Методическая разработка конспекта урока физики для 8 класса

Конспект урока по физике на тему «Источники света. Распространение света»

Автор: Пчелинцева Ольга Александровна, учитель физики филиала МБОУ «Новониколаевская СОШ № 1 им. А.Н. Левченко» Орловской ООШ

Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию конспект урока по физике в 8 классе. Данный материал будет полезен учителям физики при проведении уроков в 8 классе.

Познавательная задача: Формирование у учащихся представлений об  естественных и искусственных источников света; о роли света в жизни человека, в современной технике.

Развивающая задача: Развивать умения работать с лабораторным оборудованием.

Воспитывающая задача: Формировать интерес к изучению физики путем раскрытия исторического наследия русской физической науки, связи физики с поэзией, музыкой, живописью.

Оборудование урока:

1.     Электролампа.

2.     Термоскоп.

Ход урока.

I.  Организационный момент.

Учащимся объявляется, что сегодня на уроке пойдет разговор о том, что такое свет, какую роль он играет в жизни человека, почему и как мы его воспринимаем.

II. Изучение нового материала.

Свет очень важен для каждого человека. Благодаря  нему  мы ориентируемся в пространстве, видим окружающий нас мир. Свет воспринимается органом зрения – глазом.  Чтобы понять  значение света в жизни человека,  я предлагаю провести минутный эксперимент: закройте на одну минуту глаза и представьте себе «жизнь во тьме»!

 Но свет – не только средство получения информации о действительности, но и инструмент ее исследования. Благодаря свету были сделаны величайшие научные открытия. Например, в астрономии установлены законы движения планет и звезд, их химический состав, в биологии – строение клетки живых организмов. Без света невозможен такой процесс, как фотосинтез, с помощью света в фотоэлементе преобразуется энергия излучения в электрическую энергию, что имеет практическое применение в солнечных батареях.

Что же такое свет?

Из практики мы знаем, что падая на тела, свет вызывает их нагревание, т.е. он передает им энергию. Давайте вспомним виды передачи энергии, которые мы с вами изучили (теплопроводность, конвекция, излучение). Каким  способом передается энергия при освещении тела? (Излучением.)  Попробуйте доказать это экспериментально, используя термоскоп и электрическую лампу. (Включаем электролампу и направляем ее свет на поверхность термоскопа сбоку, наблюдаем повышение температуры,  свидетельствующее  о нагревании воздуха в термоскопе, которое может быть вызвано в данном случае только излучением).

Итак, свет – это излучение, воспринимаемое глазом человека.

Раздел науки, посвященный изучению света, называют оптикой. Оптическое излучение создается источниками света. Одни из них сами излучают свет – это Солнце, звезды, пламя, раскаленные тела (например, нить электрической лампы), электрический разряд. Многие тела, от которых исходит свет, не излучают его сами, а только отражают падающий на них от других источников свет. Таковы все предметы, освещаемые солнцем. К источникам отраженного света  относится водная  поверхность океанов,  морей,  озер,  рек,  поверхность растительного, снегового,  облачного покровов, песчаная поверхность пустынь.

Естественные источники света (их свечение не зависит от воли человека) издавна привлекали к себе людей; они вдохновляли поэтов, художников, композиторов, мыслителей. Вот как писал о звездах М.В. Ломоносов:

Открылась бездна,  звезд полна.

Звездам числа нет, бездне – дна.

А Ф.И. Тютчев одно из своих стихотворений посвятил радуге:

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла –

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Оно дано нам на мгновенье,

Лови его – лови скорей!

В легендах и мифах Древней Греции и Рима упоминается о том, как Прометей похитил у богов огонь и дал его людям. Можно думать, что это помогло им создать искусственные источники света. Первым среди них был костер. Свет и тепло костра всегда притягивают к себе людей, создают лирическое настроение.

Особая роль среди искусственных источников света принадлежит свече: она стала символом жизни, знаний, символом бессмертия человеческих душ. Впоследствии были изобретены лампы накаливания, люминесцентные лампы, которые сейчас широко используют как источники света в аудиториях, заводских и фабричных зданиях, в метро и т.д.

Но человеческая мысль не стоит на месте. Был изобретен лазер. Он излучает индуцированный световой поток большой мощности, сконцентрированный в узком пространстве (луч). Мощность излучения лазера может быть больше мощности излучения Солнца. Лазер используется в голографии, в медицине, для сварки и т.д.

Итак, в области искусственного освещения человечество прошло путь от пламени костра до лампы дневного света и лазера. Но, как сказал наш знаменитый физик. С.И. Вавилов, внесший огромный вклад в создание люминесцентных ламп, «история исследования света, его природы и сущности далеко не закончена; несомненно, что впереди науку ждут новые открытия в этой области».

