Конспект урока математики 4 класс

Конспект урока математики в начальной школе

Автор-составитель: Мышкина Наталья Львовна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №164 г. Екатеринбург Свердловская область

Конспект урока математики 4 класс

Тема урока: Практико – ориентированный мини – проект «Взаимосвязь математики и экологии»

Анонс статьи

Применение материала в учебном процессе в 4 классе по математике.

Данный урок может быть проведён в конце 3 четверти 4 класса при изучении величин времени, длины, массы в качестве обобщающего урока по разделу

Цель урока: Практическое подтверждение того, что экологические связи в природе основаны на количественных закономерностях.

Задачи урока:

- формирование у младших школьников экологического знания;

- формирование понятия «величина»

- развитие математической речи;

- развитие умения составлять экологические задачи;

- формирование коммуникативной компетенции;

- формирование умения работать в группе.

- формирование исследовательских навыков;

- воспитание активной жизненной позиции;

- отработка навыка решения задач с величинами.

План

1. Орг. Момент.

 Настрой на работу: просмотр укороченного фрагмента экологического мультфильма с целью определения основной темы разговора на уроке.

2. Знакомство с требованиями работы над проектом.

Повторение требований в классе на уроке:

1)      Нам необходимо поставить социально - значимую задачу или проблему.

2)      Начинаем с планирования действий, т.е. проектирования проекта

3)      Каждый проект требует исследовательской работы.

4)      Результатом каждого этапа работы является какой – то продукт.

5)      Подготовленный проект должен быть представлен как приемлемое средство решения проблемы.

6)      Портфолио проекта, т. е. папка, в которой собраны материалы проекта, в том числе черновики, планы.

3.  Планирование работы.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем работать над мини – проектом «Взаимосвязь математики и экологии». Давайте поставим цель, задачи на наш проект, определим правила работы.

Класс делится на 6 групп по 4 – 5 человек в группе.

1 группа – работает над постановкой цели, задач, проблемы на урок.

2 группа  - определяет правила работы в группе.

3 группа  - определяет, как будет проходить оценивание в группе       (по степени участия)

4 группа – напоминает нам величины длины

5 группа  - напоминает нам величины массы

6 группа  - напоминает нам величины времени

Учитель: Проверим результаты работы в группах.

Учитель: Предлагаю вам листы самооценки для работы в группе. Оцените свою работу на первом этапе, поставьте количество баллов в первой графе.

4.  Проверка результатов планирования работы

Выслушиваем руководителей групп.

Руководители групп получают оценочные листы.

Учитель:  Проверяем продуктивность выполненной работы. Перед вами кроссворды, которые нужно заполнить, не только быстро, но и грамотно.

1.      Промежуток времени в 100 лет

2.      Отрезок, равный 100см

3.      Самая маленькая единица длины

4.      Отрезок в 10 см

5.      60 минут - это?

6.      Расстояние равное 1000 метрам

7.      1/60 часа?

8.      Самая маленькая единица времени?

Учитель: Прочитайте, какое слово получилось в середине кроссворда? (величина)

 - что такое величина?

Ученики: Величина – это то, что может быть измерено и результат измерения выражен числом.

Учитель: Оцените свою работу на втором этапе, поставьте количество баллов во второй графе.

 - Какой продукт мы получили на этом этапе работы над проектом?

+ Кроссворд, величины.

 - Чтобы приступить к работе над нашим проектом хочу проверить умение каждой группы правильно и быстро считать.

5. Математический диктант

Учитель: Задания на время. Какая команда раньше правильно  посчитает и поднимет руку, та получит дополнительные баллы в оценочный лист.

160т5ц + 49т8ц

120кг700г +50кг896г

45м14см – 5м60см

90м16см – 76см

40дм5см – 15см

12ч20мин – 30мин

15ц85кг + 3т7ц

130км97м+ 57км18м

Учитель: Оцените свою работу на третьем этапе, поставьте количество баллов  третьей графе.

6.  Работа над экологической задачей

Задача №1

Известно, что выброс угарного газа в атмосферу составляет для легковой автомашины 20 граммов на км, а для грузовой автомашины – 170 граммов на км. Одно лиственное дерево перерабатывает за 1 час в среднем 2 кг угарного газа. Определите, какое количество машин в среднем проходит мимо вашего дома за 1 час, и какое минимальное количество деревьев должно быть посажено на отрезке вашей улицы длиной 1 км?

Решение у каждой группы будет своё.

Решение задачи.

Учитель: -  Проверим домашнее задание. Каждый из вас должен был подсчитать легковые и грузовые автомобили из окна своего дома в течение 15 минут.

 - Как определить среднее количество автомобилей, которое вы видели из своих окон в группе?

 + Сложить результаты каждого члена группы и полученную сумму разделить на количество ребят в группе.

