Классный час в 5 классе на тему: Масленица

Классный час на тему «В гостях у Масленицы»

Данный классный час предполагает участие всех детей класса и требует достаточной подготовки.

Самое главное - обеспечить всех участников текстом сценария и объяснить им общий ход мероприятия. Это необходимо сделать за 2-3 недели до классного часа.

После того как дети получат свои слова, работа продолжается в группах. Дети должны сами организовать репетиции, продумать костюмы, оформление. Учитель лишь задает основное направление работы.

Желательно, чтобы за каждой группой детей был закреплен кто- то из родителей. Их помощь понадобится в приготовлении блинов, в подготовке реквизита, костюмов.

Генеральной репетиции проводить не следует. Но за неделю до классного часа желательно выслушать каждую группу, дать советы по исполнению, оформлению.

Цели: возродить интерес детей к обрядовым русским праздникам; способствовать пробуждению национального чувства; развивать воображение, творческие способности детей; формировать у детей положительное отношение к традициям своего народа; побуждать детей к участию в праздниках, к изучению обычаев и традиций предков.

Форма: путешествие по масленичной неделе.

Подготовительная работа с детьми

Объединить детей в семь групп (по дням недели); каждая группа готовит представление (презентацию) своего дня недели (по материалам сценария).

Названия групп, реквизит:

- Понедельник. «Встреча» - 4 ученика. Делают чучело Масленицы, разучивают и исполняют песенку «А мы Масленицу повстречали».

- Вторник. «Заигрыш» - 5 учеников, среди них Петрушка, Цыган - готовят сценку (или можно использовать кукол).

- Среда. «Лакомка» - 4 ученика. Готовят блины (по количеству учеников).

- Четверг. «Разгул» - 4 ученика. Готовят большой блин и калач.

- Пятница. «Тещины вечерки» - 4 ученика. Готовят блины (по количеству учеников).

- Суббота. «Золовкины посиделки» - 4 ученика. Разучивают песню «Блины».

- Воскресенье. «Прощеное воскресенье» - 5 учеников. Делают из картона медаль в виде слона и орден в виде солнца, могут принести в класс санки для катания Масленицы.

Оборудование:

а) изготовить таблички с названиями дней недели. Эти таблички будут стоять на столах;

б) вырезать из желтой бумаги солнце и прикрепить его над дверью класса;

в) в одежде детей по возможности использовать элементы русского национального костюма: платки, сарафаны, длинные юбки, косоворотки, сапоги и т. п.;

г) подготовить колокольчики или бубенцы для звуковых перебивок.

Музыкальное оформление

П. И. Чайковский «Масленица» (из альбома «Времена года»)

Оформление класса:

а) над доской прикрепить плакат «В гостях у Масленицы»;

б) на доске написать мелом праздничные названия дней недели в столбик: «Встреча», «Заигрыш» и т. д.;

в) 6 столов поставлены буквой «П» возле стен класса; на каждом столе - табличка с названием дня недели. На столах - необходимый реквизит, соответствующий дню недели; остальные столы вынесены за дверь. Пространство посреди класса занято стульями, которые стоят рядами, так чтобы дети сидели лицом к столам с табличками - это зрительские места. По ходу классного часа участники группы встают со своих мест и становятся возле своего стола. Окончив презентацию, вновь занимают места среди зрителей.

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Путешествие «В гостях у Масленицы»:

- Понедельник. «Встреча».

- Вторник. «Заигрыш».

- Среда. «Лакомка».

- Четверг. «Разгул».

- Пятница. «Тещины посиделки».

- Суббота. «Золовкины посиделки».

- Воскресенье. «Прощеное воскресенье».

- Группа «Прощеное воскресенье».

3. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

Звучит музыка (П.И. Чайковский. «Масленица»), Дети занимают зрительские места.

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Из далеких языческих времен пришла к нам русская Масленица. У древних славян этот праздник был посвящен проводам зимы. Народ любил этот праздник, называл Масленицу «честная», «сударыня», «веселая».

Когда Русь приняла христианство, народ не отказался от любимого праздника и сохранил его до наших дней. Но значение праздника изменилось. Теперь Масленица - это не только проводы зимы, но и подготовка к Великому посту.

