Конспект урока по литературному чтению для 3 класса

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. Константин Дмитриевич Бальмонт «Золотая рыбка»

Автор: Нутфуллина Альфия Хусаиновна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 43», г. Казань

Описание материала. Предлагаю вам Сценарий урока по литературному чтению для 3 класса: «Константин Дмитриевич Бальмонт «Золотая рыбка».

Данный материал будет полезен учителям начальных классов. Этот конспект учит анализировать литературное произведение, знакомит учащихся с творчеством К. Д. Бальмонта; закрепляет знания о выразительных средствах языка; развивает воображение, речь учащихся, умение обобщать, работать в парах.

Сценарий урока: «Константин Дмитриевич Бальмонт «Золотая рыбка».

Литературное чтение

3 класс

Используемая образовательная технология  

Информационные и коммуникационные технологии (коммуникация-общение)

Используемый учебник

Э. Э. Кац

Цели и задачи урока

Цель: Учиться анализировать литературное произведение.

Задачи: Познакомить учащихся с творчеством К. Д. Бальмонта; закрепить знания о выразительных средствах языка;

развивать воображение, речь учащихся, умение обобщать, работать в парах.

Оборудование урока

Портрет поэта К. Д. Бальмонта, учебник, мультимедийное оборудование, цветные кружки.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Цель: настроить учеников на учебную деятельность, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

-Дети, откройте учебник на странице 112.

- Ребята, к какому жанру относится это произведение?

-Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом стихотворении?

-Сегодня мы с вами совершим открытие.

Постановка учебной задачи.

Вспоминают жанры произведений.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

 

 

Прогнозирование содержания текста по его названию.

2. Изучение нового материала.

Цель:

а) использовать речевые средства;

б) строить монологическое высказывание;

в) уметь слушать, передавать впечатления о прочитанном;

г) высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о тексте;

д) развивать умение выразительного, осознанного чтения;

е) поиск информации и понимание прочитанного;

ж) находить в тексте конкретные сведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Организует первичное чтение текста учениками.

- Прочитайте стихотворение.

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

 

- Ребята, читаем стихотворение по строфам. Отвечаем на вопросы.

- Куда мы попали вместе с автором?

- В какое время года и суток происходит бал?

- Что делают люди на балах?  

- Какие звуки слышите вы?  

- Найдите в тексте слова и словосочетания, которые позволяют услышать музыку, передают звуки музыки.  

- Как чувствуют себя гости замка?  

- Гости счастливы?               

 

-Какова тема стихотворения?    

-Какова основная мысль стихотворения?   

-Как вы думаете, почему К. Д. Бальмонт назвал произведение «Золотая рыбка»?  

-Ребята, а сейчас познакомимся с автором этого стихотворения.               

 

 

 

-Люди на балах танцуют. А какие танцы без музыки.

(Музыкальная пауза.)

Первичное чтение (про себя).

 

 

 

 

Чтение стихотворения учащимися по строфам.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Вычленяют содержащиеся в тексте основные события.

Извлекают необходимую информацию из текста.

 

 

 

 

 

 

Формулируют несложные выводы, основываясь на тексте.

 Презентация о творчестве К.Д. Бальмонта.

Применение информационного поиска с помощью компьютерных средств.

Поиск и выделение необходимой информации.

Дети слушают музыку, выполняют танцевальные движения.

3. Закрепление учебного материала.

Цель:

а) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

б) находить в тексте средства художественной

выразительности;

в) уметь работать в паре;

г) доказывать собственное мнение, опираясь на текст.

- К. Д. Бальмонт назвал стихотворение «Золотая рыбка». На балу кто-нибудь видел рыбку?

- Какую же рыбку «качал» пруд?    

- Что значит «качал»?              

- Отблеск ночной звёздочки напоминает золотую рыбку.

- Как называется такой приём?  

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

 -Ребята, работаем в парах. Отвечаем на вопросы на странице 113.       

Вопросы:

-Прочитайте, что сказал поэт о необычных способностях рыбки? Как менялось настроение людей?