 - Определите среднее количество легковых автомобилей в группе за 15 минут.

Например: (15+10+2+12) : 4 (кол – во человек в группе)= 9 (ост 3.)

 - Определяем: сколько автомобилей проедет за час. 15 минут – это ¼ четверть часа. Значит, за час проедет 9*4=36 автомобилей.

 - Следовательно, на отрезке улицы длиной в 1 км эти  легковые машины выделят  

20 граммов* 36 машин= 720 граммов угарного газа.

 - Определяем всё то же самое для грузовых автомобилей.

Например: (3+4+5+6):4*4= 16 (авто)

 - Следовательно, на отрезке улицы длиной в 1 км эти  грузовые  машины выделят   

170 граммов * 16 авто= 25890г= 25 кг 890г

 - Тогда всего на отрезке улицы длиной 1 км выбрасывается за 1 час: 

720г.+ 25890г=26610г=26кг610 г угарного газа

 - Так как одно дерево перерабатывает за 1 час 2 кг угарного газа, то на отрезке улицы длиной в 1км должно быть не менее 26:2=13 деревьев.

Учитель: Слушаем решение ваших задач, сколько деревьев должно быть на ваших участках улицы.

Учитель: Оцените свою работу на четвёртом этапе, поставьте количество баллов в четвёртой графе.

Учитель: Скажите, на чём в природе основаны экологические связи?

- на количественных закономерностях.

+Можете ли вы со временем сделать отчёт об уровне озеленения вашей улицы?

- Какой продукт нашего проекта мы получили?

+ Принцип подсчёта угарного газа  на 1 км улицы.

 -  Хотелось бы послушать и посмотреть ваше домашнее задание: вам нужно было придумать и оформить красочно задачи на экологическую тему.

- Что можно сделать из этих красочно оформленных задач?

+ Сборник экологических задач.

7. Итог урока

Учитель: Какие продукты мы с вами получили в ходе работы над мини – проектом «Взаимосвязь математики и экологии»?

+ принцип подсчёта угарного газа на улице;

+сборник экологических задач, которые можно дать решить другим классам;

+кроссворд на знание величин.

Учитель: Давайте соберём портфолио нашего проекта.

Собираем: правила работы, разработанные в группах, черновики работы, решённые кроссворды, сборник экологических задач, решение задачи от каждой группы со своим результатом.

- Руководители групп, оцените степень участия в работе каждого члена группы.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока математики в 4 классе (программа Занкова) по теме: «Решение уравнений разного уровня сложности»

Урок-путешествие по математике в 4 классе

Проверочные работы математике по теме «Нумерация чисел больше тысячи» в 4 классе

Конспект урока математики, 4 класс. Разработка. УМК «Школа России»

Конспект урока математики в 4 классе. Площадь прямоугольного треугольника

Надежда Николаевна Гень # 4 февраля 2014 в 18:51 0
Очень интересный и познавательный урок! Молодец!
Мавлия Агзамовна Хисматова # 6 ноября 2014 в 16:31 0
Уважаемая Наталья Львовна! Спасибо за необычный урок. Очень интересно связали экологию и математику.
Петрова Наталья Альбертовна # 10 ноября 2014 в 20:38 0
Спасибо за урок.
Наталья Викторовна Тетянникова # 11 февраля 2015 в 09:21 0
Наталья Львовна, спасибо за разработку. Особо понравился момент планирования работы в начале урока, для меня сейчас это очень актуально.
Наталья Александровна Попова # 15 февраля 2015 в 13:31 0
Наталья Львовна, спасибо за представленный материал. Интересно и методически правильно построена разработка. Развитие познавательных способностей учащихся наблюдается на каждом этапе урока. Я с удовольствием воспользуюсь Вашим материалом!
Светлана Алексеевна Антонова # 21 февраля 2015 в 23:04 0
Спасибо за разработку. Очень интересный урок, много увлекательного для детей, разнообразные формы работы!
Надежда Александровна Коновалова # 6 октября 2017 в 20:31 0
Спасибо за урок
Светлана Борисовна Неволина # 9 февраля 2018 в 16:07 0
Здравствуйте! Интересный урок! Задачи:формирование у младших школьников экологического знания; формирование математических понятий и развитие математической речи были Вами достигнуты!
Интересно и методически правильно построена разработка. На каждом этапе можно видеть развитие познавательных способностей учащихся. Обращает на себя внимание интересный кроссворд. Разве что, можно только добавить иллюстрации, сделать оформление более ярким. Думаю, воспользуюсь Вашей замечательной работой. Приглашаю Вас также ознакомиться с моей работой: https://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-borisovna-nevolina/integrirovanyi-urok-matematiki-i-prirodovedenija-polet-na-lunu.html. С ув. Светлана