Великий пост перед Пасхой - это время очень строгого воздержания в пище, зрелищах и развлечениях. Неделя перед Великим постом называется «мясопустной» или «сырной». На этой неделе и проводится праздник Масленица. В течение этой недели нельзя было есть мяса, но разрешались молочные продукты. Но главным блюдом в эту неделю были блины. Есть даже такая поговорка: «Без блина - не Масленица».

На Масленицу нужно было не только есть блины, но и ходить в гости, веселиться, потому что впереди был долгий пост длиной в 7 недель - время строгого поведения. Недаром родилась пословица: «Не все коту Масленица, будет и Великий пост».

II. Путешествие «В гостях у Масленицы»

Учитель. Каждый день Масленицы имел свое название. Посмотрите на классную доску. Там записаны все дни масленичной недели. А теперь мы отправляемся в праздничное путешествие, в гости к Масленице. А вот и первая остановка - понедельник.

Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенцов).

Понедельник. «Встреча»

Ученик 1. Понедельник на масленичной неделе назывался «Встреча». В этот день дети старались от души наиграться с последним снежком. Они лепили снеговиков, строили снежные крепости и играли в снежки. Так они прощались с зимой, готовились встретить весну.

Ученик 2. И все пели веселые песни, приветствуя Масленицу. Мы будем петь песню, а вы подпевайте!

Все ученики группы (поют).

А мы Масленицу повстречали,

Повстречали, душа, повстречали. (Подпевает весь класс.)

И на горушке мы побывали.

Побывали, душа, побывали. (Подпевает весь класс.)

Мы блинами гор выстилали,

Выстилали, душа, выстилали. (Подпевает весь класс.)

Сыром горку-то мы набивали,

Набивали, душа, набивали. (Подпевает весь класс.)

Маслом гору-то мы поливали,

Поливали, душа, поливали. (Подпевает весь класс.)

Ученик 3. В этот день из соломы делали чучело Масленицы и с песней возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, и начиналось катание на санях.

Ученик 4. Мы тоже сделали Масленицу. Вот она какая красивая у нас получилась (показывает куклу, наряженную Масленицей).

Ученик 1.

Здравствуй, дорогая наша гостья Масленица,

Дуня белая, Дуня румяная.

Ученик 2.

Лента алая двухрублевая,

Платок беленький, новомодненький.

Ученик 3.

Бровки черные, наведенные,

Шубка синяя, губки красные.

Ученик 4.

Лапти частые, головастые,

Блузка белая, набеленная.

Учитель. Вот и закончился понедельник, первый день Масленицы. А наше праздничное путешествие продолжается. Вот и второй день Масленицы - вторник.

Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенцов).

Вторник «Заигрыш»

Ученик 1. Второй день Масленицы называется «Заигрыш». В этот день все играли и забавлялись от души.

Ученик 2. На площадях выступали скоморохи и Петрушка. По улицам разъезжали на санях ряженые, причем мужчины наряжались в женское платье, а женщины - в мужское.

Ученик 3. Звери, пугала, негры и пираты - кого только не встретишь на масленичном маскараде!

Ученик 1. Катались на качелях, каруселях, съезжали с горки на санях. А если санок не было, шли в ход рогожки; катались также на лошадях.

Ученик 2. Кстати, во время масленичных гуляний парни невест себе выбирали. Смех, музыка, звон бубенцов, песни и хороводы - до глубокой ночи на улицах продолжалось веселье.

Ученик 3. К нам на Масленицу тоже заглянул Петрушка. Будет всех он веселить, и смеяться, и шутить!

На середину класса выходят Петрушка и Цыган. Можно сделать кукол (петрушку и цыгана) и разыграть кукольное представление.

Петрушка. А вот и ребятишки! Здорово, парнишки, приветствую вас, и девчушки, веселые подружки. Я ваш старинный знакомый Петрушка. Пришел вас позабавить и с праздником поздравить.

Цыган. Здорово, брат, как поживаешь, часто ли хвораешь?

Петрушка. А тебе какое дело, уж не доктор ли ты?

Цыган. Я не доктор. Я цыган Мора из цыганского хора. Пою басом, запиваю квасом, заедаю ананасом.

Петрушка. Ты мне зубы не заговаривай, говори, что нужно, да проваливай!

Цыган. Мой знакомый, француз Тома, который совсем без ума, говорит, что тебе лошадь нужна.

