Конспект урока литературного чтения в 1 классе

Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе

Тема: Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф.

Автор-составитель: Скопина Галина Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «Кармалинская СОШ», Нижнекамского мунициального района республики Татарстан

Содержание учебно-методической разработки

Автор материала: Скопина Галина  Анатольевна

Должность: Учитель начальных классов

Образование: Высшее

Квалификационная категория: Первая

Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кармалинская средняя  общеобразовательная  школа Нижнекамского муниципального  района Республики Татарстан»

Название материала: Конспект урока  обучения  грамоте «Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф».

Класс (возраст): 1 класс, 7-8 лет

Предмет: Обучение грамоте

УМК, авторы образовательной программы, к которому относится ресурс: «Школа России», В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская «Русская Азбука», М.: Просвещение, 2009г.

Вид ресурса (конспект урока, название технологии, методического приема) : Конспект урока.

Технология проблемно-диалогического обучения, системно- деятельностный подход

Цель, задачи: Цель урока: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Образовательные задачи: познакомить  детей с новой буквой русского алфавита Ф и звуками, которые эта буква обозначает [ф], [ф']; научить выполнять звуковой анализ слов «фонарь», «филин», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слова, создать условия для овладения техникой чтения слов и  предложений с изученными буквами, развития речи, фонематического слуха, творческого воображения. Обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся.

Развивающие задачи:

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах,

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать мелкую мускулатуру пальчиков.

Воспитательные задачи: эмоционально-положительное отношение к предмету и окружающему миру.

Необходимое оборудование и материалы для урока: Проектор, ноутбук, колонки; «лента букв», карточки «ёлочки» с индивидуальными заданиями; снежинки, смайлики для рефлексии деятельности и эмоционального состояния детей,  ёлочка, предметы: фен, фартук, фонарик, фломастеры, фотоаппарат, модель буквы «ф» из бумаги, мяч, новогодние игрушки.

Аннотация к уроку: Данный урок  используется при прохождении нового материала по обучению грамоте  в 1 классе. Данный ресурс знакомит учащихся с буквой «ф», согласными  звуками, формирует ценностное отношение к миру, расширяет  знания детей об окружающем мире, воспитывает  эмоционально-положительное отношение к предмету, показывает  связь изучаемых предметов с жизнью.

Методические рекомендации по использованию: Используется на уроке «открытия» новых знаний. В ходе урока можно использовать сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.

Конспект урока по предмету «Обучение грамоте» в 1 классе

Тема: «Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф».

Цель методическая: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Задачи:

Образовательные: познакомить  детей с новой буквой русского алфавита Ф и звуками, которые эта буква обозначает [ф], [ф']; научить выполнять звуковой анализ слов «фонарь», «филин», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слова, создать условия для овладения техникой чтения слов и  предложений с изученными буквами, развития речи, фонематического слуха, творческого воображения. Обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся.

Развивающие:

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах,

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать мелкую мускулатуру пальчиков.

Воспитательные:

-  эмоционально-положительное отношение к предмету и окружающему миру.

Планируемые результаты:

Личностные -проявляют  учебно – познавательный интерес к новому содержанию занятия;

-  проявляют  любознательность к изучаемому материалу;

- осознают  свою успешность на уроке,

- проявляют  доброжелательность, доверие и внимательность  к окружающим

- внутренняя позиция школьника;

 - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные -  Регулятивные  УУД: умеют  принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие

-   определять цель деятельности на уроке;

-  определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

-  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;

-  осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

-  осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Познавательные УУД:

- умеют  извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

- умеют  на основе анализа делать выводы;

-  умеют  устанавливать аналогии;

Коммуникативные УУД:

-  умеют организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

-  умеют слушать и понимать других;

-  умеют  строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-  умеют оформлять свои мысли в устной форме;

-  умеют  совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Предметные - знают букву Ф, ф; умеют выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов;  умеют выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, определять место новой букве на «ленте букв»;

- читать слоги  и слова с изученными буквами;

- читать текст вслух.

Технология: технология проблемно-диалогического обучения,  системно-деятельностный подход.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Данный урок был показан мною на муниципальном конкурсе «Учитель года- 2013» в 1 классе  МБОУ

 «Средняя  общеобразовательная  школа № 19» города  Нижнекамска Республики Татарстан.

Ход урока

1. Психологический настрой

- Добрый день, дорогие первоклассники! Разрешите представиться: я учитель начальных классов  Скопина Галина Анатольевна. Сегодня мне очень хотелось бы провести  для  вас урок обучения грамоте. Согласны  со мной пообщаться? Но для начала, я хотела бы знать ваше настроение. Моё настроение, например,   сегодня, соответствует данному смайлику. А ваше? 

(на выбор  улыбающийся или грустный). 

радостное

Я жду приятной встречи с уроком!

огорчённое

–Как же так? Снова придётся изучать буквы и учиться  читать.

