Оценка достижений учащихся на уроках информатики

Оценка достижений учащихся на уроках информатики

Обобщение личного опыта учителя информатики

Оценивание учебных достижений учащихся на уроках информатики

Автор-составитель: Новокшенова Юлия Яковлевна, учитель информатики и математики МОУ «Таврическая гимназия» Таврического муниципального  района

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года школа должна формировать личность с современным научным мировоззрением, развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы школьников, создавать условия для освоения информационных технологий. Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к складывающимся жизненным реалиям (экономическим, социальным, культурным, демографическим, и т.д.). Наиболее важная задача современного этапа реформы системы образования - управление качеством образования. А для повышения качества обучения педагогу необходимо уметь грамотно и к месту выбирать и применять существующие формы и методы педагогического контроля, четко определять его цели и функции.

При организации педагогического контроля рекомендуется соблюдать следующие принципы:

- связь с процессом образования и воспитания;

- объективность, справедливость и гласность;

- надежность, эффективность, валидность;

- системность и всесторонность.

Существующая система оценивания не распознаёт талантов учеников, тормозя тем самым их развитие, сужая их возможности, а также лишая общество отдачи от их потенциальных достижений.

Изучив литературу по данной теме, я выделила две глобальные тенденции, которые усугубляют сложность оценивания.

1. В индивидуальном плане происходит переход от так называемой «классической культуры» к «мозаичной культуре» (описанный французским социологом А. Молем). Классическая система образования, сложившаяся в 17— 18 вв. давала относительно стройную, иерархическую систему знаний о мире, отличающуюся системным характером. Учащийся усваивал их по принципу «ступеней». Современный человек значительную, если не большую, часть знаний получает не в системе рационального образования. «Оснащение» его ума происходит сейчас не столько через систему образования, сколько через средства массовой коммуникации.

2. Качественно изменяется само положение педагога в системе образования, что вызывается прежде всего, интенсивной компьютеризацией всех сторон общественной жизни, в том числе учебного процесса. Информационный взрыв привел к ситуации, когда ни вузовский профессор, ни тем более преподаватель школы, уже не являются «передним краем» знания.

Осознание перечисленных выше тенденций подтолкнуло меня к поиску альтернативных форм обучения, к отходу от привычных стандартов.

Мои нововведения заключаются в следующих взаимосвязанных тенденциях.

1. Явный приоритет письменной формы оценки знаний перед устной. Устная форма оценки при всех своих достоинствах, обладает рядом существенных недостатков, снижающих объективность и надежность оценивания.

2. Использование индивидуального рейтинга как основного показателя успехов в обучении. Рейтинговая система контроля обучения рождает состязательность в учебе, положительно влияет на мотивацию учащихся, сводит до минимума случайность в оценивании.

3. Использование компьютерного тестирования как вспомогательного средства, освобождающего преподавателя от рутинной части его работы.

4. Использование многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической 5-балльной шкалы в качестве основы. Многобалльные шкалы обладают большими дифференцирующими возможностями, позволяют преподавателю отображать нюансы оценки.

Главная цель оценки – помочь ученику зафиксировать свои успехи и проблемы, нащупать свои сильные стороны и возможности роста. В современной школе большинство учителей используют традиционные пятибалльные отметки, имеющие травмирующие результаты: искажается учебная мотивация, отношения ученика с учителем; повышается тревожность детей, необъективно отслеживается динамика школьной успешности ученика. Для преодоления указанных проблем необходимо изменить систему оценивания, использовать новые формы качественного оценивания учебных достижений.

Система измерителей учебных достижений - это нормативные требования к учащимся, заявленные в форме, позволяющей проконтролировать соответствие объекта измерения требованиям стандарта. В качестве таких измерительных средств предлагаю использовать модульно-рейтинговую технологию.

В основу методики положены основополагающие принципы:

- обоснованность и гласность оценивания:

- открытость и наглядность оценок:

- объективность оценки и самооценки знаний,

- индивидуализация обучения;

- самостоятельность изучения;

- изучение учебного материала модулями.

