Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Великая Отечественная война и Великая Победа

Разработка урока окружающий мир в 4 классе на тему «Великая Отечественная война и Великая Победа» к УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цели: сформировать представления о Великой Отечественной войне и ее героях; создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны.

Формируемые УУД: познавательные — воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные - участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — формировать положительное отношение к себе и окружающему миру.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, фонограмма песни «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача), карточки для индивидуальной работы, иллюстрация (слайд) «Памятник Неизвестному Солдату».

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Индивидуальное задание на карточке

Карточка 1

Что вы знаете о стройках 1930-х гг.?

Карточка 2

Как изменилась жизнь в деревне?

2. Тест

(Учитель может использовать задания теста 14 «Россия в XX веке» из пособия «Окружающий мир. Разноуровневые задания. 4 класс».)

3. Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение задания 3 на с. 49 рабочей тетради. Кто помогал в выполнении задания? Как подписали фотографии?

4. Дополнительные сообщения

— Какие названия городов, поселков, улиц в нашем крае напоминают о стройках 1930-х гг.? (Сообщения детей.)

III. Самоопределение к деятельности

Воевали между собой первобытные племена, воевали древние государства. Но две войны занимают особое место в истории человечества — это мировые войны, в них были втянуты все крупнейшие государства мира. Обе эти войны пришли из Германии.

(Учитель показывает иллюстрацию (слайд) «Памятник Неизвестному Солдату».)

— Вы узнали это место? Что вы можете о нем рассказать? (Это место находится в Москве, памятник Неизвестному Солдату, в День Победы люди возлагают цветы к Вечному огню.)

— Верно, ребята, это мемориал «Могила Неизвестного Солдата». На надгробии — боевое Красное знамя, солдатская каска и лавровая ветвь - символы скорби и почести, отлитые из нестареющей меди в память о наших солдатах, погибших в боях во время Великой Отечественной войны. Что вы знаете о Великой Отечественной войне? (Высказывания детей.)

— Сколько лет миновало со дня окончания Великой Отечественной войны?

— Какие книги о Великой Отечественной войне с фашистскими захватчиками вы читали?

— Какие фильмы смотрели?

— Что вам рассказывали дедушки и бабушки, родители об этих событиях?

— С какими героическими подвигами вы встречались при описании военных событий этих лет?

— Какие памятные места, связанные с этим событием, есть в нашем городе (селе)?

— Думаю, вы догадались о теме урока. Попробуйте сформулировать ее и учебные задачи, которые мы поставим перед собой. (Тема: «Великая Отечественная война». Задачи: расширить и углубить наши знания об этой войне.)

IV. Открытие нового знания

1. Рассказ учителя

(Прослушать песню «Священная война».)

1 сентября 1939 г. фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.

В 4 ч утра 22 июня 1941 г. войска фашистской Германии (5,5 млн человек) перешли границы Советского Союза, немецкие самолеты (5 тыс.) начали бомбить советские города. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге.

Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание, на это рассчитывали фашисты. Нашей стране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Тяжело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым.

2. Работа с иллюстрацией

— Рассмотрите внимательно фотографию на с. 141 учебника. Как вы думаете, что испытывали люди, когда слушали объявление о начале войны? (Высказывания детей.)

По планам гитлеровских генералов, война должна была продлиться всего несколько месяцев. До нападения на СССР Германия захватила все танки, самолеты, заводы и рабочую силу Европы. Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, партизанские отряды, народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем, усилия фронта и тыла слились воедино.

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои. Нелегко было сдерживать гитлеровцев и на других участках фронта. Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты.

К осени 1941 г. под Смоленском, у города Ельни, советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Не пропуская врага к столице, героически сражались советские бойцы и командиры у стен Смоленска. Самые храбрые участники этого сражения — четыре дивизии — первые в Красной Армии получили звание гвардейских.

Не считаясь с потерями, продолжали наступать вглубь страны фашисты. Они захватили Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, многие области Украины, приблизились к Ленинграду, вышли на подступы к Одессе, Киеву и другим важным центрам страны. Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.

Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Они были уверены, что вот-вот войдут в нее и закончат войну. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего Востока. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г. К. Жуков. В январе 1942 г. наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до победы было еще далеко. Летом 1942 г. фашистские войска начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда. В трудных боях в горах Красная Армия сумела отстоять Кавказ и не пустила врага к запасам нефти.

