Вечер отдыха в школе. Сценарий

Музыкально-игровой вечер отдыха для школьников 5-7 класса «Русским чаем угощаем»

Цели вечера: усиление патриотического и эстетического воспитания молодежи; расширение кругозора и изучение русских обычаев; улучшение работы по организации досуга.

Оформление: стенды с картинами (типа лубочных из серии «Поздравляем - приглашаем»); большие вышитые полотенца с петухами и русским орнаментом; плакат с надписью: «Русские обычаи»; в костюмах ведущих - элементы русского орнамента.

Реквизит: два коромысла, два самовара, щепа-лучина, два топорика, шкатулка палехская, хохломская посуда, матрёшки, лотки деревянные, два ведерца, отвёртка, паяльник, две щётки, два деревянных треугольника с отверстиями с одной из сторон, музыкальные инструменты (гармошка, балалайка, дудка, барабан, ксилофон, трещотки), пяльцы, полотно для вышивания, шкатулка для орехов; бочонок, 1 кг орехов, шарики для настольного тенниса, изделия из стекла.

Ход вечера отдыха

I. Организационный момент. Слово двух ведущих.

Участники вечера сидят за столиками, разделены на два командных лагеря.

Ведущие: Она и Он.

Она.

Добрый вечер и поклон,

Гости дорогие!

Собрались со всех сторон

Все - наши родные.

Я смотрю на ваши лица:

Хорошо, отрадно мне,

Словно я в огромной, дружной

И приветливой семье.

Всех с душой мы приглашаем

С нами петь, плясать, играть,

Но вначале предлагаем

Мы вам всем - потанцевать.

II. Проведение мероприятий вечера.

1. Игра на русских музыкальных инструментах, исполнение русских песен и плясок.

Она. Приглашаем от каждой стороны тех, кто любит русскую музыку.

Желающим выдать ложки деревянные, металлофоны, балалайки, треугольники и другие русские музыкальные инструменты. Под аккомпанемент баяна или музыкальную запись каждая группа исполняет поочередно какую-нибудь русскую песню или инструментальную мелодию.

Она.

Итак, перед нами - веселые музыканты.

Покажите-ка, друзья, ваши таланты!

Вот вам гармошка, барабан, дудка и балалайка.

Ну-ка, каждая сторона, спой нам и сыграй-ка!

Он.

А теперь от каждой стороны

Нужны нам искусные плясуны.

Ну-ка, правая сторона,

Для вас звучит «Барыня»!

Левая сторона, выходите!

Тоже «Барыню» пляшите!

А теперь всех приглашаем начинать

Пляску русскую плясать!

Участники вечера отдыха пляшут «Камаринскую», «Барыню», «Русскую плясовую» и др.

Она.

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним мы,

Забываем мы о ней.

Он.

И хоть более привычны нам

Полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

2. Соревнования: выполнение заданий и одновременный показ русских обычаев.

Она. Конечно, всех обрядов и обычаев Русской земли мы не сможем припомнить за наш вечер. Но некоторые из них - постараемся.

Необходимо выбрать судей. Заранее нужно подумать о знаках отличия для них.

Вызываются от обеих сторон по пять человек за столики - по две девушки и три парня.

Он. Вот и собрались! Приколем к платьям правой стороны цветы - белые ромашки, левой стороне приколем васильки - синие цветочки. Собралась семья большая в одной избе чай пить.

Она.

Надо им самовар раздуть,

Надо им стол накрыть.

И те, и другие - ловкие и боевые.

Чья сторона дружнее, чья веселее,

надо определить,

 

Чтобы лучше наградить.

А вы, все сидящие, на нас глядящие,

Не просто глядельщики, а своей стороны

болельщики.

 

А соревноваться мы будем не просто!

Надо собрать победителю орехов штук по сто,

За лучшие ответы, да каждую победу

Кладем орехи, по обычаю старины,

В эту шкатулку для правой стороны,

А в этот бочонок положить орешек нужно,

Если его заработала левая сторона.

Во время этого монолога на сцену выносят стол с реквизитом. А напротив, на расстоянии, ставят два маленьких столика.

