Викторина по физике с ответами для 8-9 классов

Автор: Ершова Валентина Николаевна, учитель физики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Томского района

Описание работы: материал будет полезен  учителям  физики  при  проведении внеклассных мероприятий  для учащихся 8-9 классов  в рамках  предметной декады.

Цель: развитие познавательного интереса к  предмету;

Задачи:

- способствовать углублению и обобщению знаний по физике;

- развивать умение логически мыслить, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить эксперимент;

- воспитывать у учащихся интерес и внимание к окружающему их миру.

Викторина по физике  «Физический калейдоскоп»

1. Когда надо налить сок из жестяной банки через отверстие в крышке, то делают еще одно отверстие. Только тогда идет хорошая струя. Почему?

2. Ускорение ракеты возрастает даже в том случае, когда равнодействующая приложенных к ней  сил остается неизменной. Почему?

3. Каким образом космонавт, не связанный с кораблем, может вернуться на корабль?

4. Какая физическая ошибка допущена в следующем стихотворении?

Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг ее морозом оковало,

И неподвижной льдинкой капля стала,

И в мире поубавилось тепла.

5. Даны два совершенно одинаковых длинных   железных стержня. Один из них намагничен. Как определить, какой стержень намагничен, не пользуясь  никакими  другими  предметами.

6. В высокий цилиндрический сосуд диаметром 5 см упал мяч диаметром 4 см. Сможете ли вы достать мяч, не поворачивая сосуда?

7. Почему грязный, покрытый копотью снег тает быстрее, чем чистый?

8. Всегда ли сила трения тормозит движение тела?  Может ли сила трения быть движущей силой?

9. Как вылить воду из бутылки, не наклоняя ее?

10. Почему после снегопада становится тихо?

Ответы на вопросы викторины:

1. Если сделать в крышке банки только одно отверстие и опрокинуть банку. Сок буде выливаться до тех пор,  пока давление внутри жидкости на уровне отверстия не станет равен атмосферному. Когда в крышке два отверстия. То воздух. Попадающий в банку через «свободное» отверстие. Оказывпает дополнительное давление на жидкость и «выталкивает» ее.

2. Ускорение растет из-за уменьшения массы ракеты.

3. Отбросив от себя в сторону, противоположную кораблю,  Какой-либо предмет.

4. При кристаллизации воды тепло, наоборот выделяется.

5. Пусть намагничен стержень 1. Если в этом случае мы поднесем его конец к середине стержня 2, стержни будут притягиваться. А если поднести конец стержня 2 к середине стержня 1, стержни  притягиваться не будут.

6. Налейте в сосуд воду. Мяч всплывет и его можно будет вынуть.

7.  Тела черного цвета лучше поглощают тепловое излучение.

8.  Может. Например. У тепловозов, автомобилей, мотоциклов силой тяги является сила трения ведущих колес о рельсы и полотно дороги. Предметы на ленте конвейера приводятся в движение и движутся под влиянием силы трения.

9.  Через трубку, пропущенную внутрь бутылки, вдуть воздух. При этом давление воздуха в бутылке увеличится и он выдавит часть воды наружу через ту же трубку.

10.   Между пушинками свежевыпавшего снега существуют маленькие полости. Которые поглощают звук также, как современные звукопоглощающие покрытия.

Задания по физике

Задание №1

Часто экстрасенсы демонстрируют явление так называемого биомагнетизма. Оно проявляется в том, что после прижимания ко лбу металлических предметов, например, монет, последние достаточно долго удерживаются на человеке. Экстрасенсы утверждают, что время удерживания монетки связано с интенсивностью процесса мышления. Предложите  объяснение этому явлению, учитывая, что подобный опыт может повторить практически любой человек.

А Монетка прилипает к выделениям кожи

Б Монетка нагревается и диффундирует в кожу

В Монетка удерживается магнитным полем, возникающем при мыслительной деятельности

Г Между кожей и монеткой происходит электризация и электростатическое притяжение

Д Гравитационная сила притяжения монетки к человеку больше, чем сила притяжения ее к Земле

Ответ:

Прилипание обусловлено взаимным притяжением частиц, из которых состоит монетка, к молекулам веществ, находящихся на коже. Ответ А.

Задание №2

В районах со снежной зимой при оттепели деревянные крыши домов иногда продавливаются и рушатся под действием снега. А как изменяется сила тяжести, действующая на снег, находящийся на крыше, в процессе его таяния? При рассуждениях не учитывайте стекание растаявшего снега с крыши, изменение высоты центра тяжести тающего снега (и даже связь массы с энергией, выраженную в формуле Эйнштейна).

А Уменьшается

Б Не изменяется

В Многократно увеличивается

Г Увеличивается примерно в полтора-два раза

Ответ:

Сила тяжести, действующая на тело, зависит от его массы, но не зависит от агрегатного состояния. При таянии снега его масса не меняется, поэтому не изменяется и действующая на него сила тяжести. Ответ Б.

Задание №3

Китайцы называли их чу-ши, греки – адамас, геркулесов камень, французы – айман, египтяне – кость Ора, немцы – магнесс, англичане – лоудстоун. Большинство этих названий означает «любящий». О чем (или о ком) говорится таким поэтическим языком древних?

Ответ:Магнит.

Задание 4.

