Конспект урока математики 4 класс

Конспект урока математики в начальной школе

Автор-составитель: Мышкина Наталья Львовна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №164 г. Екатеринбург Свердловская область

Конспект урока математики 4 класс

Тема урока: Практико – ориентированный мини – проект «Взаимосвязь математики и экологии»

Анонс статьи

Применение материала в учебном процессе в 4 классе по математике.

Данный урок может быть проведён в конце 3 четверти 4 класса при изучении величин времени, длины, массы в качестве обобщающего урока по разделу

Цель урока: Практическое подтверждение того, что экологические связи в природе основаны на количественных закономерностях.

Задачи урока:

- формирование у младших школьников экологического знания;

- формирование понятия «величина»

- развитие математической речи;

- развитие умения составлять экологические задачи;

- формирование коммуникативной компетенции;

- формирование умения работать в группе.

- формирование исследовательских навыков;

- воспитание активной жизненной позиции;

- отработка навыка решения задач с величинами.

План

1. Орг. Момент.

 Настрой на работу: просмотр укороченного фрагмента экологического мультфильма с целью определения основной темы разговора на уроке.

2. Знакомство с требованиями работы над проектом.

Повторение требований в классе на уроке:

1)      Нам необходимо поставить социально - значимую задачу или проблему.

2)      Начинаем с планирования действий, т.е. проектирования проекта

3)      Каждый проект требует исследовательской работы.

4)      Результатом каждого этапа работы является какой – то продукт.

5)      Подготовленный проект должен быть представлен как приемлемое средство решения проблемы.

6)      Портфолио проекта, т. е. папка, в которой собраны материалы проекта, в том числе черновики, планы.

3.  Планирование работы.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем работать над мини – проектом «Взаимосвязь математики и экологии». Давайте поставим цель, задачи на наш проект, определим правила работы.

Класс делится на 6 групп по 4 – 5 человек в группе.

1 группа – работает над постановкой цели, задач, проблемы на урок.

2 группа  - определяет правила работы в группе.

3 группа  - определяет, как будет проходить оценивание в группе       (по степени участия)

4 группа – напоминает нам величины длины

5 группа  - напоминает нам величины массы

6 группа  - напоминает нам величины времени

Учитель: Проверим результаты работы в группах.

Учитель: Предлагаю вам листы самооценки для работы в группе. Оцените свою работу на первом этапе, поставьте количество баллов в первой графе.

4.  Проверка результатов планирования работы

Выслушиваем руководителей групп.

Руководители групп получают оценочные листы.

Учитель:  Проверяем продуктивность выполненной работы. Перед вами кроссворды, которые нужно заполнить, не только быстро, но и грамотно.

1.      Промежуток времени в 100 лет

2.      Отрезок, равный 100см

3.      Самая маленькая единица длины

4.      Отрезок в 10 см

5.      60 минут - это?

6.      Расстояние равное 1000 метрам

7.      1/60 часа?

8.      Самая маленькая единица времени?

Учитель: Прочитайте, какое слово получилось в середине кроссворда? (величина)

 - что такое величина?

Ученики: Величина – это то, что может быть измерено и результат измерения выражен числом.

Учитель: Оцените свою работу на втором этапе, поставьте количество баллов во второй графе.

 - Какой продукт мы получили на этом этапе работы над проектом?

+ Кроссворд, величины.

 - Чтобы приступить к работе над нашим проектом хочу проверить умение каждой группы правильно и быстро считать.

5. Математический диктант

Учитель: Задания на время. Какая команда раньше правильно  посчитает и поднимет руку, та получит дополнительные баллы в оценочный лист.

160т5ц + 49т8ц

120кг700г +50кг896г

45м14см – 5м60см

90м16см – 76см

40дм5см – 15см

12ч20мин – 30мин

15ц85кг + 3т7ц

130км97м+ 57км18м

Учитель: Оцените свою работу на третьем этапе, поставьте количество баллов  третьей графе.

6.  Работа над экологической задачей

Задача №1

Известно, что выброс угарного газа в атмосферу составляет для легковой автомашины 20 граммов на км, а для грузовой автомашины – 170 граммов на км. Одно лиственное дерево перерабатывает за 1 час в среднем 2 кг угарного газа. Определите, какое количество машин в среднем проходит мимо вашего дома за 1 час, и какое минимальное количество деревьев должно быть посажено на отрезке вашей улицы длиной 1 км?

