Конспект урока по русскому языку для 2 класса: «Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?»

Русский язык – 2 класс

Автор: Белянкина Ирина Леонидовна, учитель начальных классов, МБОУ Гимназия №1 г. Костромы

Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по русскому языку для 2 класса: «Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?». Данный материал будет полезен учителям начальной школы, которые работают по программе «Школа 2100»  Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Русский язык». Представленный урок учит второклассников различать слова-существительные от других частей речи, развивает воображение, творческое мышление, актуализирует умение работать в паре, в группе.

Тема урока: «Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?»

Учебные задачи:

· Учить различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

· Создать на уроке ситуацию психологического комфорта

· Повторить понятия «имя существительное», «одушевленные и неодушевленные существительные»

· Учить различать слова, одинаковые по написанию, но различные по значению

· Учить различать имена существительные от других частей речи

· Развивать умение подкреплять теоретические понятия собственными примерами

· Развивать творческое воображение и творческое мышление

· Проверить усвоение теоретических понятий через экспресс-проверку

· Учить оцениванию своих знаний, формировать адекватную самооценку, учить выявлять собственные трудности при усвоении учебной темы

· Актуализировать умение работать в паре, в группе, индивидуально.

Ход урока:

1. Орг.момент, положительный настрой на урок.

 Учитель: Улыбнитесь мне, своему другу, нашим гостям. Можно тихо сесть.

Сегодня пасмурная, хмурая погода. Так хочется тепла и света. Давайте позовем к нам на урок солнышко.

(Появляется картинка с веселым солнцем).

Улыбнемся солнышку.

Вместе с солнышком к нам пришли герои нашего учебника (Катюща Персикова, Петя Зайцев, Вова Колесников). Улыбнемся нашим героям.

2.  Введение в тему. Теоретические понятия.

Нашему солнышку так понравились дети 2 класса, что оно запело песенку:

Кто, кто в этом домике живет?

Кто, кто вместе с солнышком встает?

(эта фраза написана на доске, рядом прикреплены рисунки мячика, девочки, телевизора, малыша, ландыша)

-  Посмотрите внимательно на картинки и выберите те слова, которые могли бы служить ответом на вопрос солнышка. Обоснуйте свой ответ. (прикрепляется табличка кто?)

(дети выбирают слова девочка, малыш)

- Как вы узнали, какие слова отвечают на вопрос кто? (прикрепляется табличка одушевленные)

- Какие слова в русском языке относятся к одушевленным существительным? (прикрепляется табличка люди и животные)

-  А на какой вопрос отвечают слова ромашка, мячик, телевизор? (прикрепляется табличка что?)

-  Какие слова отвечают на вопрос что? (прикрепляется табличка неодушевленные)

-  Какие слова относятся к неодушевленным существительным? (прикрепляется табличка остальные предметы)

-  А кто запомнил, как называются слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?  (прикрепляется табличка имена существительные)

3. Постановка целей урока.

- Посмотрите на доску, вставьте пропущенные слова и назовите тему нашего урока.

(На доске: Слова, которые отвечают на вопросы …? и …?- это ……….)

- Прочитаем тему урока еще раз все вместе.

- Главная цель сегодняшнего урока- научиться различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что? 

4.  Практическая работа по учебнику.

Упр. 50 стр.36.

· Прочитаем задание (расположить слова в 2 столбика, которые отвечают на вопросы кто? и что? )

·  Как вы поняли, каким образом надо записать слова? (в столбик)

·  1 ученик выполняет задание на доске с проговариванием, полным объяснением)

·  Последние 3 слова дети пишут самостоятельно

·  Проверка самостоятельной работы

(Учитель обращает внимание детей на слова чудо и Чуковский)

-  Как мы отличали, какие слова отвечают на вопросы кто? и что? 

Физкультминутка для глаз.

5. Проблемная ситуация (работа в группах).

- Наши герои выполняли похожее задание по русскому языку, им встретилось слово мишка (прикрепляется табличка). Катюша написала это слово в 1 столбик (вопрос что?), Петя – во 2 столбик (вопрос кто?)

-  Посоветуйтесь в группах, кто прав? Обоснуйте свой ответ.