Этот ученый – один из известных физиков древности. Ему приписывают фразу: « Дайте мне точку опоры,  и я сдвину Землю» О ком идет речь?

Ответ:  древнегреческий ученый Архимед.

Задание 5.

Как вы объясните высказывание Плутарха?

«В янтаре содержится огненная и бестелесная сила, которая выходит из него скрытыми путями, если потереть поверхность янтаря…»

Ответ: При натирании поверхность янтаря электризуется. Наэлектризованное тело способно притягивать другие тела и создавать искровой разряд.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока физики 8 класс

Конспект интегрированного урока «Английский язык и физика» в 10 классе

Конспект урока физики 8 класс на тему: Работа и мощность электрического тока

Конспект урока физики 8 класс по теме: Параллельное соединение проводников

Методическая разработка урока по физике 9 класс

Рейтинг: +2 Голосов: 4 42799 просмотров
Данияр Маулетович Байжуманов # 24 мая 2014 в 22:24 +1
Здравствуйте, Валентина Николаевна! Очень хорошая викторина и очень занимательный вопросы вы составили, направленные на общее развитие учащихся. С вашего разрешения, возьму некоторые из ваших вопросов для какого-нибудь мероприятия с межпредметной связью. Большое спасибо за данный материал. Голосую за вас! v
Светлана Валерьевна Кошелева # 16 октября 2014 в 20:17 0
Валентина Николаевна,спасибо за интересную разработку! Хороший материал, требует не только знаний, но и умения мыслить, применять полученные знания на практике. Можно использовать во внеклассной работе или же на уроке закрепления материала. Творческих Вам успехов!
Александр Андреевич Плетнёв # 28 октября 2014 в 11:09 0
Интересные задания, некоторые даже ранее не слышал. Думаю детям будет интересно
Игорь Васильевич Негодаев # 31 января 2015 в 19:07 0
Действительно интересные задания, но к сожалению, некоторые вещи спорные. Вот, например, вопрос: "Китайцы называли их чу-ши, греки – адамас, геркулесов камень, французы – айман, египтяне – кость Ора, немцы – магнесс, англичане – лоудстоун. Большинство этих названий означает «любящий»." Не знаю насчет китайцев, но адамас - это вовсе не магнит, греческое слово "адамас" означает "несравненный", "неразрушимый". Этим словом называли алмаз. Английское loadstone - не совсем магнит, а все-таки минерал - магнитный железняк, и корень lode - это "вести" в значении "указывать путь", морское слово. Немецкое слово - magnet, тут тоже никакой связи с высокими чувствами: все европейские слова про магнит имеют одно и то же происхождение, от названия региона Магнесия. И только французы пошли своим путем, их aimant (читается "эмэн") действительно имеет основу в aimer, "любить". Я бы не придирался к таким вещам, но ученики могут усваивать такие "знания"...
Нина Петровна Толовски # 26 апреля 2015 в 12:53 0
Очень полезный материал, буду использовать при составлении своих уроках. Спасибо огромное за материал!
Анастасия Юрьевна Кузнецова # 23 сентября 2015 в 16:15 0
Здравствуйте, Валентина Николаевна! Очень интересные и разнообразные вопросы. С Вашего позволения возьму к себе в копилку для дальнейшего использования.
Марина Николаевна Черникова # 8 ноября 2015 в 22:27 0
Полностью соответствует целям и задачам
Жанна Викторовна Клюшина # 2 декабря 2015 в 19:24 0
Добрый вечер, Валентина Николаевна! Вопросы викторины интересны,можно использовать в качестве творческого домашнего задания при изучении определённой темы.Спасибо за работу.
Ольга Николаевна Сабылина # 8 января 2016 в 15:56 0
Здравствуйте, Валентина Николаевна! Вопросы интересные и познавательные, думаю их можно использовать на уроках по соответствующим темам, внеклассном мероприятии или для физической газеты. Спасибо.
Анжела Сарьевна Медведева # 1 февраля 2016 в 18:56 0
Спасибо за урок. постараюсь применить на внеклассном мероприятии. вопросы увлекательные. есть над чем призадуматься учащимся
Светлана Викторовна Прудникова # 14 марта 2016 в 14:44 0
Уважаемая Валентина Николаевна! Интересные вопросы, считаю, что будет интересно. Вы - творческий человек, спасибо.
Надежда Александровна Лоскунина # 10 октября 2016 в 20:05 0
Добрый день, Валентина Николаевна! Безусловно, ваша работа - это очень интересный и полезный материал, который можно использовать как целиком, так и по частям. И не только в рамках одной темы. Так что с удовольствием возьму себе на заметку.
Юлия Ивановна # 18 октября 2016 в 13:21 0
Вопросы интересные, спасибо. Радует то, что есть люди заинтересованные своим делом и пытаются заинтересовать детей.
Александр Александрович Овчинников # 10 ноября 2016 в 21:24 0
Великолепные вопросы. Огромное спасибо!
Особенно понравился вопрос №2. Ускорение ракеты возрастает даже в том случае, когда равнодействующая приложенных к ней сил остается неизменной. Почему?
Отличная ловушка.
Наталья Викторовна Курилова # 20 ноября 2016 в 19:22 0
Вопросы и задания полезные для учеников.Заставляют размышлять, применять имеющиеся знания, искать. если нет ответа на вопрос.