Урок – основная форма организации взаимодействия школьников

Из опыта работы учителя русского языка и литературы

Подготовила: Шустова Анна Михайловна, учитель русского языка и литературы ВКК МАОУ СОШ №29, г. Магадан

Деятельность учителя-словесника довольно специфична. Творческий характер совместной деятельности с целью развития познавательной активности ребенка требует современного владения данным блоком теоретических знаний.

Владение продуктивными навыками общения одна из основных задач саморазвития учителя-словесника.

Именно поэтому автор реферата ставит перед собой следующие задачи:

-  Изучение и осмысление научных трудов, изложенных в психолого-педагогической литературе по проблеме.

-  Выявление благоприятных условий, способствующих повышению эффективности педагогического общения.

-  Обоснование личностно-ориентированного подхода к общению на примере опыта работы Е.Н. Ильина.

-  Описание планирования и осуществления коммуникативной структуры урока.

Урок является основной формой организации взаимодействия школьников. Понятие стратегии учебной деятельности можно соотнести с понятием диалектических задач, решаемых учителем в учебном процессе, понятие тактики речевого общения с понятием методов и приемов обучения.

Выделяются следующие основные дидактические задачи:

1. Задача передать информацию о языковых категориях, фактах, способах деятельности и т.д. (осуществляется главным образом на этапе объяснения нового материала и начальных этапах его закрепления);

2. Задача организовать учебно-практическую деятельность учащихся, овладение ими способами деятельности, т. е. умениями и навыками (осуществляется главным образом при закреплении, повторении, а также при проверке домашнего задания);

3. Задача проверить знания, умения и навыки учащихся (осуществляется во время проверки домашнего задания и опроса. а также при проведении специальных проверочных работ и при их анализе).

Урок как форма речевого общения представляет собой серии учебно-речевых ситуаций: организационный момент, опрос, повторение и обобщение пройденного, объяснение нового материала. Указанные микросистемы обучения отличаются друг от друга не только задачей, но и характером воздействия.

Задача первого этапа урока - установить «мостик» между учителем и учащимися, создать радостную атмосферу, привлечь внимание детей к содержанию урока, пробудить их интерес и побудить к ответным действиям.

Задачи

Речевые высказывания

Анализ приемов

1. Установить «мостик» между учителем и учащимися, организовать общение учащихся между собой, создать рабочую атмосферу, привлечь внимание учащихся к теме и цели урока.

Название темы урока Описание его целей. Представление классу различных вариантов выполнения данного задания Объявление

последовательности работы на уроке.

Точно (или гуманно) сформулированы тема и цель урока. Назван способ решения задачи или переданы эмоции учителя. Полно, правильно, последовательно.

2. Передача информации, объяснение нового материала).

Вопросно-ответное единство, проверка понимания отдельных терминов, диалогированный монолог.

Техника постановки вопросов. Организация процессов слушания и говорения.

3. Прием информации (опрос, повторение и обобщение изученного)

Вопросно-ответное единство, диалог.

Техника постановки вопросов. Организация самоконтроля.

Речевое воздействие учителя. Все обращения учителя к учащимся можно свести к трем основным видам: побуждение, вопрос, сообщение.

1. Организационный момент урока: приветствие, вопрос о присутствующих.

Всякий знак, который мы подаем друг другу, называют «поглаживанием». Учитель вошел в класс, улыбнулся детям, они ответили тем же, и это был обмен «поглаживаниями».

«Ритуал восьми «поглаживаний», выполняемый нами ежедневно, выглядит так:

Учитель (детям): Здравствуйте, ребята. (1-е «поглаживание»)

Дети: Здравствуйте, ..... ! (2-е «поглаживание»)

Учитель: Кого нет в классе?              ..., ты сегодня дежуришь? (3-е «поглаживание»). 4-е «поглаживание», направленное определенной ученице (ученику).

Ученица: Да, я. Коля С. заболел.

Учитель: А что с ним случилось? Простудился? Кто знает? Ты, Миша? (5-е «поглаживание» связано с отсутствующим учеником).

Ученик. Нет, Коля сильно ударил руку, и его мама повела в поликлинику. Я к нему сегодня зайду, мы уже договорились (6-е «поглаживание» обращено к учителю и отсутствующему товарищу).

Учитель: Спасибо, Миша, садись. Так, все остальные, надеюсь, здоровы, веселы и готовы со мной потрудиться! Так или нет? (улыбается, 7-е «поглаживание»)

Дети (хором): Так! (8-е «поглаживание»).

Контакты между учителем и детьми приобретают строго определенную длину цепочки «поглаживаний». Необходимость «поглаживаний» зачастую определяет круг тем и длительность отступлений на уроке. Обмен эмоциональной информацией типа «учитель желает вам добра, заботится о каждом из вас» и т.п. играет не меньшую роль в педагогическом общении, чем обмен логической информацией.

2. Четкая формулировка темы урока. Определение задач и подведение итогов. Если исходить из того, что каждое действие учителя вызывает ответное действие учеников, то четкая формулировка темы урока - очень важный момент.

Учитель

Ученики

1 Четкая формулировка темы.

Выделение главного в уроке

2. Определение задач.

Сравнение тем уроков в рамках данного параграфа.

3. Подведение итогов.

Объяснение основного способа работы на уроке

Кроме того, следует учитывать то, что названия параграфов учебника и тем урока далеко не всегда совпадают. Так, если «Состав слова» изучается на трех уроках, надо определить тему каждого их них, например: 1) Корень и окончание; 2) Суффикс и приставка; 3) Разбор слова по составу. Конкретные формулировки учителя облегчают ученикам задачу при выделении основного способа работы на уроке.

3. Подведение итогов урока включает в себя не только обобщение того, что узнали дети, но и оценку деятельности всего класса, отдельных учеников (особенно если появляется возможность оценить их внимание, наблюдательность, сообразительность, память).

Следует помнить, что оценка только тогда воспитывает, когда она мотивирована, объяснена ученику. Обоснование оценки - это утверждение определенных требований. Именно по тому, как учитель обосновывает оценку, ученики убеждаются (или не убеждаются) в его требовательности и справедливости.

Задача второго этапа урока - организовать усвоение изучаемого (повторяемого) материала.