Петрушка. Это, брат, дело, мне лошадь давно завести приспело. А хороша ли кобыла?

Цыган. Не лошадь, а диво: бежит, дрожит, спотыкается, а упадет, не подымается.

Петрушка. Ого-го! Мне как раз такую и надо! А какой же масти?

Цыган. Пегая с пятнами, золотая с гривою, кривая, горбатая, косая, лохматая. Французской моды, аглицкой породы.

Петрушка. Дорого ли стоит?

Цыган. По знакомству - два с полтиной.

Петрушка. Бери два с полтиной да получай сдачу дубиной!

Петрушка бьет Цыгана по спине палкой и оба они убегают.

Учитель. Отшумел, отзвенел веселый вторник-заигрыш. Пора и блинами полакомиться. Это мы сделаем в третий день Масленицы.

Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенцов).

Среда. «Лакомка»

Ученик 1. Среда на масленичной неделе получила название «Лакомка». В каждом доме столы ломились от вкусной еды.

Ученик 2. На улицах было тесно от шатров и палаток, где продавались пряники, блины, орехи.

Ученик 3. Везде кипели самовары, можно было согреться горячим чайком.

Ученик 4. Покупали еду и приговаривали: «Масленица объедуха, деньгам приберуха».

Ученик 1. Всюду царило настоящее обжорство. Говорили: «Блин не клин - брюха не распорет».

Ученик 2. Все ели так, будто старались наесться на весь год! Денег на еду не жалели.

Ученик 3. Была даже такая пословица: «Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить».

Ученик 4. Было поверье, что, если хорошо отпразднуешь Масленицу, не будешь жить в нужде.

Ученик 1. А сколько пословиц сложено про Масленицу!

Ученик 2. Не житье, а Масленица.

Ученик 3. Масленица семь дней гуляет.

Ученик 4. Милости просим к нам на Масленицу со своим добром, с честным животом.

Ученик 1. Боится Маслена горькой редьки да пареной репки.

Ученик 2. Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.

Ученик 3. Была у двора Масленица, да в избу не зашла.

Ученик 4. Без блинов не Масленица.

Ученик 1. Первый блин - комом, второй - знакомым, третий блин - дальней родне, а четвертый - мне!

Ученик 2. В среду на Масленицу зятья приходили в гости к тещам. Тогда и родилась поговорка: «Ездить к теще на блины».

Ученик 3. В этот день не забудьте вместе с папой проведать свою бабушку, мамину маму. Ведь она для вашего папы теща.

Ученик 4. Есть и в нашей палатке блины. Подходите, блины покупайте, чайком запивайте!

Ученик 1. Денег за блины не берем, но и даром не отдаем. Чтобы блин получить, надо словом заплатить.

Ученик 2. Назовите слово любой части речи, которое относится к блинам.

Участники группы «Лакомка» обходят с подносом детей, угощая их блинами. Дети произносят слова, имеющие отношение к блинам (мука, масло, сахар, соль, сметана, молоко, творог, сливки, пшеница, кукуруза, гречиха, картошка, капуста, варенье, мед, мясо, яйцо, начинка, сковорода, вилка, ножик, печка, тарелка, румяные, горячие, теплые, круглые, мягкие, вкусные, сладкие, поджаристые, белые, пышные, подгорелые, размешать, поджарить, испечь, завернуть и т. п.) 1

Учитель. Блинов в среду наелись, сил набрались. Они нам пригодятся на четвертый день Масленицы.

Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенцов).

Четверг. «Разгул»

Ученик 1. В четверг начиналась широкая Масленица. Этот день на праздничной неделе называют «Разгулом» и «Переломом».

Ученик 2. В старину это был день самого шумного и отчаянного веселья.

Ученик 3. В эти дни можно было есть - до икоты...

Ученик 4. Орать-до хрипоты...

Ученик 1. Петь-до надсаду...

Ученик 2. Плясать - до упаду.

Ученик 3. Широкая Масленица - это самый разгар игр и развлечений. А для тех, кто хотел показать силу молодецкую, устраивались жаркие кулачные бои.

Ученик 4. Но это были бои по правилам: не бить лежачего...

Ученик 1. Не класть в кулак тяжелого...

Ученик 2. Ниже пояса не бить...

Ученик 3. По затылку не колотить...

Ученик 4. Вдвоем на одного не нападать...