-Найдите в этом стихотворении олицетворение.

-Найдите рифмы в стихотворении.

- Расскажите, какие иллюстрации хотели бы вы нарисовать к этому стихотворению?

Самостоятельно создают способы решения проблем поискового характера.

Используют поисковый вида чтения.

Используют средства выразительности речи.

 

 

 

 

Работа в парах.

Понимают вопросы, отвечают на них, выслушивают собеседника, высказывают свою точку зрения по обсуждаемому произведению.

Строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество с партнёром.

Выполняют творческое задание.

Устное словесное рисование.

4.Итог урока.

Цель:

организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.

- Ребята, какое открытие вы сделали, прочитав произведение «Золотая рыбка»?

Организует работу по самооценке.

- Ребята, что понравилось, взволновало, поразило?

- Что было трудным?

- Вы довольны работой на уроке?

- Ребята, оцените свою работу на уроке.

Делают вывод по прочитанному тексту.

 

 

 

Оценивают свою работу с учётом предложенных учителем критериев.

Ученики показывают красные, жёлтые, зелёные кружки.

5.Задание на дом.

Цель:

выбор заданий из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Организует выполнение домашнего задания по выбору.

-Дети, дома  выразительно прочитайте стихотворение. По желанию: выучить отрывок стихотворения; нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Учащиеся выбирают домашнее задание по своим возможностям.

К. Д. Бальмонт «Золотая рыбка».

В замке был весёлый бал,

Музыканты пели.

Ветерок в саду качал

Лёгкие качели

В замке в сладостном бреду,

Пела, пела скрипка.

А в саду была в пруду

Золотая рыбка.

И кружились под луной,

Точно вырезные,

Опьянённые весной,

Бабочки ночные.

Пруд качал в себе звезду,

Гнулись травы гибко.

И мелькала там в пруду

Золотая рыбка.

Хоть не видели её

Музыканты бала,

Но от рыбки, от неё,

Музыка звучала.

Чуть настанет тишина,

Золотая рыбка

Промелькнёт, и вновь видна

Меж гостей улыбка.

Снова скрипка зазвучит,

Песня раздаётся.

И в сердцах любовь журчит

И весна смеётся.

Взор ко взору шепчет «Жду!»

Так светло и зыбко,

Оттого что там в пруду –

                             Золотая рыбка.

Список используемой литературы.

1. Э.Э. Кац «Литературное чтение», 3 класс. Часть 1-М

2. Энциклопедия

3. Сборник стихов К.Д. Бальмонта

Рекомендуем посмотреть:

Басни Крылова для 3 класса

О жизни и творчестве Гайдара

Олимпиадные задания по литературному чтению, 3 - 4 класс

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру

Сказка «Иван Быкович»

