Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии

Конспект урока  русского языка по программе Н. Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI век» в 1 классе на тему: «Профессии. Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что делает?», «что делал?»»

Автор-составитель: Дьякова Ольга Назаровна

Учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская СОШ» МО» Ахтубинский район» Астраханская область

Тип урока: урок формирования новых знаний.

УМК: «Начальная школа XXI века».

Цели урока:

Совершенствование графического навыка в процессе прописывания линий сложной конфигурации;

Отрабатывать умения делить слова на слоги, определять место ударения в словах;

Обучать точности формулирования вопроса;

Расширять представления о профессиях;

Развивать познавательный интерес, наглядно-образного и ассоциативного мышления;

Воспитывать уважение к труду.

Задачи урока:

Моделировать речевую ситуацию, при которой необходимо указывать профессию родителей;

Учить точности формулирования вопроса;

Знакомить со словами, отвечающими на вопросы «что делать?», «что сделать?» и т. п.,

Отрабатывать навык постановки вопросов к словам и порядок действий при списывании.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык»  (с. 56-59), тетрадь с печатной основой «Русский язык №1», у каждого ребёнка карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока. Постановка целей.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Предлагаю вам я тему

Так скорей, друзья, за дело.

Хоть немного знаем все мы:

Книги, чашки, стол и дом

Создал человек трудом.

Вот о тех, кто создаёт,

Строит, учит иль поёт,

Мы сейчас поговорим,

И свой урок им посвятим.

Тема наша вам ясна?

О профессиях она.

- Сегодня мы совершим путешествие по удивительному миру профессий.

- Кто знает, что такое профессия?

- В словаре русского языка С. И. Ожегова дано такое толкование:

«Профессия – основное занятие человека, его трудовая деятельность».

- Обратите внимание на слово «трудовая», а что же такое труд?

- Правильно, ребята. Труд это работа, занятие, дело. Всё что требуется усилий, стараний, заботы.

Об истории возникновения профессий.

- Как же возникли профессии?

- Представьте первобытных людей, живших в далёком каменном веке. Люди одного племени занимались разными делами. Какими?

- Мужчины изготавливали орудия для охоты-копья, луки, стрелы. С хорошим оружием охота и рыбалка была успешной, и охотники приносили крупную дичь диких козлов, оленей, кабанов, значит, профессии охотника и рыбака уже были.

- А чем занимались женщины?

- Они растили детей, собирали плоды, обрабатывали звериные шкуры и шили из них одежду, занимались земледелием.

- Мы видим, что уже в те времена люди распределяли между собой разные дела. А потом появились и новые профессии.

3. Работа по теме урока.

Работа по  учебнику  

- Послушайте разговор ребят (упр. 1 с. 56)

(упражнения 1, 2 вводят ученика в известную ему ситуацию общения).

Учитель читает отрывок из стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»

- Какие профессии упоминают ребята?

(пилот, лётчик, милиционер, повар, инженер)

- Пилот и лётчик - по-разному называют одну и ту же профессию.

- Чем занимаются представители этих профессий?

(Повар – готовит, жарит, печёт, варит.

Милиционер – служит, помогает, защищает.

Инженер – строитель - руководит, контролирует, проектирует.

Лётчик, пилот – летает.)

 

- А кем работают ваши родители?

-Что вы знаете об этих профессиях?

Работа в парах (упр. 2)

- Какие вопросы ты выберешь, если хочешь узнать о профессии мамы друга?

- На какие вопросы можно ответить, не назвав профессию? Почему?

(Обсудить с учениками ситуации, при которых на первые два вопроса могут быть даны ответы, не связанные с профессией, например:

«Кто твоя мама? –Моя мама-Ирина Николаевна».

«Чем занимается твоя мама? –Моя мама пошла в магазин» то есть занятие мамы в данный момент.

- Прочитайте вывод в рубрике «Обрати внимание» с. 58

- Послушайте загадку и отгадайте её:

Высоко стальная птица

Совершает свой полёт,-

Как стрела по небу мчится

Быстрокрылый …(самолёт)          Андрей Парошин

Работа в тетради

Упражнение «Дорисуй»

Упражнение «Напиши красиво»

- Рассмотрите линии на первой строчке.

- Запишите их в воздухе. Следите за движением руки.

- Запишите линии в тетради.

- Рассмотрите линии на второй строчке.

- Запишите их в воздухе.

- Запишите линии в тетради, не отрывая ручки от листа.

Работа по учебнику.

Упр. 3 ставит ученика в позицию исследователя языка. Знакомство со словами, отвечающими на вопрос «что делает?».

- Прочитайте отрывок из стихотворения С. Михалкова.

- Какой вопрос вы зададите к выделенным словам? Пользуйтесь вопросами для выбора.

Загадки о профессиях.

Наведёт стеклянный глаз,

Щёлкнет раз - и помнит вас   (фотограф)

 

Вышли в море корабли

Сети опустили.

Вот у них большой улов

Можно снова в порт домой   (рыбаки)

 

Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несёт в секрете,

На тропе, на берегу,

Преграждая путь врагу   (пограничник)

 

Буквы знать, уметь читать,

Честным быть, трудолюбивым.

Кто же это учит вас

Быть умным и счастливым   (учитель)

Знакомство со словом «учитель»

- Сколько букв в слове?   (7)

- Сколько звуков? (6)

- Куда падает ударение?

- Запишите слово «учитель» в тетрадь, обозначьте ударение и подчеркните букву, правописание которой надо запомнить.