Он.

Прошу слушать со вниманием!

Вот вам первое задание:

Надо быстро, живо, скоро

Самовар снести во двор.

Две девушки, сюда бегите,

По самовару берите,

Во двор их скорее снесите,

На столики ставьте

И назад возвратитесь!

Внимание! Начали!

 

Идет соревнование.

Ведущая после каждого состязания говорит такие слова:

Кладем орешек, по обычаю старины,

В шкатулку правой стороны.

Или

Этот орешек за победу положить в бочонок нужно.

Его заработала левая сторона.

Он.

Внимание! Внимание!

Второе вам задание:

Прежде чем самовар залить,

Надо за водой сходить.

Ведёрцы близко, колодца низко.

Девушки, сходите за водой,

Вёдра на коромысла надевайте,

Скорее к колодцу - воду набирайте!

Бегите к столу - самовар наливайте!

Потом вёдра мне назад принесите

И каждая свое место займите.

Начали!

Идет соревнование. Кладётся орех победителю.

Она.

Надо наколоть к самовару лучины.

Товарищи мужчины, щепу берите,

По 10 лучинок каждый наколите.

Беритесь оба за работу дружно,

Только калечить себя не нужно!

Обращайтесь с топором осторожно,

А работайте быстро, как только можно.

Внимание! Судьи время засекают,

А наши мужчины работу начинают.

Он.

Кто из вас умён и стар –

Нам раздует самовар.

Это задание очень сложное:

Надо включить осторожно,

Но самовар не зашипит –

Розетку надо починить.

Как друзья ни старались,

Да что-то самовары у них долго не раздувались.

Ваша задача - самовары так включить,

Чтобы чай вскипятить.

А какие найдёте неполадки –

Все инструменты на лавке!

Приступайте!

Рассыпаются шарики по полу. С обеих сторон от участников команд - деревянные треугольники. Участницы щётками загоняют шарики в треугольники.

Она.

Девушки-молодки

Избу убирают ловко.

Пока девушки в избе прибирают,

Мужчины зря времени не теряют,

Всё умеют делать мужчины:

Самовары чинить,

Даже вышивать! Не смейтесь без причины!

Они сейчас докажут -

Петуха на пяльцах вышьют и нам его покажут.

И пока они будут вышивать,

Мы с вами не будем скучать,

И споем все вместе песню старинную -

Не короткую, не длинную.

Чтобы пока мы песню пели,

Наши мужчины петухов вышить успели.

Внимание! Начали!

Он.

Самовар у нас вот-вот закипит.

Надо, чтобы стол вовремя был накрыт.

Тот, кто хочет 2 ореха в свой бочонок получить,

Постарайтесь быстро, правильно,

Красиво стол накрыть.

Вот эти красотки давно сидят и скучают,

Вот пусть они сейчас и накроют стол к чаю.

Она.

Закипел наш самовар,

Поднимается струйкой пар.

Надо взять самовар и к столу отнести,

Надо чай гостям поднести.

Молодые люди, прошу за работу браться

И как следует стараться.

Он.

Здесь считали мы орехи.

Выясняется, друзья,

Кто их честно заработал,

Чья дружнее сторона.

Она.

А во время чаепития завязался разговор

О случайных о событиях, о великих о событиях,

Что известны до сих пор,

Об умельцах об искусных,

Об обычаях о русских,

О напевах старины

И о том, как печь блины.

Он.

Кто из нас не любит русских блинов –

пышных, румяных, круглых?!

3. Викторина «Знаете ли вы?».

Вопросы викторины:

1) А кто нам скажет, почему блины круглые? Какой русский праздник не обходится без блинов? Расскажите о нем. Какие рецепты приготовления блинов вам известны?

2) Почему в старину на подушках вышивали цветы?

3) Почему на полотенцах вышивали петухов?

4) Далеко за пределами России были известны ее умельцы. Наши тульские мастера даже блоху подковали. Кто знает, в каком произведении об этом написано? Кто автор повести?

