Литературный вечер на День Святого Валентина, 10 класс

Литературный вечер на День Святого Валентина, 10 класс

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню святого Валентина для 10 класса

Литературный вечер ко Дню влюблённых «Эта встреча никем не воспета...», 10 класс

Участники: учащиеся 10-го класса, классный руководитель, родители.

Цели:

1) способствовать формированию у юношей и девушек представления о любви как благородном и возвышенном чувстве, помогающем человеку наиболее ярко и полно раскрыть и проявить свои творческие способности, душевные и интеллектуальные силы;

2) пробуждать у учащихся интерес к культурному наследию России, к личности и творчеству А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилева;

3) расширять представление учеников о роли творчества в жизни человека и человечества, развивать у них потребность и стремление к творческой деятельности.

Подготовительная работа

I. Микрогруппы учащихся подбирают материал:

— о творчестве А.А. Ахматовой;

— о творческом пути Н.С. Гумилева;

— стихотворения А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилева, которые могли бы стать «диалогом в стихах».

II. Арт-группа готовит стенгазету, посвященную творчеству и жизненному пути поэтов.

III. Творческая группа, собрав весь материал, составляет вместе с классным руководителем сценарный план литературной гостиной, предлагает стихотворения для исполнения чтецам.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) журнальные столики со сборниками стихотворений А.А. Ахматовой, Н.С. Гумилева и свечами;

б) фортепьяно (на протяжении всего разговора звучит «живая» музыка).

Ход вечера

Звучит «Лунная соната» (Л. Бетховен). На фоне музыки ведущий начинает рассказ.

Ведущий. Никому не дано сказать о поэте больше, чем делает это он сам в своих произведениях. Поэт — самостоятельный мир, счастье и трагедии, гармонии и разлады которого будут доходить к потомкам спустя века, как доходит к нам из глубин бездонной Вселенной свет давно погибших звезд. И только судьба, только одна она — больше поэта, потому что может быть и посмертной...

Сегодня мы говорим о встрече, которая «никем не воспета», о судьбе поэтов и людей... Мы встретимся сегодня с Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым.

Входят Она и Он, занимают свои места за столиками по разные стороны от ведущего.

Они встретились в рождественский сочельник 1903 года. Он — Николай Гумилев и Она — Анна Горенко.

3 апреля 1886 года в Кронштадте, в семье врача Степана Гумилева родился мальчик Николай. В день, а точнее в ночь его рождения была страшная буря, и старая нянька сказала, что у ребенка будет бурная жизнь. Она оказалась пророчицей.

К пяти годам Николай умел читать и писать, любил рисовать и сочинять, мечтал о путешествиях. Гимназия, болезни, увлечение Купером и игры в индейцев, книги и мечты... И уже в первых своих стихах он создает образ сильного, гордого, мужественного героя-романтика, не боящегося трудностей и преодолевающего себя, к которому стремится сам Гумилев.

Он

Я конквистадор в панцире железном,

Я весело преследую звезду,

Я прохожу по пропастям и безднам

И отдыхаю в радостном саду.

 

Как смутно в небе диком и беззвездном!

Растет туман..., но я молчу и жду,

И верю: я мечту свою найду...

Я конквистадор в панцире железном.

 

И если нет полдневных слов звездам,

Тогда я сам мечту свою создам

И песней битв любовно зачарую.

Я пропастям и бурям вечный брат,

Но я вплету в воинственный наряд

Звезду долин, лилею голубую.

(Н. Гумилев. «Я конквистадор в панцире железном...»)

Ведущий. Тремя годами позже, 23 июня 1889 года, в Одессе родилась девочка Анна. Годовалым ребенком она была перевезена в Царское Село.

Она. «Мои первые воспоминания — царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, ипподром, где скакали маленькие лошадки...

Каждое лето я проводила под Севастополем и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет — древний Херсонес...

Читать я училась по азбуке Льва Толстого... Первое стихотворение написала в 11 лет».

Ведущий. Срезневская, знавшая Аню Горенко, вспоминала: «Характерный рот с резко выраженной верхней губой. Тонкая и гибкая, как ивовый прутик, с очень белой кожей. В царскосельской купальне она прекрасно плавала и ныряла. Она казалась русалкой, случайно заплывшей в темные и недвижные воды царскосельских прудов...»