-  Проверка задания (чаще всего дети называют, что правы оба ученика, так как мишкой называют зверя (вопрос кто?) и игрушку (вопрос что?))

-  Некоторые дети предполагают, что мишкой был мальчик. Ребята из других групп возражают им, так как это слово написано с маленькой буквы, а имена людей пишутся с большой буквы (Учитель обращает внимание детей на то, что так называть ребенка неприлично, лучше назвать Михаил или Миша)

-  Кто из вас знает похожие слова? (лисички, котик)

Физкультминутка.

Если учитель называет слово, которое отвечает на вопрос кто?, дети прыгают.

Если учитель называет слово, которое отвечает на вопрос что?, дети приседают.

Если встречается слово другой части речи («ловушка»), дети скрещивают руки над головой.

Мартышка, одуванчик, диван, акула, роза, сестра, шофер, компьютер, бегать, книга, красная.

6. Самостоятельная работа.

(На доску прикрепляются 2 домика, под которыми написаны вопросы кто? и что?, рядом написаны слова: дверь, сорока, ваза, Машенька, русская, береза)

Установка: «Кого и что ты встретишь на пути, ты помоги им домик свой найти»

-  Как вы поняли задание, как запишем слова в тетрадь? Не забывайте о словах-ловушках.

-  1 ученик выполняет задание за доской

- Задание для лидеров: придумайте и запишите свои примеры

-  Проверка (покажите ладошками знак согласия и несогласия)

-  Как мы рассуждали, какие слова отвечают на вопросы кто? и что? 

- Проверка задания для лидеров.

7. Работа в парах.

-  Придумайте 2 вопроса для соседа (какие слова отвечают на вопросы кто? и что? ) 

8. Творческие упражнения (задания по выбору)

- Наши герои тоже придумали для нас задания. Выберите то, которое вам больше понравилось, выполните в тетради.

Петя.

(прикрепляется табличка с заданием)

Что?…, …, ….

Кто?…, …, ….

Катюша.

«Волшебное превращение»

(замени одну букву так, чтобы получилось слово, которое отвечает на вопрос кто?)

Что? Коса, мак, капля

Кто?……, ……, …….

(ответы: коса-оса, киса, коза, мак- рак, капля- цапля)

(2 ученика выполняют задание за доской)

8. Экспресс-проверка теоретических знаний.

- А  что же за задание приготовил для нас Вова Колесников? Он прислал аудиописьмо.

- Если вы согласны с его утверждением, ставьте в тетради +, если нет, ставьте -.

(1 ученик выполняет задание за доской)

Включается магнитофонная запись с детским голосом:

·  Имена существительные отвечают на вопросы какой?, какая?

·  К одушевленным именам существительным относятся только люди и животные

·  К одушевленным именам существительным относятся растения и люди

· Имена существительные отвечают на вопросы кто? и что?

·  Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?

Запись в тетради: -+-+-

9. Итоги, рефлексия.

Вопросы.

-  Что нового узнали?

-  Что получалось легко?

-  Что было трудно?

-  Что стало получаться лучше, чем вчера?

Мое настроение от урока.

- Нашему солнышку понравилось ваши ответы, ваша работа. Посмотрите, как оно нам улыбается! Солнышко дарит вам своих друзей- маленьких солнышек (детям учитель раздает картинки ).

- Нарисуйте ваше настроение от сегодняшнего урока: 

- веселое, радостное

- спокойное   

- грустное

10. Домашнее задание. Дидактический материал упр.35

Рекомендуем посмотреть:

Проверочный диктант с дескрипторами для 2 класса

Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов

Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение

Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»

