Инновационные подходы к обучению одаренных детей на уроках химии

Из опыта работы учителя химии

Автор: Тесник Юлия Валерьевна, учитель химии МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги

Описание материла: Предлагаю вам статью, посвященную одному из методов работы с одаренными детьми – методу “мини-проектов”. Материал является инновационным, носит универсальных характер, будет интересен и применим в профессиональной деятельности любого творческого педагога. Материал может быть использован на уроках в 8-11 классах.

Инновационные подходы к обучению одаренных детей на уроках химии

 «В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А.Сухомлинский

На рубеже ХХI века особое значение приобрела проблема обучения и воспитания одаренных детей. В настоящее время наблюдается возрастающий интерес к различным видам работы с одаренными детьми. В процессе работы с одаренными детьми на уроках химии в 8 классе я  использую метод мини-проектов.

Этот метод является оригинальным, инновационным, носит универсальных характер, и думаю, что он будет интересен и применим в профессиональной деятельности любого творческого педагога. Этот метод с одной стороны, представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, а с другой стороны, использование данного метода ориентировано на развитие ярко выраженных способностей учащихся в области химии.

Ценность  метода мини-проектов в моей интерпретации состоит в удивительной легкости и гибкости его применения, доступности для большинства педагогов и учащихся, не зависимо от уровня их подготовки по предмету и личностных характеристик.

Цели использования метода мини-проектов на моих уроках:

- способствовать актуализации и обобщению знаний, имеющихся у ученика по данной теме или проблеме; - продолжить формирование устойчивого интереса к изучаемой теме; - способствовать повышению мотивации ученика к активной, творческой работе на уроке и дома.

Метод мини-проектов в моей интерпретации называется -  “Химия на переменах”. Именно такое название позволяет отразить основную идею этого метода.

Как применить такой метод?  Во-первых, для каждой изучаемой темы курса “Химия 8 класс” я подбираю нетрадиционные задания, в том числе и темы для мини-проекта учащегося – обязательно несколько (табл.1). У моих подчиненных должен быть шанс для творчества. Итак, в качестве домашнего задания один из учеников выбрал дополнительное задание “Мини-проект”, выбрана и тема мини-проекта!

Таблица 1. Темы мини-проектов в курсе химии 8 класса.

Тема урока

Тема мини-проекта

1

Предмет химии. Вещества.

“Тела. Вещества. Свойства”

“Удивительное тело и его свойства”

“Удивительное вещество и его свойства”

2

Основные сведения о строении атома.

 “Атом и его строение”

“Мир из атомов”

“Роль ученых-химиков в открытии атома и изучении его строения”

3

Простые вещества – металлы.

 “Знакомые и незнакомые металлы”

“Удивительный металл и его свойства”

“Кто нас открыл? ”

4

Простые вещества – неметаллы.

 “Неметаллы вокруг нас”

“Кто нас открыл?”

“Завораживающий неметалл и его свойства”

5

Чистые вещества и смеси.

 “Легко ли отличить смесь от чистого вещества?..”

 “Самая главная смесь в моей жизни”

“Чистое вещество вдали от смеси”

Теперь нам (ученику и мне) надо решить, будет ли он один выполнять свой мини-проект или в паре. Это важное решение, которое способствует формированию у ученика самостоятельности и серьезности. Второй шаг сделан. На выполнение мини-проекта учащемуся предлагается только одна неделя. Это является обязательным условием проектной деятельности в рамках этого варианта мини-проектов.  И вот тут начинается самое интересное в творческой работе: конечный продукт мини-проекта – это стенд, который находится в коридоре рядом с кабинетом химии на 4 этаже нашей школы. Стенд состоит из 6 “карманов” формата А4, которые ответственные за мини-проект должны заполнить “начинкой для карманов”. Каждый “карман” - отдельный структурный блок в теме. “Начинка для кармана” – обычный лист бумаги А4, на котором ученики помещают информацию, необходимую с их точки зрения для раскрытия структурного блока темы. Ученику предлагается выбрать 5 обязательных структурных блоков мини-проекта, а один, из шести, придумать свой.

Обязательные структурные блоки мини-проекта:

1. химические формулы, названия веществ;

2. химическая посуда;

3. химические опыты;

4. история вопроса;

5. связь с жизненными аспектами;

6. занимательная часть.

