Системный анализ урока в начальной школе

Системный анализ урока

1. Общая характеристика.

• Тема.

• Цель урока.

• Тип урока (усвоения новых знаний; усвоения умений и навыков; применения знаний и умений; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и корректировки ЗУН; комбинированный).

• Учитель: его личность; уровень профессионализма; общая эрудиция (устойчивость внимания, интереса...); активность, дисциплина; подготовленность класса к коллективно-распредели-тельной работе (умения взаимодействовать друг с другом, слушать другого, работать в группах...); владение элементами организации труда.

• Оформление урока. Условия труда.

2. Анализ эффективности проекта урока.

• Реальность цели урока.

• Что проектировалось изучить и зачем? Роль предлагаемого материала в системе изучения предмета.

• Какие понятия намеривалось усвоить и на какие знания оно опиралось?

• Какие учебные действия должны были осуществлять ученики?

• Как планировалось подключение учеников к решению учебной задачи?

• Исходя из чего планировались этапы урока?

3. Осуществление замысла урока.

• Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? Удалось ли осуществить намеченную программу? (Да, нет - почему?)

• Соответствовала ли форма урока его цели и содержанию?

• Каким образом учитель включил детей в учебную ситуацию?

• При помощи каких способов была создана ситуация принятия детьми учебной задачи? Как эта задача повлияла на дальнейший ход урока?

• Насколько эффективно осуществлялся этап преобразований условий учебной задачи?

• Какие дидактические приемы (арсенал средств и форм), способствующие активизации деятельности учащихся, использовал учитель?

• Как был организован контроль? Подключались ли дети к процессу оценивания себя?

4. Оценка целостности урока.

• На сколько содержание урока соответствовало современным требованиям к образовательной деятельности?

• На каком уровне было организовано взаимодействие «ученик-учитель», «ученик - ученик», «ученик - группа» (коллективно-распределительная деятельность или автономно-индивидуальная)?

• Каким образом характер взаимодействия участников образовательного процесса повлиял на качество осуществления учебной деятельности?

• Каков в целом уровень формирования теоретического и образного мышления учащихся?

• Наиболее сильные и слабые этапы урока.

• Дает ли данный урок представление о системе работы учителя?

5. Оценка воспитательной стороны урока.

• Личность учителя. Его поведение на уроке.

• Сумел ли учитель в процессе организации учебной деятельности уделить внимание формированию ценностей ориентации учащихся, воспитанию нравственности?

• Как вели себя ученики? Причины их поведения. Как появлялось внутреннее «содержание» личности во внешнем поведении?

• Что дал урок для дальнейшего позитивного развития отношений?

6. Оценка конечного результата урока.

• Какой вклад внес урок в дальнейшее развитие личности учеников?

• Оценить условие понятий и общего способа действия учащихся в ходе осуществления ими учебной задачи.

• Анализ конкретных недостатков урока.

• Рекомендации учителю.

Интеграция — это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Системно-интегративный анализ урока

Ф. И. О. учителя _________________

Предмет _________________

Класс ________________

Критерии педагогической деятельности

Отметки посетившего урок

1

2

1. Объект интеграции:

- культура;

- наука;

- краеведение;

- человек;

- технология;

- другие виды.

 

2. Содержание и компоненты интеграции:

- какие учебные дисциплины в нее входят?

- каково сочетание старых, классических, и новых основных и дополнительных дисциплин в процессе интеграции?

 

3. Направление и объем интегрируемых предметов, в чем он выражается:

- в создании нового учебного предмета;

- в создании цикла (блока) периодически повторяемых уроков;

- в создании единичных интегрированных уроков.

 

4. Ситуация (уровень) интеграции содержания в курсе или уроке:

- органически единая;

- целостная новая структура;

- параллельное существование в одном уроке и программе различных пластов материала;

- стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре.

 

5. Тема интегративного урока, проблема, цель:

- уровень новизны;

- достигнута ли систематизация знаний учащихся, формирование целостного взгляда на предмет.

 

Окончание табл.

1

2

6. Деятельность учителей и учеников по подготовке к интегративному уроку:

- спонтанно ли осуществлялся этот урок или является результатом тщательной подготовки учителей и учеников?

- Какую самостоятельную работу ученики должны были выполнить до урока; ее цель, объем, характер?

- Облегчают ли эти уроки условия обучения учащихся или они затрудняют его жизнь?

                 

7. Форма проведения интегративного урока, виды деятельности учеников и учителя:

- разумно ли они сочетаются;

- ведут ли к поставленной цели?

 

8. Сотрудничество учителей на интегративном уроке:

- насколько органично;

- действительно ли едины проблемы и содержание проведенных ими уроков;

- нет ли противоречий в используемых ими материалах?

 

9. Результаты деятельности учащихся на интегрированном уроке:

- создалось ли у них единое (интегрированное) представление о предмете;

- широта их кругозора;

- культура суждений, их аргументация;

- степень убежденности в итогах обсуждения проблемы;

- культура речи;

- эмоциональная вовлеченность в проблему

 

10.Общие результаты урока (выводы и предложения)

 

Подпись посетившего урок: ________________

Рекомендуем посмотреть:

Посещение уроков. Анализ урока

Беседа с учителем после посещения урока

Система посещения уроков

Характеристика современного урока

Формы анализа и самоанализа уроков естественного цикла

Нет комментариев. Ваш будет первым!