Она

Я пришла сюда, бездельница,

Все равно мне, где скучать!

На пригорке дремлет мельница,

Годы можно здесь молчать.

Над засохшей повиликою

Мягко плавает пчела;

У пруда русалку кликаю,

А русалка умерла.

Затянулся ржавой тиною

Пруд широкий, обмелел,

Над трепещущей осиною

Легкий месяц заблестел.

Замечаю все как новое.

Влажно пахнут тополя.

Я молчу. Молчу готовая

Снова стать тобой, земля.

(А. Ахматова. «Я пришла сюда, бездельница...»)

Ведущий. Итак, они встретились в рождественский сочельник 1903 года. Оба писали стихи, и это, конечно, способствовало рождению интереса друг к другу. С этого момента они не выпускали друг друга из поля зрения. В 1907 году в Париже в журнале «Сириус», издаваемом Н.С. Гумилевым, появились стихи Анны Горенко. В этом же году произошло еще одно событие в ее жизни.

Она. «Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой... Гумилев — моя судьба, и я покорно отдаюсь ей».

Я умею любить.

Умею покорной и нежною быть.

Умею заглядывать в очи с улыбкой

Манящей, призывной и зыбкой.

И гибкий мой стан так воздушен и строен,

И нежит кудрей аромат,

О, кто со мной, тот душой не спокоен

И негой объят...

Я умею любить. Я обманно-стыдлива.

Я так робко-нежна и всегда молчалива.

Только очи мои говорят.

Они ясны и чисты,

Так прозрачно-лучисты.

Они счастье сулят.

Ты поверишь — обманут,

Лишь лазурнее станут

И нежнее и ярче они —

Голубого сиянья огни.

И в устах моих — алая нега.

Грудь белее нагорного снега.

Голос — лепет лазоревых струй.

Я умею любить. Тебя ждет поцелуй.

(А. Ахматова. «Я умею любить...»)

Ведущий. В 1908 году вышла вторая книга Н.С. Гумилева «Романтические цветы». Она была посвящена Анне Андреевне Ахматовой (юная поэтесса взяла как псевдоним фамилию своей бабушки).

Он

На руке моей перчатка,

И ее я не сниму,

Под перчаткою загадка,

О которой вспомнить сладко

И которая уводит мысль во тьму.

На руке прикосновенье

Тонких пальцев милых рук,

И как слух мой помнит пенье,

Так хранит их впечатленье

Эластичная перчатка, верный друг.

Есть у каждого загадка,

Уводящая во тьму,

У меня — моя перчатка,

И о ней мне вспомнить сладко,

И ее до новой встречи не сниму.

(Н. Гумилев. «Перчатка»)

Ведущий. 25 апреля 1910 года в Николаевской церкви села Никольская Слобода Николай Гумилев венчается с Анной Горенко...

Он

Из логова змиева,

Из города Киева,

Я взял не жену, а колдунью.

Я думал — забавницу,

Гадал — своенравницу,

Веселую птицу-певунью.

Покликаешь — морщится,

Обнимешь — топорщится,

А выйдет Луна — затомится,

И смотрит, и стонет,

Как будто хоронит

Кого-то, и хочет топиться.

 

Твержу ей: «Крещеному,

С тобой по-мудреному

Возиться теперь мне не в пору.

Снеси-ка истому ты

В днепровские омуты,

На грешную Лысую гору».

Молчит — только ежится,

И все ей неможется.

Мне жалко ее, виноватую,

Как птицу подбитую,

Березу подрытую

Над очастью, Богом заклятою.

(Н. Гумилев. «Из логова змиева...»)

Ведущий. Они были счастливы... Медовый месяц в Париже... стихи... любовь...

Через полгода Николай Степанович отправляется в Абиссинию.

Она

Сегодня мне письма не принесли:

Забыл он написать, или уехал;

Весна как трель серебряного смеха,

Качаются в заливе корабли,

Сегодня мне письма не принесли...