Исходной формой педагогического воздействия учителя являются его требования.

Общий смысл требований - вызвать у учащихся определенную активность, которая должна проявиться в осуществлении различных действий или их прекращении (всевозможные запреты «не разговаривать во время работы, отвлекаетесь!», и т.п.)

Важной особенностью требования является то, что в нем всегда заложен определенный стимул к действию, соответствующее задание.

Четко осознаваемые цели каждой конкретной учебно-речевой ситуации помогают найти учителю адекватные для них педагогические решения и, следовательно, коммуникативные средства.

В педагогической практике используются разные формы требования: прямое и косвенное, созидающее и тормозящее, обращенное ко всему классу и индивидуальное.

Объяснение - информационное высказывание учителя, раскрывающее сущность объясняемого факта, явления, правила или способа действия.

Объяснение

Объяснение учителя (фрагмент) на уроке русского языка в V классе.

Комментарии

Итак, мы (1) с вами (2) убедились (3) в том, что глагол неопределенной формы называет действие - строить, жить,

1-3. Слова служат для установления контакта, создания в классе атмосферы взаимных поисков

созидать (4), но определить у глаголов в неопределенной форме время, лицо, число

4 Примеры, иллюстрирующие выдвинутое положение.

невозможно.

5. Слово «невозможно» в значении «нельзя» упрощает изложение.

Нельзя, например, определить число, время и лицо у глагола «строить». «Я строить, мы строить, завтра строить» - все равно глагол «строить».(6)

6. Предложение содержит пояснение, разъяснение выдвинутого положения через примеры. Используется разговорное слово «все равно».

Мы определяем глагол в неопределенной форме по вопросам. Например, «Нам песня строить и жить помогает». «Помогает» (что делать?) строить и жить. (7) Есть еще вопрос «что сделать?» (8) -построить, выжить (9).

7, 8, 9. Разъяснение через пример, показывающий, что вопрос нужно ставить от слова к слову.

8. Присоединительная конструкция, характерная для устной речи

Почему два вопроса - «что делать?» и «что сделать?» (10) Об этом вы узнаете позже.

10. Постановка вопроса помогает обратить внимание на то, что к глаголам в неопределенной форме можно поставить два вопроса (или один из двух) Сам вопрос носит интригующий характер, чтобы заинтересовать учащихся.

В структуре творчества педагога можно выделить два крупных блока, которые должны быть осознаны учителем:

1. Творчество учителя в процессе подготовки к деятельности и общению с детьми,

2.  Творчество педагога в процессе непосредственного взаимодействия с обучаемыми.

Во-первых, творчество проявляется в ходе познания учителем учащихся, в системе взаимодействия с ними.

Во-вторых,  творчество  проявляется   в   организации непосредственного воздействия на ребенка (система регуляции его поведения, реализация процедуры вербальных и невербальных форм взаимодействия, целостный репертуар воздействия).

В-третьих, творчество в общении проявляется в управлении собственным поведением (саморегуляция в общении).

В-четвертых, творческий характер носит сам процесс организации взаимоотношений.

В связи с тем, что творческий характер носит не только сам акт решения учителем какой-либо педагогической задачи, но и процесс воплощения этого решения в общении с детьми, общение в общей эвристической системе педагогической деятельности выступает как важная творческая подсистема.

Опыт работы с детьми убеждает, что организация непосредственного общения учителя-словесника с классом начинается с момента, когда учитель входит в школу, на урок - с каким настроением, желанием. У каждого учителя есть своя методика общения с классом. Какой тон задает учитель, как привыкли его ученики выполнять требования - от этих условий и других зависит и начало урока. Перед уроком очень важно создать настроение, условия, в которых ученики будут готовы работать, в которых они раскроются для совместной деятельности. Это создание творческой атмосферы необходимо, так как общение начинается до урока -  оно осмысляется, планируется. До урока выясняется, кто и по каким причинам не подготовился к уроку, кто подготовил дополнительный материал по теме; внимание обращается на то, что записано на доске. Для этого привлекаются учащиеся, которые отличаются особой неусидчивостью, невнимательностью. Такой межличностный контакт настраивает учителя и ученика на дружеское взаимопонимание, на совместную деятельность.

Звонок. Всматриваюсь в лица учеников, устанавливаю контакт глазами, усаживаю.

В начале общения даю целевую установку, сообщаю план. Все это организует ребят, создает психологическую и особую творческую атмосферу, повышает результативность обучения. Затем предлагаю поработать всем вместе (коллективно), обратившись при этом к своим знаниям по русскому языку, литературе и другим предметам (биологии, истории, математике). Когда контакт с классом установлен, с первых минут урока включаю детей в учебную деятельность. Задание может быть различным. Например, прошу написать краткое сочинение по впечатлениям или сгруппировать слова по определенному правилу. Все эти задания должны быть рассчитаны на включение детей в активную познавательную деятельность, мобилизацию их сил.

Практика         показывает,        что         осмысленность        заданий, самостоятельность их выполнения развивают познавательные способности учеников, вызывают интерес к предмету, учителю. Важно довести до сведения учащихся, с какой целью будет изучаться материал и какие требования им будут предъявляться по окончании урока.

Так, в V классе, изучая тему «Глагол как часть речи», обращаясь к ребятам, говорю:

Проверю вашу наблюдательность, можете ли вы быть разведчиками. Вам нужно сесть прямо, улыбнуться, сосредоточиться, написать число.

Задание первое:

-  перечислите названные глаголы (сесть, улыбнуться, сосредоточиться);

- В какой форме они употреблены? (в неопределенной)

-  Почему ученые-лингвисты называют эту форму неопределенной? Ребята отвечают, активно включаются в работу.

В дальнейшем с общения с классом перехожу на индивидуальное общение. В любом классе есть лидеры и ведущие. Каждый ребенок - индивидуальность. Поэтому в общении на уроке учитываются особенности
характера каждого, а, значит, нужно к каждому подходить со своей меркой.
Одному достаточно улыбнуться, к другому - подойти, с третьим обменяться взглядом, и он все поймет. Но за всем этим надо видеть цель, поставленную на уроке.

Итак, урок русского языка в VIII классе.

Тема: «Простое предложение».

Целевая установка: Закрепление полученных знаний по теме. Формирование умения распознавать разные виды простого предложения, параллельно ставить знаки препинания.