Решение у каждой группы будет своё.

Решение задачи.

Учитель: -  Проверим домашнее задание. Каждый из вас должен был подсчитать легковые и грузовые автомобили из окна своего дома в течение 15 минут.

 - Как определить среднее количество автомобилей, которое вы видели из своих окон в группе?

 + Сложить результаты каждого члена группы и полученную сумму разделить на количество ребят в группе.

 - Определите среднее количество легковых автомобилей в группе за 15 минут.

Например: (15+10+2+12) : 4 (кол – во человек в группе)= 9 (ост 3.)

 - Определяем: сколько автомобилей проедет за час. 15 минут – это ¼ четверть часа. Значит, за час проедет 9*4=36 автомобилей.

 - Следовательно, на отрезке улицы длиной в 1 км эти  легковые машины выделят  

20 граммов* 36 машин= 720 граммов угарного газа.

 - Определяем всё то же самое для грузовых автомобилей.

Например: (3+4+5+6):4*4= 16 (авто)

 - Следовательно, на отрезке улицы длиной в 1 км эти  грузовые  машины выделят   

170 граммов * 16 авто= 25890г= 25 кг 890г

 - Тогда всего на отрезке улицы длиной 1 км выбрасывается за 1 час: 

720г.+ 25890г=26610г=26кг610 г угарного газа

 - Так как одно дерево перерабатывает за 1 час 2 кг угарного газа, то на отрезке улицы длиной в 1км должно быть не менее 26:2=13 деревьев.

Учитель: Слушаем решение ваших задач, сколько деревьев должно быть на ваших участках улицы.

Учитель: Оцените свою работу на четвёртом этапе, поставьте количество баллов в четвёртой графе.

Учитель: Скажите, на чём в природе основаны экологические связи?

- на количественных закономерностях.

+Можете ли вы со временем сделать отчёт об уровне озеленения вашей улицы?

- Какой продукт нашего проекта мы получили?

+ Принцип подсчёта угарного газа  на 1 км улицы.

 -  Хотелось бы послушать и посмотреть ваше домашнее задание: вам нужно было придумать и оформить красочно задачи на экологическую тему.

- Что можно сделать из этих красочно оформленных задач?

+ Сборник экологических задач.

7. Итог урока

Учитель: Какие продукты мы с вами получили в ходе работы над мини – проектом «Взаимосвязь математики и экологии»?

+ принцип подсчёта угарного газа на улице;

+сборник экологических задач, которые можно дать решить другим классам;

+кроссворд на знание величин.

Учитель: Давайте соберём портфолио нашего проекта.

Собираем: правила работы, разработанные в группах, черновики работы, решённые кроссворды, сборник экологических задач, решение задачи от каждой группы со своим результатом.

- Руководители групп, оцените степень участия в работе каждого члена группы.

Рекомендуем посмотреть:

Урок-путешествие по математике в 4 классе

Конспект урока математики в 4 классе. Площадь прямоугольного треугольника

Конспект урока математики в 4 классе (программа Занкова) по теме: «Решение уравнений разного уровня сложности»

Конспект урока математики 4 класс

Проверочные работы математике по теме «Нумерация чисел больше тысячи» в 4 классе

Надежда Николаевна Гень # 4 февраля 2014 в 18:51 0
Очень интересный и познавательный урок! Молодец!
Мавлия Агзамовна Хисматова # 6 ноября 2014 в 16:31 0
Уважаемая Наталья Львовна! Спасибо за необычный урок. Очень интересно связали экологию и математику.
Петрова Наталья Альбертовна # 10 ноября 2014 в 20:38 0
Спасибо за урок.
Наталья Викторовна Тетянникова # 11 февраля 2015 в 09:21 0
Наталья Львовна, спасибо за разработку. Особо понравился момент планирования работы в начале урока, для меня сейчас это очень актуально.
Наталья Александровна Попова # 15 февраля 2015 в 13:31 0
Наталья Львовна, спасибо за представленный материал. Интересно и методически правильно построена разработка. Развитие познавательных способностей учащихся наблюдается на каждом этапе урока. Я с удовольствием воспользуюсь Вашим материалом!
Светлана Алексеевна Антонова # 21 февраля 2015 в 23:04 0
Спасибо за разработку. Очень интересный урок, много увлекательного для детей, разнообразные формы работы!