Он был со мной еще совсем недавно,

Такой влюбленный, ласковый и мой,

Но это было белою зимой,

Теперь весна, и грусть весны отравна,

Он был со мной еще совсем недавно...

Я слышу: легкий трепетный смычок,

Как от предсмертной боли, бьется, бьется,

И страшно мне, что сердце разорвется,

Не допишу я этих нежных строк...

(А. Ахматова. «Сегодня мне письма не принесли...»)

Он

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только Луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

 

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит Земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

 

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

 

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав...

Ты плачешь? Послушай... далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

(Н. Гумилев. «Жираф»)

Ведущий. Они счастливы, хотя встречи редки. Они любят... 18 сентября 1912 года родился их сын — Лев. Марина Цветаева написала немного позже:

Имя ребенка — Лев,

Матери — Анна.

В имени его — гнев,

В материнском — тишь.

Волосом он рыж,

— Голова тюльпана! —

Что ж, осанна

Маленькому царю.

(М. Цветаева. «Стихи к Ахматовой»)

Звучит «Прелюдия» (Ф. Шопен). На фоне музыки Он и Она читают стихи.

Он

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов,

Живет в таинственном мерцанье

Ее расширенных зрачков.

 

Ее душа открыта жадно

Лишь медной музыке стиха,

Пред жизнью, дольней и отрадной,

Высокомерна и глуха.

 

Неслышный и неторопливый,

Так странно плавен шаг ее,

Назвать нельзя ее красивой,

Но в ней все счастие мое.

 

Когда я жажду своеволий

И смел и горд — я к ней иду

Учиться мудрой сладкой боли

В ее истоме и бреду.

 

Она светла в часы томлений

И держит молнии в руке,

И четки сны ее, как тени

На райском огненном песке.

(Н. Гумилев. «Она»)

Она

Будем вместе, милый, вместе,

Знают все, что мы родные,

А лукавые насмешки,

Как бубенчик отдаленный,

И обидеть нас не могут,

И не могут огорчить.

Где венчались мы — не помним,

Но сверкала эта церковь

Тем неистовым сияньем,

Что лишь ангелы умеют

В белых крыльях приносить.

А теперь пора такая,

Страшный год и страшный город.

Как же можно разлучиться

Мне с тобой, тебе со мной?

(А. Ахматова. «Будем вместе, милый, вместе...»)

Ведущий. Две неординарные личности, два поэта... Их жизнь диалог в стихах постепенно становится поединком...

Он

Наплывала тень... Догорал камин.

Руки на груди, он стоял один,

 

Неподвижный взор устремляя вдаль,

Горько говоря про свою печаль:

 

«Я пробрался в глубь неизвестных стран,

Восемьдесят дней шел мой караван;

 

Цепи грозных гор, лес, а иногда

Странные вдали чьи-то города.

 

И не раз из них в тишине ночной

В лагерь долетал непонятный вой.

 

Мы рубили лес, мы копали рвы,

Вечерами к нам подходили львы.

 

Но трусливых душ не было меж нас,

Мы стреляли в них, целясь между глаз.

 

Древний я отрыл храм из-под песка,

Именем моим названа река,

 

И в стране озер пять больших племен

Слушались меня, чтили мой закон.

 

Но теперь я слаб, как во власти сна,

И больна душа, тягостно больна;

 

Я узнал, узнал, что такое страх,

Погребенный здесь в четырех стенах;

 

Даже блеск ружья, даже плеск волны

Эту цепь порвать ныне не вольны...»

 

И, тая в глазах злое торжество,

Женщина в углу слушала его.

(Н. Гумилев. «У камина»)

Она

Мы не умеем прощаться, —

Все бродим плечо к плечу.

Уже начинает смеркаться,

Ты задумчив, а я молчу.

В церковь войдем, увидим

Отпеванье, крестины, брак,

Не взглянув друг на друга, выйдем...

Отчего все у нас не так?

Или сядем на снег примятый

На кладбище, легко вздохнем,

И ты палкой чертишь палаты,

Где мы будем всегда вдвоем.

(А. Ахматова. «Мы не умеем прощаться...»)