Одним из законов геометрической оптики является закон прямолинейного распространения света: свет в однородной среде распространяется прямолинейно.

Какие примеры вы можете привести для подтверждения прямолинейного распространения света?

Оптически однородной называется такая среда, в которой свет распространяется с постоянной скоростью. Если имеются две среды, в которых свет распространяется с различными скоростями, то среду, где свет распространяется с меньшей скоростью, называют оптически более плотной, а среду, где свет распространяется с большей скоростью – оптически менее плотной.

Каждый из вас неоднократно наблюдал, что если между  источником света и стеной поставить какой-нибудь предмет, то от этого предмета на стене появится тень и полутень. Тень – это область пространства, в которую не попадает световая энергия от источника света. Полутень – область пространства, в которую световая энергия от источника света попадает частично.

 Образованием тени полутени объясняются солнечные и лунные затмения. При солнечном затмении полная тень от Луны падает на Землю. Из этого места Земли Солнца не видно. Когда Луна, вращаясь вокруг Земли, попадает в ее тень, то наблюдается лунное затмение.

III.  Закрепление изученного материала.

1. Экспериментальная задача.

Поставьте настольную лампу на столе у стены. Опытным путем определите, как вы должны встать – близко или далеко от лампы, чтобы получить наибольшую по размерам тень на противоположной стене.

2.  Почему при письме так важно, чтобы свет падал слева?

3.  На поле стоят два столба. Высота первого столба 2,5 м, длина его тени 1,2 м. Найти высоту второго столба, если длина его тени 1 м. Источником света является солнце.

IV. Задание на дом.

п. 62, упр. 29(1)

V.  Окончание урока.

Учащимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «Плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «Минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «Интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс

Минус

Интересно

 

 

 

 

 

 

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока физики 8 класс на тему: Работа и мощность электрического тока

Конспект урока физики 8 класс по теме: Параллельное соединение проводников

Методическая разработка урока по физике 9 класс

Конспект урока физики 8 класс

Конспект интегрированного урока «Английский язык и физика» в 10 классе

Светлана Валерьевна Кошелева # 16 октября 2014 в 21:30 0
Ольга Александровна, спасибо за интересную разработку! Очень красивый урок - стихи, мифы, экскурсы в историю. Ещё одно его достоинство - то, что изучение нового материала основано на самостоятельной экспериментальной работе школьников. Творческих Вам успехов!
Светлана Валерьевна Кошелева # 16 октября 2014 в 21:30 0
Ольга Александровна, спасибо за интересную разработку! Очень красивый урок - стихи, мифы, экскурсы в историю. Ещё одно его достоинство - то, что изучение нового материала основано на самостоятельной экспериментальной работе школьников. Творческих Вам успехов!
Татьяна Борисовна Любавина # 22 ноября 2014 в 07:28 0
Здравствуйте Ольга Александровна!Спасибо за разработку!Очень интересная, детям очень понравились мифы и стихи. Вообще в таком возрасте (8 класс) интерес у детей понижается если его не поддерживать с помощью эксперимента и вот таких интересных моментов. Ещё раз СПАСИБО! Творческих успехов Вам!!!
Нина Петровна Толовски # 26 апреля 2015 в 12:53 0
Очень полезный материал, буду использовать при составлении своих уроках. Спасибо огромное за материал!
Дина Сабыровна Кульниязова # 2 декабря 2015 в 20:17 0
Спасибо за разработку! очень полезный материал, буду использовать на своих уроках.
Ольга Николаевна Сабылина # 8 января 2016 в 17:06 0
Очень полезный и интересный исторический материал, мифы и стихи, все это несомненно повышает интерес учащихся к теме и предмету. Самостоятельный эксперимент стоит многого. Спасибо! Творческих успехов Вам!
Светлана Викторовна Прудникова # 14 марта 2016 в 17:49 0
Уважаемая, Ольга Александровна! Ознакомилась с Вашей разработкой урока, на таких уроках дети активны.Очень разнообразный и познавательный урок. Как пожелание можно также продемонстрировать ролик - физминутку для глаз.Спасибо Вам!
Наталья Сергеевна Ларюшкина # 8 июля 2016 в 16:19 0
Спасибо за интересную разработку! Замечательный урок - стихи, мифы, экскурсы в историю. Ещё одно его достоинство - то, что изучение нового материала основано на самостоятельной экспериментальной работе школьников. Творческих Вам успехов!
Наталья Викторовна Курилова # 20 ноября 2016 в 21:18 0
Ольга Александровна,очень понравилась поэтическая составляющая урока, обращение к мифам.Но почему всё это говорите на уроке Вы?А не лучше было бы , чтобы сами ученики это нашли и озвучили? Цель экспериментальной задачи про тень не совсем понятна.