Выполнение самостоятельной работы:

1. Под диктовку записываются предложения, подчеркиваются главные члены, предложение квалифицируется.

Вам не видать таких сражений (Лермонтов). Прошло только два часа.

2.    Определяют, что это за предложения. Переконструируют из односоставного в двусоставное.

3.   На слух определяют вид предложения, отталкиваясь от характера грамматической основы.

В мае завершит строительство жилого дома.

4.    Следующий этап - подключение пунктуационного разбора к синтаксическому.

(Камень, как уголь, горячий - этот камень как уголь.)

Основа предложения, структура предложения, объясняются знаки препинания.

Почему нельзя ставить запятую? Каким членом предложения является слово «уголь»?

(Ответ: Запятая между подлежащим и сказуемым не ставится)

5.  Теоретическая пятиминутка («Работа с терминами»).

Читается предложение, ученики дают его грамматическую и пунктуационную характеристику, а затем записывают само предложение.

Примечание: кроме главных и второстепенных членов предложения могут быть слова, не являющиеся членами предложения.

Учащиеся пишут в тетради самостоятельно.

Простое, причастный оборот, обособленное дополнение (запись предложения) и т.д.

6.  Словарно-терминологический диктант до 20 - 25 слов.

Биология, синтаксис, математика, фразеологизмы и т.д.

7.      Составление словосочетаний, предложений с данными словами, составление сочинения-миниатюры (работа по группам).

8.      Самостоятельная работа по подбору предложений по заданной схеме.

Дома работа продолжается.

При выполнении всех этапов урока во взаимодействии с детьми в процессе общения реализуются различные функции: информационно-коммуникативная,  регуляционно-коммуникативная,        аффективно-
коммуникативная. В данном общении значительное место занимает воспитательный процесс.

Не всем учащимся интересно то задание, которое выполняется, но не выполнять его нельзя, так как ученик не сможет шагнуть на следующую ступеньку. Вот это и необходимо довести до сознания учащихся. Здесь помогут разные способы (одобрение, удивление, шутка, иногда молчание, пауза, достаточно рядом постоять).

Но бывает, что ученик не хочет настраиваться на работу. В этом случае, не нарушая педагогического такта, перехожу к личностному общению: предлагается задание на выбор или посидеть и понаблюдать за работой учителя, одноклассников. Иногда варианты работы определяем вместе, результаты которых выходят на вариант той работы, которую выполняет класс.

Чтобы пробудить интерес к теме урока, воображение, необходимо создать проблемную ситуацию - одно из средств развивающего обучения. Такая работа способствует и развитию динамического мышления, влияет на развитие активности, самостоятельности, на общее развитие.

Урок в V классе по теме «Диалог. Прямая речь».

Создается речевая ситуация, дается задание: «Представьте себе, что учитель несет в руках много книг, неожиданно книги падают из рук. Рядом стоит ученик. Постройте диалог, который состоится между ними. Не забудьте о «волшебных» словах. Грамотно оформите реплики». Такое задание воспитывает у детей не только культуру речи, но и культуру поведения, культуру общения.

Обращаясь к русской классической литературе, воспитываем у учащихся чувство любви, внимательное отношение к языку, так как литература - искусство слова. Поэтому на уроках литературы обращаю внимание детей на образы людей, владеющих искусством слова. Через слово ученик познает мир, другого человека, в целом окружающую действительность.

Например, на уроке литературы в IX классе, говоря о личности А. С. Грибоедова, сосредоточиваю внимание ребят на лучших чертах человеческой личности, которыми обладал великий драматург и поэт. И ученики приходят к выводу, что многие из названных черт: высокое чувство гражданственности, любовь к Родине, пытливость мысли, разнообразие интересов - необходимо стремиться формировать у каждого человека. В общении с классом представляю  возможность высказаться каждому. Поднять инициативу ребят помогают вопросы: «А как ты думаешь?», «Как бы ты сказал иначе?», «Согласен ли ты с ответом товарища?», «Действительно ли Грибоедов обладал лучшими чертами человеческой личности?» Вникая в суть вопроса и ответа (литературно, исторически, нравственно), вместе с учениками осмысливаем каждую деталь. «Искусство детали сопряжено с высокой эстетической культурой: чувством слова, намека...» - пишет Е. Н. Ильи.

Художественная деталь воспитывает именно такого - думающего читателя. Так формируется и творческий, то есть читательский, интерес к книге, с которой радостно общаться, исследуя, а  не созерцая ее. Ученики оживают, когда вместе с ними учитель ищет истину. Каков учитель, его профессиональное мастерство, как относится к ученикам, какими тревогами и заботами живет, к чему стремится на уроке, - об этом рано или поздно скажут вопросы.

По глазам учеников можно определить правильность постановки вопроса. Читая книгу, учитель-словесник всегда отыщет вопрос, вокруг которого завяжется беседа и в совместном общении никто не останется безучастным. Как это бывает на уроке Е. Н. Ильина? Например, «Кого внимательнее и дольше всех (не перебивая!) слушает властная Кабаниха?». Таким вопросом начинаю тему «Темное царство» в пьесе «Гроза». Надменная Кабаниха слова никому не даст сказать. Заглянуть в книгу - поздно. Ее надо вспомнить, и это один из лучших способов перечитывания. Если ответ правильный, можно и книгу открыть, чтобы себя аргументировать. Дальше идет упорная борьба мнений. Тихона? Но, кроме «маменька» и «чего изволите -с», другого он изречь не может. Поговорили о семейном гнете как типичном явлении «темного царства». Процитировали Добролюбова. Катерину? Но ей вовсе рта не дают раскрыть. Дикого! Нет, Кабаниха не слушает, а лишь выслушивает его, если тот не кричит. Обсудили характер Дикого. Дольше и внимательнее всех она слушает... себя! Догадка не лишена смысла, но ее надо проверить, обосновать. Никто не называет Варвары. Не случайно. Она вроде как на положении служанки или рабыни. Еще примета «темного царства». В процессе общения по вопросам для себя уясняю (отмечаю), что. главное внимание необходимо уделять не только главным персонажам, но и второстепенным. «Феклушу! Странницу!» - называет ученица. Наш интерес к Феклуше выразился системой незапланированных вопросов. «Верит ли Кабаниха тому, о чем Феклуша рассказывает? Слушает или только притворяется? Почему перед грозой - и той, что разразится в природе, и в душе Катерины, - появляется Феклуша?»

