Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»

Автор: Тербова Валентина Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №7 г. Мариинск Кемеровская область

Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию урок по окружающему миру для 4 класса. Данный материал будет полезен учителям начальных классов. Конспект занятия направлен на развитие речи и логического мышления младших школьников.

Урок окружающего мира по программе «Школа России»

Тема урока: Дыхание. Органы дыхания

Цель урока: Познакомить детей со строением органов дыхания.

Задачи урока:  

· Дать первоначальное представление о работе легких;

· Подчеркнуть значение чистого воздуха для органов дыхания и организма;

· Рассмотреть гигиенические правила дыхания;

· Развивать речь, логическое мышление, память.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

А) Откройте учебник и назовите тему нашего урока. «Органы дыхания».

- Какие вопросы мы будем сегодня изучать? О чем будем говорить?

(открыть доску)

1. Воздух-жизнь.

2. Состав воздуха.

3. Органы дыхания.

4. Гигиена дыхания.

5. Курение - опасно для жизни.

- Как понимаете слово «гигиена»? (система мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья).

Сегодня мы будем вместе искать ответы на поставленные вопросы. Дома некоторые ребята работали с дополнительной литературой - они будут нашими консультантами. Вместе с нами будет работать компьютер - он будет задавать нам неожиданные вопросы.

Сама тема урока говорит, что нужно начать с воздуха. Воздух невидимка. Обычно мы даже забываем, что он повсюду вокруг нас. Забываем, но не можем обойтись без него и несколько минут. Воздухом дышим мы – люди.

- Кто еще дышит воздухом? (растения, животные). Даже грибы и многие микробы.

Вывод: Не будет воздуха - не будет жизни.

На доске: Воздух - это жизнь!

3. Работа над темой урока. Добываем новые знания.

А) Работа по слайду - Состав воздуха.

Воздух – это смесь газов.( примеси: дым, сажа, пыль, вредные вещества)

Воздух - азот, кислород, углекислый газ. При дыхании все живые существа поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

Вдохнули - выдохнули. При выдыхании количество кислорода уменьшается, а углекислого газа становится больше.

Б) Вопрос задает компьютер: Если бы в воздухе, который окружает землю вдруг не стало бы  кислорода, но остался бы углекислый газ.

Предположения детей.

(на Земле прекратилась бы жизнь. Все люди, животные, растения погибли, потому что кислород необходим для дыхания всем живым существам. Углекислый газ не пригоден для дыхания.)

- Выступления учеников-консультантов.

В) Органы дыхания.

- Давайте понаблюдаем, что происходит при вдохе и выдохе с грудной клеткой.

При вдохе - грудь поднимается, грудная клетка расширяется. При выдохе- грудная клетка опускается, сжимается.

(песочные часы)

 –Понаблюдаем, сколько вдохов и выдохов совершает человек за одну минуту.

(это зависит от тренировки легких, от состояния здоровья).

- Как вы думаете, долго ли человек может прожить без пищи и воды? (краткое сообщение консультантов).

- А без воздуха? (без воздуха человек не может прожить и несколько минут).

- Задержите дыхание и убедитесь в этом.

Всю свою жизнь человек дышит - вдыхает и выдыхает воздух. Значение дыхания очень велико. При дыхании в организм поступает кислород, а выделяется углекислый газ.

Я сейчас только назову органы дыхания и покажу, а подробнее вас познакомят консультанты.

Нос

Трахея - дыхательное горло

Бронхи

Легкие

Работаем по группам - консультанты рассказывают, задают вопросы, спрашивают, как вы поняли этот вопрос, вся группа готовится для объяснения всему классу.

в) Вопрос компьютера

В закрытом помещении собралось много людей. Через некоторое время им стало душно. Почему? Что нужно сделать?

(в воздухе уменьшилось количество кислорода и скопился углекислый газ. Нужно проветрить помещение, чтобы увеличить количество кислорода и удалить избытки  углекислого газа).

Г) Переходим к следующему вопросу.

Гигиена дыхания.

-Что такое гигиена? (воздух, которым мы дышим, должен быть чистым).

Человеку и другим живым существам нужен чистый воздух. Но во многих местах, в больших, а сейчас  и в малых городах (например, как наш Мариинск) воздух загрязнен. Фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль. Автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ.

Д) вопрос компьютера- К чему это ведет?

