Конспект урока «Многообразие грибов» 1 класс по УМК «Гармония»

Автор: Калмыкова Светлана Васильевна учитель начальных классов МОБУ «Еленовская СОШ» села Еленовка Ясненского района Оренбургской области

Описание материала: предлагаю учителям начальных классов конспект урока «Многообразие грибов» по УМК «Гармония». Материал знакомит учащихся с видами грибов,  учит распознавать съедобные и несъедобные грибы, знакомит со строением гриба. Это материал познавательный, направленный на развитие речи и логического мышления учащихся, прививает бережное отношение к природе.

Задачи: Формировать представления о разнообразии грибов.

Цели:

1. Познакомить учащихся с царством грибов. Выделить группы съедобных и несъедобных грибов. Познакомить со строением грибов.

2. Развивать речь учащихся и логическое мышление.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазова.  1 класс, ТПО  1 класс «Окружающий мир» О.Т. Поглазова, интерактивная доска, презентация, плакат «Строение гриба».

Раздаточный материал – круги красные и зелёные. Набор солнышек с разным выражением «лица» у детей на столах.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Прежде чем мы с вами ребята начнём наш урок, я бы попросила вас отгадать загадки :

1. Я под шапкою цветной

На ноге стою одной,

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки. (Гриб)

2. Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть, нет головы. (Гриб)

Учитель: Правильно вы отгадали это гриб. Так о чём мы с вами сегодня будем говорить?

Ученики: О грибах.

Учитель: Верно мы сегодня с вами познакомимся с видами грибов, их строением, научимся выделять съедобные и несъедобные грибы.

Мы сегодня отправимся в царство грибов. Посмотрите на плакат и скажи ,на какие две части делится Царство грибов.

Ученики: На две части  съедобные и несъедобные.

Учитель: Какие грибы вы знаете, где они растут?

Ученик: подосиновик, лисички, грузди, мухомор …

Учитель: А у нас растут грибы. Какие? (шампиньоны, грузди, валуи).

Сейчас мы будем знакомиться с грибами.

Шампиньон - это съедобный гриб. Шляпка у него 5-10 сантиметров в диаметре и ножка такой же высоты. Растёт он как в лесу так и в степи. Хорошо выращивается в теплицах. Шляпка коричневато- розоватого цвета. Насчитывается более 60 видов. Они растут семьями. (На интерактивную доску проецируется картинка гриба).

Ученики:

На опушке, на поляне

Вырос гриб в большой панаме

«Ничего я не боюсь,

Я отважный смелый груздь»

Учитель:

Груздь - тоже съедобный гриб. Растет в лесной полосе. У нас встречается в лесо - полосах. Груздь бывает белый и черный. Слово произошло от славянского слова «груздие» - груд. Действительно грузди растут грудой. Он идет на засол. (На интерактивную доску проецируется картинка гриба).

Ученики:

«Это что за белый гриб

Стоит собой любуется?

Под вкусный шампиньон

Бледная поганка маскируется»

Ученики:

Бледная поганка – один из самых ядовитых грибов . Один кусочек

Бледной поганки сильнее укуса змеи. Он смертелен. Редко кто выздоравливает, отравившись этим грибом. Узнать бледную поганку нетрудно. У нее на ножке сверху, как будто юбочка надета. Цвет у нее от зеленоватого до желтоватого. (На интерактивную доску проецируется картинка гриба).

Ребята, мы рассмотрели грибы нашей местности. А в лесах растет много других грибов. И чтобы собирать грибы нужно уметь отличать их друг от друга. Начнем знакомиться с лесными грибами.

Ученики:

По дорожке шли-

Боровик нашли

Боровик боровой

В мох укрылся с головой

Мы его пройти могли

Хорошо, что тихо шли.

Учитель:

Боровик – считается царем грибов (белый гриб). Шляпка у него коричневая и ножка очень крепкая. Он очень вкусный и идет на жарку, на засол, на сушку и в маринад. Он имеет второе название – белый гриб. (На интерактивную доску проецируется картинка гриба).

Ученики:

Хоть по цвету и не белый,

А зовется « белый гриб»

В глухом бору расти привык.

 

А вот кто-то важный

На беленькой ножке,

Он с красной шляпкой

На шляпе- горошки.

Учитель:

Мухомор - ядовитый гриб. Он красного цвета с белыми пятнами. Ножка белая 10- 20 см в высоту, не очень толстая. Спутать мухомор с другими грибами невозможно. В древности люди этим грибов травили мух. Отсюда и пошло название мухомор. (На интерактивную доску проецируется картинка гриба).

Ученики:

Шел Егор через бор,

Видит вырос мухомор

Хоть красив, но не беру-

Вслух сказал Егор в бору.

Верно, ты сказал Егор-

Так, ему ответил бор.

 

В лес березовый пойдет

Каждый знающий грибник

Там на суп всегда найдет

Вкусный подберезовик.

Учитель:

Подберезовик и подосиновик - грибы съедобные. Растут они под березой и под осиной, отсюда и название. Шляпка у подберезовика может быть белая, кремовая, светло-серая, розовая. У подосиновика - красная. (На интерактивную доску проецируется картинка гриба).  

