Конспект урока литературного чтения в начальной школе

Конспекты уроков для начальных классов

Конспект урока литературного чтения

Тема: М. С. Пляцковский «Ежик, которого можно было погладить»

Автор: Шмерега Светлана Вячеславовна - учитель начальных классов высшей квалификационной категории начальной образовательной школы №29 г. Тула

Цели урока:

1.Знакомство учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности. 

2. Развитие художественно – творческих и познавательных способностей; эмоциональной отзывчивости при чтении произведения. 

3. Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта и развитие нравственных чувств учащихся.

Задачи урока:

1. Стимулировать желание читать и развитие творческих  (литературных, театральных, изобразительных) наклонностей обучающихся;

2. Формировать умение включаться в процесс дистанционного общения с автором и осознавать его отношение к тому, о ком или о чём он написал;

3. Заложить основы литературного анализа содержания  и языковых особенностей текста.

4. Развивать способность к осознанию и словесному выражению собственного отношения к произведению.

Ход урока

1. Мотивация.

- Ребята, послушайте песню, кто знает слова – может подпевать.

Звучит песня «Улыбка»

- Что чувствует человек, когда он улыбается людям и они улыбаются ему в ответ?

- Я хочу, чтобы наш урок прошёл светло, радостно и принёс пользу.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

- Не случайно сегодня мы начали урок с песни. Знаете ли вы автора этих строк?

- Показ портрета. Что можете сказать об этом человеке, глядя на портрет?

- Он сочинил стихи к детским песням «Улыбка», «Вместе весело шагать», для взрослых «Марш космонавтов», «Ягода-малина» и др.

- Это Михаил Спартакович Пляцковский. Родился он 2 ноября 1935 года, окончил литературный институт имени Горького, прославился как поэт-песенник. А ещё он известен как детский писатель. Мы с вами встречались с произведением этого автора. Посмотрите на слайд и вспомните этого героя. (Показываем попугая ЭЙТЫ)

- О чём пишет Пляцковский? (Работа с выставкой книг)

- Кто будет героем нашего сегодняшнего произведения вы узнаете, если отгадаете загадку:

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (Ежик)

- Что вы знаете о ежике?  

- А можно ли ёжика погладить? Почему? А Михаил Спартакович Пляцковский знает ежика, которого можно погладить. Наши мнения разделились. Возникло затруднение.

3. Выявление причины затруднения. Построение проекта выхода из него.

-Что нам поможет решить эту проблему? Построим план.

ПЛАН

1. Прочитать произведение.

2. Рассказать о героях и их поступках.

3. Выявить отношение автора к героям.

4. Реализация проекта.

А) Знакомство с произведением.

- Откройте учебник на с. 61.

- Прочитайте название произведения, предположите, какой жанр этого произведения.

- Сочленённое чтение.

- Какой момент вас больше всего взволновал?

- Каков жанр этого произведения?

Б) Кто главные герои? (Зайчонок, Зайчиха, ежик Колюнчик)

- Каким был Зайчонок? (воспитанным?)

-Что значит «воспитанный»? (Словарь:

воспитанный – получивший хорошее воспитание, умеющий себя вести;

воспитание – навыки поведения, привитые школой, семьёй и  проявляющиеся в     общественной и личной жизни)

- Какой была Зайчиха? (добрая, ласковая, нежная, заботливая, отзывчивая)

- Каким вы представляете себе ежика? (добрый, грустный, даже заплакал, находчивый)

- Что значит находчивый? (Словарь: находчивый- умеющий легко и быстро выходить из затруднительного положения, сообразительный)

- Что помогло ежику, чтобы его желание исполнилось?

- От кого зависело исполнение желания? Что было бы, если ежик не прикладывал сам усилий? Какой вывод можем сделать?

В) Как вы думаете, как автор относится к героям?

- Какие средства художественной выразительности он использует?

Словарь:

Сравнение – образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-то общему для них признаку.

- Какие звуковые средства языка использует автор для передачи настроения и характера героев?

Словарь:

Интонация – звуковые средства  языка, которые организуют речь, деля её по смыслу на фразы и связные отрезки, выражают различные эмоции.

5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Попробуем поставить мини-спектакль по отрывку из сказки.

- Люди каких профессий создают спектакль?

Режиссёр – распределяет роли, объясняет актёрам, как произносить реплики, показывать переживания героев, какие жесты и движения использовать.