Natalyaa Vladimirovna Yurochka # 11 января 2014 в 19:04 0
Спасибо за урок я начну скоро эту тему
Зоя Ивановна Затульная # 12 января 2014 в 13:06 0
Очень удачное начало урока. В нем и психологический настрой на урок, и введение в тему урока. Хотя я работаю по программе "Начальная школа 21 века", но элементы урока будут полезны и на моем уроке.
Лариса Павловна Крупейченко # 22 января 2014 в 11:00 0
Мне понравился представленный урок. Хороший мотивационный настрой.Представлены разные виды и способы работы. Материал соответствует возрастному уровню. Показана работа с талантливыми и одарёнными - творческие задания, задания высокого уровня (составление вопросов)Хотелось бы ещё увидеть в конспекте как проходило оценивание. Успехов Вам, Ирина Леонидовна, в дальнейшем!
Нина Валерьевна Буробина # 25 февраля 2014 в 22:44 0
Уважаемая Ирина Леонидовна, мне очень понравился ваш урок, даже тестовое задание на этапе закрепления знаний подано с минимальным стрессом для учащихся, вызывая мотивированный интерес к событию, основанный на природной любознательности ребёнка. У вас можно поучиться уважать своих учеников и создавать для них благоприятный эмоциональный фон.
Елена Борисовна Юлинская # 21 августа 2014 в 19:14 0
Мне урок понравился! Материал соответствует возрастному уровню.Интересно провели рефлексию!Возьму кое-что себе в копилку!
Любовь Ивановна Ждан # 5 ноября 2014 в 15:41 0
Интересная разработка урока. Соблюдены все этапы урока. Продуманы разнообразные задания. Интересно продумано начало урока. Но, постановку проблемы я не поняла. На уроке есть работа в парах, где дети совместно находят ответы на вопросы, на поставленные задачи. Это очень хорошая форма работы. На уроке дети учатся различать слова-существительные от других частей речи. При работе развивается воображение, творческое мышление. Продуман и этап рефлексии на уроке. Спасибо за работу!
Светлана Ивановна Юрасова # 17 ноября 2014 в 11:31 0
Хороший урок. В начале урока психологический настрой учащихся. Самостоятельное определение темы урока. Учитель использует проблемную ситуацию - один из методов развивающего обучения. Различные формы работы: самостоятельная работа, практическая работа, работа в группах, работа в парах. Присутствует этап рефлексии. Мне понравился этот урок.
Жанна Алексеевна Шкуратова # 3 декабря 2014 в 16:58 0
Очень интересный и познавательный урок.Рационально подобраны задания для достижении цели урока.Спасибо.
Татьяна Васильевна Кононенко # 11 декабря 2014 в 00:44 0
Представлена модель современного урока.Много развивающих заданий,есть рефлексия деятельности.Цели достигаются в процессе творчества и игры. Спасибо за интересные идеи.
Берёзкина Юлия Дмитриевна # 15 декабря 2014 в 20:17 0
Замечательный урок, разнообразие видов работы способствует решению поставленных задач.
Екатерина Геннадьевна Каширина # 17 декабря 2014 в 19:51 0
Интересный добрый урок. Учитель использует много методов, но мне понравился групповой. В своей практике часто использую его, но в основном на уроках труда, а здесь на уроке русского-здорово. Спасибо!
Анна Владимировна Скорикова # 28 декабря 2014 в 18:23 0
Ирина Леонидовна,мне нравится в Вашем уроке то, что Вы учите детей думать, размышлять, формулировать тему, ставить конкретно цель,активно применяете метод субъективизации. Психологический комфорт на уроке создаёт благоприятную среду для усвоения учащимися учебного материала. Желаю Вам успехов в профессиональной деятельности!
Ирина Николаевна Чакмина # 1 января 2015 в 10:26 0
Интересный урок. На уроке видна работа в малых группах.Учитель учит учеников находить опасные места в словах,видеть в словах изученные орфограммы.
Марина Викторовна Попкова # 3 февраля 2015 в 23:04 0
Очень интересный урок. Структура урока соответствует основной дидактической задаче. Используются различные формы обучения. Этот конспект подойдет для использования в школе 8 вида при изучении данной темы. Спасибо.
Евгения Петровна Соколова # 21 февраля 2015 в 13:41 0
