Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»

Конспекты уроков. Русский язык 2 класс

Автор: Голованова Инна Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУН-ОШ №29 города Тулы

Тема урока: Перенос слов с удвоенной согласной.

Цели: повторение написания слов с удвоенной согласной, общих правил переноса слов, закрепление  учебного материала по переносу слов с удвоенной согласной; формирования алгоритма рефлексивного мышления, умения работать со справочной литературой, развитие навыков самоконтроля, творческих способностей, коммуникативных навыков, воспитание взаимопомощи.

Оборудование

- Мультимедийный проектор. Презентация урока.

- Карточки для самостоятельной работы.

- Карточки для проверки знаний темы (к самостоятельной работе и работе с тестами).

- «Справочник для ученика начальной школы. Русский язык. 1-4 классы» под редакцией Н. А. Сениной.

- Толковые словари Даля, Ожегова, Ушакова.

- Глобус.

- Карточка с таблицей для самоанализа деятельности ученика на уроке.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности.

Девиз урока: «Хочу все знать!» (на экране)

- Ребята, для того, чтобы узнать тему и цели урока вам предстоит разгадать шараду и записать слово.

Первая буква есть в слове сурок,

Но нет этой буквы в слове урок.

А дальше подумай, и краткое слово

Средь умных ребят ты найдешь у любого.

Две буквы у мамы возьми без смущения,

И в целом получишь итог от сложения. (на экране)

- Что же это за слово? (Сумма.)

- Это слово подскажет вам, какую орфограмму мы будем отрабатывать на уроке. Кто догадался? (Написание слов с удвоенной согласной).

- Верно,  сегодня на уроке мы будем повторять написание слов с удвоенной согласной. Посмотрите, как это слово перенес Незнайка: СУ-ММА. Согласны ли вы с ним? (Нет.)  Как же нужно было перенести слово СУММА? Обоснуй свой ответ.

Цель нашего урока: повторить вместе с Незнайкой правила переноса слов с удвоенной согласной, а также ранее изученные правила переноса слов.

2. Актуализация знаний.

Повторение правил переноса слов (самостоятельная  работа по карточкам):

Первое задание: (на экране)

1. Разделите слова для переноса :  мама, Родина, совесть.

2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по-разному).

3. Сделай вывод.

Второе задание:

1. Разделите слова для переноса : отец, экскурсия, Мария .

2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по- разному ).

3. Сделай вывод.

Третье задание:

1. Разделите слова для переноса: зорька, пальто, подъезд.

2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по-разному).

3. Сделай вывод.

Четвертое задание:

1. Разделите слова для переноса: тайна, стройка, тройка.

2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по-разному).

3. Сделай вывод.

Пятое задание:

1. Разделите слова для переноса: перрон, миллион, тонна.

2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по-разному).

3. Сделай вывод.

Учитель: - К каким выводам вы пришли? (Учащиеся делают выводы, объясняют, как перенесли слова, на полях ставят «+», если задание сделано верно, или «-» , если неверно.)

Выводы: (на экране)

1. Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ма – ма, Ро – ди - на, со – весть.

2. Слог из одной буквы нельзя оставлять на  строке или переносить на другую: отец, язык,   Ма –рия.

3. Нельзя переносить на другую строку буквы Ь, Ъ: зорь - ка, паль-то,  подъ - езд.

4. Нельзя переносить на другую строку букву Й: тай-на, строй-ка, трой-ка.

5. При переносе слов с двойными согласными одну букву нужно оставлять на строке, а другую переносить: пер-рон, мил-лион, милли-он, тон-на.

3. Локализация  затруднений.

- Учащиеся,  допустившие ошибки, анализируют выполненное задание  и фиксируют, какие правила требуют повторения. Повторяют правила переноса слов по сборнику с.12-13 .

- Учащиеся, не допустившие ошибки, выступают в роли консультантов или выполняют творческое задание (по выбору):

А) Придумать небольшой текст, в котором будут слова с удвоенной согласной.

Например: В субботу Анна и Геннадий пошли в кино на утренний сеанс.  У кассы стояла группа людей. Ребята встали в длинную очередь. Дети купили билеты и решили перед фильмом погулять по аллее.

Дополнительно: карандашом отметить места переноса в словах с удвоенной согласной.

Б) Записать имена людей, в которых есть удвоенная согласная.

Например: Алла, Эмма, Инна, Кирилл.

Дополнительно: карандашом отметить места переноса в словах с удвоенной согласной.

В) Найти на карте географические названия, которые пишутся с удвоенной согласной.

Например: Борролула, Ганнеда, о .Баффинова земля, горы Маккензи.

Дополнительно: карандашом отметить места переноса в словах с удвоенной согласной.

4. Построение проекта преодоления затруднений.

Алгоритм (на экране)

- разделим слово на слоги (сколько в слове гласных столько и слогов);

-если слог состоит из одной гласной, то перенос делать в этом месте нельзя;

-если слово можно переносить, то посмотрим, есть ли в слове Ъ, Ь, Й, эти буквы нельзя отрывать от предшествующей согласной;

-посмотрим, есть ли удвоенная согласная, если есть, то одну букву оставим на строке, а другую перенесём.

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

- Какие же ошибки были допущены, как вы преодолели данные трудности?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.  (Каждый учащийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым образцом и фиксирует результат своей деятельности значками.)