В августе 1942 г. началась более чем шестимесячная Сталинградская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тыс. фашистов. Сталинградская битва переломила ход всей войны.

Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовали 1200 машин. Сражение под Курском закончилось нашей победой. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

Однако враг по-прежнему оставался силен и без боя не оставлял ни одной позиции. Но яростное сопротивление не могло спасти его от разгрома. Советские войска, ведя кровопролитные бои, в 1944 г. полностью освободили Украину, Молдавию, Прибалтику. Партизаны и подпольщики помогали армии освобождать родную землю. В годы войны более миллиона человек с оружием в руках сражались во вражеском тылу. Освободив Родину, советские воины пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захваченным оккупантами странам.

В начале 1945 г. советские войска с востока вступили на территорию Германии. Им навстречу двигались войска союзников — США, Англии, Франции, которые почти не встречали сопротивления. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 мая мы отмечаем как праздник Победы.

С падением Германии война в Европе завершилась, но она продолжалась на Дальнем Востоке и Тихом океане. Выполняя свой союзнический долг, 9 августа 1945 г. Красная Армия выступила против Японии, которая воевала на стороне Германии, и за 23 дня разгромила сильную японскую армию, освободила Китай, Корею, Сахалин и Курилы. 2 сентября 1945 г. Япония капитулировала. Был ликвидирован опасный очаг агрессии на Дальнем Востоке.

Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 млн жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм, так как на защиту Родины поднялась вся страна. В Великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа полководцев: Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, А.М. Василевского, И.С. Конева, Н.Ф. Ватутина и других. Свыше 11 тыс. воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза.

24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади солдаты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск. Командовал парадом маршал К.К. Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Победы Г. К. Жуков.

V. Физкультминутка

VI. Работа по новой теме

1. Блицопрос

• На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР? (Нелегкую и быструю победу.)

• Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней.)

• Когда фашистские войска подошли к Москве? (В конце октября.)

• Когда Советская армия перешла в наступление? (В начале 1942 г.)

- Где одержали первую победу? (Под Москвой.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Ученики выполняют задание 2 на с. 50—51, работая в группах. Коллективная проверка.)

- Как вы подписали фотографии? (Битва под Москвой, бои за Сталинград, блокада Ленинграда, День Победы.)

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 144-145 учебника. Расскажите о Параде Победы в Москве.

(Заслушать рассказ 2—3 пар.)

3. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VII. Подведение итогов урока

— Что нового о героических событиях в истории родной страны узнали сегодня на уроке?

— К какому периоду они относятся?

— Почему войну с фашистскими захватчиками называют отечественной?

VIII. Рефлексия

— Назовите тему урока. Какой вопрос вам хочется задать? (Когда же на Земле закончатся войны?)

— Назовите антоним к слову «война».

— Какой вывод вы сделали для себя после этого урока? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 140—146 учебника.

2. Выполнить задание 1 на с. 50 рабочей тетради.

3. Подготовить сообщения о защитниках Москвы, Брестской крепости, Сталинграда.

4. Рассказать о событиях блокады Ленинграда.

5. Узнать о ветеранах войны своего города (поселка).

6. Подготовить сообщение о любом герое Великой Отечественной войны.

Дополнительный материал

Защита Брестской крепости

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Около месяца держали оборону ее бойцы, которые первыми приняли на себя удар фашистской армии. Фашисты окружили крепость, бомбили, обстреливали, штурмовали со всех сторон. Защитникам не хватало патронов, нечего было есть, так как склады с продовольствием были уничтожены. Водопровод не работал, люди пытались взять воду из реки. Но немцы и днем и ночью стреляли. Над воротами крепости было кровью написано: «Все умрем, но из крепости не уйдем!» Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты. В течение месяца женщины, дети, старики сооружали оборонительные рубежи.

Блокада Ленинграда

Немцы приблизились к Ленинграду, но не смогли сразу прорвать оборону и заключили город в кольцо. Город был окружен 8 сентября 1941 г. Тяжелое испытание выпало на долю ленинградцев. Умирали сотнями от голода и холода. 900 дней длилась осада, но не пустили фашистов в город его жители, обороняя его. В блокированном Ленинграде оставалось около 3 млн человек. Запасы продовольствия и топлива были на исходе. Необходимо было наладить постоянную связь с внешним миром. И главная роль в этом принадлежала так называемой Дороге жизни, навсегда оставшейся в памяти ленинградцев. По льду Ладожского озера была проложена трасса. Однако Дорога жизни не могла решить всех проблем большого города, люди умирали от голода.