Что понимать под “модулем”?

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности.

Что такое “рейтинг”?

Рейтинг – это суммарная интегральная оценка, характеризующая уровень и объём работы школьников в процессе усвоения учебного материала. Рейтинг - это объективный интегральный критерий качества знаний учащегося, равный сумме заработанных учеником баллов за различные контрольные мероприятия.

Что я сделала? Для начала я весь курс информатики разбила на тематические модули, контроль по которым обязателен.  На первых уроках провела подготовку к введению рейтинговой системы оценки знаний с учениками, а через них – с родителями. По окончанию каждого раздела провожу достаточный полный контроль знаний ученика с оценкой в баллах. В конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая оценка. Ученики, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100% могут быть освобождены от зачетов.

Оцениваются практически все виды деятельности учащегося, но за каждый вид работы учащийся получает разное количество баллов в зависимости от сложности выполняемой работы. За итоговые – контрольные, зачётные – работы начисляется обычно большое количество баллов; за домашние работы, небольшие самостоятельные работы начисляется меньшее количество баллов. Даже за тренировочные, пробные задания начисляется небольшой балл. В конечном итоге процент выполнения заданий для каждого учащегося зависит от его «личной» суммы баллов и максимально возможной. Дополнительные баллы начисляются за изготовление раздаточного материала, выполнение индивидуальных заданий учителя, оформления средств наглядности.

В журнал я выставляю оценки по 5-балльной системе, причём, она показывает уровень достижений учащегося по всему материалу на данный момент времени, т. е. оценка является итогом всей предыдущей работы. Это позволяет учащемуся систематически контролировать себя и при желании повысить свой рейтинг ещё задолго до окончания четверти или года.

Данная технология позволяет развивать и воспитывать

1. Аналитическое и критическое мышление;

2. Коммуникативные способности;

3. Ответственность за результаты своей работы;

4. Чувство взаимопомощи, умение контролировать себя;

5. Умение рационально распределять своё время;

6. Чувство самоуважения.

Следовательно, применение модульно-рейтинговой технологии обучения приводит к повышению уровня образованности и воспитанности каждого ученика, всего класса, всей школы - значит, и всего общества.

Литература

1. Громова Т. Не оценивать, а мотивировать. Управление школой. № 22 – 2005. Методическая газета для школьной администрации.

2. Кушнир М. Э., Лебедев В. В. «Критериальное оценивание работ учащихся по ИТ»

3. Лапчик М. П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.Г.Хеннер; Под общей ред. М.П.Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 624 с.

4. Модернизация российского образования.

5. Семакин И. Г, Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний ЮНИМЕДИАСТАЙЛ, 2002.

7. Фалина И. Н. Выравнивающе-развивающая методика преподавания информатики // Информатика, №33/99.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока информатики в 8 классе