Порассуждаем, такое необдуманное вмешательство в природу может привести к гибели всего живого.

Ситуация первая: Вы взрослые люди. У нас сложилась страшная экологическая обстановка (экология-наука о связях между человеком и природой). Чем бы занялись в первую очередь?

Что посоветуете взрослым? (быть активнее, добросовестно относиться к своей работе, думать о будущем, учиться лучше хозяйничать)

Вы говорите все верно. В нашей стране принят закон об охране воздуха.  На многих предприятиях:

1) Работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы.

2)  Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух.

3)  Созданы специальные станции- они постоянно следят за чистотой воздуха в больших городах.

Е) вопрос компьютера- почему легко дышится там, где много зелени?

Ответы детей. Затем консультанты (при дыхании образуется много углекислого газа. Растения поглощают этот газ, а выделяют кислород. Растения увлажняют воздух, уничтожают микробы, бактерии.

- И что же из этого следует? (сажать деревья, беречь растения, деревья)

- Что еще наносит вред легким?

Курение наносит вред всему организму, но особенно органам дыхания. Никотин, который содержится в табачном дыме- ядовит. Он раздражает слизистые оболочки дыхательных путей, поэтому снижается защитная функция. У курящих часто развиваются различные заболевания органов дыхания- бронхит, воспаление, туберкулез, рак легких. Курящие живут меньше, чем некурящие. Но, некурящий человек, находящийся в прокуренном помещении, может серьезно заболеть. У детей снижаются умственные способности, болит сердце.

Ж) Работа по группам: создайте рекламу о вреде курения.

Запретом мы не всегда что-то можем изменить. Будут подпольным путем изготавливать сигареты, добавлять различные смеси, которые принесут еще больший вред здоровью. Просто запретить невозможно, а вот убедить бросить курить можно

4. Итог: а теперь посмотрим на доску. Прочитайте вопросы, которые мы с вами разобрали.

Что нового узнали? Над чем задумались

Учитель: Спасибо за работу! Молодцы! До свидания!

Рекомендуем посмотреть:

Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс

Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России

Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс

Стихи по окружающему миру, 4 класс

Конспект урока по окружающему миру «Планеты солнечной системы», 4 класс

Анна Ильина # 27 сентября 2013 в 20:21 +1
Интересный урок, разнообразные задания, много полезнейшей информации! Дети рассуждают при проведении урока и значит урок достигнет поставленных целей. А еще отличные практические задания, все интересно и познавательно! Спасибо!
Казанцева Ирина Павловна # 8 октября 2013 в 18:31 +1
Урок замечательный! Разнообразные задания не дают заскучать! Творческий подход учителя к данной теме. Спасибо ВАМ за такие уроки!
Наталья Станиславовна Шилова # 14 мая 2014 в 18:41 0
Валентина Ивановна хороший конспект урока у Вас получился! На уроке осуществлялась связь с практикой, использовался жизненный опыт учащихся, развивался познавательный интерес к предмету. Научность материала соответствует возрастным нормам. Спасибо!
Елена Алексеевна Перзашкевич # 13 июля 2014 в 15:10 0
Учить детей высказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, решать проблемные вопросы -важная задача каждого педагога. У вас это прослеживается в ходе всего урока. Практическая деятельность на уроке всегда даёт положительный результат.
Зауреш Кинадьевна Кушенова # 22 декабря 2014 в 18:51 0
Очень интересный урок, спасибо! Используете разнообразный формы и методы. Учите добывать знания, связываете с жизненным опытом детей, подводите детей к тому, что необходимо вести здоровый образ жизни. Сейчас очень важно научить детей самостоятельно добывать знания и уметь использовать их в жизни.
Надежда Сергеевна Колесникова # 18 февраля 2015 в 18:28 0
Заметен творческий подход,спасибо за материал! smile
Анастасия Сергеевна Протасова # 31 августа 2015 в 13:54 0
Интересный урок. Обязательно возьму на заметку методический материал.
Ольга Петровна Филинкова # 1 октября 2015 в 18:03 0
Прекрасный урок, используются разнообразные формы работы. Дети учатся добывать знания.
Татьяна Владимировна Горланова # 8 февраля 2016 в 23:06 0
Валентина Ивановна, очень интересный урок. Разнообразные задания, много полезнейшей и познавательной информации.Задания очень интересные и познавательные!