Актёры – играют роль, выражая характер героя голосом, мимикой, жестами.

Художники – делают костюмы и декорации.

Бланк оценивания:

№ п/п

Критерии

Оценка работы своей группы

Оценка работы другой группы

Оценка учителя

1.

Грамотно произносить слова, выделяя голосом ключевые слова.

 

 

 

2.

Чувствовать и передавать настроение героя.

 

 

 

3.

Мимика и жесты.

 

 

 

- Какой вывод вы для себя сделаете после того, как изучили это произведение?

6. Включение в систему знаний и повторение.

- Я прошу вас написать ёжику записочку, в которой выскажите своё отношение к его поступку.

На карточке:

Дорогой ёжик! Пишет тебе __________________________________________

7. Рефлексия деятельности на уроке.

– Ребята, когда Ёжик рассказал свою историю, ему захотелось узнать: есть ли в нашей школе детки, похожие на ежиков, которых никто и никогда не погладил и не приласкал. А чтобы Ёжик быстрее об этом узнал, я предлагаю вам нарисовать ему рисунки и отправить их по почте в сказочный лес. В этом вам помогут вопросы, которые интересовали Ёжика.

А вопросы такие:

1. Твоя мама часто гладит тебя по головке, прижимает к себе или она этого не делает совсем? Если часто, то нарисуй солнышко, если редко – нарисуй ёлочку, а если только ругает – нарисуй тучку.

2. Тебе хочется, чтобы мама чаще называла тебя ласково и нежно? Если да – нарисуй солнышко, если тебе всё равно – нарисуй ёлочку, а если тебе это не нравится – нарисуй тучку.

3. Бывают случаи, когда человека все раздражает вокруг, все ему не нравится. Если с тобой это происходит часто – нарисуй тучку, если редко – нарисуй елочку, ну а если тебе всегда с людьми легко и никто тебя не раздражает – нарисуй солнышко.

4. Нашего ёжика не мог никто погладить из-за иголок, и он от этого очень страдал. А есть ли у тебя такие “иголки”, которые появляются у тебя даже тогда, когда тебе этого не хочется. Если “иголки” появляются часто и они тебе мешают дружить с ребятами – нарисуй тучку, если это происходит редко, иногда – нарисуй ёлочку, а если этого не происходит никогда – нарисуй солнышко.

5. Когда ты приходишь в школу, в свой класс ребята рады тебя видеть, а ты радуешься встрече с ребятами или нет? Если тебе приятно видеть всех ребят – нарисуй солнышко, если приятно видеть только некоторых детей – нарисуй елочку, ну а если тебе не хочется никого видеть, не хочется ни с кем общаться – нарисуй тучку.

Литература:

О. В. Кубасова. Учебник Литературное чтение. Для сердца и ума. 2 кл. и источники сети интернет.

Рекомендуем посмотреть:

Открытый урок по литературному чтению «Лужа». С. Ольтин, 2 класс

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по произведению И. Дика "Красные яблоки"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

Ольга Дьякова # 1 марта 2013 в 13:43 +1
Светлана Вячеславовна, познакомилась с Вашим уроком. Очень понравился! Прекрасное начало! По ходу урока видно, что дети легко справились с проблемной ситуацией. Творческих Вам успехов!!!
С уважением, Ольга Назаровна
марина евгеньевна луценко # 3 января 2014 в 21:09 0
Приходилось ли вам гладить ежика в окружающей природе?А хотелось бы? Тогда спешите на урок по произведению М.Пляцковского. Там вас не только научать работать с текстом, обоготят ваш словарный выстроен, отвечает основным требованиям современного урока. Молодец, Светлана Вячеславовна!
любовь эдуардовна ковалевская # 1 апреля 2014 в 15:10 0
Светлана Вячеславовна, ваш конспект урока интересный. В нем предусмотрены и возрастные особенности учащихся, есть и самостоятельная работа , и анализ произведения, развитие речи на уроке. На мой взгляд не хватает динамической паузы про ежика. А так все хорошо.
Светлана Владимировна Иванова # 22 мая 2014 в 16:53 0
Светлана Вячеславовна, прочитала Ваш конспект урока. Урок понравился. Я работаю по УМК "Школа России", но Ваш урок взяля в свою копилку.Спасибо!
Ольга Викторовна Яворская # 14 ноября 2015 в 12:15 0
Отличный урок. Показаны различные формы и методы на уроках литературного чтения.