5) Почему шкатулка, которую я держу в руках, называется «палехской»?

6) Известны русские мастера стеклянной посуды. Есть такой город на Руси, где издавна занимались дутьем стеклянных изделий, и название этого города чисто русское. Как он называется?

7) Деревянные ложки, ладьи, миски, матрёшки радуют глаз яркой окраской, нежным рисунком. Из какого города эта посуда?

8) Русские пословицы, как и русские изделия, славятся на весь мир. По всей земле люди сошлись на том, что скорее и мудрее пословицы нет. Многие зарубежные пословицы схожи с нашими по смыслу. Ну-ка, мы вам скажем пословицу зарубежную, а вы в ответ - нашу русскую.

Пословицы иностранные:

а) Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнамская.)

б) Укушенный змеей боится пестрой ленты. (Афганская.)

в) «Шуму много, а шерсти мало», - сказал черт, остригая кошку. (Финская.)

г) Сын леопарда тоже леопард. (Африканская.)

д) Не тому слава, кто начал, а тому - кто кончил. (Польская.)

После каждого ответа победителям кладут орехи.

9) Во многих произведениях русских писателей мы встречаем пословицы и скороговорки. Вспомните мистера Кука из известного романа В. Я. Шишкова. Как называется этот роман?

10) Этот мистер Кук из романа очень любил русские пословицы, собирал и записывал их. Только не всегда правильно говорил. Например, вместо пословицы «Кто обжегся на молоке, дует на воду», он говорил: «Кто обжегся молоком, дует на водку». А когда он обморозил нос, то в первый раз разочаровался в русских пословицах. Он сказал: «У меня один нос, и я его отморозил, а русская пословица говорит: «Три носа - и все будут ходить».

А как сказать правильно?

11) И не только пословицы, но и песни, мелодии наши, русские, разве не хороши? Ни один праздник, ни одно событие в жизни нашего народа в России не проходит без музыки и песен. Песни свадебные, величальные, обрядовые, праздничные, хороводные, девичьи песни - все они помогают жить и работать, часто звучат в труде и на отдыхе. Многие из них были взяты русскими композиторами в свои произведения. Например, эта мелодия... («Во поле берёзонька стояла» - ее надо спеть или сыграть на музыкальном инструменте.)

Где она была использована и каким композитором?

12) А эта мелодия... (Исполняется «Камаринская».) Как она называется? Кто и где ее использовал?

Ответы на вопросы викторины

1) Блины пеклись на Масленицу, пеклись по подобию солнца.

Масленица!.. Веселая, широкая, разгульная, честная... Сколько разных эпитетов придумали для любимого на Руси праздника! Масленица продолжается целую неделю. Все дни масленичной недели имеют свои особые названия: понедельник - «встреча», вторник - «заигрыши», среда - «лакомка», четверг - «разгул, перелом», пятница - «тёщины вечерни», суббота - «золовкины посиделки», воскресенье - «проводы, прощанья, целовальник, прощёный день».

Масленица - проводы зимы. С давних пор на Руси в эту неделю сжигают соломенные чучела - символы зимы, сооружают снежные городки и устраивают потом целые сражения. Заливают у реки высокие крутые горки, и на старой корзине, доске, охапке соломы, а то и просто на спине лихо катятся вниз. По заснеженным дорогам мчатся развесёлые тройки.

Ну а какая же Масленица без блинов! Хорошо есть их тут же, на свежем воздухе. Ну а если вы приготовите их дома, у вас установится вкусный запах блинов, напоминающий о раздольном весёлом русском празднике - Масленице.

