Усиление практической направленности преподавания физики

Из опыта работы учителя физики

Автор: Трунько Сергей Иванович, учитель физики МОУ «Рыбницкий Теоретический лицей», г. Рыбница, ПМР, Молдова

Описание материала: статья будет полезна как начинающим, так и опытным педагогам для формирования у учащихся интереса к физике. Представлен опыт развития творческих способностей учеников посредством создания радиотехнического кружка.

Для решения проблемы усиления личностно-ориентированой направленности образования и развития творческого потенциала личности могут и должны быть использованы часы вариативной части учебно-развивающего плана.

Основными требованиями к организации внеурочной работы со школьниками являются вовлечение всех учащихся с учетом их интересов и способностей в образовательный процесс, органическое единство учебной и внеучебной деятельности, высокая идейность, целеустремленность, общественно полезная направленность, увлекательность всех внеурочных занятии, повышение роли, органов детского самоуправления, взаимодействие школы с родителями.

В процессе обучения физике в общеобразовательной средней школ учащиеся должны овладеть глубокими и прочными знаниями основ науки физики в соответствии с современными требованиями общественного и научно-технического прогресса, у учащихся должны быть выработаны стремление к непрерывному совершенствованию знаний, умение самостоятельно пополнять их и применять их на практике. Вот почему особое внимание в обучении и воспитании в школе уделяется практической направленности образования. С целью развития творческих способностей учащихся, три года назад был открыт работающий по созданной нами программе кружок «Курс прикладной физики на основе автоматики».

Задача курса - практическая прикладная направленность преподавания физики; обучение применению знаний для объяснения принципа действия технического оборудования, автоматических устройств их узлов. Этим обеспечивается не только глубокие знания, по и развиваются практические умения и навыки ученика. Физика не дает конкретных указаний на возможное применение ее законов в технике. Требуется целенаправленный поиск применения явлений и закономерностей физики в технике. Та кой поиск обеспечивает данный курс.

Кружок дает учащимся возможность проявить свои индивидуальные склонности, обнаружить и развить способности, получить первоначальные представления об особенностях трудовой деятельности работников определенных профессий.

Опыт показывает, что в основе работы кружка должна быть ориентация на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность учащихся. Только добытые собственным трудом знания и умения прочны, только они приносят удовлетворение и уверенность в своих силах, пробуждают стремление к продолжению процесса познания.

Занятия в кружке мы стремились организовать так, чтобы результаты могли использоваться в ходе физико-технических вечеров или конференций, в процессе учебы.

В качестве объектов работы нами выбраны радиоэлектронные устройства. Сделано это из следующих соображений: данной областью техники интересуются многие учащиеся, так как радиоэлектроника является в на стоящие время основным направлением научно-технического прогресса. Поэтому важно ознакомить учеников с ее теоретической базой и с теми преимуществами, которые дает ее внедрение.

Ведущими видами деятельности ребят мы избрали практические занятия (75%) - сборку моделей, радиоэлектронных устройств и их усовершенствование, потому что они привлекательны для учащихся, здесь можно оперировать теми знаниями, которые приобретены на уроке и, главное, - они открывают простор для самостоятельных действий, творчества, для дальнейшего овладения важными практическими умениями.

Поскольку некоторые учащиеся только начинают знакомиться с радио электроникой и запас знаний в этой области невелик, то мы предлагаем кружковцам преимущественно простые задания, предусматривающие сборку приборов по готовым схемам или рисункам. Объяснить принцип их действия, внести изменения (усовершенствовать) в конструкцию прибора, практически их реализовать могут лишь ученики «со стажем». Все указанные выше мотивы определили требования к отбору моделей, предназначенных для изготовления на занятиях кружка. Модель должна:

1) быть общественно полезной;

2) иметь простую, по возможности занимательную конструкцию;

3) содержать резервы для совершенствования установки.

Учащиеся за время работы кружка познакомились с основами радио техники и изготовили различные устройства: «индикатор короткозамкнутых витков», «преобразователь напряжения», «термореле для инкубатора», «автомат включения освещения», «магнитные качели», «индикатор электрического поля», «колечки», «детекторный радиоприемник», «генератор световых импульсов», «регулируемый источник тока», «звуковой генератор», «переговорное устройство», «светомузыкальная установка». Свои работы ребята демонстрировали на школьных выставках, семинаре учите лей физики в нашей школе, па слете юных техников, рационализаторов и изобретателей города Тирасполя. Не последнее место в работе кружка занимает теоретическая подготовка. Кружковцы активно участвуют в научно-практических конференциях, выставках. Выступления школьников перед аудиторией, слеты, конференции гарантируют повышенный интерес товарищей к сообщению, а для ученика-докладчика это есть важный стимул для продолжения углубленных занятий физикой.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока физики 8 класс

Методическая разработка урока по физике 9 класс

Конспект урока физики 8 класс по теме: Параллельное соединение проводников

Конспект урока физики 8 класс на тему: Работа и мощность электрического тока

Конспект интегрированного урока «Английский язык и физика» в 10 классе

Валентина Николаевна Слепнева # 3 марта 2014 в 15:26 0
спасибо за статью, некоторые моменты взяла для написания самоанализа.
Александр Андреевич Плетнёв # 28 октября 2014 в 11:09 0
спасибо за статью. Полезная информация, особенно для молодых педагогов как я
Игорь Васильевич Негодаев # 31 января 2015 в 18:42 0
Хороший подход. Единственное, хотелось бы больше подробностей о конкретных примерах.
Нина Петровна Толовски # 26 апреля 2015 в 12:56 0
Очень полезный материал, буду использовать при составлении своих уроках. Спасибо огромное за материал!
Анастасия Юрьевна Кузнецова # 23 сентября 2015 в 16:14 0
Спасибо Сергей Иванович за Вашу статью! Взяла для себя на заметку способы организации внеклассной работы школьников.
Ольга Александровна Новикова # 5 октября 2015 в 13:01 0
Спасибо, Сергей Иванович. Физика - наука практическая, это точно. А потом никто не отменял правило, что надо услышать, увидеть и потрогать своими руками. Вот только жаль, что кружковая деятельность стала пропадать из школ по причине отсутствия финансирования школ.
Светлана Валерьевна Селюнина # 2 ноября 2015 в 15:16 0
Спасибо! Можно что то и для себя взять на заметку!
Марина Николаевна Черникова # 7 ноября 2015 в 22:03 0
ФИЗИКА ТОГДА БУДЕТ ХОРОШО ИЗУЧАТЬСЯ, когда детям дадут все потрогать и поэкспериментировать, а это можно сделать в большем объеме на кружках, которых очень мало. А жаль.
Ольга Николаевна Сабылина # 9 января 2016 в 12:45 0
Позавидовала вам Сергей Иванович белой завистью, когда-то все было и у нас, но школа стала малокомплектная, да и финансирования нет...Но тем не менее можно заниматься индивидуально с увлеченными ребятами. Успехов вам!
Ольга Ивановна Шелепова # 11 августа 2016 в 14:22 0
Сергей Иванович. молодец ! Свой опыт надо представлять. Конечно согласна с коллегами нужно добавить конкретных примеров. Радует то,что кружковая работа есть.Так держать
Наталья Викторовна Курилова # 20 ноября 2016 в 19:11 0
Сергей Иванович,хотелось бы узнать где взяли деньги на организацию такого кружка?Я сколько пыталась - ничего не получилось.Денег в школе на это нет.Проводила работы только на собственном энтузиазме и личных вложениях.Но это достаточно накладно.