Вот таким образом появился интерес у ребят к второстепенному образу пьесы. Учителю необходимо вызывать вопросы у учеников, так как в вопросах развивается и раскрывается личность. Психологи утверждают, что мыслит тот, кто задает вопросы. На уроке вопросы задаю в устной форме, пишу на доске, на карточках для индивидуальной работы. На вопросы ученики отвечают по книге.

И все же деталь, вопрос иногда (теоретически) кое-кого могут оставить безучастным, а творческий прием - важнейшее средство анализа действует на всех и сразу. В нем особый, индивидуально-ориентированный подход к ученику. Это отношение передается классу и становится уже отношением учеников к учителю, к книге как источнику интересного. Так строится прямая и обратная связь. Во взаимном общении на уровне партнерства развиваются и укрепляются дружеские отношения между учителем и учениками.

Так, говоря об отношении Базарова («Отцы и дети») к родителям можно спрашивать, подходя к каждому ученику, любит ли он своих родителей. И тема «Базаров в родительском доме» будет ученикам принята.

Приемы мыслительной активизации многообразны, а осуществление их происходит только через общение с классом.

Чтобы дать характеристику Базарова, предлагаю задание «Кто больше найдет в тексте эпитетов, характеризующих Базарова». Часто использую прием с установкой: «Хороший ученик тот, кто поправит учителя». Для этого умышленно допускаю оговорку, неточность. За поправку ученика стараюсь похвалить, поставить четверку, пятерку. Даю возможность высказаться о несогласии с автором или критиком, обосновав свое мнение. Урок литературы, как и художественная книга, может заканчиваться творческим заданием. Например, даю задание. «Кто больше найдет реплик и фраз, характеризующих самодурство в «Грозе»?

Связь с законами художественного мышления в школьном анализе литературного произведения является прежде всего в поисках читательского образа, который возникает при активном сопереживании, глубоком усвоении текста.

Знакомясь со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Парус», ученики обычно отвечают на вопрос о том, какие стремления выразил здесь поэт. «Это порыв к свободе. Это жажда борьбы», - говорят они. Но этот ответ не дает глубокого понимания поэтического текста. Ведь эти же слова можно отнести и к Пушкину, и к Некрасову. Пробуждая воображение, читательское сотворчество, пытаюсь углубить логическое осмысление текста вопросом: «В каком поэте вообще не живет свободолюбие?» Здесь важно не назвать эти свойства, а обнаружить неповторимое их содержание в каждом отдельном случае. Ребята эмоционально переживают каждую ситуацию стихотворения до тех пор, пока разбуженное воображение не позволит им увидеть одинокий парус «в тумане моря голубом», гнев стихий и полный умиротворения покой моря.

Разные приемы анализа указывают на ту работу, которую мы совершаем в процессе изучения текста, конкретно определяют действия учителя и учеников. Пересказ или выразительное чтение, комментарий или сравнение вариантов текста предусматривают виды работы, которые могут быть включены и в анализ «вслед за автором», и в рассмотрение системы образов произведения, и в проблемно-тематическое его изучение. Класс всегда чувствует, для чего разбирается художественное произведение. Если общение организовано на должном уровне, то ученики в процессе разбора произведения не только приобретают знания, но и чему-то учатся, над чем-то думают, к чему-то важному приближаются. И для этого учитель не жалеет сил и времени. Познавательная мысль всегда должна перерастать в обучающую, творческую.

Профессиональное мастерство учителя - наивысшая форма гуманизма, выражение нашего отношения, интереса и внимания к ученику, к качеству своей работы. У учителя путь к знаниям – личностный, творческий, коммуникативный. В огромной массе своей школьники хотят учиться, но на качественно иной, демократической основе. И в этом главным методом работы с ними является общение. Учитель вместе с учениками общается через знания и получает знания через общение. На уроке равноправия воспитывается творческая личность. Школьники особенно активны, когда учитель передает им некоторые свои функции. Пристально вглядываются они в нас, учителей: обогащаемся ли мы в общении, в сотрудничестве с ними. Сотрудничество - это когда обе стороны интересны, значит, обе стороны надо обеспечить одинаковыми правами. (При соблюдении дистанции между учителем и учеником).

При всем разнообразии материала и различии степени его трудности на любом уроке первичного усвоения нового материала должно, во-первых, развиваться умение самостоятельно мыслить, рассуждать, умение наблюдать, обобщать результаты наблюдений, делать выводы.

При выработке умений и навыков большую помощь оказывает учебник. Это рабочая книга для учеников и методическое пособие для учителя. В учебнике запрограммированы методы и приемы изучения материала. Выбор методов и приемов использования учебника обуславливается характером правил и степенью трудности их усвоения. В дальнейшем на специально подобранных мною примерах ученики упражняются в применении правил.

Выполняя задания и упражнения, вношу элементы соревнования, игры. Например «Цепочка слов», «Игра в молчанку», «Кто быстрее», «Парный выход». Игра «Кто лучше знает правила?» организуется у меня на уроке следующим образом: на доске в две колонки записываются слова с трудными орфограммами. Слова одной колонки объясняет первая команда, другой - вторая. Если ученик одной команды не может подчеркнуть орфограмму и сказать правило, то это слово записывает в свою колонку ученик другой команды. Эта игра развивает коммуникативные способности детей, воспитывает чувство ответственности, сопереживания. Следующая игра «Работа глагола» проводится невербальным способом. Ученик совершает действия, остальные записывают глаголы, затем коллективно проверяем, обмениваясь тетрадями. Такое межличностное общение создает ситуацию успеха, взаимопонимания. В этой ситуации очень важно бережно относиться к духовному миру ребенка, верить в успех каждого и доверять ему. Утверждая идеи педагогики сотрудничества, создаю в классе атмосферу доброжелательности и взаимного уважения. Так, поощряю ответы учеников: «Я рада, что ты постарался. Вы очень помогли мне сегодня. Если трудно кому, я помогу». Гуманное отношение в общении с детьми порождает ответные чувства.

