Ролевая игра по биологии, 10-11 класс

Ролевая игра по биологии для старшеклассников «Влияние деятельности человека на состояние биосферы»

Звучит музыка.

Учитель. Жизнь развивалась своим путём. И вдруг перед лицом природы встал Homo sapiens – человек разумный, который не хотел ждать милости от природы, а захотел взять все её богатства. Он вырубал вековые леса, засорял прозрачные источники, осушал полноводные реки...

Эпиграфом нашего урока станут слова К. Г. Паустовского: «Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву».

Беседа.

- Что такое «экологический кризис?»

- В чём его причины?

- Можно ли его предотвратить?

- Какие пути выхода из экологического кризиса вы бы могли предложить?

Сообщение темы, цели, основных вопросов урока.

Ход игры

Класс делится на группы «специалистов», каждая из которых получает свое задание.

Группы «специалистов»:

- метеорологи;

- гидробиологи;

- агрономы;

- биологи;

- врачи;

- юристы.

В ходе работы учащиеся заполняют таблицу, которая есть на доске и в тетрадях:

Оболочки Земли

Проблемы

Законодательство

Атмосфера

Гидросфера

Литосфера

 

 

Из зала «представители прессы» задают вопросы, на которые специалисты отвечают.

Вопросы для метеорологов:

Что такое атмосфера?

Какие источники загрязнения атмосферы вы знаете?

Какие источники загрязнения воздуха существуют в нашем районе?

Назовите мероприятия по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха.

Вопросы для гидробиологов:

Что такое гидросфера?

Назовите причины загрязнения водной среды.

Каково состояние питьевой воды в нашем регионе?

Пути решения проблемы загрязнения пресных вод.

Вопросы для агрономов:

Что такое литосфера?

Какой вред человек наносит почве в процессе производственной деятельности?

Пути решения проблемы загрязнения почвы.

Вопросы для биологов:

Как влияет окружающая среда на живые организмы?

Что такое Красная книга? Для чего она создана?

Вопросы для врачей:

Как влияет на организм человека окружающая среда? Статистические данные о заболеваниях детей нашего региона. Ваши советы по укреплению и охране здоровья.

Вопросы для юристов:

Почему возникла необходимость в создании законодательства об охране окружающей среды?

Основные законодательные акты по охране атмосферы, литосферы, гидросферы, растений и животных.

Как защитить своё право на жизнь?

Подведение итогов.

Теоретические материалы, необходимые для выступлений «Специалистов»

Метеорологи:

Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

Экологическое значение атмосферы: защита живых организмов от губительного влияния космического излучения, ударов метеоритов; регулирует сезонные и суточные колебания температуры, является носителем тепла и влаги. Через атмосферу происходит фотосинтез, обмен веществ и энергии, атмосфера является средой обитания всех наземных организмов.

Человек повышает температуру атмосферы путём сожжения огромного количества угля, нефти, газа, а также вследствие работы атомных электростанций, уничтожения лесов, которое приводит к увеличению в воздухе содержания углекислого газа. Углекислый газ атмосферы действует как стекло в теплице: свободно пропускает на поверхность Земли солнечные лучи, но не дает теплу уходить обратно в космос. Это повышает температуру атмосферы – создается парниковый эффект.

В атмосферу попадают вещества, которые являются источником разрушения озонового слоя. В воздухе иногда зависают тучи вредных газов, которые образуются в результате работы сотен котельных. Это так называемый «чёрный» и «белый» смог.

Оксиды серы и азота, которые попадают в воздух вследствие работы тепловых электростанций и автомобильных двигателей, взаимодействуя с водой, превращаются в азотную и серную кислоты, которые переносятся в виде тумана, а потом выпадают кислотными дождями.

Гидробиологи:

Гидросфера – водная оболочка Земли. Это моря, океаны, реки, озёра и подземные воды.

Экологические функции воды: вода – составная часть всех живых организмов. Благодаря воде осуществляются основные жизненные процессы – обмен веществ, тепла. Воды Мирового океана являются основным климатообразующим фактором, средой обитания для огромного числа организмов, важным источником природных ресурсов питания человека.

Загрязнение вод:

- физическое – вследствие увеличения содержания в воде нерастворимых примесей – песка, глины (за счёт смыва дождевыми водами распаханных участков);

- химическое – в результате попадания в водоёмы вместе со сточными водами вредных неорганических и органических веществ.

Большой вред гидросфере наносит нефть и нефтепродукты, которые образуют на поверхности водоемов нерастворимую пленку, нарушающую газообмен между водой и атмосферой, снижающую содержание кислорода в воде.

Агрономы:

Литосфера – это внешняя твёрдая оболочка Земли, которая включает земную кору и часть верхней мантии Земли.

Экологическое значение: на поверхности Земли живет большая часть растений, почвы являются основным условием для получения продуктов питания, источником полезных ископаемых.

Важным условием сохранения плодородия почвы является мелиорация; большой вред сельскому хозяйству наносит водная и ветровая эрозия.

Биологи: см. учебник биологии 10-11 кл.

Врачи:

80-90% раковых заболеваний возникают вследствие загрязнения окружающей среды. В результате экологического кризиса резко возросла детская заболеваемость, чаще рождаются дети-калеки, умственно отсталые, мертвые дети.

Юристы:

Одним из важных мероприятий по охране редких и исчезающих видов растений и животных является создание ботанических садов, заказников, заповедников, дендропарков, Красной книги.

Рекомендуем посмотреть:

Игра - соревнование про птиц для школьников, 6-7 класс

Ролевая игра по биологии, 7 класс

Игра по ботанике 6 класс с ответами

Кроссворды по биологии для 5 класса с ответами и вопросами

Игра «Что? Где? Когда?» по биологии, 9-11 классы

Нет комментариев. Ваш будет первым!