Конспект развивающего занятия для младших школьников

Конспект развивающего занятия на развитие креативности в  младшем школьном возрасте «Путешествие в Вообразилию»

Автор: Чикунова Светлана Анатольевна, педагог-психолог 1 квалификационной категории МОШИ «Лицей-интернат г. Балашова Саратовской области»

Краткая аннотация

Развивающее занятие «Путешествие в Вообразилию» может проводиться с детьми младшего школьного возраста в возрасте от 8 до 10 лет (2 – 4 классы). Занятие направлено на развитие навыков общения, способствует высвобождению творческой фантазии, воображения, формирует позитивное самовосприятие. Занятие проходит очень динамично, весело, позитивно. Занятие будет полезно педагогам-психологам, а также классным руководителям, воспитателям, сотрудникам различных центров работающими с детьми младшего школьного возраста.

«Путешествие в Вообразилию». Сценарий

Цели занятия:

1. Раскрыть творческий потенциал детей, активизировать развитие креативности.

2. Предоставить обучающимся психологические средства, обеспечивающие их личностное самовыражение.

3.  Предоставить обучающимся возможность осознания креативности в себе и ее развитие.

Методы: Социально-психологический тренинг, проблемная ситуация, психодиагностика, игра.

Ход занятия:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Меня зовут ( ). На наших занятиях, как и на любых других, вы узнаете что-то новое, и это новое будет знание о себе, о нас с вами. Мне бы очень хотелось, чтобы на наших занятиях вы были дружны, активны, проявили всю свою фантазию и изобретательность. Нам сегодня предстоит необычное путешествие в страну под названием «Вообразилия»! Мы познакомимся с ее жителями, нарисуем карту нашего Путешествия, изучим особенности языка и традицией жителей «Вообразилии». Но для начала я хочу познакомиться с вами.

Упражнение 1. «Знакомство».

Цель: знакомство с членами группы; создание креативной среды; развитие изобретательности, гибкости мышления.

Участники группы сидят по кругу.

«Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя».

Такое представление требует от участников изобретательности, гибкости мышления, предлагая несколько необычный подход для рассмотрения своих качеств, особенностей личности.

Время выполнения: 10 мин.

Упражнение 2. «Карта путешествия»

Цель: осознание участниками своего опыта, сосредоточение на проблематике, психодиагностика творческого мышления.

Каждый участник рисует свою карту, выполняя при этом диагностику креативности с помощью теста творческого мышления Торренса.

Когда ребята закончат все показывают свои рисунки, рассказывая, что на них изображено и как они планируют с помощью данной карты попасть в волшебную страну Вообразилию. Ведущий комментирует повторяющиеся и особо интересные фрагменты, подводит итог.

Участники дают обратную связь, отмечая, что им больше всего понравилось при выполнении данного задания.

Время выполнения: 15 мин.

Упражнение 3. «Перевоплощение».

Цель: развитие экспрессивности, выразительности поведения, снятие эмоционального напряжения.

Проведение: «Итак, мы с вами оказались в волшебной стране  «Вообразилии», здесь все иначе, не так как у нас. И чтобы понять язык их язык нужно быть очень внимательными и наблюдательными. Сейчас каждый из нас, молча, ничего не говоря другим, выберет любое животное или растение. После того, как все сделают это, будем по очереди, ничего не говоря, не издавая никаких звуков, изображать выбранное животное. Один показывает, все остальные высказывают предположение, что загадал выполняющий. При этом не будем повторяться: если выбранное вами животное или растение кто-то уже изобразил, замените его на другое».

Обсуждение: Подводятся итоги, обсуждается, насколько легко было угадывать изображаемое, как чувствовали показывающие, что понравилось больше – изображать или угадывать загадываемое.

Время выполнения: 15 мин.

Упражнение 4. «Там-там-там».

Цель: создание проблемной, неопределенной среды; развитие воображения, изобретательности, наблюдательности, осознание того, что такое креативность.

Проведение: «Мы продолжаем знакомство с особенностями жизни и языка жителей страны «Вообразилии» Сейчас кто-то из нас, по желанию, задумав какой-либо признак, которым обладают некоторые из нас и не обладают остальные, выйдет в круг и будет подходить по очереди к каждому. Каждый из нас задаст ему только один вопрос: «Я с там-там-тамом?», и он ответит «Да» или «Нет» в зависимости от того, есть ли задуманный признак у этого человека или отсутствует. Признаки должны быть конкретными, известными всем нам.

Наша задача – понять, какой там-там-там задуман. После того, как ведущий подойдет к каждому и ответит на заданный вопрос, мы сможем высказать наши предположения.

В процессе поиска «там-там-там» обращайте внимание на возникающие у вас состояния и постарайтесь уловить момент появления ответа».

Обсуждение: Необходимо задать вопрос: «Как возник ответ?» участнику группы, нашедшему ответ. Тем, кто занимался поиском ответа: «Какие чувства, состояния у вас возникали, как они изменялись во время поиска ответа?»

