Конспект урока по окружающему миру «Отечественная война 1812 года», 4 класс

Разработка урока окружающий мир в 4 классе на тему «Отечественная война 1812 года» к УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цель: познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, основными этапами и событиями, героями.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать свое единство с окружающим миром.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, толковый словарь, карточки для индивидуальной работы и для игры «Домино», инструкции работы в группах, конверты с деформированными предложениями (пословицами).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Индивидуальное задание на карточке

Карточка 1

Какие перемены произошли в России за время царствования Екатерины Великой?

Карточка 2

Чем прославились А. В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков?

Карточка 3

Что вы знаете о жизни дворян и крепостных крестьян?

2. Игра «Домино»

(Учитель заранее заготавливает 3 комплекта карточек.)

 

Екатерина Великая

 

Царствование Екатерины Великой

34 года

На Сенатской площади

 

Медный всадник

 

На Дворцовой площади в середине XVIII в. возводится

Зимний дворец

Предводитель крестьян

 

Емельян Пугачев

 

Генералиссимус

А.В. Суворов

Командующий Черноморским флотом

Ф.Ф. Ушаков

Знаменитая победа Суворова

Крепость Измаил

Книга

Суворова

 

«Наука побеждать»

 

Один из крупнейших музеев мира

Эрмитаж

Титул Екатерины II

(Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино. Подведение итогов игры.)

3. Тест

(Учитель может использовать задания теста 12 «Великие люди России» из пособия «Окружающий мир. Разноуровневые задания. 4 класс».)

4. Сообщения учащихся

(Прослушать сообщения об А.В. Суворове, Ф.Ф. Ушакове.)

— Кто хочет быть гидом в нашем воображаемом путешествии по загородным дворцам императорской семьи? (Рассказ ученика.)

— Кто хочет рассказать о Петербурге иностранцу или гостю из другого города? (Рассказ ученика.)

III. Самоопределение к деятельности

— Чтобы узнать год нашего путешествия, надо решить математическую задачу. (1812 г.)

Это число записывается цифрами двух двузначных чисел; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе меньше первого на 6.

— Правильно, это 1812 г. Этот год был непростым для России, а почему — вы узнаете сегодня на уроке. Тема нашего урока: «Отечественная война 1812 г.».

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы. (Почему эту войну называют отечественной? Сколько времени продолжалась эта война? Кто победил в этой войне? И т. д.)

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Работа со словарем

— Прежде чем мы начнем говорить об этой войне, нам нужно выяснить, что значит слово «отечество». (Ответы детей.)

— Где можем узнать определение этого слова? (В словаре.)

В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой читаем: отечество — страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

2. Работа в группах

Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками-исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой войне. А также в конце урока ответим на наш главный вопрос: «Почему войну 1812 года называют отечественной?» Для этого вы будете работать в группах. Каждая группа получит свое задание и подготовит выступающих.

Задание для первой группы

Проблема: исследовать причины начала войны, раскрыть термин «отечественная война».

— Прочитайте текст на с. 112—113 учебника. Ответьте на вопросы.

1. В каком году началась война?

2. Между какими странами шла война?

3. Кто первым начал войну и почему?

4. Кто возглавлял французскую армию?

5. Кто возглавил русскую армию?

Задание для второй группы

Проблема: исследовать главное сражение Отечественной войны 1812 г.

— Прочитайте текст на с. 113 учебника, рассмотрите иллюстрацию на с. 114—115. Ответьте на вопросы.

1. Назовите главное сражение Отечественной войны 1812 г.?

2. Где оно произошло?

3. Чем закончилось?

4. Какой момент боя был самым тяжелым?

5. О чем можно рассказать, глядя на иллюстрацию на с. 114-115?

Задание для третьей группы

Проблема: исследовать партизанское движение во время Отечественной войны 1812 г. и окончание войны.

— Прочитайте текст на с. 116—117 учебника. Ответьте на вопросы.

1. Кто такие партизаны?

2. Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов?

3. Как была изгнана французская армия за пределы России?

V. Первичное закрепление

Сообщения учащихся

Наполеоновское нашествие. В конце XVIII в. в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции взял власть в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. Захватив почти все европейские столицы, Наполеон мечтал о Москве.

Наполеон был очень грозным противником. Он был умен, хитер и талантлив как военачальник. Российский император Александр I в переговорах с Наполеоном не шел ему навстречу.

К этому времени почти вся Европа была покорена Наполеоном. Оставалось завоевать Россию. Наполеон серьезно готовился к войне с Россией. Его армия была хорошо вооружена, обучена, имела многократное численное превосходство над русской армией и не знала поражений. Наполеон обещал победоносно завершить русскую кампанию через месяц, и в Европе никто в этом не сомневался — он привел к границам России огромную армию.