Ведущий. Совместная жизнь становится невозможной... 1918 год — разрыв, прекращаются их семейные отношения, но дружеские, человеческие не прервутся ни на миг.

Звучит «Грустная песенка» (В.И. Ребиков).

Она

И когда друг друга проклинали

В страсти, раскаленной до бела,

Оба мы еще не понимали,

Как земля для двух людей мала.

 

И что память яростная мучит.

Пытка сильных — огненный недуг! —

И в ночи бездонной сердце учит

Спрашивать: О, где ушедший друг?..

(А. Ахматова. «И когда друг друга проклинали...»)

Он

Ты, для кого искал я на Леванте

Нетленный пурпур королевских мантий,

Я проиграл тебя, как Дамаянти...

Твоих волос не смел поцеловать я,

Ни даже сжать холодных, тонких рук...

И ты ушла, в простом и темном платье,

Похожая на древнее Распятье.

(Н. Гумилев. «Пятистопные ямбы»)

Ведущий. Каждый из них пошел навстречу своей судьбе, своей трагедии. Судьба Николая Гумилева не была исчерпана даже наполовину: в 1921 году он был расстрелян по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности. Мужу, другу, поэту посвятила Анна Ахматова стихи, написанные 15 сентября 1921 года, через несколько Дней после расстрела.

Звучит «Октябрь» П.И. Чайковского.

Она

Заплаканная осень, как вдова

В одеждах черных, все сердца туманит...

Перебирая мужнины слова,

Она рыдать не перестанет.

И будет так, пока тишайший снег

Не сжалится над скорбной и усталой...

Забвенье боли и забвенье нег —

За это жизнь отдать не мало.

(А. Ахматова. «Заплаканная осень, как вдова...»)

Ведущий. К самой Анне Андреевне судьба оказалась безжалостна. Сын Лев Николаевич Гумилев, ставший ученым-востоковедом, арестовывался трижды: в 1935, 1939 и 1948 годах. В 1946 году стихи А.А. Ахматовой были практически запрещены... Но пришло и признание: в 1964 году «великая княгиня поэзии» получает международную литературную премию «Этна-Таормина», а в 1965 году Ахматова получает диплом почетного доктора Оксфордского университета...

Звучит «Лунная соната» Л. Бетховена.

Никому не дано сказать о поэте больше, чем делает это он сам в своих произведениях. Только судьба, только одна она — больше поэта, потому что может быть и посмертной...

Литература

1. Ахматова А.А. Собрание сочинений: В 2 т. М., 1990.

2. Гумилев Н.С. Сочинения: В 3 т. М., 1991.

3. Цветаева М.И. Любви старинные туманы: Стихотворения и поэмы. М., 2003.

Рекомендуем посмотреть:

День Святого Валентина. Сценарий для школьников 5-6 класс

Внеклассное мероприятие ко Дню святого Валентина для старших классов

День святого Валентина. Сценарий праздника для школьников

Классный час на День Святого Валентина в 10 классе

День Святого Валентина. Сценарий для начальных классов

Людмила Анатольевна Кухта # 2 февраля 2016 в 23:27 0
Интересное мероприятие, содержательное. Используете много фактов о жизни поэтов ХХ века. Спасибо большое, некоторые эпизоды попробую использовать на практике.
Надежда Анатольевна Выголова # 4 февраля 2016 в 11:43 0
У меня даже дух захватило... от этих стихотворений. я когда то читала про творчество Гумилева и Ахматовой, их жизнь их судьбу. Они великие люди. Вечер должен пойти на славу
Ольга Владимировна Афанасьева # 1 мая 2016 в 00:31 0
Мне всегда интересны мероприятия, в которых дети принимают участие от имени писателя или персонажа. Поверьте, они никогда не забудут то, что "сыграли" и "пережили". Я часто задаю на уроках творческое задание: подготовить речь, стихотворение, эссе или приветствие от имени главного героя или автора. Например, "Я - Евгений Онегин ..." или "Я - узник, вы меня знаете ..."
Мария Барт # 19 апреля 2018 в 21:52 0
Спасибо за разработку.Обязательно возьму на заметку некоторые идеи.