При оформлении “начинки карманов” ученик должен руководствоваться следующими требования:

- химическая грамотность;

- наличие химических формул, названий, фотографий, дат;

- яркость материала;  

- хорошая видимость материала;

- доступность материала для понимания.

Наступает момент презентации продукта мини-проекта – стенда! И так как стенд доступен для всех - он не в кабинете, на него обращают внимание все: ученики и учителя, и родители, проходящие рядом, и даже те, кто еще и не знает, что такое химия. В этом-то изюминка и смысл “моего метода мини-проектов”. На перемене каждый ученик школы может оценить выполненный проект, а также посмотреть и изучить предложенную информацию, сравнить свои творческие способности, а может и подстегнуть себя на выполнение подобного задания. У нас в школе, да и в других школах г. Калуги, аналогов такому стенду нет.

Я не раз убеждалась в правильности такого решения: ученики подходят  к стенду на переменах, читают, смотрят, интересуются…узнают что-то новое для себя, закрепляют уже известные факты. Стенд “работает” за меня на переменах!  Уникальность и в том, то стенд “работает всегда”, независимо от темы, изучаемой на уроке, времени года за окном или настроения учеников, да и моего тоже! “Начинка карманов” легко меняется. 

Я считаю, что разработанный мною метод результативен, так как он позволяет мне достигать целей поставленных в процессе обучения, а именно: сделать обучение, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Цель метода мини-проектов отвечают целям образования на современном этапе. Такой метод создает условия для  формирования интеллектуальных качеств личности, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, учит конструировать собственный образовательный маршрут.

Результативность использования такого метода в образовательном процессе доказывается следующими показателями: уровень обученности по предмету составляет 97% (средний показатель по трем четвертям трех 8-х классов), качество знаний учащихся по предмету составляет 67% (средний показатель по трем четвертям трех 8-х классов) в 2012/2013 учебном году; наблюдается положительная динамика качества знаний в 8 классах; наблюдается положительная динамика изменения уровня мотивации к изучению предмета химии среди учащихся 8 классов в 2012/2013 учебном году; наблюдается увеличение учащихся, выбирающих выполнение предложенных мини-проектов в качестве дополнительного домашнего задания по предмету.

Мой инновационный метод и результаты его применения были обсуждены на педсовете школы от 28 марта 2013 года, а также на  городском семинаре учителей химии и биологии “Проектная и учебно-исследовательская деятельность как один из компонентов реализации ФГОС ” от 17 апреля 2013 г., имеются положительные отзывы учащихся 8 классов, учителей школы, а также методиста  Управления образования г. Калуги.

Я считаю, что для обучения и воспитания одаренных детей, в том числе и на уроках химии, важным является создание атмосферы для раскрытия и развития их индивидуальных талантов.

Мой метод мини-проектов способствует поддержанию и развитию индивидуальности одаренных детей. 

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного урока по ОБЖ и химии в 11 классе

Конспект урока химии для 9 класса

Практические работы по химии 9 класс

Методическая разработка урока химии 9 класс

Конспект урока химии для 10 класса по теме «Изучение метанола и этанола»

