Требования к современному уроку по ФГОС

Требования к современному уроку, предъявляемые ФГОС нового поколения

Все государственные нормативные документы в области образования указывают на то, что принципиальным отличием современного подхода к проведению урока является ориентация результатов освоения основных образовательных программ на ФГОС. Под результатами в новых образовательных стандартах понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Как записано в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», «учащиеся должны приобрести навыки, позволяющие им успешно адаптироваться к динамично меняющемуся миру».

В соответствии с этим современное общество ожидает от школы образованных, нравственных, предприимчивых выпускников, которые:

• могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• отличаются мобильностью;

• способны к сотрудничеству;

• обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Как этого достичь? А достичь этого можно, как говорит министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов, лишь в хорошо оборудованном кабинете, на современных уроках с хорошим началом и хорошим окончанием. Учитель должен уметь спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока. И самое главное, учитель должен быть высококвалифицированным, творческим специалистом, любящим свою работу и детей.

Мы все прекрасно понимаем, что качество обученности учеников в большей степени зависит не столько от способностей школьников и их желания учиться, сколько от учителя, его отношения к учебному предмету и учащимся.

Исследования, в которых принимались во внимание все доступные данные об эффективности работы учителей, проведенные рядом специалистов, свидетельствуют о том, что учащиеся в классах высококвалифицированных учителей прогрессировали намного быстрее, чем дети, которые попали к учителям низкой квалификации.

Однажды наш земляк Алешин Василий Федорович, народный учитель СССР, заметил: «Учитель не может дать ученикам то, чего у него нет». Ему же вторит один корейский политик, который очень точно сформулировал мысль: «Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей».

Понятие «современный урок» неразрывно связано с понятием «современный учитель». По словам руководителя проекта по разработке ФГОС Александра Михайловича Кондакова, стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения.

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю. Во-первых, это профессионал, который:

• демонстрирует универсальные и предметные способы действий;

• инициирует действия учащихся;

• консультирует и корректирует их действия;

• находит способы включения в работу каждого ученика;

• создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это педагог, применяющий развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Квалификационные характеристики всех педагогических работников, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593, предъявляют к современному учителю высокие требования, соответствуя которым он в полной мере сможет реализовать требования ФГОС, проводить прекрасные уроки и получать хорошие результаты.

Так каким же все-таки должен быть современный урок? По каким критериальным требованиям он должен оцениваться?

А каким же видят современный урок наши ученики?

Вот некоторые из их высказываний.

• «Современный урок — это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются».

• «Современный урок — это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок».

• «Современный урок — это урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком».

• «Современный урок — это урок без стрессов».

Как видим, наши ученики желают учиться в режиме успешности, вне зависимости от своих способностей, как и записано в законе об образовании. Они хотят, чтобы учеба не только приносила пользу, но и проходила комфортно и интересно, была доступна, позволяла им заниматься творчеством, доставляла радость и желание учиться.

Современный урок, как того требует закон об образовании, в первую очередь, должен удовлетворять требованиям, утвержденным в ФГОС.

Требования ФГОС к методике преподавания

1. Компетентностный подход — комплексный характер (универсальные учебные действия), неразрывность знаний, умений, навыков, понимания, ценностного восприятия, отношения и применения на практике.

2. Вовлечение учащихся в организацию учебного процесса и осознание направленности своей деятельности (целеполагание, рефлексия, оценка).

3. Метапредметность, межпредметные и внутрикурсовые связи в образовании — интеграционный подход.

4. Связь обучающей и воспитательной направленности образования.

5. Акцент на активную деятельность и результативность (личностные, предметные и метапредметные результаты обучения).

6. Расширение информационного поля и поиск информации в разных источниках (в том числе структурирование и анализ).

7. Дискуссионный и открытый характер преподавания (переход от однозначных оценок к обсуждению, аргументированию, выбору собственной позиции).

8. Связь с повседневной жизнью (анализ ситуаций).

9. Проектная деятельность и практическая направленность образования.

10. Повышение мотивации к образованию (проблемный подход, интерес).