Конспект открытого урока по информатике в 9 классе

Конспект урока информатики в 3 классе

Конспект урока информатики во 2 классе

Конспект урока информатики в 4 классе

Екатерина Чобанова # 17 июня 2013 в 15:13 +2
Юлия Яковлевна, сразу видно, что Вы творческий человек и любите свою работу. Предлагаете интересную систему оценивания, которую возможно применить и на других школьных предметах.
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 31 августа 2013 в 20:04 +2
В настоящее время подобную модульно-рейтинговую систему оценки качества знаний учащихся используют практически во всех учебных заведениях системы СПО, да и в ВУЗах почти повсеместно (по крайней мере, в нашем городе - именно так). Поэтому очень хорошо, что учащиеся уже в средней школе привыкают к этому алгоритму работы, им легче будет адаптироваться к требованиям, установленным в новом учебном заведении.
Грехова Екатерина Александровна # 8 января 2014 в 21:11 +1
Юлия Яковлевна, большое спасибо за описание Вашего опыта! Соглашусь с Татьяной Дмитриевной Меркуловой, похожую систему оценивания используют у нас в городе в ВУЗах и уже в некоторых школах. Я считаю, что модульно-рейтинговая система эффективна в школе. Удобно, когда рейтинговая система используется на протяжении всей четверти и оценка за четверть выставляется по рейтингу. Те учащиеся, которые занимались хорошо на протяжении определенного периода, могут получить бонус, как описано у Вас, - освобождение от зачета или от выполнения домашнего задания, например, на последней учебной неделе в четверти.
Арбузова Светлана # 16 января 2014 в 15:05 +1
Светлана Рудольфовна Арбузова
Юлия Яковлевна поднимает важный вопрос оценивания учебных достижений обучающихся.В статье, на мой взгляд, необходимо добавить какие-то оценочные средства, которыми пользуется преподаватель.Я также добавила бы средства по самооценке учащихся и систему работы с данными средствами.
Римма Зуфаровна Ахматьянова # 21 февраля 2014 в 20:24 0
Согласна с вами! Спасибо Вам!
Надежда Андреевна Худайкулова # 30 января 2014 в 14:04 +2
Юлия Яковлевна, спасибо за изложенный опыт. В статье представлены интересные методы оценивания. В процессе работы сама столкнулась с недостатками 5 - бальной системы, особенно при оценке выполнения практических работ. Возьму данный метод на заметку.
Ольга Анатольевна Ковтун # 11 февраля 2014 в 13:36 +2
Уважаемая Юлия Яковлевна, спасибо Вам за преобретенный мною ваш опыт по оцениванию знаний на уроках информатики. Хотя я работаю не в школе, а в техникуме, ваш метод оценивания знаний нам тоже подходит. Данная технология оценивания действительно позволяет оценивать все виды деятельнгости, но это трудоемкая работа, требующая тчательной подготовки. Необходима разработка разноуровневых заданий. Обязательно поделюсь преобретенным опытом с коллегами.
Алла Сергеевна Полукарикова # 18 февраля 2014 в 19:58 +2
Уважаемая Юлия Яковлевна, в вашей статье очень доходчиво описывается модульно-рейтинговая технология оценивания учащихся. На мой взгляд, необходимо обязательно учитывать возрастные особенности обучающихся, а именно об этом в статье ничего не пишется. Хотелось бы уточнить возраст (классы) обучающихся, в которых вы применяете данную технологию.
Александр Николаевич Мартынов # 20 мая 2014 в 09:18 0
Когда обучался в ВУЗе, нас тоже оценивали по модульно-рейтинговой технологии, но почему-то никогда не приходило в голову использовать эту технологию в своей педагогической деятельности. Ваш материал натолкнул меня на эту идею. По моему мнению, учащихся обязательно заинтересует такая система оценивания и начнется "гонка" за баллами! Спасибо за материал!
Людмила Сергеевна Уфимская # 1 июня 2014 в 23:28 +1
Очень заинтересовала данная статья. Как учитель информатики ни раз сталкивалась с проблемой оценивания. Так как учащиеся выполняют практические работы почти на одни пятерки, а с теоретическими заданиями справляются кое как. Я думаю, что общий рейтинг мог бы решить данную проблему. Спасибо за идею!
Елена Александровна Иваненко # 1 сентября 2014 в 20:09 0
