Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР

Конспект логопедического занятия

Автор: Лошкарёва Наталья Валерьевна, учитель-логопед ГБОУ «Багдаринская эвенкийская школа-интернат среднего (полного) общего образования», Республика Бурятия.

Данное занятие можно использовать при работе с детьми начальных классов с диагнозом ОНР. У детей данной группы наблюдается недоразвитие основных компонентов языковой системы (фонетико - фонетического, лексического и грамматического). У детей пополнится словарный запас, научатся обобщать понятия. На занятии используются различные формы и методы работы, такие, как практический, анализ и обобщение, использована наглядность: карточки,  предметные картинки. Предложенные виды работ способствуют развитию активной речи и фонематического слуха, формируют у детей мышление, развивают внимание и память. Эффективность усвоения данного материала зависит от количества проведённых занятий. Упражнения могут использовать не только логопеды, но и учителя начальных классов.

Тема: Дифференциация [Ч]-[Ш] в словах.

Цель:

1. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [Ч]-[Ш];

2.Развитие навыков  фонематического анализа и синтеза слов со звуками [Ч]-[Ш];

3. Уточнение и расширение словаря

4. Развитие навыка слогового анализа;

ОБОРУДОВАНИЕ: фишки (красные, зелёные, синие), мяч, карточка с заданием, ручка, тетрадь, мяч, разрезная азбука, предметные картинки (шарик, чайник), цифры от 1-9.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Рассмотрите картинки и скажите, с какого звука начинаются названия картинок (чайник, шарик) – [Ч],[Ш].

Сегодня на уроке с какими звуками и буквами мы будем работать?

-   [Ч], [Ш]. с буквами Ч. Ш.

- дайте характеристику звукам  [Ч],[Ш].

- [Ч] – согласный, мягкий, глухой.

- [Ш] – согласный, твёрдый, звонкий, парный.

2. Повторите за мной чистоговорки

Ча-ча-ча  - вот с арбузами бахча.        

Чи-чи-чи – гнёзда вьют весной грачи.

Че-че-че – говорим мы о враче.          

Чу-чу-чу – я пятёрку получу.

Ши-ши- ши – шалят наши малыши.   

Ша-ша-ша – наша Маша хороша             

Щу-щу-щу ботинки я чищу.

Шу-шу-шу – Шуре я письмо пишу.         

Шо-шо-шо – я читаю хорошо..

3. Игра: «один - много» (мяч)

мышь – мыши, шалаш – шалаши, малыш – малыши, машина – машины, шар – шары, шишка – шишки, кошка – кошки,  шашка – шашки.

4. Скажи о предметах в уменьшительной ласкательной форме. (мяч)

Шкаф – шкафчик           

булка – булочка        

стул – стульчик

Стакан – стаканчик        

диван – диванчик      

ложка – ложечка

Окно – окошечко            

горшок – горшочек.

5. Звуко – буквенный анализ слов. (Фишки)

каша, мяч, шаг,  шарф, туча, шар, дача.

6. Повторите на слух «слова – друзья» тройками:

шум – шуба – шутка           

шина – шило – машина

тишь – мышь – спишь       

шьёшь – пьёшь – идёшь

каша – наша – ваша             

кошка – мошка – окошко

7. Определи место звука в слове.

Чай, чек, мяч, жучок, волчонок, кочан, вечер, бич, ткач, грач, калач, ключ.

Шаг, шар, шорты, машина, башня, горошек, наш, ландыш, малыш.

8. Запиши слова в два  столбика: в первый со звуком [Ч], во второй [Ш],

Чай, шаг, шар, чек,  каша, мяч, жучок, груша,  кочан,  шум, шуба, вечер, бич, ткач,  шутка, грач,   мыши, уши, калач,  галоши, ключ.

9. Измени слова по образцу.

Образец: мужик – мужичок

Черпак – черпачок       

Знак – значок

Червяк – червячок        

Чеснок - чесночок

 Вечер – вечерок          

Жук – жучок

10. Деление слов на слоги (прохлопай слова, и покажи ту цифру, сколько слогов в слове)

Чай, чек, черепаха, черёмуха, туча, дача, шаг, каша, ваша, шина, мышонок, порошок, шалаши.

11. Пословицы и поговорки. (Объясните значение пословицы)

- Поспешишь – людей насмешишь.

- Шила в мешке не утаишь.

12. Отгадай загадку..

1. Лёгкий, круглый, но не мяч, и не прыгает он вскачь.

На верёвочке висит, зазеваюсь улетит.

 

2.  Я с полями, с козырьком, с лентой алой и цветком.

Защищаю голову от солнца и от холода.

 

3. Рисовал я на бумаге ручейки, леса, овраги.

Оттого, что рисовал, я поменьше ростом стал.

(Шар,  шляпа, карандаш)

13. Сколько в слове букв покажи цифру:

Шаг, шапка, шакал, шарф, шалун, каша, крыша, мышонок, гребешок.

Чудо, чек, чугун, мяч, бич, печка,  чепчик, чудак, дача, грач.

14. Вставь в слова пропущенные буквы [Ч]-[Ш]   прочти,  Спеши слова.

…ервяк,  …аг, …апка, мя…ик, …итать, …акал, …арф, …ижик, …алун, ка…а,  пла…,   кры…а, мы…онок,  …ек, …ина,  …ай,  …ло,   у…и,  …удо, ..ум, гало…и,  …уба, …утка, гребе…ок.

15. Выложи из разрезной азбуки слова.

ткач, шапка,  речка, мыши, мешок, шуба,  бочка.

16. Обведение шаблонных предметов, штриховка предметов.

Чайника, шарика, шапка, калач, галоши.

17. Итог урока:

Скажите, с какими звуками мы сегодня работали?

Какое упражнение вызвало у вас затруднение?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Физкультминутки на НОД по формированию правильного произношения

Оформление логопедического кабинета для дошкольников

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Ольга Ким # 8 июня 2014 в 21:26 0
Извините, но почему звук/Ш/ - звонкий????
Марина Геннадьевна Шмидт # 29 августа 2014 в 13:09 0
не смотря на ошибку, упражнения подобраны интересные, доработать и можно применять для работы.
Галина Станиславовна Бердник # 21 октября 2014 в 22:22 0
Добрый вечер, Наталья Валерьевна! Очень много интересных заданий упражнений в изучении данной темы. Обязательно воспользуюсь в своей педагогической практике предоставленным материалом. Спасибо!
Виктория Борисовна Рудакова # 12 сентября 2015 в 21:11 0
Упражнения на дифференциацию подобраны хорошо, но в конце занятия я бы составила предложения из данных слов и добавила бы упражнения для развития мелкой моторики рук (это необходимо в каждом логопедическом занятии).
Олеся Владимировна Маслова # 20 января 2016 в 14:54 0
Очень хорошо, что педагог применил на уроке скороговорки с теми звуками, которые они изучают.
Екатерина Александровна Фомина # 25 февраля 2016 в 19:33 0
Хорошее насыщенное занятие. Очень много этапов работы по дифференциация [Ч]-[Ш] в словах. Оно полностью отвечает поставленным целям.