Сначала несколько предварительных советов. Русские блины бывают нескольких сортов: одни на дрожжах, чисто гречневые; другие - чисто пшеничные; третьи - гречневые пополам с пшеничной мукой; четвертые пекутся на соде, которая заменяет дрожжи. Приправа блинов различна, но печение их одинаково, а именно: когда тесто поднимется в последний раз, его не надо мешать, чтобы тесто не опало, а брать ложкой и лить на маленькие раскаленные сковородки, которые, принимаясь печь блины, никогда не мыть водой, а как старые, так и совсем новые сковородки поставить на плиту, налить немного жиру, насыпать крупной соли, дать хорошенько прогреться, снять. Когда слегка остынут, хорошенько вытереть сковородки, чтобы стереть всю грязь и нагар. Потом еще вытереть сухой солью и затем сухой чистой тряпкой. Никогда не следует скоблить сковородки ножом, а если тесто плохо отстаёт, то почистить их снова, как сказано выше, смазать маслом и тогда начать печь. В случае, если тесто перед печением блинов окажется густовато, нельзя все тесто разбавлять молоком, а отделить ложки две в отдельную посуду, размешать хорошенько с молоком и тогда соединить с общим тестом, слега размешав его для того, чтобы не опало. Тесто должно иметь густоту хорошей сметаны.

К блинам подается сливочное масло, сметана, творог и мелко изрубленная в молоке вымоченная селёдка.

Рецепты блинов известны такие, например, как гречневые, постные русские, пшеничные, с яйцами или луком, скороспелые гурьевские и др. (При необходимости можно привести подробно рецепты.)

2) Чтобы снились хорошие сны.

3) Символ утра, чтобы рано утром вставать с пением петухов.

4) «Левша», Н. С. Лесков.

5) Палехская шкатулка, ее делали мастера из Палеха.

6) Гусь-Хрустальный.

7) Хохлома, хохломская роспись по деревянной посуде.

8) Пословицы русские:

а) Семь раз отмерь, один раз отрежь.

б) Кто обжегся на молоке, дует на воду.

в) Много шума из ничего.

г) Яблоко от яблони недалеко падает.

д) Конец - делу венец.

9) «Угрюм-река».

10) Три по носу - все пройдет.

11) П. И. Чайковский, Первый концерт для фортепиано с оркестром.

12) «Камаринская». М. И. Глинка «Фантазия для оркестра». 9 часть «Камаринская».

III. Заключительная часть вечера.

Она. Да, много песен и плясок создал русский народ! Вот сейчас каждая сторона, которая показала нам, кто из них более дружен, пусть покажет своё умение в плясках и песнях.

Вам, друзья, придётся поработать вновь.

Нужно набрать команды - человек по пять.

Одна команда - станьте справа от меня,

Другая - слева.

Он. А теперь каждая сторона должна спеть песню!

Что может быть чудесней!

Правую сторону приглашаем вместе с нами запевать!

Участники вечера поют русскую песню.

Она. Левая сторона поет песню

Далее может быть предложена любая танцевальная программа.

Затем ведущие прощаются с участниками, благодарят за активность, награждают победителей.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему: Вредные привычки, 7-8 класс

Классный час 7, 8 класс по теме: Как уберечься от беды

Классный час в 6, 7 классе по теме: Тайна имени

Классный час на тему Россия в 6, 7 классе

Классный час в 7, 8 классе на тему ПДД

Женихова Екатерина Сергеевна # 14 мая 2016 в 08:08 +1
Интересный сценарий, все достаточно доступно, просто и одновременно информативно!Мне как учителю истории и классному руководителю данный материал пригодится при изучении Древнерусской культуры. Считаю, что такие мероприятия необходимо проводить в каждом классе, независимо от возраста, чтобы подрастающее поколение знало и уважало культуру своего народа.
Светлана Олеговна Бралина # 22 августа 2016 в 21:06 0
Спасибо большое за интересный материал. Интересное построение сценария праздника, которое можно использовать в своей воспитательной работе.. В разработке представлены интересные конкурсы и игры. Сценарий соответствует возрасту детей, их интересам и увлечениям. Предусмотрены различные игровые моменты и театрализации, что развивает способности детей, помогает им позитивно общаться друг с другом. Отдельные этапы праздника соединяются в единое целое с помощью стихов. Очень познавательная викторина.
Татьяна Михайловна Посохова # 16 октября 2016 в 19:24 0
Особенно заинтересовала викторина "Знаете ли вы?". Я буду использовать задания вашей викторины в своей работе. Я веду этнографический кружок "Истоки".