Я рада, вы все пришли в школу с радостным настроением!

2. Мотивация к учебной деятельности

- Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним. - Вижу, настроение у вас радостное. Тогда давайте начинать урок. Да не простой, волшебный  праздничный! Какой праздник мы ждём с нетерпением? ( Новый год). Главный атрибут праздника ёлка. Сегодня  я вам принесла вам её. Что-то здесь не хватает? Украшать игрушками мы будем её в течение урока вашими правильными ответами. Согласны?

Ребята, скажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь на уроках чтения? Для чего  это вам нужно?

Узнать что-то новое!

Молодцы! Вешаем игрушку на ёлку.

3. Актуализация знаний

Повторение изученного о буквах и звуках.

- Я хочу узнать, что вы знаете о звуках и буквах чему мы учились на прошлых уроках. Поиграем  в игру «Доскажи словечки».

- Звуки бывают … (гласные и согласные).

- При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

- Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

- Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

- После твёрдых согласных пишутся гласные буквы… (а,о,у,ы,э).

- После мягких согласных пишутся гласные буквы… (е,ё,и,я,ю).

Молодцы! Вешаем игрушку на ёлку.

4. Целеполагание.

- Ребята, продолжая тему новогоднего праздника я хочу поделиться с вами радостью. Представляете, я уже получила новогодние подарки. Сейчас я буду доставать их  из-под ёлки, а вы хором будете их называть. А если будете  очень внимательными, то обязательно  догадаетесь  с каким новым звуком мы сегодня познакомимся.

(Учитель достаёт из- под ёлки предметы. Ученики смотрят  на предметы и произносят слова.

Дети говорят: «Фен, фартук, фотоаппарат, фонарик, фломастеры»)

- Определили, какие одинаковые звуки есть в этих словах.

- Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках  [ф], [ф’])

- Правильно, тема нашего урока «Звуки [ф],  [ф']. Буква «Ф, ф».

- Опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока.

Познакомимся с …..

Научимся  ….

Мы  познакомимся со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем  учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Молодцы! Вешаем игрушку на ёлку.

5. Открытие нового знания.

1. Звуковой анализ слов «фонарь», «филин». Моделирование звукового состава слов.

 - А сейчас я предлагаю вам  отгадать загадки:

Дом - стеклянный пузырек,

А живёт в нём огонек.

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжется. (фонарь)

Когда светло, прячусь в дупло,

Ночью летаю, мышей пугаю. (филин)

А теперь совместно с соседом по парте попробуйте составить  схемы данных слов.

- Рассмотрите схемы слов. Сколько звуков в каждом слове? (В слове «фонарь» - 5 звуков, в слове «филин» - 5 звуков.)

- Проведем звуковой анализ этих слов в парах. Работа в парах. Составление звуковых схем данных слов.

Составить  схему слова «фонарь», слова «филин» на модели.

Самопроверка.

- Разделите слова на слоги. Определите ударный слог. (В слове «фонарь» 2 слога: фо-нарь, ударение падает на 2 слог, на гласную «а». В слове «филин» 2 слога: фи-лин, ударение падает на первый слог на гласную «и»).

- Дайте характеристику первым звукам в словах. (Звук [ф] – согласный, твердый парный, его мягкая пара [ф'], глухой, парный [в], звук [ф'] – согласный, мягкий парный, его твердая пара [ф], глухой, парный [в’]).

- Сравните первые звуки. Что вы можете о них сказать? (Это парные по твердости-мягкости звуки.)

Молодцы! Вешаем игрушку на ёлку.

6. Физминутка

- Ребята, какой же Новый год без танцев и веселья! Я предлагаю вам станцевать. Сидя умеете? Научу! Смотрим на меня, повторяем движения и, конечно, же подпеваем! Дети танцуют. Приложение №2

Молодцы! Вешаем игрушку на ёлку.

Открытие нового знания

2. Знакомство с буквой.

- Ребята, а сейчас я попрошу вас показать, как вы умеете читать. Хором читаем:

 ерма, азан, утбол.

Не получается? Нет первой буквы. Но не забывайте, ребята, что урок  у нас предновогодний и волшебный.  И поэтому если вы сейчас очень постараетесь, то  в ваших руках родится буква, которая обозначает  согласный звук [ф].

Я помогу вам, мои маленькие волшебники. Перед вами заготовка. Возьмите её в руки и выщипните серединку, обведённую фломастером. ( Дети по инструкции учителя делают букву из салфетки.)

 На какую букву похожа?. ( Р, ь). А теперь, внимание. Разворачиваем заготовку! О, чудо, перед нами буква « эф».

На что похожа буква?

Молодцы! Вешаем игрушку на ёлку.

3.Чтение слогов с буквой ф.

фа    фо     фу    фы  фэ

фя     фё    фю    фи  фе

Молодцы! Вешаем игрушку на ёлку.

5. Первичное закрепление

-Пробуем снова прочитать слова.