оценка достижений учеников очень важна для них и меня.тоже часто сталкиваюсь как по разному ученики выполняют практику на уроке и плохо знают теорию по этой теме.спасибо приму к сведению
Елена Викторовна Белицкая # 30 октября 2014 в 14:26 0
очень важно уметь оценивать учеников правильно , спасибо за хорошие советы
Мария Алексеевна Шепилова # 3 ноября 2014 в 22:11 0
Уважаемая Юлия Яковлевна, большое спасибо за предоставленный личный опыт оценивания учащихся. Очень заинтересовал данный материал. Согласна с коллегами, что выполняя практические работы, все справляются хорошо, но как только дело доходит до теории.... Я учитель изобразительного искусства и технологии и считаю, что Ваш способ оценивания как нельзя лучше мне подходит. Уже сейчас появились мысли к разработке и применению модульно-рейтинговой системы в разных классах. Обязательно поделюсь данным материалом с коллегами. Творческих Вам идей и вдохновения!
Ирина Владимировна Полтусева # 9 ноября 2014 в 20:51 +1
Спасибо за то, что поделились собственным опытом. Очень интересная статья. В наше время трудно оценивать учащихся с различными способностями в той или иной сфере (теория, практика). Данные методы помогут в оценивании ребят. Учащиеся будут включаться в работу с наибольшим интересом, что, по-моему, повысит успеваемость не только каждого ученика в отдельности, но и класса в целом. Возьму данный метод на заметку.
Татьяна Евгеньевна Зайцева # 11 ноября 2014 в 15:12 0
Спасибо за предоставленный опыт!
Трусов Александр Анатольевич # 29 ноября 2014 в 18:32 +1
Спасибо, очень интересный насыщенный материал.
Елена Солдатова # 5 декабря 2014 в 14:36 +1
В современной школе большинство учителей используют традиционные пятибалльные отметки, имеющие травмирующие результаты: искажается учебная мотивация, отношения ученика с учителем; повышается тревожность детей, необъективно отслеживается динамика школьной успешности ученика. Для преодоления указанных проблем необходимо изменить систему оценивания, использовать новые формы качественного оценивания учебных достижений. И всё это представлено в статье. Спасибо!
Надежда Анатольевна Ващенко # 11 декабря 2014 в 19:20 +1
Спасибо, Юлия Яковлевна. На совещаниях нам постоянно твердят об объективности выставления оценок, а как это сделать никто не говорить. Родители уверены, что их детки – компьютерные гении, а по информатике получают тройки. Я хочу использовать Ваш опыт потому что считаю, что рейтинговая система поможет решить многие проблемы этого недопонимания за счет прозрачности критериев и расширенной шкалы баллов.
Антонина Борисовна Чистякова # 11 декабря 2014 в 23:30 0
Юлия Яковлевна, интересная статья. Я пытаюсь сделать такую систему во всех классах. Не всегда получается. Но это действительно удобно. И дети, и учитель знают качество оценки на уроке.
Светлана Александровна Жалсанова # 18 января 2015 в 08:23 0
Юлия Яковлевна, это очень современная и эффективная система оценивания. Есть возможность фиксировать результаты в электронном виде и предоставлять доступ с своим оценкам ученику. Наверно, вы используете какой-нибудь вид электронного журнала?
Наталья Владимировна Насонова # 18 февраля 2015 в 15:26 0
Я обязательно использую ваш материал в работе.
Мачаева Зарета # 10 марта 2015 в 16:54 0
Юлия Яковлевна, спасибо за изложенный опыт. Сама не редко сталкивалась с недочетами 5 балльной системы. В вашей статье представлены интересные методы оценивания.Возьму на заметку.
Татьяна Евгеньевна Рыскалина # 18 марта 2015 в 22:30 0
Я использую похожую систему оценивания, но результаты публикуются в Гугл-таблице, ячейки раскрашены в разный по интенсивности цвет. Таблица доступна не всем, а только определённому кругу пользователей( родителям и детям) Т.е тем кому педагог дает ссылку на портал. В конце четверти оценки каждого выстраиваю в график, наглядно показывающий динамику обученности.
Екатерина Александровна Туголукова # 25 апреля 2015 в 12:52 0
Спасибо за опыт! Сейчас рейтинговая оценка как никогда актуальна. Вот только не все хотят её использовать при оценке учебных достижений... Очень подробно расписана ваша система оценивания!