Физминутка:

Гриша шел –шел- шел

Белый гриб нашел

Раз - грибок

Два - грибок

Три - грибок

Положи их в кузовок.

Ученик:

Сморчок, сморчок

От рожденья- старичок.

Вырос на опушке

Шапка на макушке.

Дунул ветер и сморчок

Повалился на бочок

Весь в морщинах – старичок.

Опенок:

Влез опенок на пенек,

Простоял один денек.

А потом склонился

Чуть не свалился,

Тоненький, тоненький

Ножка, что соломинка.

Сатанинский гриб:

Сатанинский гриб на вид-

Ну, почти, как белый гриб.

Только ты его не трогай

Очень ядовитый гриб.

Лисички:

Нас не зря зовут лисички,

Мы лукавые сестрички

Старой желтою листвой

Мы укрылись с головой

Рыжики:

Шляпка выгнута воронкой

Вкус приятный запах тонкий.

Золотой, янтарный цвет,

И вкусней грибочков нет

Учитель:

Ребята, мы разделили грибы на две группы: съедобные и несъедобные. Получилось у нас одна часть грибного царства полезная, нужная, а другая плохая- ядовитая. Зачем нам плохая часть? Может нам ее совсем уничтожить? (лекарство, красота, жилье и еда для насекомых)

Ребята, что грибники берут с собой в лес? (корзину, палку, нож)

Объясните, для чего нужны эти вещи?

А нельзя разве гриб просто взять и сорвать? Почему?

Разбор учащимися по слайду, спроецированного на доску, из каких частей состоит гриб.

Работа по учебнику стр. 52

Игра: «Узнай гриб по описанию»

1. Название этого гриба начинается с буквы «Г». Он растет в лесах и степях. Шляпка белая, плоская, ножка короткая, толстая. Его обычно солят (Груздь)

2. Этот гриб очень вкусный. Коричневая шляпка, ножка крепкая. Хорош он и на жарку, и на засол, и на сушку. Его называют - царем грибов.(боровик)

3. Этот гриб очень дружен с березой. Его жарят, сушат, солят, варят.

4. Какой гриб одет в красное пальто с белыми хлопьями «снега» (мухомор)

5. Этот гриб названием похож на животное. Обычно он желтоватого цвета. Этот гриб лучше всего жарить. (лисички)

Учитель:

Теперь ребята, поиграем еще в одну игру : «Съедобные- несъедобные» У вас на партах лежат карточки с зленными кругами- это съедобные грибы, а с красными кругами- это ядовитые круги. Я буду называть гриб, а вы должны поднять нужную карточку.

Учитель:

А теперь загадки о грибах.

1. Лета первая примета

Под березой в холодке

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке (подберезовик)

 

2. Ножка белая, прямая

Шляпа красная такая

А на шляпке на верхушке

Беленькие канопушки. (мухомор)

 

3.Плотный, крепкий, статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов

Настоящий царь грибов (боровик)

 

4. Есть старуха вредная

У нее шляпа бледная

А ноги в ботинках

На чулке - пестринки (бледная поганка)

 

5. Белой шляпки краешек

Влажен и мохнат

Что в земле скрываешься?

В чем ты виноват? ( груздь)

 

6. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я …(подосиновик).

Учитель: Вот и заканчивается наш урок. Скажите, ребята, что нового для себя вы узнали, с чем познакомились? А что у вас вызвало затруднение и в чём?

Рефлексия: У вас, ребята на столах лежат солнышки. Вы должны подумать, понравился ли вам урок – весёлое солнышко, не очень – задумчивое солнышко, не понравился – грустное солнышко.

Используемый материал

1. Методические рекомендации по окружающему миру для 1 класса О.Т. Поглазова.

2. Учебник и ТПО «Окружающий мир» для 1 класса.

3. Журнал «Педсовет» № 5 2011 г

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

Конспект урока по математике в 1 классе (УМК «Гармония»)

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме «Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что?»

Юлия Александровна Овчелупова # 11 ноября 2014 в 17:48 0
Спасибо за урок! Тоже работаю по УМК "Гармония". Урок окружающего мира- мой любимый урок.Очень много дополнительного материала.
Екатерина Геннадьевна Каширина # 17 декабря 2014 в 20:27 0
Работаю в коррекционной школе,грибы изучаем. Сочетание загадок с другим материалом дают положительные результаты. Дети любят эту тему.
Анна Александровна Знакомова # 12 марта 2015 в 15:30 0
Спасибо за урок. Очень интересная подборка материала. Если немного доработать, то получиться отличное открытое мероприятие. (Можно даже костюмированное). Очень полезно! Спасибо!
Олеся Викторовна Андреева # 19 августа 2015 в 12:34 0
Я работаю по программе ОС "Школа 2100" и не знаю тонкостей программы "Гармония", хотя в общих чертах знакома. Когда мы с ребятами проходили данную тему, мы также рассматривали знание, что грибы отдельное царство. Несмотря на юный возраст ребята четко усвоили данную информацию, а в дальнейшем более подробно разобрались с вопросом "Почему так?.."