- Разберём, как вы понимаете значения этих слов.

Ферма - отдельное специализированное, обычно животноводческое хозяйство.

Фазан - крупная птица отряда куриных, с ярким оперением, мясо которой употребляется в пищу.

Футбол - (от англ. foot — нога, ball — мяч) — командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими  частями тела.          

Составьте предложения с данными словами.

Молодцы! Вешаем игрушку на ёлку.

7. Применение нового знания

- Мои первоклассники из Кармалинской школы  прислали  вам новогоднюю телеграмму. Прочитаем её хором:

Здравствуйте, ученики 1 Б класса школы №19!  Поздравляем вас с Новым годом! Шлём  вам фонтан из конфет.

Молодцы! Вешаем игрушку на ёлку.

8. Итог урока

- Что нового вы сегодня открыли для себя?

- Что повторили из того, что уже знали?

- Что было самое интересное для вас?

9. Рефлексия

- Наш урок заканчивается.

Вспомните начало урока, покажите мне, с каким настроением вы закончили урок? Надеюсь, что ваше настроение после урока также соответствует этому смайлику! Наша ёлочка готова к празднику! Игрушки висят!   Добавим ей немного снежинок.  На столе у вас снежинки 3 цветов.  Выберите 1 снежинку.

- Кому было всё понятно, интересно и легко работать, тот возьмёт голубые снежинки.

- Кто затруднялся, но после обдумывания справлялся с заданием - сиреневые снежинки.

- Кому было трудно успевать и выполнять задания – белые снежинки.

Дети подходят к ёлочке  со снежинками!

- Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались.

Спасибо всем вам за внимание  и  за урок!

С наступающим  всех Новым годом!

Приложение

ТАНЦУЕМ  СИДЯ

Вот вы устали, готовя уроки,

И непонятны в учебнике строки.

Значит, пускай отдохнёт авторучка,

Значит, отодвиньте в сторонку тетрадь.

 

И не вставая, а сидя на стуле,

Если совсем вы ещё не уснули,

Вместо зарядки и для настроенья

Нужно танец этот, друзья, танцевать.

 

Руки на пояс поставьте вначале,

Влево и вправо качайте плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки,

Если сумели - всё в полном порядке.

 

А напоследок должны вы мяукнуть,

Крякнуть, проквакать,

Залаять и хрюкнуть:

Мяу, кря, ква, гав, хрю.

 

Если в гостях вы станцуете сидя

Чья-нибудь мама

Вам скажет: "Спасибо!"

Вазу локтями никто не заденет,

Не придётся пыль из ковра выбивать

 

На переменках и в свой день рожденья,

С песенкой вместе и даже без пенья,

Вместо зарядки и для настроенья

Нужно танец этот, друзья, танцевать.

Автор текста (слов): Пляцковский М. 

Композитор (музыка): Савельев Б. 

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе. «Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.»

Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

Урок обучения грамоте в 1 классе. Урок – деловая игра

Урок – игра по обучению грамоте в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида

Марина Викторовна Романова # 8 января 2014 в 07:24 +1
Здравствуйте Галина Анатольевна!Посмотрела ваш урок литературного чтения-очень понравился.Все этапы урока подробно описаны,продуманы и хорошо подготовлены!Очень понравился психологический настрой в начале урока, повторение изученного проведено в интересной форме, а физминутка хоть и не нова дети ее очень любят!
Татьяна Анатольевна Огородникова # 24 января 2014 в 19:39 0
Галина Анатольевна! Большое спасибо за такой интересный, познавательный урок. Обязательно возьму в свою педагогическую копилку. dance
Берёзкина Юлия Дмитриевна # 15 декабря 2014 в 21:00 0
Урок позволяет создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.Разнообразные интересные виды деятельности позволяют познакомить детей с новой буквой, способствуют развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения.Урок позволяет развивать в детях навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах. Присутствие различных форм работы повышают активность учащихся.
Любовь Николаевна Дворецкая # 17 ноября 2015 в 23:17 0
Конспект урока чтения (обучение грамоте) мне понравился. Прочному усвоению материала урока способствовали задания на развитие памяти, внимания, логического мышления. Желание заинтересовать, увлечь «сильных» и развивать интеллект «слабых» учеников, поддерживать высокий уровень мотивации к учению прослеживается на протяжении всего урока. Большое внимание учитель уделяет развитию связной устной речи учащихся. Спасибо за урок!
Ирина Николаевна Сысуева # 11 января 2016 в 21:37 0
Материал развивает познавательную активность уч-ся учит наблюдать сравнивать обобщать и делать выводы. Формирует ценностное отношение к миру и расширяет знания детей
Татьяна Васильевна Сологуб # 7 августа 2016 в 11:21 0
Разработка урока может быть использована в работе учителя. Продуманы этапы урока, используется занимательный материал, учитель предусмотрел связь с жизнью, имеет место работа в парах. Значимые воспитательные функции урока.