Стремясь оптимизировать учебный процесс, продумываю отбор методов и приемов обучения. Например, в обучении орфографии использую методы: слово учителя (для сообщения цели предстоящей работы, при формулировке задания для самостоятельной работы, при обобщениях»; методом беседы изучается материал; метод наблюдения и анализа (предлагает сопоставление изучаемых явлений, обобщение, поэтому применение его целесообразно при изучении написаний, проверяемых путем сопоставления с опорными словами, или написаний, проверяемых орфограммами и грамматическими правилами). Например, при изучении правописания гласных, проверяемых ударением, записываем предложения

Железо раскалилось докрасна.

При закалке металл нагревают, а затем быстро охлаждают.

Использую дифференцированный подход, с учетом индивидуальных особенностей учащихся, организую работу по группам:

1    группа - в подчеркнутых словах расставить ударения, выделить корень, назвать гласную корня;

2    группа - записать аналогичные слова, подумать и сделать вывод, как проверяется правильность написания безударной гласной корня.

Работа по группам позволяет совершенствовать навыки культуры общения, организаторские способности учеников, умения проявлять себя.

Методом самостоятельной работы может быть организовано изучение любой группы написаний, если ученики уже владеют навыками работы с учебником.

Не все ученики могут справляться с общей работой; учитываю их уровень знаний, способностей предлагаю работу по индивидуальным заданиям (карточки, перфокарты). В течение урока, не теряя контакта с классом, даю конкретные советы по рациональной самоорганизации и самоконтролю. Например: «Работайте сосредоточенно, не отвлекайтесь, будьте внимательны, обращайтесь к словарю, к правилу, поднимите руку, если что-то непонятно».

Для формирования речи детей даю задание по осмыслению слов, текстов. Это выписывание слов-синонимов из текста с пояснением их значения; составление плана текста, при котором извлекается главная мысль и другие. Уроки развития речи проводятся для осознанного овладения умением мыслить, рассуждать, доказывать, убеждать. Так, написание сочинений и изложений развивает не только устную, письменную речь, но и познавательные способности: наблюдательность, воображение. Одновременно совершенствуются и навыки грамотного письма. Например, в V классе ученики пишут под диктовку: «Завтра День Учителя. Ученики нашего класса готовят поздравительную программу для всех учителей школы». Прошу учеников продолжить текст, чтобы получилось сочинение-миниатюра. В течение творческой деятельности общаюсь с детьми индивидуально, спрашивая об отношении ко Дню Учителя, к учителю, любимому предмету, об участии в концертной программе. Таким образом  воспитываю у ребят положительное отношение к профессии учителя, к творческой работе.

Значительное количество работ, посвященных проблемам развития речи, принадлежит М.А. Рыбниковой. Анализ многочисленных письменных и устных работ учащихся позволил М.А. Рыбниковой наметить систему развития речи с учетом возрастных возможностей учеников и имеющихся у них знаний и навыков в области языка. В систему работ по развитию речи включены следующие виды работ: изложение, сочинение, работа над ошибками и работа над планом, куда относятся и устные выступления. Вся система обучения школьников связной речи, в процессе которой решаются и образовательные, и воспитательные задачи, строится с учетом требования единства развития речи и мышления. Устная и письменная речь - это две формы процесса общения людей посредством языка, каждая из которых имеет свои особенности.

Устная речь знаменует собой процесс непосредственного, живого общения между людьми; она предполагает наличие говорящего и слушающего. Характер ее зависит от наличия психологического контакта между говорящими и конкретной обстановки общения, то есть от того, кто говорит, с кем, о чем, а иногда и для чего. Устная речь располагает такими богатейшими выразительными средствами, как интонация, паузы, логические ударения, темп, жесты и мимика. Все это помогает понимать устную речь с полуслова.

Письменная речь всегда графическая, по преимуществу монологическая, не предполагающая наличия собеседника. Письменная речь требует более систематического, логически связного изложения. По мнению Н.С. Рождественского характерной особенностью письменной речи является «Последовательность и продуманность мысли...».

Осуществление методического принципа взаимосвязи в развитии устной и письменной речи имеет очень большое образовательное и воспитательное значение, так как, согласно данным психологических исследований, «В едином развитии устной и письменной речи формируются коммуникативная и логическая функции речи, а тем самым стиль общения и стиль мышления».

Чтобы овладеть навыками устной и письменной речи, необходимы систематические упражнения, направленные на обогащение словарного запаса учащихся, приобретение навыков правильного и целесообразного употребления в речи разнообразных грамматических форм и конструкций, связное изложение прочитанного, услышанного или увиденного. Такие упражнения провожу на уроках русского языка, литературы и на специальных уроках по развитию связной речи.

На уроках словесности дети учатся видеть жизнь во всех ее проявлениях, осмысливать духовные и нравственные ценности, осознавать себя как личность, учатся честно и добросовестно относиться к любой работе.

В течение урока очень важно поощрять не только активность, но и доброжелательно делать замечания. Я говорю обычно так: «Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Можно и ошибаться, путь к истине труден. Главное - работайте, ищите».

Для решения задач по обучению, развитию и воспитанию учащихся провожу разные уроки по форме: семинары, конференции, диспуты, лекции. Иногда необходимы бывают уроки, где основное место отводится деятельности учителя (например, лекция) или всего класса (самостоятельная работа), но чаще всего учитель, отдельные ученики и класс в целом взаимодействуют на уроке друг с другом. Чем продуманнее общение в их деятельности, тем более сложные вопросы удается решить на уроке.

Например, в задании, завершающем урок («Ревизор» Н. В. Гоголя), принимают активное участие все ученики. Они должны решить, почему Николаю I не понравился финал комедии и каким бы он хотел его видеть. Вопрос рассчитан на пробуждение творческих способностей учеников. Они мысленно представляют себе, как развернуться события после приезда настоящего ревизора, и пытаются понять, какой финал комедии мог бы удовлетворить Николая I. Общаясь, ученики корректируют догадки друг друга. Интерес вызван, все размышляют. Так организую коллективный поиск ответа, пробуждающий мыслительную и эмоциональную активность учеников.