Битва под Москвой

16 ноября 1941 г. бессмертной славой покрыли себя 28 бойцов дивизии под командованием генерал-майора И.В. Панфилова в бою у разъезда Дубосеково. Душой отряда гвардейцев был политрук В.Г. Клочков. Уже в первые дни боев у стен столицы он был награжден орденом Красного Знамени и удостоен чести участвовать в военном параде на Красной площади 7 ноября 1941 г. Василий Клочков пробрался в окопы у разъезда Дубосеково в начале боя и остался со своими солдатами до конца.

Клочков заметил: «Танков много идет, но нас больше. Двадцать штук танков, меньше чем по танку на брата». Воины решили стоять насмерть. Танки подошли совсем близко. Начался бой. Команду подавал политрук Клочков. Противотанкового оружия не было. Под огнем панфиловцы выскакивали из окопа и бросали связки гранат под гусеницы танков, а бутылки с горючим — на моторную часть или топливный бак. Четыре часа над окопами храбрецов бушевала огненная буря. Рвались снаряды, летели бутылки с горючей смесью, с шипением и свистом проносились снаряды, бушевало пламя, расплавляя снег, землю и броню. Враг не выдержал и отступил, но вскоре опять рванулся в атаку — 30 танков двинулись на горстку храбрецов.

Политрук Клочков посмотрел на солдат. «Тридцать танков, друзья! — сказал он. — Наверное, помирать нам здесь придется во славу Родины. Пусть Родина узнает, как мы здесь деремся, как мы защищаем Москву. Отступать нам некуда — позади Москва».

Эти слова Клочкова вошли в сердце бойцов как призыв Родины, всeлив в них новую силу и отвагу. Теперь уже было ясно, что в этой схватке воины обретут себе смерть, но все же они хотели заставить врага дорого заплатить за их жизнь. Солдаты, истекая кровью, не покидали своих боевых постов. Стойкость 28 советских героев оказалась крепче вражеской брони. За беспредельное мужество, героизм, воинскую доблесть и отвагу советское правительство посмертно присвоило участникам боя у разъезда Дубосеково высокое звание Героя Советского Союза.

Сталинградская битва. Курская битва

17 июля 1942 г. началось Сталинградское сражение Второй мировой войны. Более шести месяцев продолжалась Сталинградская битва. Под Сталинградом советские войска окружили и уничтожили 22 дивизии врага — 330 тыс. человек. В городе не осталось почти ни одного дома, но за Волгу врага не пустили его защитники. 200 дней и ночей длилась оборона Сталинграда. Погибло почти все оставшееся в городе население. Но фашистов ждали в «котле» (окружение) советские солдаты, прибывшие на помощь Сталинграду. Враги были окружены, и 2 февраля 1943 г. 22 армии сдались в плен. После войны был сооружен на Мамаевом кургане в Сталинграде мемориал — памятник защитникам города. На обелиске написано: «Родина чтит эти подвиги, имя которым — бессмертие мир отстоявшим для будущих поколений, Слава вам вечная и благодарность Отечества». Сталинградская битва переломила ход всей войны.

А летом 1943 г. произошла знаменитая Курская битва. 12 июля возле села Прохоровка началось самое крупное танковое сражение в истории. Лоб в лоб столкнулись 1200 бронированных машин. Сражение длилось весь день. К вечеру все вокруг было покрыто сгоревшими и изуродованными остатками танков. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

Ход урока 2

(Данный урок учитель может построить по своему усмотрению. Это может быть:

1) встреча с ветеранами Великой Отечественной войны;

2) посещение краеведческого музея и экскурсия по теме «Вклад нашего города (поселка) в Победу»;

3) сообщения о героях войны (см. дополнительный материал к уроку);

4) подготовка праздника ко Дню Победы;

5) групповая исследовательская работа по темам, например, «Защита Брестской крепости», «Блокада Ленинграда», «Битва под Москвой», «Сталинградская битва. Курская битва», «Победа!»;

6) конкурс стихов о Великой Отечественной войне;

7) посещение библиотеки: знакомство с литературой на военную тему;

8) беседа «Ордена и медали Великой Отечественной войны» и т. д.)