- Составьте предложение со словом «учитель».

- Что делает учитель?

Физминутка для глаз

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 2-3 раза.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 2-3 раза.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 2-3 раза.

Раскрытие новой «тайны языка».

Тренировочное упражнение по учебнику с. 58, 59.

Игра «Подскажи профессию»

- А теперь я предлагаю вам игру «Подскажи профессию». А чтобы отгадать, вам нужно правильно подобрать рифму:

1. Печь гудит, как самовар,

Сталь в ней варит… (сталевар)

 - Что делает сталевар?

2. Мне поставила вчера

Два укола…(медсестра)

- Что делает медсестра?

3. В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому, что он …(артист)

- Что делает артист?

Работа в тетради

Упр. 3 с.58-59 «Поменяй местами слоги в словах» фронтальная работа.

- Составьте и запишите новые слова.

- Поставьте во всех словах знак ударения.

- Изменился ли ударный слог в словах? (ударный слог в словах не изменился в четырёх случаях).

Физминутка

Мы в профессии играли-

Вмиг мы лётчиками стали!

В самолёте полетели

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь в руках у нас-

Быстро едет первый класс!

А теперь на стройке мы,

Кладём ровно кирпичи.

Раз - кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Вновь за парты нам пора.

Знакомство с  профессиями

Упр. 4 с. 59

- найдите слова, которые нужно добавить, чтобы в каждой строчке было по три слова. Запишите. Пользуйтесь словами – подсказками.

-Я назову вам профессию, а вы попробуйте отгадать, чем занимается этот человек.

- Кинолог (человек, который занимается изучением и разведением собак).

- Ювелир (мастер по изготовлению и ремонту драгоценностей).

- Водолаз (человек, выполняющий работу под водой).

- Космонавт (специалист по исследованию космического пространства).

- Геолог (человек, который изучает и находит богатства в недрах Земли).

Итог урока

- Мы назвали много профессий.  Скажите, а у вас есть работа? (учёба)

- А кем бы хотели стать вы?

- Очень важно, чтобы каждый из вас выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом.

- Какую тайну языка вы открыли сегодня?

-Какую роль в нашей речи играют слова?

-А сейчас, ребята,  по опорным словам определите профессии.

1. Доска, мел, учебник.

-Чему учит учитель?

2.  Сцена, роль, грим

 - Чем занимается  актёр?

3. Ножницы, ткань, швейная машина.

- В чём заключается работа портного?

Рефлексия

– Что вам больше всего понравилось на уроке?

– Что было особенно интересно?

– А что было трудно?

– Оцените свою работу на уроке фишками. Они у вас на столе. Если вы работали очень хорошо, то поднимите зелёную фишку, если не очень, то – синюю, а если плохо, то красную.

– Я очень рада, что вы все подняли зелёную фишку. Вы – молодцы!

– Всего вам доброго. Урок окончен.

Рекомендуем посмотреть:

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»

Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков

Сценки для начальной школы

Конспект развивающего занятия для младших школьников

Татьяна Туровская # 22 марта 2013 в 22:00 +2
Интересно и увлекательно выстроен весь материал урока.Расширяется кругозор учащихся о профессиях. Используемые задания активно  способствуют развитию речи.  При подготовке к проведению своего урока обязательно использую. Спасибо.
Татьяна Петровна Лунегова # 21 января 2014 в 19:40 +1
Недавно с ребятами рисовали на тему "кем я буду когда вырасту" и я собирала по крупицам материал, а тут все разложено доступно и понятно все расскрыли))) спасибо вам на будущее заметку сделаю себе)))
Гаянэ Владимировна Маркарова # 2 февраля 2014 в 18:27 0
Интересный материал, расширяет кругозор детей о профессиях. Возьму на заметку вашу идею! Удачи вам!
Елена Александровна Лавринович # 6 декабря 2014 в 00:51 0
Здравствуйье, Ольга Назаровна. Важно, интересно, а главное доступно. Спасибо! В будущем обязательно использую в своей работе. Творческих Вам успехов!!!
Любовь Николаевна Дворецкая # 17 ноября 2015 в 23:53 0
Конспект урока русского языка мне понравился. Урок разработан на высоком профессиональном уровне. В процессе изучения учебного материала использованы д/игры, загадки о профессиях, активизирующие мыслительные процессы детей. Урок начался с занимательного стихотворения, настраивающего детей на работу. В ходе урока чётко прослеживаются применяемые учителем здоровьесберегающие технологии и технологии развития личности: с использованием мультимедийных средств обучения, упражнений для глаз, динамической паузы для снятия мышечного напряжения. Прочному усвоению материала урока способствовали задания на развитие памяти, внимания, логического мышления.
Любовь Сергеевна Шиц # 25 апреля 2016 в 20:08 0
Конспект урока русского языка мне понравился. В процессе изучения нового материала дети обучаются точности формулирования вопроса;расширяются представления о профессиях; развивается познавательный интерес, воспитывается уважение к труду.Удачи. Спасибо.
Надежда Владимировна Гостева # 16 ноября 2016 в 12:32 0
Урок составлен в соответствии с ФГОС. Учитель использует разнообразные формы подачи материала, что соответствует возрастным и психологическим особенностям первоклассников.Спасибо!
Эльвира Минешаеховна Кошкина # 5 июня 2017 в 21:20 0
Урок построен методически правильно, соответствует ФГОС. Использованы разнообразные формы работы: работа с учебником - Познавательные УУД, работа в паре - Коммуникативные УУД. Спасибо!