Конспект занятия по тестопластике в коррекционной школе-интернате

Конспект занятия по тестопластике "Славянская деревня" в коррекционной школе - интернате

Занятие рассчитано для детей начальной коррекционной школы.

Автор: Дьяченко Лиана Викторовна, воспитатель ГКОУ РО Казанская школа-интернат VII вида.

Давно известно, что АРТТЕРАПИЯ - прекрасное средство для развития личности ребенка. То, что создает человек своими собственными руками - это ценное приобретение личности, выражение своей индивидуальности, удивительная возможность творить мир, открывать новые горизонты. Тестопластика оказывает психотерапевтический эффект на развитие высших психических функций головного мозга. Это очень важно для детей, имеющих ограниченные возможности при обучении. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Систематическая тренировка пальцевой моторики является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Поэтому на занятиях с детьми мы используем кинезиологические упражнения на синхронизацию работы полушарий головного мозга, различные пальчиковые игры, массаж кистей рук с проговариванием стихов. Работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно.

Тема занятия: Декоративные фигурки людей.

Цель:

- Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.

- Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их.

- Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

- Учить создавать общую сюжетную композицию.

- Развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи.

- Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.

Материалы и инструменты:

- тесто для лепки,

- стеки,

- краски,

- стаканчики с водой,

- кисти,

- подставки,

- салфетки,

- схемы с изображением последовательности лепки зверей,

- аудиокассета с записью "звуки природы",

- музыкальная заставка "В гостях у сказки".

- Заготовка макета «Славянская деревня» из картона, на основе ватмана.

Ход занятия

Организационный момент

Дети входят в класс под музыку "В гостях у сказки".

Сообщение темы занятия

Воспитатель: Давным-давно, в старые времена  жили-были славяне. Они умели петь и танцевать,  в игры разные играть. Любили пироги печь, в гости друг к другу ходить. И с ними приключались разные волшебные истории. Но, однажды, поднялся в их деревне страшный ураган. Он стал подхватывать жителей и уносить их в другие деревни. А эта деревня  опустела. Мы с вами сегодня будем добрыми волшебниками! Мы слепим и раскрасим новых жителей , поселим их в славянской деревне и придумаем новую сказку с хорошим концом.

Разминка: Упражнения для развития мелкой моторики.

▪ Стоя, хлопки руками по коленям два раза, затем скрестить руки, вновь два хлопка по коленям. 4-5 раз.

▪ Кулак-ладонь. Правая рука сжата в кулак, левая ладонь разжата. Поочередно меняем движения рук.

▪ Массаж кистей рук шестигранными карандашами: растирание ладоней и пальцев, поворачивание карандаша между пальцев.

▪ "Медведь лезет на сосну". Перебирать карандаш пальцами правой руки снизу вверх.

Основная часть

Опрос детей. Что мы делаем сначала? На сколько частей делим тесто? Какого размера должно быть туловище, а какого голова? Как нужно прикреплять мелкие детали? Зачем нужно смачивать пальчики водой?

Дети самостоятельно выбирают, что они хотят слепить и лепят по замыслу. Звучит музыка "Звуки природы". Воспитатель помогает детям, если есть необходимость. Напоминает, что работать с тестом нужно быстро, не крошить на мелкие части, ставить фигурку устойчиво на подставку. Сплющивать, оттягивать детали, руки прикреплять с боков туловища, слегка смачивая водой детали. Готовые фигуры ставят на противень, и относят в духовой шкаф. Моют руки, вытирают салфетками. Убирают оборудование на поднос. Пока запекаются поделки. Выполняют физкультминутку и готовятся ко второй части занятия. А именно, готовят кисточки, краски и воду.

Физкультминутка.

Все ребята дружно встали (выпрямиться)

И на месте зашагали (ходьба на месте)

На носочках подтянулись (прогнуться назад, руки положить на голову)

Как пружинки мы присели (приседание)

И тихонько разом сели (выпрямиться и сесть).

Вторая часть

Пока  поделки остывают, воспитатель предлагает детям придумать сказку. Они садятся вокруг славянской деревни. Идет обсуждение ситуаций, вспоминаются сюжеты ранее прочитанных сказок.  Коллективно выбирают сюжет-замысел сказочной истории для совместного творчества. Воспитатель может предложить свой вариант начала сказки. Дети самостоятельно придумывают продолжение сказки. Выслушиваются разные версии.

Третья часть

Воспитатель читает шуточное стихотворение:

Замесили тесто, а оно ни с места,

Замесили на дрожжах, не удержишь на вожжах.

Девочки и мальчики развивают пальчики.

Взяли кисть и краски, получилась сказка!

Затем  спрашивает у детей: «Ребята, вы хотите, чтобы в деревне снова жили славяне?» Тогда необходимо раскрасить ваши поделки. Дети приступают к работе. Раскрашивая , они проигрывают диалоги между сказочными персонажами, придерживаясь сюжету общего замысла. Готовые фигурки приклеиваются на макет.

Завершение занятия

Мы сегодня были настоящими волшебниками, потому что совершили чудо-заселили эту деревню сказочными жителями. Воспитатель от имени всех персонажей благодарит детей за помощь и участие. Подчеркивается роль каждого участника.

Рекомендуем посмотреть:

Картина из соленого теста. Мастер-класс

Надежда Вячеславовна Кандакова # 9 февраля 2014 в 18:57 0
Для умственно отсталых детей такие занятия просто не обходимы. Дети развивают воображение, связную речь, мелкую моторику и т.д. Все это можно увидеть на занятии у Лианы Викторовны.Большое спасибо за занятие.
Юлия Александровна Колганова # 13 октября 2014 в 20:21 0
Работаю в коррекционном классе первый год. Стараюсь чаще использовать в своей практике подобные занятия.
Наталья Михайловна Журавлёва # 21 апреля 2015 в 13:11 0
Спасибо большое за вашу разработку.Взяла себе на заметку.Сама работаю с детьми с УО и в работе обязательно буду использовать такие занятия.
Асель Ерболовна Елеуова # 28 февраля 2016 в 19:41 0
Уроки с элементами арттерапии всегда интересны как для взрослых, так и для детей. Как известно у детей с у/о конкретное мышление, воображение не развито. такие занятия принесут им несомненную пользу. Кроме того учат работать в коллективе, слушать и выполнять инструкции.