Требования к результатам обучения

Личностные — саморазвитие и самоопределение, мотивация к познавательной деятельности, сформированность системы социальных отношений и ценностно-смысловых установок (личностные и гражданские позиции), способность ставить цели и строить жизненные планы, осознание российской идентичности в поликультурном социуме.

Метапредметные — сформированность межпредметных понятий и УУД, их использование в практике (учебной, познавательной и социальной), самостоятельность планирования учебной деятельности, учебное сотрудничество, построение индивидуальной образовательной траектории.

Предметные — умения в предметной области, получение знания, преобразование и применение информации в разных ситуациях, сформированность представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

При этом закон об образовании предоставляет учителю свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания.

У каждого педагога есть возможность заниматься творческой деятельностью, быть автором учебных программ, педагогических технологий. Сейчас появилась необходимость представлять результаты своей работы при прохождении аттестации. Одним из главных профессиональных умений является умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности. Это умение имеет сферу применения от анализа отдельного учебного занятия до глубокого стратегического анализа всей своей деятельности и профессионально значимых качеств. Всем нам хорошо известно, что урок — это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учеников. Урок представляет собой творчество учителя, опирающегося на психолого-педагогические закономерности обучения и на требования, предъявленные образовательными стандартами.

Любой творчески работающий педагог понимает, что невозможно подготовить хороший урок без его анализа.

Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества. В ходе самоанализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства самим учителем позволяет ему постоянно выявлять свои профессиональные затруднения, своевременно находить решение.

Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество? На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. О реальной ценности урока говорят его результат, степень усвоения материала учениками.

Реализация требований ФГОС вынуждает учителя строить уроки по совершенно иной схеме. Если до последнего времени больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то теперь он должен делать акцент на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. К большому сожалению, на сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

Анализ и самоанализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Чаше реализуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Требования, предъявляемые к современному уроку

1. Учитель, как и в былые годы, должен спланировать проведение урока и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.

2. Урок должен носить гуманистический характер.

3. Красной нитью через урок должен проходить системно-деятельностный подход.

4. Урок должен быть нацелен на формирование у учащихся универсальных учебных действий, быть проблемным и развивающим (учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками).

5. Учитель должен организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать учебную деятельность учащихся.

6. Учитель должен побуждать учеников самим делать выводы по ходу урока.

7. Учащиеся на уроке должны проявлять максимум творчества и сотворчества.

8. На уроке должны осуществляться принципы время- и здоровьесбережения.

9. В центре внимания на уроке должны быть ученики (урок для детей, а не дети для урока).

10. Урок должен способствовать формированию коммуникативных компетенций.

11. Учитель должен создать условия для самореализации каждого ученика, свободного развития его способностей.

12. Учитель должен оптимально подбирать интерактивные педагогические технологии.

13. Должна быть организована рефлексия учебного занятия.

ФГОС вводит новое понятие — учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют или предлагают свое описание, частично запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии учитель придерживается.

В настоящие время многие ученые и педагоги-практики сходятся на том, что учителя должны владеть различными схемами урока, умело анализировать урок применительно к различным целям. А для этого необходимо:

• задавать цели урока с учетом тенденций передачи функции от учителя к ученику;

• систематически обучать детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. д.);

• использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;

• владеть технологией диалога, учить детей ставить и адресовать вопросы;

• эффективно (адекватно цели урока) сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, учить детей работать по правилу и творчески;

• на уроке задавать задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся);

• добиваться осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы;

• стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощрять и поддерживать минимальные успехи;

• специально планировать коммуникативные задачи урока;

• принимать и поощрять, выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучать корректным формам их выражения;

• создавать на уроке атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;

• осуществлять глубокое личностное воздействие «учитель — ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.).

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока. Именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании образовательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретают особое значение потому, что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

Рекомендуем посмотреть:

Беседа с учителем после посещения урока

Посещение уроков. Анализ урока

Характеристика современного урока

Система посещения уроков

Формы анализа и самоанализа уроков естественного цикла

Нет комментариев. Ваш будет первым!