Эффективность урока определяется и активным уместным включением технических средств, которые являются важным источником информации.  Звукотехнические  и экранные пособия нужны словеснику для создания определенной эмоциональной атмосферы. Очень важно позаботиться об организации деятельности  учеников, так  как они иногда расслабляются.  Ставлю  вопросы по произведению, прошу задать вопросы друг другу, рассказать о жизни писателя, героя произведения и др. В V классе сказку А. С. Пушкина читали на фоне музыки Чайковского «Вальс цветов». Это создало особое настроение ребят, эмоциональность, вызвало интерес к чтению сказки, к постижению общей цели. При демонстрации фильма «Игра в хоккей на замерзшей реке» дети описывали ситуацию, выясняли, какие имена существительные помогли им передать содержание увиденного. Затем перешли к совместной деятельности составлению рассказа «На стадионе». В данном виде работы на уроке осуществлялась межпредметная связь. Ученики проникаются любовью к спорту, желанием быть здоровыми и сильными. А главное, появляется интерес к уроку, к чтению книг на тему «Спорт».

Общение продолжается и после уроков при проведении внеклассных мероприятий. Это КВН, викторины, занимательные игры, олимпиады, различные конкурсы, работа кружков, недели русского языка и литературы, факультативы, спецкурсы.

На уроках и во внеклассной деятельности всегда необходимо учитывать характер каждого ребенка, использовать дифференцированный подход к ребенку как личности. Например, участвуя в работе кружка по предмету, мои ученики сочиняли стихи, басни, искали интересный материал по темам, изучаемым на уроках, учились работать со справочниками, оформляли альбомы, ходили в городскую библиотеку на экскурсии, готовили заключительное мероприятие для всех учащихся класса. Те ребята, которые посещали кружок, стали лучше и выразительнее читать, грамотнее писать.

Учитель добьется хороших результатов, если общение будет организовано на должном уровне.

В процессе обучения решаются три основные задачи: обучающая, воспитывающая, развивающая.

При решении обучающей задачи общение позволяет обеспечивать психологический контакт с учащимися, формировать положительную мотивацию обучения; создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного процесса и совместных раздумий.

При решении воспитывающих задач с помощью общения налаживаются воспитательные и педагогические отношения, психологический климат между педагогами и детьми, формируется познавательная направленность личности; преодолеваются психологические барьеры; формируются межличностные отношения в ученическом коллективе.

При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовыражение личности; преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности (скованность, стеснительность, неуверенность); создание возможности для выявления и учета индивидуальных особенностей учащихся; осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и установлении личностных качеств (речь, мыслительная деятельность).

Процесс профессионального педагогического общения представляет собой решение педагогом множества задач, меняющихся и развивающихся.

Таким образом, для педагогического общения необходимы следующие качества личности:

Устойчивое хорошее самочувствие в ходе работы с людьми, бескорыстное включение в общественно-организаторскую работу, способность быстро понимать намерения, помыслы и настроения других людей, способность мысленно ставить себя на место другого человека, способность хорошо помнить, держать в уме знания о личных качествах многих людей, способность находить общий язык с разными людьми, стремление проводить время со сверстниками или младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом или помочь им в чем-то, уметь улаживать разногласия между сверстниками или младшими, способность легко (без внутренней скованности) вступать в общение с новыми людьми, умение убедить сверстников или младших в целесообразности того или иного плана действий.

Многолетний опыт работы в школе убеждает, как мы общаемся с учениками, так мы их и воспитываем, и развиваем. И хотим мы того или нет, но в диалоге с ними мы влияем прежде всего не содержанием информации, а тем, как ее передаем, т.е. своей культурой общения.

И в целом, совместное общение учителя и ученика является важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования и развития личности.

Рекомендуем посмотреть:

