Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: Родственные слова

Урок русского языка во 2 классе по теме: Родственные слова

Автор: Хуснуллина Дина Зиннатовна, учитель начальных классов  МКОУ «Араслановская СОШ» Нязепетровского района Челябинской области

Данный урок проводится во втором классе по учебнику В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого. Это первый урок при изучении  темы «Однокоренные слова». Урок будет интересен учителям, работающим по УМК «Школа России». В урок включены загадки и другой занимательный материал по теме.

Тема: Родственные слова

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов, развивать речь, пополнять словарный запас детей.

Планируемые результаты:

Предметные: знают понятие родственные слова, признаки родственных слов, умеют находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи.

Метапреметные:  познавательные:  способны понимать учебную задачу, выделять и формулировать познавательные цели, работать с учебником; регулятивные: умеют планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность; коммуникативные: могут слушать собеседника и вести диалог, умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе; стремятся совершенствовать орфографическую грамотность, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявляют личную ответственность.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение секретов русского языка, вы узнаете новые для вас понятия, узнаете, как связаны слова межу собой.

3. Актуализация знаний

- Повторим написание слов из словарика. Отгадайте загадки и запишите  отгадки, поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные.

А) Стоит Алёна:

Платок зелёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан

(берёза)

Никто её не пугает,

А она вся дрожит.

(осина)

Надели на палку

Стальную ладошку.

И под ладошку

Сажают картошку.

(лопата)

Неживая, а идет

неподвижна, а ведет.

(дорога)

Вырос в солнечный денек

У лесной дорожки

Ярко-красный огонек

На зеленой ножке

(ягода)

Проверка: сверка с образцом на доске

-Назовите синоним к слову дорога. /путь, тропинка, шоссе/

- Составьте предложение с одним из слов. Лучшее предложение запишем с комментированием. / Красные листья осины задрожали от ветра/. Найдите и подчеркните основу предложения

4. Самоопределение к деятельности

- Послушайте текст.

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

- О! Здравствуйте! Вы кто?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

- А я ваша  тётка – гусеница.

- Ребята, кого называют родственниками? /Тех, кто живет вместе, одна

семья, имеет одну фамилию./

- Родственники – это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

- Ребята, права ли гусеница, называющая себя родственницей гусей? Почему?

- Кого можно здесь назвать родственниками? /Гуся, гусыню, гусят/

- Среди слов тоже есть родственники.

5. Работа по теме урока

- Откройте учебник на с 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? /Что такое  родственные слова?/

Упр.77

- Прочитайте текст.

- Теперь прочитаем только выделенные слова.

- Что роднит эти слова? /Предположения детей /

- Прочитаем рубрику «Обратите внимание!» Сумели мы правильно предположить?

- По каким признакам будем узнавать родственные слова? /Близкое значение и общая часть/

Упр.78

- Прочитайте слова первого столбика? Являются ли эти слова родственными?

- Спишите любую групп слов. Выделите общую часть слов дугой.

6. Физкультминутка.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам пригнусь.

Ну а потом я вырасту,

До лампы дотянусь.

7. Закрепление изученного материала.

- Послушайте стихотворение и запомните однокоренные слова.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири-снеговики

Песню просвистели.

- Какие однокоренные слова запомнили?  /по снегам,  снегири, снеговики, снежные)

- Найдите в словах общую часть и обозначьте значком(дугой).

8. Рефлексия.

Работа по карточкам.

- В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только однокоренные  слова.

а) Желток, железо, жёлтый.

б) Печурка, печать, печка

в) Носильщик, нос, носатый

Проверка: дети зачеркивают слова железо, печать, носильщик, в однокоренных словах подчеркивают корень.

9. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие слова называются однокоренными?

10. Домашнее задание.