Олеся Владимировна Самодурова # 5 мая 2015 в 10:52 0
Автором описана отличная система оценивания учеников на уроке. Считаю, что при такой системе оценки ученик всегда может контролировать набранные им баллы, соответственно работать для их увеличения. Думаю, что и наличие дополнительных бонусов (освобождение от зачета) также повысить заинтересованность.
Мария Алексеевна Евтюшина # 8 июля 2015 в 04:50 0
Здравствуйте! Спасибо за своевременную и интересную идею!
Ольга Васильевна Дельдерова # 17 декабря 2015 в 06:49 0
Автор молодец. а я использую сейчас формативное и суммативное оценивание. Спасибо за идеи. будем учится друг у друга. жду комментариев к своим работам.
Мария Юрьевна Силантьева # 27 декабря 2015 в 17:47 0
Очень творческий подход.
Спасибо за такую интересную идею=)
Татьяна Олеговна Авдеева # 15 февраля 2016 в 20:59 0
Очень интересная и актуальная идея! Самый большой плюс - возможность использования независимо от предмета! Будем применять!
Спасибо!
Юлия Юрьевна Никитина # 28 марта 2016 в 17:42 0
Возьму на заметку вашу статью. Грамотно, кратко и очень понятно изложена суть. спасибо.
Юрий Викторович Силин # 23 июля 2016 в 01:39 0
Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов, заставляет учебные заведения пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса.
Разработка новых методов и приёмов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения, открывают богатейшие возможности для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения.
Юрий Викторович Силин # 3 августа 2016 в 00:28 0
Считаю, что при такой системе оценки ученик всегда может контролировать набранные им баллы, соответственно работать для их увеличения. Думаю, что и наличие дополнительных бонусов (освобождение от зачета) также повысить заинтересованность.Есть возможность фиксировать результаты в электронном виде и предоставлять доступ с своим оценкам ученику. Наверно, вы используете какой-нибудь вид электронного журнала?
Елена Николаевна Пенкина # 12 августа 2016 в 18:45 0
полезный материал.
оценка достижений учеников очень важна для них и меня.тоже часто сталкиваюсь как по разному ученики выполняют практику на уроке и плохо знают теорию по этой теме.спасибо приму к сведению
Оксана Николаевна Шевелева # 15 августа 2016 в 16:29 0
Возьму на заметку ваш материал! Очень грамотно и интересно.
Наталья Юрьевна Кудряшова # 29 ноября 2016 в 23:39 0
Все правильно. Долой оценки с минусами и да здравствует многобалльные шкалы оценивания. Тут двумя руками "ЗА". Индивидуальный рейтинг тоже отличная идея, ну а компьютерное тестирование себя уже не раз оправдало. Все это и делает оценивание достижений емким не только на уроках информатики
Ольга Алексеевна Иванилова # 12 декабря 2016 в 14:00 0
Отличная система оценки достижений учеников. В своей работе использую схожую, оценки выставляю в электронный журнал обязательно с комментарием,в кабинете ведем рейтинг баллов. Также применяю бонусное поощрение. Такая система значительно повышает мотивацию к обучению вызывая здравый дух соперничества между учениками
Анна Михайловна Малюта # 12 декабря 2016 в 15:48 0
Автор раскрывает актуальный вопрос оценивания учебных достижений учащихся на уроках информатики. Главная сложность при внедрении рейтинговой системы – значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Считаю, что рейтинговую систему контроля знаний особенно важно применять в группах с низким уровнем и качеством знаний.
Иван Сергеевич Васильев # 16 декабря 2017 в 17:37 0
Интересно и актуально.
Любовь Васильевна Шереметова # 29 марта 2018 в 14:35 0
Оценивание достижений учащихся на уроке очень ответственный момент, так как это результат работы на уроке, на котором сочетаются различные виды деятельности. Оценка ставится не за отдельный вид работы, а как среднее арифметическое за каждый этап.
Татьяна Сергеевна Шкляева # 18 сентября 2018 в 18:05 0
Спасибо большое. Очень сложно становится оценить учащегося по 5-бальной системе.А при такой системе ученику удобно самому контролировать набранные баллы и стараться получать еще больше.Приму к сведению.