Положение о научном обществе в школе

Положение о школьной предметной неделе

Положение о школьной предметной олимпиаде

Как провести анализ урока

Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок

ЕВГЕНИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЧИКРИЗОВ # 26 июня 2014 в 21:50 +3
Урок – основная форма организации взаимодействия школьников!
Тысячу раз согласен с Автором, которому давно известную истину удалось рассмотреть с такой необычной точки зрения! Признаюсь, что меня подкупила необычность изложения материала и свежий взгляд. Автор верно подметил важность конструктивного взамодействия учителя и ученика как основополагающего фактора формирования и становления личности подрастающего поколения!
Таких работ современной педагогике отчаянно не хватает и потому, было бы здорово, если бы Автор продолжил работу в данном направлении!
СПАСИБО!!!
Ирина Александровна Подольская # 31 июля 2014 в 19:21 0
Подобных работ достаточно. У каждого свое видение, приемы и приёмчки. Как хорошо, что есть неравнодушные учителя, которые желают поделиться своим опытом, находками. Понравилась работа по изучению произведению И.С. Тургенева. Обязательно что-нибудь подобное сделаю. Спасибо.
Марина Сергеевна Жукович # 13 сентября 2014 в 13:59 +2
Материал в статье познавательный и интересный. Тема обсуждаемая в статье актуальна, каждый подбирает свою методику ведения урока, все зависит от личных качеств и аудитории с которой предстоит работать. Часто на уроке приходится импровизировать, зная методику это удается без проблем. Многие моменты взяла на заметку, спасибо за обмен опытом.
Харламова Ольга Юрьевна # 1 октября 2014 в 15:31 +2
Однозначно сформулировать определение урока сложно. В педагогической науке есть ряд его определений. По М.А. Данилову и Б.П. Есипову, «урок есть такая организационная форма учебной работы в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся — с классом, по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения намечаемых им дидактических задач в соответствии с требованиями учебной программы».В этой статье автор показал как при строгом научном подходе совмещать творческие формы обучения.
Ольга Борисовна Морозова # 1 октября 2014 в 19:39 +1
Автором работы высказаны очень верные мысли об общении. Действительно, общение - главная составляющая успешной нашей работы с детьми, и от того, как мы умеем общаться, зависит качество знаний учеников. Многолетние наблюдения позволяют мне утверждать, что эмпатия учителя, умение создать диалоговую ситуацию на уроке и вне его - залог успешности учителя. Спасибо автору, понравилась особенно идея о "поглаживаниях".
Ольга Васильевна Пустошинская # 1 октября 2014 в 19:50 +1
Руководствуясь написаными дидактическими задачами урока можно на своем опыте применить на уроке.Что понравилось это ,то что Творчество педагога в процессе непосредственного взаимодействия с обучаемыми все с самого начала урока до конца ...
Надежда Ивановна Сластенина # 6 октября 2014 в 21:40 +1
Здравствуйте. Заинтересовалась Вашим изложенным материалом. Как учитель-словесник полностью разделяю многие ваши идеи. Всегда считала, что грамотно выстроенное общение учителя с учениками - один из залогов успеха в нашей деятельности. Конечно, знание методик обязательно, но, иногда, приходится действовать интуитивно. И это умение учителя найти правильное решение доступно не всем. Спасибо за содержательный материал, желаю творческих успехов. С уважением Надежда
Лариса Александровна Глушенкова # 30 октября 2014 в 23:30 0
Спасибо, очень интересный материал.
Алла Альбертовна Гоморова # 1 ноября 2014 в 07:58 +3
Добрый день! Изложенный материал очень интересный, и я, как завуч, во многом согласна с автором. Современный урок- это урок для каждого ученика, для развития его творчества, самореализации. Ученик должен уметь добывать знания, а не получать их в готовом виде. Поэтому и урок должен строиться на активной деятельностной основе. На уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать решения в нестандартной ситуации. Все эти моменты должны быть на современном уроке. Современный урок должен воспитывать Творца и Деятеля!
Елена Николаевна Пенкина # 4 ноября 2014 в 10:16 +1
материал очень интересный
Людмила Даниловна Альзонова # 27 ноября 2014 в 14:06 0
Здравствуйте,Анна Михайловна!В Вашем материале много инноваций.Это технологическая карта урока,логика системно-деятельностного подхода, без которого современному уроку не обойтись.Это и основа ФГОС. Вашу работу надо взять на вооружение как молодым учителям так и учителям-стажистам.Спасибо за материал.Он очень полезный.С уважением Л.Д.
Екатерина Вячеславовна Дергачева # 27 ноября 2014 в 20:16 0
Достаточно насыщенный, интересный материал, но много уже общеизвестного...
Трусов Александр Анатольевич # 29 ноября 2014 в 18:26 0
Спасибо, очень интересный насыщенный материал.
Ольга Михайловна Рудская # 6 декабря 2014 в 08:15 0
Современный урок хорош тем, что можно варьировать и инновационные идеи и основные закономерности , проверенные временем. А автору особая благодарность за данный материал. Каждый найдёт внём для себя что-то полезное.
Татьяна Владимировна Новойдарская # 6 декабря 2014 в 18:56 0
Содержательный и познавательный материал. Хорошо объяснили, как можно в научном подходе совмещать творческие формы обучения детей. Спасибо.
Валентина Васильевна Ходосевич # 10 января 2015 в 12:13 +2
Разделяю каждую мысль, высказанную автором. Взаимодействие учителя (особенно словесника) и учащихся должно быть творческим и стимулировать творческое мышление ребёнка. Такое взаимодействие делает педагога и ученика единомышленниками, что даёт ощущение радости как тому, так и другому.
Оксана Дмитриевна Гонтарук # 13 января 2015 в 21:45 0
Я згодна із думкою Н.С.Рождественского, що характерною особливістю писемного мовлення являється "послідовність і продуманість думки...", особливо на уроках іноземної мови, де потрібно знати всі необхідні граматичні явища та правильно їх використовувати.
Ольга Геннадьевна Пуляева # 25 января 2015 в 22:35 0
Глубокое и серьезное размышление!
Екатерина Борисовна Теличко # 27 января 2015 в 09:49 +2
Хочется выразить автору этого материала огромную благодарность! Очень понравилась идея о "поглаживаниях"! Такое взаимодействие учителя и ученика должно быть в нашей школьной жизни...
Наталья Владимировна Насонова # 18 февраля 2015 в 15:25 +2
Я обязательно использую ваш материал в работе.
Инна Николаевна Беловодова # 23 февраля 2015 в 10:25 +2
Ваш урок разработан очень грамотно и соответствует всем требованиям, предъявляемым к современному уроку. В наше время формирование коммуникативных умений детей очень часто оттесняется на второй план, а это не правильно. Не всегда знания полученные в школе пригождаются в жизни, а вот без умения общаться никуда не продвинешься!
Татьяна Евгеньевна Рыскалина # 18 марта 2015 в 22:39 +2
На эту тему написано множество работ. Материал написан качественно, но в нем отсутствует оригинальность. Было бы интереснее, если бы автор затронул и тему дистанционного обучения. Я,например, уже не первый год, практикую дополнительные дистанционные уроки для учащихся.
Т.е. при изучении новой темы я записываю обучающий ролик и размещаю его в облачном пространстве или на странице нашего класса.Этот прием значительно повышает уровень знаний учащихся.Каждый учащийся может дома еще раз просмотреть объяснение урока, алгоритм выполнения задания и т.д. Особенно это актуально для учащихся, склонных к пропуску уроков по болезни.