При подведении итога необходимо подвести участников к осознанию того, что для того, чтобы найти ответ, надо собрать полную информацию, проявить наблюдательность, просмотреть все возможные варианты. Можно предложить участникам осознать те тактики, которыми они пользовались при отгадывании.

Время выполнения: 15 мин.

Ведущий просит участников подвести итог занятия, отмечая, что узнали нового, что понравилось, а что нет. Предоставляем участникам выразить свои мысли и чувства, возникшие в ходе занятия.

Упражнение 5. «Руки друга».

Цель: психологическое завершение групповой работы.

Проведение: «Сейчас все встанем, и будем свободно передвигаться по комнате. Вашим рукам надо найти руки друзей и взяться за них. Необходимо, чтобы это были руки разных участников группы и не рядом стоящих». Когда у всех участников свободных рук не осталось, им предлагается открыть глаза и попрощаться.

(На фото представлено проведения занятия)

Литература

1. Психогимнастика в тренинге/ ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб, 1999 [1] Липунова, О.

2. Сценарий тренинга//Школьная психология, 2003. - №14 (апр.).

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

Сценки для начальной школы

Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков

Татьяна Петровна Лунегова # 21 января 2014 в 19:37 0
я по образованию учитель начальных классов для меня это очень близко и знакомо))) у вас получился легкий и продуктивный урок))) просмотрев фотки  могу сказать что еще и на положительной волне))) спасибо вам некоторые моменты возьму в работе со своими ребятками)))
Галина # 6 февраля 2014 в 17:05 0
Дети активны,довольны, значит и результата будет, Спасибо.
Нелли Юрьевна Андреева # 13 мая 2014 в 13:43 0
Очень интересные упражнения. Можно некоторые использовать в работе. Спасибо.
Юлия Александровна Колганова # 13 октября 2014 в 20:17 0
Работаю в коррекционном классе. Обязательно возьму на заметку.
Елена Александровна Лавринович # 6 декабря 2014 в 01:01 0
Это занятие не только для психолога, но и для воспитателей школ-интернатов. Спасибо за разнообразие и идеи. Творческих успехов!!!
Рита Расиховна Якупова # 31 января 2015 в 16:14 0
Интересные и разнообразные упражнения. Очень понравились упражнения № 1 и 5.Возьмем на заметку. Спасибо!
Гульсум Бакиевна Садыкова # 10 апреля 2015 в 16:43 0
Да таких мероприятий сейчас нашим детям не хватает ! Детям больше нужно живое общение, больше активности .Обязательно воспользуюсь. Спасибо Вам!
Екатерина Андреевна Громова # 22 июня 2015 в 02:17 0
Замечательное у Вас вышло занятие. как гармонично, взаимосвязанно и интересно подобраны упражнения. думаю, детям очень понравилось. А для самого педагога проводить подобные мероприятия- тоже огромное удовольствие. Спасибо за Ваш профессионализм и креативность!
Анна Анатольевна Солодкова # 5 января 2016 в 18:01 0
Подобное занятие должно быть в копилке не только учителя начальных классов, но и классного руководителя. Когда учащиеся проходят испытания в группах, в непринужденной обстановке, тогда формируется чувство коллективизма, уважение друг к другу, ребята видят себя во внеурочной обстановке и конечно, настроение приподнято. проходя подобные испытания у ребят увеличивается словарный запас, что поможет им при написании словесных и письменных заданий, а также развивается память, фантазия, эрудиция, более слабые учащиеся не чувствуют себя слабыми, потому что присутствует чувство товарищества, взаимопомощи. Фотографии красноречивее любых слов. Дети жизнерадостные, испытания проходят легко и видна положительная эмоциональная окраска данного мероприятия.
Олеся Владимировна Маслова # 20 января 2016 в 14:51 0
Интересные и разнообразные упражнения. Возьмем на заметку. Спасибо!
Ольга Николаевна Проценко # 22 февраля 2016 в 19:45 0
Занятие хорошее, учащиеся работают в группе учатся общаться, формируется коллектив, что не мало важно для нас, пополняют свой словарный запас, а также идет развитие всех психических процессов. Спасибо за урок.
Любовь Сергеевна Шиц # 25 апреля 2016 в 20:12 0
Добрый вечер! Занятие интересное, упражнения разнообразные. Все этапы взаимосвязаны. Спасибо за урок.
Надежда Владимировна Гостева # 16 ноября 2016 в 12:43 0
Большое спасибо за замечательную разработку! Благодаря тому, что ребята работают в группах, занятие помогает развивать навыки общения, способствует высвобождению творческой фантазии, воображения.
Евгения Геннадьевна Адамова # 18 марта 2017 в 18:21 0
Как здорово! Интересное занятие,разнообразные формы работы, ребятам, наверное, очень понравилось.