города противника. Но господствующие высоты над городом, в том числе и часть Мамаева кургана, все еще находились в руках гитлеровских войск.

Фашисты на вершине высоты установили пулеметы и минометы и беспрерывно обстреливали наступавших бойцов. Но бойцы, где ползком, где перебежками, пробирались к высоте. Ни на минуту

не умолкали автоматы, рвались гранаты. Наши бойцы бились с гитлеровцами в рукопашной схватке. Наконец, фашисты дрогнули и стали отходить. Гвардейцы полностью овладели высотой. Двенадцать раз сходились наши бойцы врукопашную с врагом. Но гитлеровцам так и не удалось вернуть вершину кургана. И 19 ноября 1942 года после длительной артподготовки, в которой участвовало 1500 орудий, началось осуществление генерального плана контрнаступления. В наступление перешли войска Юго-Западного и Донского фронтов, а 20 ноября пошли в наступление войска Сталинградского фронта. Победа в город на Волге пришла 2 февраля 1943 года.

История войны не знала такого ожесточенного сражения. Бои шли за каждую улицу, дом, этаж, за каждый цех и пролет.

Давно отгремела Сталинградская битва. Для одних она стала далеким воспоминанием, для других - историей. Но и сегодня ни взрослый, ни ребенок не остаются равнодушными, когда слышат о тех знаменательных событиях.

200 дней (17 июля 1942 г. - 2 февраля 1943 г) длилась Сталинградская битва. И как только отгремели последние выстрелы, жители стали восстанавливать свой родной город.

III. Воспоминания ветеранов, наиболее яркие впечатления о войне, о том страшном военном времени, о Сталинградской битве.

IV. Чтение наизусть учащимися стихотворений Маргариты Агашиной о Сталинградской битве.

Чтец 1.

Горит на земле Волгограда

Вечный огонь солдатский -

вечная слава тех,

кем фашизм, покоривший Европу,

был остановлен здесь.

В суровые годы битвы

Здесь насмерть стояли люди -

товарищи и ровесники

Твоего отца.

Они стояли здесь насмерть!

И были среди них солдаты -

Мальчишки в серых шинелях

Со звездами на ушанках,

Простые наши мальчишки -

Немного старше, чем ты.

(Мальчишкам Волгограда)

Чтец 2.

Над площадями Волгограда

Опять метелицы кружат.

Двадцатилетние солдаты

Который год в земле лежат.

А на земле, воспетой в песнях,

Над волжской медленной водой

Поднялся город - их ровесник -

Великий, светлый, молодой.

Он потому велик и светел,

Что в час бессмертья своего

Они - в огне, сквозь дым и пепел -

Таким увидели его.

(Февраль)

Чтец 3.

Четверть века назад

Отгремели бои.

Отболели, отмаялись

Раны твои,

Но, далекому мужеству

Верность храня,

Ты стоишь и молчишь

У святого огня.

Ты же выжил, солдат!

Хоть сто раз умирал.

Хоть друзей хоронил

И хоть насмерть стоял.

Почему же ты замер -

На сердце ладонь

И в глазах, как в ручьях,

Отразился огонь?

Говорят, что не плачет солдат:

Он - солдат.

И что старые раны

К ненастью болят.

Но вчера было солнце!

И солнце - с утра...

Что ж ты плачешь, солдат,

У святого костра?..

(Ты же выжил, солдат..)

Чтец 4.

Ты тоже родился в России -

Краю полевом и лесном.

У нас в каждой песне - березка,

Береза под каждым окном.

На каждой весенней поляне

Их белый живой хоровод.

Но есть в Волгограде березка -

Увидишь, и сердце замрет.

Ее привезли издалёка

В края, где шумят ковыли.

Как трудно она привыкала

К огню волгоградской земли!

Как долго она тосковала

О светлых лесах на Руси!

Лежат под березкой ребята -

Об этом у них расспроси.

(Растет в Волгограде березка)

Чтец 1.

От рожденья земля не видала

Ни осады, ни битвы такой,

Содрогалась земля,

И краснели поля,

Все пылало над Волгой-рекой.

Чтец 2.

В зное заводы, дома, вокзал,

Пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны ему сказал:

Город не сдай врагу.

Верный присяге русский солдат,

Он защищал Сталинград.

Чтец. 3.

Время придет - рассеется дым,

Смолкнет военный гром.

Шапку снимая при встрече с ним,

Скажет народ о нем:

Это железный русский солдат,

Он защищал Сталинград.

V. Минута молчания. Вручение цветов ветеранам.

Рекомендуем посмотреть:

Урок мужества. Сталинградская битва для 3-4 класса

Литературно музыкальная композиция ко Дню Победы для начальных классов

Внеклассное мероприятие в начальной школе ко Дню Победы. Инсценировка по рассказу Алексеева «Дедушка»

Конкурс чтецов ко Дню Победы в начальной школе, 4 класс

Внеклассное мероприятие в начальной школе ко Дню Победы. Дела человека красят

Ирина Владимировна Борисова # 27 февраля 2016 в 21:15 0
Спасибо за разработку классного часа. Достаточно много материала о Сталинградской битве, понравилась викторина, стихи. Очень важно с детьми говорить о Великой Отечественной войне.
Светлана Вячеславовна Ковиляк # 1 марта 2016 в 09:48 0
Интересная разработка. Подобные мероприятия всегда трогательны и душевны. Они помогают вспомнить еще раз историю своего родного края, формировать патриотические чувства, воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны. Всегда трогает до слез общение ветеранов с детьми: слезы, улыбки одних и удивлённые, восхищенные глазёнки других. Таких мероприятий мало не бывает! Спасибо. Примите мой голос!
Валентина Михайловна Жданова # 28 марта 2016 в 13:05 +1
Хороший материал к классному часу! Сталинградская битва лично для меня- особая страница истории: там был ранен мой отец во время Великой Отечественной войны. Данное мероприятие можно дополнить презентацией. Войну нужно показать, насколько это возможно: фотоматериал, видеоклип и т. п.
Светлана Викторовна Туравинина # 18 апреля 2016 в 13:17 0
Очень замечательная разработка классного часа. Начало захватывающее, "мозговой штурм", что позволит активизировать мысленную активность детей. Историческая справка помогает вспомнить историю страны, страшные минуты ВОВ. Очень хорошо подобранны стихи. спасибо!!!
Ольга Викторовна olgavikem@gmail.com # 26 апреля 2016 в 10:22 0
Подобные викторины, проводить необходимо. Материал полезный, вопросы викторины соответствуют возрасту учащихся. Дети должны знать героев нашей страны и гордится ими. Готовится к викторине, можно вместе с родителями. Чтобы дети прочувствовали важность данной темы.
Спасибо, за подготовленный материал!