Анжела Петровна Никитина # 23 ноября 2013 в 16:49 +2
Юлия Валерьевна, спасибо, что поделились опытом своей работы! С удовольствием прочитала Вашу статью и хочу взять Ваш опыт работы и себе на вооружение) Метод проектов применяю в основном в старших классах 10-11 и в глобальном масштабе: с целью охватить более обширно и подробно большой объём материала, у меня  учащиеся готовят презентации и защищают свой проект на уроке ( за урок  5-6 групп ) все темы проектов связаны одной главной темой.  Предварительно конечно проводится большая совместная подготовительная работа. А вот с 8 классами - ваш метод,  думаю, оптимален и интересен. Ещё раз, спасибо ! )
Ольга Валентиновна Трискун # 4 июля 2014 в 21:50 +1
Юлия Валерьевна, ваша статья для меня сейчас как никогда актуальна. Долгое время работала лишь в старших классах, часто обращалась к данному методу, но что больше всего мне понравилось, что материал мини-проекта становится доступным для всех школьников, это дает стимул ученику, где-то даже укрепляется положительная самооценка, а в некоторых случаях и заставляет более качественно подходить к выполнению проекта. Спасибо за замечательную идею.
Наталья Васильевна Алексеева # 2 сентября 2014 в 20:59 0
Уважаемая Юлия Валерьевна! Мне очень интересно всё, что связано с методом проекта, так как он мною недостаточно изучен. Я использую проекты в самостоятельной работе студентов. Это прежде всего презентации и рефераты. Но сегодня я узнала, как можно сделать мини-проект более доступным и интересным. Спасибо Вам, что поделились своим опытом. Успехов!
Ольга Александровна Старовойтова # 10 октября 2014 в 07:44 0
спасибо за опыт, я тоже использую проектную деятельность. но ваша статья поможет мне сделать это более доступно и охватить больше желающих учащихся.
Олеся Александровна Ситалова # 3 декабря 2014 в 00:18 +1
Юлия Валерьевна, спасибо за Ваш материал. Тема проектирования очень актуальна с переходом на ФГОС.
Бахитжан Гомаровна Касенова # 6 декабря 2014 в 19:22 +1
Добрый вечер Юлия Валерьевна ! Я ознакомилась с методикой Вашей работы по презентации мини проектов. Считаю ,что данная работа прививает интерес к предмету ,расширяет кругозор и способствует развитию самостоятельных творческих навыков у учащихся , что особенно важно для учащихся 8 класса ,так как они первый год изучают химию как предмет. Обязательно использую Ваш метод в своей практике , спасибо. Примите мой голос +1.
Татьяна Васильевна Кащенко # 19 декабря 2014 в 13:29 0
Юлия Валерьевна большое спасибо за статью о применении минипроектов на уроках. Данная работа детей учит ответственности, умению работать самостоятельно и может стимулировать интерес к предмету.
Анна Викторовна Купцова # 5 января 2015 в 16:20 +1
Добрый день, Юлия Валерьевна! Ваша методика работы с мини-проектами интересна и действительно актуальна по многим причинам: 1) учащиеся могут самостоятельно выбрать задание; 2) учащиеся учатся работать с информацией и представлять её; 3) нестандартная форма домашнего задания способствует повышению интереса к предмету.
Однако у меня есть несколько вопросов:
1. Может ли учащийся самостоятельно предложить тему мини-проекта (судя по уровню обученности по предмету, о котором Вы пишите, Ваши ученики могут это сделать)?
2. На стенде одновременно размещается один проект, а как Вы поступаете, если подготовлено несколько проектов? Сколько по времени один проект "демонстрируется" окружающим?
3. Вы приводите обязательные структурные блоки проекта, но ведь не во всех темах их можно отразить (например, на первых уроках учащиеся вряд ли напишут формулы; по теме "Атом и его строение" учащимся будет сложно подобрать химический эксперимент). Как и кто в этих случаях изменяет названия обязательных структурных блоков?
Мне кажется Ваш материал был более наглядным, если бы Вы привели фотографии стенда с несколькими мини-проектами.
Игорь Васильевич Негодаев # 28 января 2015 в 23:50 0
Благодарю, очень нетривиальный подход к изучению и - главное! - популяризации химии в школе. Согласен с вышеотписавшимися - категорически не хватает фотографий Ваших стендов. К сожалению, у меня не получится использовать этот опыт, т.к. я работаю в дистанционном образовании, но я непременно поделюсь идеей с коллегами! :)
Лала Володяевна Гарибян # 3 июля 2015 в 15:47 0
Уважаемая Юлия Валерьевна, большое спасибо, что поделились опытом своей работы! С удовольствием прочитала Вашу статью и хочу взять Ваш опыт работы и себе на вооружение. С 8 классами - ваш метод, думаю, оптимален и интересен. Ещё раз, спасибо !
Раиля Бадртдиновна Батырова # 6 ноября 2015 в 07:55 0
Спасибо , что поделились опытом. Материал очень интересен.
Ирина Николаевна Райляну # 10 января 2016 в 14:43 0
Юлия Валерьевна, Ваша статья для меня сейчас как никогда актуальна. Больше всего мне понравилось, что материал мини-проекта становится доступным для всех школьников, это дает стимул ученику, где-то даже укрепляется положительная самооценка, а в некоторых случаях и заставляет более качественно подходить к выполнению проекта. Спасибо за замечательную идею.В данный момент работа с одаренными очень актуальна, что скрывать ведь наша работа в основном направлена на среднего ученика, а одаренные остаются на втором плане. Спасибо.