Дополнительный материал

Герои Великой Отечественной войны

Подвиги солдат. Снайпер Петр Гончаров в боях уничтожил 445 фашистов. После Сталинградской битвы он стал наставником снайперов. Петр Гончаров продолжал участвовать в боях и погиб под Кривым Рогом 31 января 1944 г. 10 октября 1944 г. Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Иван Семенович Рачков на своем пароходе «Иосиф Сталин» вывез из Сталинграда сотни раненых, доставлял боеприпасы, провизию и солдат к местам боев. В августе 1942 г. принял на борт своего корабля женщин, детей и стариков, эвакуировавшихся из города. Он должен был доставить их в Куйбышев. Под покровом ночи пароход тронулся в путь, но был быстро обнаружен врагом; по пароходу открыли огонь, и на нем возник пожар. Спасая людей и имущество, капитан не покинул корабль. Пароход затонул на мелководье, большинство пассажиров спаслись.

Илья Каплунов в бою в декабре 1942 г. вступил в единоборство с 9 фашистскими танками. Во время боя ему оторвало ногу, пробило левую руку, но он продолжал бой. Его нашли возле девятого уничтоженного им танка.

Сержант Яков Павлов и его знаменитый дом в центре Сталинграда. Сержант защищал его с горсткой бойцов 12 национальностей. Немцы положили за этот дом больше жизней, чем за Париж, но, в отличие от Парижа, этот дом не взяли. Теперь на торце этого здания изображен рельеф воина-защитника, запечатлен один из эпизодов битвы, перечислены имена защитников дома.

Подвиги летчиков. 7 августа 1942 г. летчик Владимир Землянский 4 раза поднимал в воздух свое подразделение. Во время четвертого боя его самолет был подбит с земли, он направил свою горящую машину в скопление вражеских танков и автомашин.

Летчик Владимир Каменщиков лично сбил 12 вражеских самолетов, а в группе — еще 37. В день ему приходилось делать по 10 вылетов. Были сражения, когда летчику приходилось биться в группе из 6 самолетов против 28 вражеских машин. Во время своего сотого боевого вылета Владимир Каменщиков погиб.

Летчик Петр Алексеевич Панин с мая 1942 по август 1943 г. произвел 114 боевых вылетов. Лично он сбил 13 фашистских самолетов. 26 августа 1943 г. его подразделение по тревоге поднялось в воздух. 6 самолетов вступили в бой с 30 вражескими крылатыми машинами. Восемь удалось сбить, враг отступил, но подразделение вернулось с задания без своего командира Панина.

Иван Мещеряков — командир эскадрильи шестого авиационного полка. Эскадрилья сделала 1555 боевых вылетов, приняла 304 воздушных боя, уничтожила 56 вражеских самолетов. Лично Мещеряков сделал 135 боевых вылетов, участвовал в 15 боях и сбил 6 самолетов. 6 февраля 1942 г. по заданию он прикрывал с воздуха порядки наземных войск. Не обнаружив в районе прикрытия воздушного противника, летчик направил самолет к узловой железнодорожной станции Ржев, где находился вражеский аэродром, нанес удар по скоплению эшелонов. С воздуха он заметил цистерны с горючим и направил самолет на них. По самолету стреляли с земли, и Мещерякова ранило в руку, но он продолжал вести самолет одной рукой. Самолет потерял управление, тогда пилот направил падающую машину на цистерны, взорвал их и погиб сам.

Летчик Петр Дымченко, прикрывая переправу через Волгу, сразился с 15 фашистскими «мессершмитами», подбив 4 из них. погиб в неравном бою.

Подвиги медсестер. Сандружинница Евдокия Дмитриева на себе выносила с поля боя раненых, 28 августа она спасла 9 бойцов. После Сталинградской битвы стала разведчицей, 14 раз была в тылу врага, доставляла разведданные в штаб армии. Погибла, когда возвращалась с задания, попав на минное поле.

Всем известно имя Гули Королевой. Эта полная жизни и энергии девушка пошла на фронт добровольцем. 24 ноября 1942 г. во время боев при Паньшино вынесла 100 раненых воинов с поля битвы. Она подносила бойцам гранаты, а когда настал критический момент боя, повела за собой потерявших веру в победу бойцов. Дважды раненная, она не оставила поле боя, в своем последнем бою лично уничтожила 15 гитлеровцев и погибла смертью героя.

Всех героев нельзя назвать, но их помнят, в их честь зажигают Вечный огонь.

Автор: Максимова Т. Н.

Рекомендуем посмотреть:

Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс

Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»

Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс

Стихи по окружающему миру, 4 класс

Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!