Тагзима Рифгатовна Фарухшина # 31 марта 2015 в 16:53 +1
Процесс обучения представляет собой сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели- вооружению обучающихся знаниями, навыками, к их развитию и воспитанию. Обучение- двусторонний процесс.Разделяю основную мысль автора. Спасибо
Екатерина Владимировна Бунеева # 12 июня 2015 в 17:20 0
Спасибо вам за отличный материал. Дети это самое ценное что у нас есть. И все мы несомненно готовы вложить в их светлые головы только самое лучшее, прекрасное и вечное. Ваш урок идеален. Спасибо вам что вы готовы все это воплощать в жизнь !
Ярослав Витальевич Кузнецов # 13 июня 2015 в 12:15 0
Неплохой материал. Считаю, что многовато таблиц, а вообще материал ценный
Юлия Александровна Ленёва # 8 августа 2015 в 09:47 0
Материал представлен с практическими примерами. Поэтому все теоретические мысли очень понятны. Все можно использовать в своей практике.
Гончарова Тамара Владимировна # 2 сентября 2015 в 11:08 0
Молодец! Я не литератор, но мне понравился урок. Большая плотность, много успели, работа разнообразная. Так держать!
Марина Евгеньевна Соболева # 10 сентября 2015 в 06:05 0
Материал очень интересный. Автору особая благодарность за данный материал.
Людмила Евгеньевна Дедкова # 2 октября 2015 в 21:12 0
Хороший материал, огромное спасибо. Интересная идея.
Ольга Александровна Новикова # 4 октября 2015 в 13:35 +1
Интересный материал не новыми идеями, а полнотой изложения: чётко, конкретно, полно, актуально, всё по теме. Данный материал хорошо использовать для лекций, курсовых работ. Интересен он будет и начинающему учителю. Спасибо за статью.
татьяна владимировна шеховцова # 15 октября 2015 в 09:50 0
Как мы все учителя говорим и чувствуем наших учеников на уроке,чем бельше мы успеваем с детьми на занятиии ,тем лучше себя чувствуем после него hoho Ведь это правда?
татьяна владимировна шеховцова # 15 октября 2015 в 10:12 0
Я восторгаюсь нашими учителями,в наше время время очень сложно заинтересовать детей ....а здесь очень интересно ,живо подаётся этот материал!Молодец!
Елена Николаевна Кашникова # 31 октября 2015 в 18:18 0
Материал интересен, ведь урок - это основной инструмент воздействия и взаимодействия учителя и обучающегося.
Татьяна Владимировна Шалаева # 6 ноября 2015 в 13:54 0
Хороший материал. Много интересного и познавательного.Спасибо.
Галина Алексеевна Бабкина # 10 ноября 2015 в 18:24 0
Анна Михайловна, вы подробно и доступно рассмотрели данную проблему, привели на примеры. Я полностью согласна с вами в том, что знанию обучающихся во многом зависят от стиля общения учителя с учениками.
Действительно, совместное общение учителя и ученика является важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования и развития личности.Учитель в своей работе должен обращать внимание на культуру общения, особенно в настоящее время!
Ботакоз Серикбаевна Сарсембетова # 13 ноября 2015 в 09:21 0
«Мне понравился ваш материал. Беру в копилочку»
Анастасия Владимировна Галушко # 30 ноября 2015 в 11:39 0
Спасибо Вам за материал!Очень полезная информация!
Елена Валерьевна Евсеева # 6 декабря 2015 в 22:20 0
Спасибо за предоставленную информацию. Материал насыщенный, познавательный, интересный.
Виктория Алексеевна Санникова # 8 декабря 2015 в 13:00 0
Благодарю за столь хороший материал
Елена Борисовна Жданова # 24 января 2016 в 06:20 0
Жданова Елена Борисовна
Работа учителя очень универсальна, мы владеем не только знаниями по предмету, методикой преподавания, но и основами психологии и педагогики. Неотъемлемой частью нашей работы является аттестация, где такие рефераты очень ценятся. Спасибо автору, что еще раз обратила наше внимание на особенности организации урока, формирование коммуникативных компетенций учеников через активную учебно - познавательную деятельность, полезна информация о "поглаживаниях", важна и практическая часть с представленным планом урока. Спасибо!
Татьяна Андреевна Шилова # 27 января 2016 в 10:42 0
Урок – это многовариантная форма организации целенаправленного взаимодействия преподавателя и учащихся. В данной статье хорошо изложен материал учителя русского языка, но который могут использовать также учителя других предметов. Спасибо, буду рекомендовать.
Ирина Александровна Малютина # 25 февраля 2016 в 13:31 0
Малютина Ирина Александровна.
Материал в статье очень интересный и познавательный. Тема представленная в статье актуальна, каждый подбирает свою методику ведения урока, все зависит от личных качеств и особенностей коллектива с которым предстоит работать. Часто на уроке, учителю приходится импровизировать, недаром говорят: "Учитель - это художник, который творит", всякие неожиданности могут произойти.Многие моменты взяла на заметку, спасибо за обмен опытом.
Юлия Сергеевна Убийко # 2 марта 2016 в 17:24 0
Очень хороший и нужный материал. Кое-что уже знала, а многое для себя взяла на заметку. Актуальная и полезная информация. Спасибо за предоставленную информацию. В работе учителя нужно быть в постоянном поиске. Ваш материал представляет много нужной информация и разной, а собран в одно. Успехов Вам в работе!!!
Елена Анатольевна Камаева # 16 марта 2016 в 20:51 0
Добрый вечер! Доступно, с примерами был представлен материал.В нем много интересной и полезной информации. Спасибо.
Надежда Валентиновна Петрова # 25 марта 2016 в 21:50 0
Материал очень интересный. Автору особая благодарность за данный материал.
Наталья Юрьевна Киркун # 31 марта 2016 в 18:13 0
Очень лаконично и понятно. Спасибо!
Айгерим Рысбековна Жасымбекова # 3 мая 2016 в 09:00 0
Прекрасная разработка!буду использовать в своей педагогической деятельности!
Татьяна Николаевна Смурова # 27 мая 2016 в 15:58 0
Полезный для учителя материал. Актуальная тема, приведены примеры из опта работы. Во многом согласна с автором. Ученик должен уметь добывать знания, а не получать их в готовом виде, поэтому и урок должен строиться на активной познавательной деятельности ученика. Спасибо за содержательный материал, желаю творческих успехов.
Юрий Викторович Силин # 23 июля 2016 в 01:35 0
Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов, заставляет учебные заведения пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса.
Разработка новых методов и приёмов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения, открывают богатейшие возможности для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения.
Юрий Викторович Силин # 3 августа 2016 в 00:22 0
Поэтому и урок должен строиться на активной деятельностной основе. На уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать решения в нестандартной ситуации. Все эти моменты должны быть на современном уроке. Современный урок должен воспитывать Творца и Деятеля!
Оксана Николаевна Шевелева # 15 августа 2016 в 16:27 0
Очень интересная, познавательная статья. Очень помогли примеры из личной практики. Спасибо автору.
Марина Сергеевна Грачёва # 27 августа 2016 в 16:43 0
Здравствуйте. Тема актуальна, у каждого свои подходы. В Вашем материале очень много интересного. Успехов Вам!
Елена Олеговна Монетова # 29 октября 2016 в 08:27 0
Материал интересен тем,что автор поделилась содержательной формой общения ученика и учителя,основанной на воспитании культуры речевой грамотности,а это главная задача на уроках русского языка.