В рабочих тетрадях с печатной основой выполнить упр. 46 и 47

Рекомендуем посмотреть:

Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»

Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение

Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова

Проверочный диктант с дескрипторами для 2 класса

эльмира # 3 января 2014 в 22:58 0
хорошо
Наталья Николаевна Матафонова # 28 марта 2014 в 15:29 +1
Дина Зиннатовна, спасибо за урок.Мои дети любят, когда я использую загадки при проведении словарной работы. Обязательно сохраню Ваш конспект в свою методическую копилку.
Светлана Ивановна Юрасова # 17 ноября 2014 в 17:57 0
Данный конспект урока полностью соответствует требованиям ФГОС. Мне понравился этап актуализации знаний с последующей самопроверкой, этап самоопределения к деятельности. Хороший урок!
Екатерина Геннадьевна Каширина # 17 декабря 2014 в 19:56 0
Интересно. Загадки всегда вносят оживлённость на уроке.
Евгения Петровна Соколова # 21 февраля 2015 в 14:13 0
Очень грамотно продуманы все этапы урока,материал способствует включению в деятельность всех учащихся.
Светлана Алексеевна Антонова # 21 февраля 2015 в 22:59 0
Урок хороший, полностью соответствует требованиям ФГОС. Материал очень интересный. Игровые формы позволяют увлечь каждого ученик, создать атмосферу успеха на уроке. Спасибо!
Ольга Петровна Филинкова # 1 октября 2015 в 18:21 0
Урок полностью соответствует требованиям ФГОС, поставленным целям и задачам. Урок интересен, содержателен, познавателен. На уроке использовался наглядный материал, ИКТ.
Думаю, что детям на уроке скучать было некогда. Спасибо!
Надежда Владимировна Богданова # 5 ноября 2015 в 18:57 0
Отличный рабочий урок. Безошибочно выбран вид работы на этапе актуализации знаний, ведь дети так любят отгадывать загадки.Плодотворна работа с учебником. Хотелось бы только узнать как происходило оценивание работы учащихся.
Ольга Викторовна Яворская # 14 ноября 2015 в 12:20 0
Интересная разработка - возьму к себе в копилку! Спасибо!
Татьяна Владимировна Горланова # 8 февраля 2016 в 22:35 0
Уважаемая, Дина Зиннатовна. Мне очень понравилась идея со словарными словами в виде загадок. т.е. ребёнок должен не просто написать словарные слова,а ещё разгадать их. Урок познавательный и думаю детям будет интересно.
Алия Маратовна Гизатуллина # 11 марта 2016 в 15:27 0
Этапы урока продуманы. Хорошая идея с разгадыванием загадок. Класс.
Наталья Викторовна Дьяченко # 15 июня 2016 в 19:18 0
Хороший урок! Нестандартный подход к словарным словам. Спасибо.
Людмила Анатольевна Козлова # 22 июня 2016 в 06:46 0
Уважаемая Дина Зиннатовна, спасибо за урок. Много интересных моментов, но словарная работа на этапе актуализации не является, на мой взгляд, необходимой для восприятия нового материала. Мне кажется, и на этапе рефлексии должны быть выделены рефлексивные моменты (подведение итогов работы, степень достижения поставленных целей, оценка настроения, возможная постановка новых задач ).
Татьяна Борисовна Жиркевич # 24 июля 2016 в 03:28 0
Конспект урока составлен грамотно. Подробно описаны все этапы урока. Учащиеся получают разные задания, особенно то, что любят больше всего - отгадывать загадки. Все этапы проработаны.Хорошо объясняется понятие родственных слов на примере из жизни. Познавательный и содержательный урок. Спасибо.
Кирьян Екатерина Николаевна # 3 ноября 2016 в 17:17 0
Здравствуйте! Ваш урок интересный, познавательный, развивающий. Урок способствует усвоению знаний о родственных словах. Обучающиеся осмысленно учатся относиться к изучению русского языка. Учитель подводит детей к самостоятельному формулированию темы и цели урока через проблемную ситуацию. Спасибо!Удачи в творчестве!
Марина Сенько # 3 ноября 2016 в 20:55 0
Конспект урока составлен грамотно, все этапы продуманны. Интересная работа над словарными словами. Разнообразие дополнительного материала. Спасибо! Беру на заметку.