+  справился;

?  сомневаюсь;

-  нужно еще потренироваться

1 задание: (на экране)

1) Разделите слова для переноса : окно, зарево,  доблесть, комбинат, мастерская.

2) Проверь ответ по «Справочнику для ученика начальной школы. Русский язык. 1-4 классы» под редакцией Н. А. Сениной на с. 12 – 13, пункт №1, с.48 -49, пункт №1 -2.

2 задание: (на экране)

1) Разделите слова для переноса : огонь, якорь, София, Румыния, удача .

2) Проверь ответ по «Справочнику для ученика начальной школы. Русский язык. 1-4 классы» под редакцией Н. А. Сениной на с. 12 – 13 , пункт № 2, с.48 – 49, пункт № 5.

3 задание: (на экране)

1) Разделите  слова для переноса: полька, кольцо, подъём, большая, дальнее.

2) Проверь ответ по «Справочнику для ученика начальной школы. Русский язык. 1-4 классы» под редакцией Н. А. Сениной на с. 12 – 13, пункт №3, с.48 – 49, пункт №3.

4 задание: (на экране)

1) Разделите слова для переноса: война,  гайка,  балалайка, троллейбус, сейчас.

2) Проверь ответ по «Справочнику для ученика начальной школы. Русский язык. 1-4 классы» под редакцией Н. А. Сениной на с. 12 – 13, пункт №3, с. 48 – 49, пункт №4.

5 задание: (на экране)

1) Разделите слова для переноса: аппарат,  грамматика, бассейн, осенняя, жужжание.

2) Проверь ответ по «Справочнику для ученика начальной школы. Русский язык. 1-4 классы» под редакцией Н. А. Сениной на с. 12 – 13, пункт №4, с. 48 – 49, пункт №8.

7. Включение в систему знаний и повторение.

- Разделите тетрадь на три части, в каждый столбик запиши по одному предложению, писать нужно строго до черты, прежде, чем писать слово подумай, можно ли сделать перенос, если да, то каким образом (см. алгоритм).

1) Начался урок русского языка.

2) Учительница Инна Евгеньевна диктует классу группу словарных слов.

3) Ребята пишут: осенний, юннаты, жужжит, аллея, рассказ, суббота.

8. Рефлексия деятельности  (итог урока).

Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий, вызвавшие затруднения, оценивают свою деятельность, заполняя таблицу:

Сегодня на уроке я повторил (а) …

Мне понравилось …

Меня заставило задуматься …

9. Домашнее задание - творческая работа по выбору учащихся :

А) Придумать небольшой текст, в котором будут слова с удвоенной согласной.

Дополнительно: карандашом отметить места переноса в словах с удвоенной согласной.

Б) Записать имена людей, в которых есть удвоенная согласная. Дополнительно: карандашом отметить места переноса в словах с удвоенной согласной.

В) Найти на карте географические названия, которые пишутся с удвоенной согласной. Дополнительно: карандашом отметить места переноса в словах с удвоенной согласной.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе

Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение

Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов

Проверочный диктант с дескрипторами для 2 класса

Ольга Васильевна Кравченко # 13 января 2014 в 13:24 0
Хороший урок!  Очень понравилась работа со справочной литературой.Дети сами пытаются преодолеть трудности.Интересное домашнее задание. Спасибо  за урок!
Ольга Евгеньевна Кирюшкина # 21 декабря 2014 в 11:36 0
Спасибо, Инна Евгеньевна. Очень грамотный урок. Прекрасно продуманные задания, много творческой работы, работы со справочной литературой. Спасибо за Ваш материал. Беру в копилку.
Гульсум Бакиевна Садыкова # 13 апреля 2015 в 20:29 0
Здравствуйте Инна Евгеньевна! Как я давно не встречала такие прекрасные уроки!! Урок соответствует ко всем требованиям ФГОС , дети занимаются и в парах, и в группах, и самоконтроль, и творческие задания И вообще ОГРОМНОЕ ВАМ спасибо за такие современные уроки!!!!
Ольга Викторовна Яворская # 14 ноября 2015 в 12:29 0
Урок хороший. Учитель использует задания разных видов,посильных для детей этого возраста.
Людмила Анатольевна Козлова # 21 июня 2016 в 17:02 0
Урок замечательный! Нацелен на получение как предметных, так и метапредметных результатов. Построен грамотно, соответствует требованиям ФГОС. Спасибо.
Лейсан Ильгизовна Ханипова # 11 августа 2016 в 16:21 0
Урок интересный!Особенно карточка с таблицей для самоанализа деятельности ученика на уроке.Спасибо.
Наталья Викторовна Дьяченко # 15 августа 2016 в 13:52 0
Очень хороший урок. Особенно работа со справочным материалом. Вы Молодец! Спасибо.
Надежда Сергеевна Франко # 10 октября 2016 в 11:21 0
Очень хороший урок.Построен грамотно, соответствует требованиям ФГОС. Спасибо.
Кирьян Екатерина Николаевна # 3 ноября 2016 в 18:56 0
Здравствуйте! Замечательный урок.Структура урока способствует решению задач урока.Ведется хорошая работа по развитию речи обучающихся, формируется алгоритм рефлексивного мышления, умения работать со справочной литературой. Замечательный вид работы "Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону" Урок построен грамотно.Спасибо!