И в 1812 г. французская армия вторглась на территорию России. Улар французов был настолько силен, что русские войска не смогли сдержать натиск противника. Русская армия начала отступать. Французы теснили нашу армию в сторону Москвы. Для Наполеона было делом чести войт и в российскую столицу. Позади вражеское войско оставляло сожжённые деревни и села, разграбленные города.

Так Наполеон дошел до Смоленска, последнего крупного города на пути к Москве. И Смоленск французам удалось захватить. Самой главной целью Наполеона была Москва. «Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову. Заняв Москву, я поражу ее в сердце», — говорил Наполеон.

Александр I был в отчаянии. Нужно было срочно искать полководца, который сможет дать отпор грозному противнику. И такой человек был. Главнокомандующим русскими войсками был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Ум М.И. Кутузова, его чувство предвидения, талант полководца очень помогли русской армии в борьбе с Наполеоном.

Бородино. После назначения Кутузова главнокомандующим он выбрал место для генерального сражения у села Бородино недалеко от Москвы. Главной задачей Бородинского сражения для М.И. Кутузова было перекрыть дороги на Москву.

26 августа (по ст. стилю) 1812 г. в 5 ч 30 мин утра грянул бой. Это было величайшее сражение, каких еще не знала Европа. Оно продолжалось 15 ч. Обе стороны сражались отчаянно, стояли насмерть. Количество потерь было велико как никогда. Узнав о больших потерях (около 60 тыс. убитыми), Наполеон приказал прекратить сражение и отвести войска. Кутузов остался доволен исходом боя. Наполеон не сумел прорвать оборону русских. В Бородинской битве русские войска потеряли свыше 45 тыс. убитыми. Была уничтожена половина армии. У Наполеона еще оставались резервные войска. Кутузов понимал, что, продолжая сопротивляться французам, он может потерять всю армию. Продолжать бой было очень рискованно. Кутузов отдал приказ: оставить Бородино и отвести войска к Москве.

2 сентября (по ст. стилю), русские войска оставили Москву. Вместе с армией население покидало город. Русская армия отступала по Рязанской дороге, а затем перешла на Калужскую дорогу и 21 сентября остановилась на берегу Нары, в селе Тарутине.

А в это время Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе в ожидании депутатов от москвичей. Да, во всех завоеванных городах Наполеона встречали с почестями, преподносили ключи от города. Такого же приема Наполеон ждал и от московских жителей. Московская депутация с ключами от города не пришла. А вместо ключей Наполеон получил пустой город и страшные пожары в нем. После Бородина и гибели столицы стремление уничтожить захватчиков сделалось всенародным в полном смысле слова.

Изгнание Наполеона из Москвы. После московского пожара в Отечественной войне 1812 г. произошел крутой перелом. На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ. Против армии Наполеона началась настоящая народная война. Крестьяне и помещики, чьи поместья разорили французы, шли в партизанские отряды воевать с ненавистными Французами, как и бежавшие из плена русские солдаты. Вокруг Москвы Действовали сотни отрядов партизан и ополченцев. Они изматывали французскую армию мелкими атаками и стычками. Жители русских городов собирали средства на поддержание русской армии и ополченцев.

Кутузов говорил: «Партизаны мои наводили страх и ужас на неприятеля...» Чаше всего партизанские отряды устраивали засады и нападали на транспорт противника в пути, захватывали курьеров, освобождали русских пленных. Действия партизан были внезапны и стремительны.

Кутузов понял, какую огромную пользу приносит русской армии развернувшаяся партизанская война. Он стал использовать партизанские методы нападения на французов. Кутузов приказал сформировать несколько конных отрядов. Их задачей было неожиданное появление в тылу врага и нанесение ему ударов с тыла. Первый такой отряд возглавил гусар Денис Васильевич Давыдов. Вместе с Кутузовым Денис Васильевич разработал план ведения партизанской войны против французской армии. Партизаны освободили десятки сел, деревень в Подмосковье и в Смоленской губернии. Рейды партизан в тылу врага нанесли огромный ущерб французам.

Недолго французы пробыли в Москве. Есть было нечего: партизаны перехватывали обозы; холодно, жить негде: страшный пожар уничтожил больше половины домов. Силы французов таяли, и враги оставили Москву и двинулись обратно к реке Неман. Так народная война против Наполеона помогла сломить противника, заставила его покинуть Русскую землю. Отступление французов было мучительным. Они жестоко голодали. Партизаны громили обозы неприятеля с остатками продовольствия. Наступившая зима совершенно измучила французских солдат. У них не было теплого обмундирования и обуви. Армия Наполеона превратилась в толпу оборванных бродяг.

