Конспект урока литературного чтения. Андерсен «Самое невероятное», 4 класс

Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: Сказка Х.-К. Андерсена «Самое невероятное»

Цели: учить отбирать в тексте материал для характеристики героя; закреплять умения пользоваться справочной литературой, прививать навыки чтения «про себя».

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Повторение сказок зарубежных писателей.

2. Игра «Вспомни и назови» (определение лучшего чтеца книг).

1) ...Настала весна. Однажды ранним утром, когда мать собиралась на работу, а солнце ярко играло на полу, пробиваясь сквозь крошечное окошко, большая девочка посмотрела на него и воскликнула:

- Что это такое зеленое виднеется за стеклом? Оно колышется на ветру.

Мать подошла к окошку и, приоткрыв его, сказала:

- Э, да здесь какое-то растеньице выросло; это горох выпустил свои зеленые листочки. И как он попал сюда в щель? Вот тебе и садик, любуйся на него...

(Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка».)

2) ...Однажды вечером скроил он, как всегда, сапоги, но перед сном вдруг говорит своей жене:

- Слушай, жена, что... если сегодня ночью не ложиться спать, а посмотреть, кто это нам сапоги шьет?

Жена обрадовалась и сказала:

- Конечно, не будем ложиться, давай посмотрим.

Зажгла жена свечку на столе, потом спрятались они в углу под платьями и стали ждать...

(Братья Гримм «Маленькие человечки».)

3) - Не печальтесь, хозяин. Дайте-ка мне мешок да закажите пару сапог, чтобы легче было бродить по лесу, и вы увидите, что вас не так уж обделили, как вам это сейчас кажется.

Хотя хозяин и сам не знал, верить этому или нет, но он хорошо помнил, на какие хитрости пускался этот плут, когда охотился на крыс и мышей, как ловко он прикидывался мертвым, то повиснув на задних лапках, то зарывшись чуть ли не с головой в муку. Кто его знает, а вдруг и на самом деле он чем-нибудь поможет в беде!..

(Ш. Перро «Кот в сапогах».)

4) ...Вошли они все в воду и тоже в тине завязли. Стоят и кричат:

- Помогите - тонем! Помогите - тонем!

Кричали до тех пор, пока рыбак за ними с того берега на лодке не приехал и из реки не вытащил. Обогрелись храбрецы, обсушились и пошли по домам.

- Не буду я больше путешествовать, - сказал Шульц.

- Конечно, лучше дома сидеть, - сказал Якли.

- Дома тепло, - сказал Марли.

- Дома сухо, - сказал Ергли.

- Дома никто тебя не тронет, - сказал Михель.

- Дома можно на перине спать, - сказал Ганс.

- Дома я никого не боюсь, - сказал Вейтли, который теперь шел впереди всех. Вот так храбрецы!..

(Братья Гримм «Семеро храбрецов».)

5) ...Но не одни только муравьи готовились к встрече зимы. Этим были заняты все жуки, пауки, букашки, козявки - а их на свете 94 квантильона 18 квадрильонов 400 триллионов 520 миллиардов 880 миллионов 954 тысячи 369!

Попробуй-ка напиши это число!

Мне сказали, что их ровно столько, но я не поручусь, что это правильно. Может быть, их всего только 94 квантильона 18 квадрильонов 400 триллионов 520 миллиардов 880 миллионов 954 тысячи 368.

Земля уже покрылась инеем - семь миллионов застывших капель, семь миллионов жемчужин было рассыпано по земле, и никто их не поднимал...

(Ц. Топвлиус «Солнечный луч в ноябре».)

6) ...Когда девушка пришла домой, мать стала бранить ее за то, что она замешкалась у источника.

- Простите, матушка, - сказала бедная девушка. - Я нынче и вправду запоздала.

Но едва только она проронила эти слова, как с губ ее упали несколько роз и жемчужины и два крупных алмаза.

- Смотрите-ка! - сказала мать, широко раскрыв глаза от удивления. - Мне кажется, вместо слов она роняет алмазы и жемчуга... Что это с тобой приключилось, дочка? (Первый раз в жизни она назвала свою меньшую тоже дочкой.)

Девушка попросту, не таясь и не хвалясь, рассказала матери обо всем, что с ней случилось у источника. А цветы и алмазы так и сыпались при этом с ее уст...

(Ш. Перро «Подарки феи».)

7) ...Весь день стоял он, не сводя глаз с окна. Комнатка в сумерки казалась еще уютнее. Печка бросала вокруг себя такой мягкий свет, каким не светить ни луне, ни солнцу. Куда им!

Так светить может лишь печка, когда брюшко у нее набито. Один раз это брюшко приоткрыли, и алые блики заиграли на белом лице и даже на груди снеговика.

- Нет, я не вынесу! - сказал он. - Как она мило высовывает язык, как это идет к ней!

Ночь была долгая-предолгая, только не для снеговика. Он весь отдался своим прекрасным мечтам и дремал, потрескивая на морозе...

(Х.-К. Андерсен «Снеговик».)

II. Сообщение биографии Х.-К. Андерсена.

Рассказывает учитель или подготовленный ученик.

Х.-К. Андерсен родился в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло придти в его голову. Чего он только не переделал в юные годы - и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев. В 1819 году он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлек не актерский талант, а писательский дар Андерсена.

В 1835 году он издает три сборника своих произведений «Сказки, рассказанные для детей». Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки: «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок», «Свинопас», «Дюймовочка». Всего Андерсен написал 170 сказок.

III. Сообщение темы урока.

- Расшифруйте название сказки, которую мы будем сегодня читать. Читайте через букву справа налево:

ЕПОКНЬТЖЯЩОЛРГЕЮВЦЕФН ЕРОЗМЯАБС

IV. Знакомство с текстом сказки «Самое невероятное»

(чтение по смысловым частям учителем и детьми).

V. Работа с текстом сказки.

1. Беседа по вопросам.

- Объясните, что же «самое невероятное» произошло в сказке?

- Каким вы себе представляете разрушителя часов?

- Справедливо ли был наказан разрушитель часов?

2. Чтение по частям и составление плана.

3. Творческая работа «Невероятные часы». Работа в группах.

Нарисовать двенадцать картин. Поиск ответа на вопрос: почему произведение искусства не погибло?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение одного из эпизодов сказки; в Толковом словаре посмотреть значение незнакомых слов.

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Мифы Древней Греции

Урок литературного чтения в 4 классе. Пословицы разных народов

Урок литературного чтения в 4 классе. История книги

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былины

Урок литературного чтения в 4 классе. Библия

Нет комментариев. Ваш будет первым!