Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»

Автор: Мочалова Надежда Игоревна, учитель начальных классов, Негосударственное общеобразовательное учреждение Православная гимназия, г. Гусь-Хрустальный

Описание материала: Данная работа представляет литературно-методический анализ  и конспект урока. Данный материал будет полезен в работе учителям начальных классов. Разработки уроков были апробированы с учащимися  3 класса.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность; формировать умение подтверждать свои ответы текстом произведения.

2. Развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.

3.Воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения, любовь к близким.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение. Родная речь. 3 класс  1  часть» (стр.152-155).

Портрет Л.Н.Толстого.

Рисунок акулы, рисунки для картинного плана.

I. Организация начала урока

У: Доброе утро,  ребята!  Я очень рада вас видеть. Улыбнитесь друг другу, садитесь,  и приступим к работе.

II. Подготовка к первичному восприятию

У: С каким писателем мы работали на прошлом уроке?

Д: Л.Н.Толстой.

У: Что интересного о его жизни вы запомнили?

Мы сегодня будем работать с  новым произведением Л.Н.Толстого. (У. вешает портрет писателя)

У: А  для того  чтобы узнать как называется рассказ отгадайте мою загадку:

В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу.

Знают все прекрасно —

С ней играть опасно:

Зубы острые как нож,

Лучше ты ее не трожь!

Д: Акула.

У: Верно. (Учитель вешает рисунок акулы)

А что интересного вы знаете об этой рыбе?

(Один из заранее подготовленных учеников рассказывает сообщение про акулу)

Словарная работа

У: Ребята прочитайте слова, записанные у меня на доске, как вы понимаете их значение?

Артиллерист, фитиль, ропот, палуба, полотно, пустыня Сахара.

Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И.Ожегова)

 Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова)

Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И.Ожегова)

III. Первичное восприятие

Чтение текста учителем.

У: Ребята, я сейчас вам прочитаю  рассказ, вы внимательно его послушаете.

IV. Проверка первичного восприятия

У: Понравился ли вам рассказ?

Что особенно запомнилось?

V. Повторное чтение

У: Просмотрите сами текст ещё раз. Пробегите глазками, чтобы восстановить ход событий.

Постараетесь ответить на вопрос. Почему рассказ называется Акула?

VI. Анализ произведения

Повторное чтение текста по смысловым частям и составление  плана этого текста. Откроем учебник на стр.152

(Чтение первой части)

У: Где стоял корабль?

Д: Корабль стоял у берегов Африки.

У: Как Толстой описывает погоду в этот день?

Д: День был прекрасный…

У: С чем автор сравнивает погоду?

Как бы вы озаглавили эту первую часть?

Д: «Корабль у берегов Африки».

(Чтение второй части)

У: Где матросы устроили купальню?

Д: Матросы, в парусе устроили купальню.

У: Как бы мы озаглавили эту часть?

Д: «Купание в парусе».

(Чтение третьей части)

У: Кто же был с матросами на корабле?

Д: Два мальчика.

У: Почему дети решили сплавать в открытое море?

Д: Им тесно было в парусе

У: Какими пловцами были дети, и какое слово об это говорит? (Дети читают эпизод текста)

У: Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

Д: Старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»

У: Что значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул?

Д: Это означит не сдаваться, постараться победить.

У: Что выражает лицо артиллериста?

Д: Радость. Он гордился сыном.

У: Как мы озаглавим эту часть?

Д: «Плавание наперегонки в открытом море»

(Чтение четвертой части)

У: С какого слова автор начинает эту часть? Почему?

Д:  Автор начинает часть со слова «Вдруг…».

У: Что увидели матросы с палубы?

Д: Матросы увидели акулу.

У: Какими словами автор называет акулу? Почему?

Д: Морское чудовище, потому что акула - хищница.

У: Да, автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда.

А как автор описывает отца мальчика? Как вы думаете, что он чувствовал? Прочитайте его реплику.

(Дети читают эпизод текста)

У: Как отреагировали дети на его слова?

Д:  Они не слышали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче.

У: С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение?

Д: С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань.

У: Какие слова говорят о пережитых им чувствах?

Д: Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

У: Как матросы решили помочь мальчикам?

Д: Они спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам.

У: Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы?

Д: Спустили, бросились, понеслись. Они действуют быстро.

У: Как мы будем читать?

Д: Быстро и с чувством волнения.

У: На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят?

Д: Акула уже была не дальше 20-ти шагов от мальчиков. Матросы не успеют их спасти.

У: Как озаглавим эту часть?

Д: «Появление морского чудовища».

(Чтение пятой части).

У: Как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик?

У: ВИЗГ - это  пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали ребята…

У: Как озаглавим эту часть?

Д: «Пронзительный визг».

(Чтение шестой части).

У: Как подействовал визг мальчика на отца?

Д: «Сорвался», «побежал».

У: Как он все делал?

Д: Он делал все быстро.

У: Какое решение принимает артиллерист?

У: Какой будет темп чтения? Какое чувство?

Д: Чувство страха, отчаяния, волнения. (Чтение эпизода о действиях отца)

У: Как действует команда? Почему все замерли от страха?

У: Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся?

Д: Он упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что убил своего сына.