Ученик 1. И до смерти никого не забивать.

Ученик 2. Ну а кто всех побеждал кулаком, весь год был самым главным силачом!

Ученик 3. Внимание, внимание, вызываем и мы силачей на соревнование!

Ученик 4. У кого руки сильнее, тому и пироги круглее!

Мальчики по очереди устраивают соревнование в армрестлинге (положить руку соперника, согнутую в локте, на стол). Соревнования заканчиваются, когда остается тот, кого никто не смог победить.

Ученик 1. Вот и самый главный силач. Получай от нас блин да калач! (Вручает победителю блин и калач.)

Учитель. Ну а наше путешествие продолжается. Вот и пятница тихо катится.

Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенцов).

Пятница. «Тещины посиделки»

Ученик 1. Если в среду зятья гостили у тещ, то в пятницу тещи приходили к зятьям на блины.

Ученик 2. Напомните своему папе, что в пятницу он должен пригласить вашу бабушку, мамину маму, в гости на блины. Ведь она Для него теща.

Ученик 3. А пятница на масленичной неделе получила название «Тещины вечерки».

Ученик 4. Званая теща должна была прислать с вечера все необходимое для выпечки блинов: сковороду, половник, тарелку, вилку, рушник.

Ученик 1. А тесть (отец жены) посылал мешок гречневой крупы и коровье масло.

Ученик 2. И если зять не приглашал тещу и тестя, это считалось большой обидой.

Ученик 3. У каждой хозяйки был свой рецепт приготовления блинов. Рецепт этот передавался из поколения в поколение.

Ученик 4. Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки.

Ученик 1. Были блины с картошкой, с капустой, с медом и маслом, с кашей, тыквой, яблоками, вареньем, с рыбою и с икрой, с изюмом и с курагой.

Ученик 2. С пылу, с жару прямо к горячему самовару!

Ученик 3. Не жалели мы трудов, чтоб напечь для вас блинков.

Участники группы угощают всех блинами.

Учитель. Ну вот и наелись блинов в пятницу, а в субботу - опять готовь тарелки: приходят «Золовкины посиделки».

Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенцов).

Суббота. «Золовкины посиделки»

Ученик 1. Шестой день Масленицы - суббота - называется «Золовкины посиделки». Золовка - это сестра мужа. Молодые невестки принимали у себя родных мужа. И вновь угощали блинами...

Ученик 2. С медом, маслом, вареньем, грибами...

Ученик 3. Блины, блинчики, оладушки пеклись на Руси весь год, но все же стали главным угощением и символом именно праздника Масленицы.

Ученик 4. Ведь круглый румяный блин так похож на жаркое солнце, которого ждали всю долгую зиму!

Ученик 1. Нужно было помочь солнышку проснуться и забраться на небо, поэтому и задабривали его блинами, которые по форме напоминали солнечный круг.

Ученик 2. Блин - символ солнца, красных дней, добрых урожаев и здоровых детей.

Ученик 3. Мы для солнца, для весны споем песню про блины!

Ученик 4. А вы все не зевайте, припев погромче подпевайте! Ой, блины, блины, блины, вы, блиночки мои!

Участники группы поют песню, остальные гости подхватывают припев-

Блины (русская народная песня)

Как на Масленой неделе

Мы блиночков захотели!

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

 

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

 

На поднос она кладет

И сама на стол несет.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

 

«Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы».

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

Учитель. Ну вот и подходит к концу наше путешествие. Последний день Масленицы - «Прощеное воскресенье». Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенцов).

Воскресенье. «Прощеное воскресенье»

Ученик 1. Этот день еще назывался «Проводы», «Целовник», «Прощальный день». В этот день устраивали проводы Масленицы.

Ученик 2. С утра вновь начиналось веселье: строили снежные городки, катались на санях, пели песни под гармошку.

Ученик 3. Проводили разные соревнования: кулачные бои, бои петушиные, перетягивание каната, взбирались на высокий столб, чтоб достать приз...

Ученик 4.

Вот и мы проведем состязания,

Проверим ваше физическое состояние!

Ученик 5.

Ну-ка, кто тут смелый и ловкий!

Выходи - прояви сноровку!

Ученик 4.

Первое состязание - перетягивание каната.

Тяните его в разные стороны, ребята.