Бахлина Наталья Александровна # 5 июля 2014 в 17:42 0
Альфия Хусаиновна, большое спасибо! Урок мне понравился: этапы и цели продуманы, грамотно поставлены вопросы, самооценка собственной учебной деятельности присутствует, коэффициент полезной деятельности высок. Одним словом, качественный современный урок! Умница!
Елена Алексеевна Перзашкевич # 13 июля 2014 в 13:49 0
Представленный материал способствует формированию УУД.Грамотно сформулированы цели каждого этапа урока, описаны действия учеников и учителя. Спасибо.
Шиманкова Лариса Вячеславовна # 29 августа 2014 в 20:45 +1
Спасибо за хороший конспект!
Лариса Ивановна Сухопрудская # 15 сентября 2014 в 17:32 0
Вот тот самый урок,который построен в соответствии с требованиями ФГОС!Спасибо! Дальнейших успехов!
Жанна Алексеевна Шкуратова # 3 декабря 2014 в 16:50 0
Спасибо за хороший конспект урока!
Рита Расиховна Якупова # 2 февраля 2015 в 20:12 0
Альфия Хусаиновна, мне очень понравился ваш конспект урока. Некоторые приемы, использованные на уроке, взяла себе на заметку. Спасибо! Творческих вам успехов!
Надежда Владимировна Богданова # 3 ноября 2015 в 20:56 0
Урок соответствует требованиям ФГОС , все этапы урока соблюдены. Чётко продуманы цели каждого этапа. Этапы логически "вытекают" один из другого. Присутствует самооценка учащихся и дифференцированное домашнее задание. Учитель использует ИКТ.Парная работа позволяет строить плодотворное взаимодействие с партнёром.
Ольга Викторовна Яворская # 14 ноября 2015 в 12:12 0
Грамотно сформулированы цели каждого этапа урока, описаны действия учеников и учителя. Спасибо.
Галия Муратовна Амренова # 20 января 2016 в 20:26 0
Урок познавательный. Мне было интересно знакомиться. Использую его в своей работе
Татьяна Владимировна Горланова # 8 февраля 2016 в 22:49 0
Альфия Хусаиновна, спасибо за конспект! Очень понравился конспект: прослеживаются все этапы, цели, грамотно поставлены вопросы, самооценка детей. И очень удобно пользоваться конспектом т.к. все структурировано.
Алия Маратовна Гизатуллина # 11 марта 2016 в 16:37 0
Урок построен методически верно, соблюдены этапы урока. Учитель используются новые подходы к обучению детей.
Спасибо.
Ольга Ивановна Роньшина # 31 марта 2016 в 15:41 0
Урок построен грамотно и продуманно. Используются современные технологии. Уделяется время для рефлексии. Очень интересное и современное занятие. Спасибо.
Полина Павловна Манина # 8 апреля 2016 в 09:00 0
Урок построен методически правильно.Время рассчитано на каждый этап урока верно. Стихи Бальмонта трудны для восприятия , но учитель смог показать как надо правильно их преподнести детям. Урок соответствует требованиям ФГОС.
Евгения Владимировна Руденко # 28 июня 2016 в 20:32 0
Четко построенный урок, соблюдены все этапы работы над стихотворением. Урок соответсвует ФГОС. При изучении нового материала мне понравилось что учитель использовал музыкальную паузу - это разнообразило урок. Спасибо.
Любовь Леонидовна Пуленко # 2 ноября 2016 в 14:23 0
Здравствуйте. Методически грамотно построен урок. Все этапы плавно вытекают одни из другого. Урок содержательный. Проведена хорошая работа над выразительными средствами языка, все задания выполнялись с определенной целью и дети ее достигли.
Кирьян Екатерина Николаевна # 3 ноября 2016 в 19:48 0
Здравствуйте! Урок познавательный, интересный. Построен грамотно и методически верно. Соблюдены все этапы урока. Используются современные технологии обучения. На уроке прослеживается самооценка учащихся. Мне очень понравился ваш конспект. Спасибо!
Елена Ивановна Наставшева # 17 февраля 2017 в 08:19 0
Здравствуйте! Для организации учебной деятельности учащихся и мотивации учащихся на уроке выбраны нужные методы и приёмы. разработанные задания - отличные! Спасибо.
Светлана Германовна Бочарова # 15 июня 2017 в 18:02 0
Добрый день! Урок способствовал расширению общекультурного кругозора, помог обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении. Обучающиеся получили помощь в решении значимых для них проблем. Спасибо за урок.
Надежда Александровна Коновалова # 6 октября 2017 в 21:01 0
Урок соответствует требованиям ФГОС , все этапы урока соблюдены. Чётко продуманы цели каждого этапа. Успехов вам в работе.
Надежда Александровна Коновалова # 6 октября 2017 в 21:02 0
Четко построенный урок, соблюдены все этапы работы над стихотворением. Урок соответсвует ФГОС. Успехов вам в работе.
Светлана Владимировна Аносова # 16 сентября 2018 в 08:06 0
Урок соответствует требованиям ФГОС , все этапы урока соблюдены. Чётко продуманы цели каждого этапа. Этапы логически "вытекают" один из другого. Присутствует самооценка учащихся и дифференцированное домашнее задание. Учитель использует ИКТ.Парная работа позволяет строить плодотворное взаимодействие с партнёром