У: На стр.153 изображена иллюстрация к рассказу. Подходит ли она к этой части,  почему? Докажите.

Что художник на ней изобразил?

У: Как бы мы озаглавили эту часть?

Д: «Выстрел».

(Чтение рассказа до конца.)

У: Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал?

Д: Со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Он открыл лицо, поднялся а посмотрел на море.

У: Какое он сейчас он испытывает чувство?

Д: Чувство счастья, успокоения.

У: Что его успокоило?

У: Как бы мы озаглавили эту часть?

Д: « Мальчики на корабле».

У: Как вы думаете, почему  свой рассказ  Л.Н.Толстой назвал Акула?

VII. Обобщение

У: Ребята, кто главный герой этого рассказа?

Д: Главный герой - это старый артиллерист.

У: Что можно сказать об этом человеке, какой он?

Д: Он сильный, храбрый, мужественный.

У: Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом?

Какой урок хотел нам преподнести?

У: Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну. Хотел показать, что нельзя себя так беззаботно вести.

У: Ради чего написан рассказ?

Д: Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа.

VIII. Творческая работа

У: У меня на доске разбросаны картинки, все ли они подходят к данному рассказу? Какая лишняя, почему?

Помогите мне расположить их по порядку.

Давайте озаглавим их в соответствии с рассказом.

У: Попробуйте пересказать рассказ, используя наш план.

IX. Домашнее задание

У: Дома подготовить пересказ рассказа Л.Н.Толстого. Можно пользоваться готовым планам на стр. 156.

Урок окончен.

Литературно - методический анализ рассказа Л.Н. Толстого «Акула»

1. Определение жанра.

Это художественный рассказ, т.к. в нем есть ясный сюжет, события, описанные в рассказе, могли произойти в реальной жизни.

2. Тема рассказа.

«Широкая тема» -  о смелости и храбрости.

«Узкая  тема» – самоотверженная любовь артиллериста.

3. Особенности сюжета.

Это рассказ о том, как отец спасает сына, проявляет находчивость в трагический момент.

Текст

Название этапа

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!»— и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»

 Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

— Назад! назад! вернитесь! акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше 20-ти шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся а посмотрел на море.

По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

Экспозиция

 

Завязка

 

Развитие действия

 

 

Кульминация

Развязка действия

Концовка

5. Анализ образа героев

Артиллерист - сильный духом, смелый мужественный человек. Он спасает своего сына, проявляет  находчивость в трагические моменты.

6. Идея

В минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства  всегда помогают  решительно действовать, не терять самообладание.

Список литературы:

Ожегов С.И. , Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка урока русского языка для 3 класса по системе Занкова

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по УМК «Начальная школа XIX века»

Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе специального (коррекционного) обучения

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса

Рита Расиховна Якупова # 2 февраля 2015 в 20:42 0
Очень подробный анализ произведения. Спасибо огромное за замечательный материал, который несомненно пригодится в работе. Успехов Вам!
Галина Григорьевна Кичигина # 19 сентября 2015 в 22:06 0
Здравствуйте, Надежда Игоревна! Конспект урока понравился, Дети заинтересованы ,активизировалась познавательная деятельность учащихся,учитель формирует умение подтверждать свои ответы текстом произведения, много анализа.Очень полезный материал, Спасибо! Успехов!
Галина Ивановна Криворучко # 13 ноября 2015 в 16:54 0
Подробный, глубокий анализ рассказа. Не пропущено ни единого значимого слова из произведения.
Александра Сергеевна Сорокина # 2 декабря 2015 в 18:55 0
Здравствуйте! Конспект урока понравился.Спасибо за прекрасный материал. Как раз прохожу с учениками по программе. Спасибо!
Мария Анатольевна Моторина # 5 января 2016 в 06:23 0
Доброе время суток! Очень интересный конспект. Очень жаль, что мы уже прошли это произведение. Мне кажется, что у меня урок прошел намного хуже :(
Ольга Николаевна Проценко # 22 февраля 2016 в 19:55 0
Дан очень подробный анализ урока. Дети учатся фантазировать, размышлять, высказывать свою точку зрения. Урок насыщенный, эмоциональный. Молодцы!
Марина Павловна Фролова # 24 мая 2016 в 19:49 0
Урок содержательный, интересное введение в тему, построен на глубоком анализе произведения , учит обобщать, находить главное, анализировать, сравнивать.Очень интересный материал.
Кирьян Екатерина Николаевна # 3 ноября 2016 в 20:14 0
Урок интересный, познавательный.Большое внимание уделено развитию речи, наблюдательности, умению анализировать прочитанное. Дан подробный анализ произведения.Используются приемы критического мышления. Методы работы способствуют воспитанию эмоциональной способности сопереживания героям произведения.
Ирина Александровна Ерёмина # 17 июля 2017 в 22:11 0
Урок хорошо продуман. Все этапы детально прописаны. Большое внимание уделено анализу текста. При чтении произведений со своими учениками я использую приём продуктивного чтения. То есть перед первичным чтением не провожу словарную работу. Дети сами выделяют в тексте непонятные им слова, а затем на этапе проверки первичного восприятия мы их разбираем с опрой на читательский опыт детей. Вот это я б в конспекте поменяла. А в целом урок мне понравился. Возьму в свою методическую копилку. Спасибо.