Это было жалкое зрелище. Во французской армии начались болезни. Армия Кутузова все время шла рядом с французскими войсками. Но в решительный бой с ними не вступала, а изматывала противника в небольших, но постоянных сражениях. Кутузов приказал не выпускать французов со старой Смоленской дороги и гнать их до самой границы. Русская армия тоже несла потери в боях с противником. Старый полководец Михаил Илларионович Кутузов ни на минуту не покидал своих солдат. Он вместе с ними переносил все тяготы военного похода. Наконец армия Наполеона добралась до Смоленска. В разоренном городе французы смогли пробыть всего четыре дня. Надежды Наполеона пополнить в Смоленске запасы продовольствия не оправдались. Французская армия продолжила отступление. Около реки Березины армия Кутузова окончательно разгромила французов. Наполеон чуть сам не попал в плен. Чудом ему удалось спастись. На другом берегу Березины «непобедимый» французский император бросил свою армию и бежал во Францию.

25 декабря 1812 г. было объявлено об окончании войны.

VI. Физкультминутка

VII. Включение нового знания в систему знаний

1. Работа в парах

(Задание на карточке.)

— Заполните пропуски в тексте.

В ... году армия французского императора ... перешла границу России. На защиту Отечества поднялся весь народ, поэтому войну называют ... . Главнокомандующим русскими войсками был назначен полководец ... . Главное сражение этой войны — ... — произошло ...сентября 1812 года.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполняя задание 1 на с. 39, запишите определение понятия «отечественная война». (Отечественная война — это справедливая война в защиту своего отечества.)

— Самостоятельно выполните задание 2. Прочитайте пары. (Куликовская битва — Дмитрий Донской, взятие Измаила — А. В. Суворов, Ледовое побоище — Александр Невский, Бородинская битва — М.И. Кутузов.)

— Выполните задание 4 на с. 40, работая в группах. (1. Бородинское сражение. 2. Вхождение Наполеона в Москву. 3. О Михаиле Илларионовиче Кутузове.)

— Какое неверное утверждение есть в тексте задания 5 на с. 42? (4. Наполеон вошел в Москву после Бородинской битвы.)

3. Блицопрос

• Где произошло решающее сражение? (У села Бородино, в 110 км от Москвы.)

• Почему Кутузов решил отступить? (Чтобы сберечь войско.)

• Почему Наполеон оставил Москву? (Из-за пожаров, голода армии в Москве.)

• Кто наносил значительный урон отступающим французам? (Партизаны.)

• Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном? (Храм Христа Спасителя.)

4. Работа с пословицами

(Для каждого ряда учитель предлагает конверт с деформированными предложениями (пословицами).)

— Откройте конверты и сложите фразу. Что у вас получилось?

• Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

• Родина — мать, умей за нее постоять.

• Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

5. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

— О каком историческом событии мы сегодня говорили?

— Что произвело на вас самое большое впечатление? (Высказывания детей.)

— Объясните, почему война 1812 г. называется отечественной. (Наполеон Бонапарт был уверен в скорой победе. Однако он встретил отчаянное сопротивление всего народа. Война 1812 г. после того, как на защиту родины встал весь народ, превратилась в войну Отечественную.)

Без патриотизма, без горячей любви к своему Отечеству, земле предков, к традициям не родится и чувство единения со всем человечеством — чувство толерантности.

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

— Дополните предложения.

• Я узнал...

• Я научился...

• Мне понравилось...

• Я бы хотел...

• Новые знания мне...

— Что вы можете сказать о том, как вы потрудились на уроке? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 112—119 учебника.

2. Выполнить задание 3 на с. 40 рабочей тетради.

3. Найти дополнительный материал по данной теме.

Дополнительный материал

Памятники героям Отечественной войны 1812 г.

В тех местах, где проходили сражения русской армии, поставлены памятники погибшим. В центре Бородинского поля возвышается огромная колонна. Это главный памятник русским солдатам.

Бородинский мост. Сооружен в 1912 г. через реку Москву и соединяет Смоленскую и Большую Дорогомиловскую улицы.

Панорама «Бородинская битва». Создана Францем Алексеевичем Рубо и открыта в 1912 г. в специально построенном павильоне на Чистых прудах в Москве. В настоящее время составляет основу мемориального комплекса на территории бывшей деревни Фили (Кутузовский проспект).

Триумфальная арка. Была построена в 1829—1834 гг. (восстановлена в 1968 г.) по проекту архитектора О.И. Бове.

Храм Христа Спасителя. В самом центре Москвы на народные пожертвования был воздвигнут этот огромный и величественный памятник героям 1812 г. Внутри на мраморных досках были начертаны названия всех полков, участвовавших в освободительной войне, и имена особо отличившихся офицеров и солдат.

Московский Манеж. Был построен в честь 5-й годовщины победы над Наполеоном для проведения парадов, смотров войск, строевых занятий и верховой езды.

Кутузовская изба. Стоит в месте, где в начале XIX в. действительно находился дом главнокомандующего русской армией Михаила Кутузова. Это был первый музей Отечественной войны 1812 г.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»

Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России

Стихи по окружающему миру, 4 класс

Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс

Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!