Материал пригодился,решаются различные задачи, используются различные приёмы изучения нового материала.Особенно отмечаю рефлексию урока. Систематическое использование рефлексси помогвет ребёнку оценить свои достижения,подумать ,что ещё ему нужно сделать для достижения той или иной цели,сама всегда использую рефлексию.
Анна Александровна Знакомова # 13 марта 2015 в 17:18 +1
Уважаемая Ирина Леонидовна, мне очень понравился ваш урок! В Вашем уроке использовались различные методы и приемы работы. А психологический комфорт на уроке помогает детям лучше усвоить метериал. Спасибо!
Абдыхаймова Бейсенкуль # 17 июня 2015 в 09:40 +1
Спасибо за содержательный материал.Парная , групповая работа хорошо организована. Учитываются возрастные особенности детей, подача материала доступна детям.
Ольга Петровна Филинкова # 1 октября 2015 в 18:19 +1
Урок полностью соответствует требованиям ФГОС, поставленным целям и задачам. Урок интересен, содержателен, познавателен. На уроке использовался наглядный материал, ИКТ.
Думаю, что детям на уроке скучать было некогда. Спасибо!
Людмила Ивановна Кизина # 15 декабря 2015 в 17:59 0
Урок соответствует стандартам второго поколения. Дети очень много полезного узнали на уроке. Приятно, что учитель делает акцент на то, чтобы дети могли выражать свои мысли, чувства, переживания.
Огромное спасибо за урок сотрудничества, добра, гуманности.
Надежда Николаевна Макарова # 31 декабря 2015 в 09:47 0
Спасибо за интересный урок! Особенно понравились начало урока, задание для самостоятельной работы, рефлексия. А "Экспресс-проверка" это находка для меня. Заберу в свою копилочку. Спасибо за бесценный опыт!
Галия Муратовна Амренова # 20 января 2016 в 20:54 0
урок интересный. Очень понравилась рефлексия урока. учитель - молодец.
Юлия Сергеевна Убийко # 2 марта 2016 в 17:59 0
Хороший, интересный, насыщенный и рабочий конспект урока. Понравился мотивационный настрой, введение в тему, работа в парах, творческие упражнения и Экспресс-проверка теоретических знаний.Возьму себе на заметку. Спасибо за предоставленный материал. Творческих успехов!
Алия Маратовна Гизатуллина # 11 марта 2016 в 15:22 0
Уважаемая Ирина Леонидовна, мне очень понравился ваш урок!Соблюдены все этапы урока. Продуманы разнообразные задания.спасибо.
Ирина Валерьевна Иванова # 6 апреля 2016 в 23:26 0
Ирина Леонидовна, спасибо Вам за интересный и содержательный урок! Очень многое понравилось, особенно работа по введению в тему урока, которая создает у детей благоприятный настрой для усвоения учебного материала, и экспресс-проверка теоретических знаний. Однако, есть маленькое замечание. Считаю, что вместе с темой сами учащиеся могут проговорить и цель данного урока. А в целом урок очень понравился! Желаю дальнейших творческих успехов!
Людмила Анатольевна Козлова # 21 июня 2016 в 13:38 0
Уважаемая Ирина Леонидовна,спасибо за урок!Хорошо продуманы виды детской деятельности на разных этапах урока. Успехов!
Оксана Николаевна Черкашина # 25 июня 2016 в 20:40 0
Уважаемая Ирина Леонидовна, мне очень понравился ваш урок! В Вашем уроке использовались различные методы и приемы работы. А психологический комфорт на уроке помогает ребятам лучше усвоить материал. Спасибо!Творческих Вам успехов!
Татьяна Борисовна Жиркевич # 24 июля 2016 в 03:15 0
Хороший, содержательный урок. Используются разные формы работы. Интересна групповая форма работы, учащиеся любят работать совместно, это активизирует их творческие способности. Очень интересная физминутка, соответствует изучаемой теме. Все этапы урока хорошо продуманы. Решены все поставленные цели. Спасибо.
Марина Сенько # 29 октября 2016 в 18:33 0
Интересный и содержательный урок. Используются разные виды и формы работ,что позволяет заитересовать детей, снизить утомляемость. Спасибо!
Надежда Андреевна Щукина # 10 ноября 2016 в 20:24 0
Эффективный урок. Эмоциональный настрой поддерживается на протяжении всего урока. Все этапы урока содержательны и интересны. На каждом этапе у ребенка развиваются универсальные учебные действия. Интересная рефлексия связанная с настроением урока.