Ученик 5. Кто кого перетянет, тот и чемпионом станет. 2 мальчика выходят на середину класса, берутся за разные концы веревки, перетягивают веревку на себя. Соревнование продолжается до полной победы одного из ребят.

Ученик 4.

Вот и первый чемпион-

Сильный, как индийский слон.

Ученик 5.

Мускулы у него, как сталь,

Получает в награду медаль!

Участник вешает на шею победителю самодельную медаль из картона в виде слона.

Ученик 4.

Второе соревнование - «Петушиный бой»,

В нем может участвовать любой.

Ученик 5.

Толкайте правым плечом друг друга,

Кто кого вытолкнет из круга!

На площадке рисуют круг, в который становятся 2 участника, левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом, без помощи рук, вытолкнуть соперника из круга.

Ученик 4.

Вот и второй чемпион - самый отважный,

За это даем ему орден бумажный!

Участник вешает на шею победителю самодельный орден из картона.

Ученик 1. Вот и пришла пора провожать Масленицу.

Ученик 2. Сударыню-Масленицу ставили на сани, рядом сажали красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам.

Дети сажают на санки девочку, которая держит в руках куклу Масленицу, в санки «впрягаются» трое ребят и сдвигают санки с места.

Ученик 3. Все съезжались за околицу. Там разводили большой костер. Давали Масленице блин и торжественно сжигали ее под громкое пение.

Ученик 4.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица,

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица широкая.

Ученик 5.

Блины масляные,

Медом мазаные.

Мы каталися с горы

От зари и до зари.

Ученик 4.

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончилось веселье.

Прощай, прощай,

Наша Масленица!

На последних словах все дети машут руками, как бы прощаясь с праздником.

Ученик 1. А когда горела Масленица, следили за дымом: если он поднимается столбом вверх, то урожай будет хороший, а ежели дым стелется по земле, то год будет неурожайным.

Ученик 2. Но звонил колокол, и масленичное веселье заканчивалось.

Ученик 3. Все отправляются на вечернюю службу. После вечерней службы все прощали друг другу обиды, просили прощения у родных, соседей.

Ученик 4. Последний день Масленицы еще называют «Прощеное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения.

Ученик 5. В этот день люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».

Учитель. И вы, ребята, в это воскресенье постарайтесь попросить у всех прощения: у родных, соседей, друзей. Тогда и на сердце станет легче и веселей.

Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенцов).

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Будем встречать весну, ждать лета. А вместе с зимой снова к нам в гости придет веселая, широкая Масленица.

III. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Понравилось ли вам, ребята, в гостях у Масленицы? Что вы чувствовали, путешествуя по праздничным дням?

Примерные ответы детей:

- Мне понравилось участвовать в соревнованиях, я чувствовал азарт, желание победить.

- Мне понравились песни. Они очень простые, как детские.

- Было смешно, когда Петрушка говорил с Цыганом.

- Подумал о том, что я сделал плохого, у кого просить прощения.

- Жалко было, когда прощались с Масленицей. Жалко было, когда ее сжигали.

- Почувствовала радость, что скоро зима закончится, наступят весенние каникулы.

Рекомендуем посмотреть:

Детские стихи о Масленице. Детям о Масленице

Классный час на Масленицу для 5-7 класса

Масленица во 2 классе. Сценарий внеклассного мероприятия

Классный час на тему: Масленица, 2 класс

Масленица. Сценарий для 6 - 7 классов

Наталья Николаевна # 22 августа 2014 в 02:08 0
Подобран интересный и содержательный материал, рассказывающий об истории праздника. Материал соответствует возрастным особенностям пятиклассников. Продуман ход мероприятия, думаюЮ дети активно включатся в игры.
Раушания Ягфаровна Яппарова # 25 октября 2015 в 18:06 0
Подобран интересный и содержательный материал, рассказывающий об истории праздника. Материал соответствует возрастным особенностям пятиклассников. Продуман ход мероприятия, думаюЮ дети активно включатся в игры.
Валентина Васильевна Пальянова # 13 декабря 2014 в 21:07 0
Извините, но мне кажется, что это не классный час, а внеклассное большое мероприятие. Здесь раскрыто по дням, значения народного праздника. Большая подготовка в первую очередь учителя. Дети через игру узнают народные игры, приметы, костюмы, блюда. Здорово!